От анализа текста к сочинению.Алгоритм написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку.
От анализа текста к сочинению.Алгоритм написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку.
Комментарии Во вступлении ученик перечисляет все поднятые автором темы, стараясь не упустить ни одну сколько-нибудь значимую. Это даёт возможность эксперту оценить работу по критерию К 1 баллом 1, т.к. неизбежно в данный ряд попадает хотя бы одна проблема из обозначенных в «ключе». Первый абзац главной части – комментарии важнейших (на взгляд ученика) проблем из перечисленных выше. Комментарий опирается на исходный текст, ноне превращается в пересказ! Ученик даёт понять рассуждениями, что поступки героев передают мысли автора. Следующий абзац – формулирование авторской позиции, т.е. её чёткое проговаривание, вербальное воплощение, но не намёк, не опосредованная передача ощущаемого. Это внятное определение того, чему учит автор, на какие выводы наталкивает читателя, что в читателе воспитывает. Каждая идея вытекает из соответствующей темы, помещённой во вступлении. Третий абзац главной части – выражение учеником собственного мнения. Он может сосредоточиться на одной из проблем (главнейшей!), как сделал автор данного сочинения, и привести не менее 2 аргументов в пользу своего согласия/несогласия с позицией автора. В этой ситуации подстерегает опасность «не угадать» проблему, имеющуюся в «ключе», что повлечёт за собой оценивание 0 баллов и критерия К4. Если же проблема выбрана верно, К4 с большой вероятностью будет оценен 2 баллами. Заключение сочинения – 2-3 строки, подводящие итог сказанному. Лучше всего завершить работу самыми сильными фразами в пользу своего мнения, привести неоспоримый довод, как бы поставить эмоциональную точку, не забыв при этом упомянуть об авторе, что подтвердит опору всего сочинения на исходный текст. Возможны и другие варианты наполнения заключения, однако оно должно присутствовать в работе, недопустим внезапный «обрыв» сочинения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«От анализа текста к сочинению.Алгоритм написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку. »
Система работы с текстом в связи с подготовкой к выполнению задания С в формате ЕГЭ
Цели и задачи
Знать:
Основные этапы работы с текстом для написания сочинения.
Уметь:
Выполнять различные элементы комплексного анализа текста.
Создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.
Текст Д.С. Лихачёва (фрагменты)
(1) Что же самое главное в жизни? (2) Главное у каждого человека должно быть добрым и значительным. (3) Человек должен уметь подниматься над самим собой, над своими личными заботами и думать о смысле жизни - оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
(4) В жизни ценнее всего доброта, умная, целенаправленная… (6) Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе, о своих интересах… (8) Если жить для других, то другие сберегут то, чему ты отдал силы.
(9)Всё плохое и мелкое в жизни быстро забывается. (10) А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминается надолго… (14) В жизни надо иметь своё служение - служение какому-то делу, даже если оно маленькое. (15) Если этому делу будешь верен, оно станет большим.
(16) Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно.
Работа с текстом (в группах)
Озаглавьте текст.
Определите тип речи данного текста. Докажите правильность ответа. В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора? Какова основная проблематика текста?
Определите стиль текста. Докажите правильность ответа.
Составьте графический проект – защиту данного текста по принципу «планета и её спутники». В итоге у вас должна получиться схема, которая графически отобразит связь ваших размышлений, определяющих информационное поле данного рассуждения (т.е. его тематику), с ключевым словосочетанием текста ( самое главное в жизни).
Композиция сочинения-рассуждения
В экзаменационной работе должно быть несколько обязательных смысловых частей:
Общая характеристика темы и проблематики текста ( тема– это то, о чём говорится в тексте;проблема– это задача или вопрос, требующий разрешения).
Комментарий к одной из проблем:
актуальна ли проблема, поднятая автором?
сталкивались ли вы с этой проблемой?
интересна ли эта проблема молодым людям?
что зависит от решения проблемы?
Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.
Выражение собственной позиции, её аргументация.
Варианты вступительной части
Наиболее распространённый вариант начала сочинения предполагает его прямую связь с определением темы и проблематики исходного текста.
В таком случае названная часть работы может представлять собой:
собственно определение темы текста;
формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор текста;
краткую справку об авторе текста;
лирическое размышление, связанное с темой текста.
Вариантом вступления также может быть:
Риторический вопрос.
Цитата в качестве зачина.
Цепочка вопросительных предложений.
Назывные предложения в качестве зачина и др.
Практика (варианты вступления)
Наверное, каждый человек в определённое время задумывается над вопросом, что же самое главное и значительное в нашей жизни? Кто достигает счастья? Какие люди запоминаются надолго? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Д. Лихачёва ( цепочка вопросительных предложений ).
Доброта. Смысл жизни. Счастье. Мне кажется, трудно найти человека, который не пытался бы вникнуть в смысл этих слов. Д. Лихачёв – один из тех, кто размышляет об этом ( назывные предложения в качестве зачина ).
Энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения ( концовка – ответ ).
Этически корректное возражение автору текста.
Практика (варианты заключения)
Спешите делать добрые дела, всегда и во всём «следуйте путями доброты»-такой завет оставил нам Д. Лихачёв ( цитата ).
Проблемы, поднятые Д. Лихачёвым, крайне актуальны и заставляют задуматься над их решением. Мы не всегда властны над поступками других людей. Но любим – избирательно, уважаем – избирательно… Тех, кто живёт для других и оставляет о себе добрую и долгую память ( итог сказанному, обобщение ).
Авторская позиция
( Отношение автора представленного текста к проблеме, поднятой им )
Уместными могут быть фразы
Автор высказывает ( выражает, формулирует, проводит ) мысль ( глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую ).
По мнению автора…
Публицист убеждён в том, что…
Автор заставляет задуматься о…
Писатель оригинально решает поставленную проблему, так как…
Автор текста доказывает свою точку зрения…
Выражение собственной позиции, её аргументация
Виды доказательств
Дедуктивные – от тезиса к доказательствам. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других. Например, …»
Индуктивные – от примера к тезису «В жизни ценнее всего доброта. Следовательно, доброта – одно из самых важных качеств человека».
Прямые:
ссылка на общее суждение, не требующее дополнительных доказательств. «Каждый человек хочет быть счастливым»;
ссылка на авторитетный источник(цитата, примеры из худ. литературы и др.);
указание причин верности, точности, достоверности выдвинутого тезиса;
приведение аналогии, сравнения.
Косвенные – доказательства от противного: через опровержение истинности противоположного тезиса.
Типичные ошибки в сочинении
Отсутствие тезиса.
Отсутствие логики в расположении частей сочинения.
Отсутствие переходов от общих положений к приведению примеров из текста.
Неумение употреблять в сочинении средства связи между предложениями.
Неумение выстраивать доказательную часть сочинения.
Неумение использовать текст как способ аргументации.
Средства связи предложений в тексте
Слова одной тематической группы.
Однокоренные слова.
Синонимы, антонимы ( в том числе контекстные ).
Лексический повтор.
Союзы.
Местоимения.
Вводные слова.
Синтаксический параллелизм.
Вопросительные или неполные предложения и т.д.
Примерное сочинение-рассуждение по тексту Д.Лихачёва
Доброта? Смысл жизни? Счастье? Трудно найти человека, который не пытался бы ответить на эти вопросы. Д. Лихачёв попытался это сделать ( общая характеристика и проблематика текста).
В разные времена у людей неодинаково было представление о счастье. По мнению автора, «счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других» ( комментарий, авторская позиция ).
Мне близка его точка зрения. Помните бесстрашного Данко, вырвавшего своё сердце и осветившего путь людям? Г. Добросклонова, для которого «доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего»?
– Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям,- писал великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен.
На мой взгляд, счастье доступно только человеку, получившему в наследство то, что было накоплено предыдущими поколениями. Человеку, вглядевшемуся в окружающий его мир и полюбившему эту жизнь вокруг больше себя самого. Человеку, знающему, что с его уходом мир не исчезнет, но будет жить и становиться тем лучше, чем сделал он сам, человек, для его гармонии, его справедливости, его красоты ( выражение собственной позиции и её аргументация ).
Проблемы, поднятые Лихачёвым, актуальны и заставляют задуматься над их решением. Ведь мы любим – избирательно, уважаем – избирательно… Тех, кто живёт для других и оставляет о себе добрую память ( заключение ).
Автор презентации-Бахтин Сергей Федорович,учитель русского языка и литературы высшей категории МКОУ «Реконструкторская СОШ»Волгоградская обл.