kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

От анализа текста к сочинению.Алгоритм написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комментарии Во вступлении ученик перечисляет все поднятые автором темы, стараясь не упустить ни одну сколько-нибудь значимую. Это даёт возможность эксперту оценить работу по критерию К 1 баллом 1, т.к. неизбежно в данный ряд попадает хотя бы одна проблема из обозначенных в «ключе». Первый абзац главной части – комментарии важнейших (на взгляд ученика) проблем из перечисленных выше. Комментарий опирается на исходный текст, ноне превращается в пересказ! Ученик даёт понять рассуждениями, что поступки героев передают мысли автора. Следующий абзац – формулирование авторской позиции, т.е. её чёткое проговаривание, вербальное воплощение, но не намёк, не опосредованная передача ощущаемого. Это внятное определение того, чему учит автор, на какие выводы наталкивает читателя, что в читателе воспитывает. Каждая идея вытекает из соответствующей темы, помещённой во вступлении. Третий абзац главной части – выражение учеником собственного мнения. Он может сосредоточиться на одной из проблем (главнейшей!), как сделал автор данного сочинения, и привести не менее 2 аргументов в пользу своего согласия/несогласия с позицией автора. В этой ситуации подстерегает опасность «не угадать» проблему, имеющуюся в «ключе», что повлечёт за собой оценивание 0 баллов и критерия К4. Если же проблема выбрана верно, К4 с большой вероятностью будет оценен 2 баллами. Заключение сочинения – 2-3 строки, подводящие итог сказанному. Лучше всего завершить работу самыми сильными фразами в пользу своего мнения, привести неоспоримый довод, как бы поставить эмоциональную точку, не забыв при этом упомянуть об авторе, что подтвердит опору всего сочинения на исходный текст. Возможны и другие варианты наполнения заключения, однако оно должно присутствовать в работе, недопустим внезапный «обрыв» сочинения.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«От анализа текста к сочинению.Алгоритм написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку. »

Система работы с текстом в связи с подготовкой к выполнению задания С в формате ЕГЭ

Система работы с текстом в связи с подготовкой к выполнению задания С в формате ЕГЭ

Цели и задачи

Цели и задачи

  • Знать:
  • Основные этапы работы с текстом для написания сочинения.
  • Уметь:
  • Выполнять различные элементы комплексного анализа текста.
  • Создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.
Текст Д.С. Лихачёва (фрагменты)  (1) Что же самое главное в жизни? (2) Главное у каждого человека должно быть добрым и значительным. (3) Человек должен уметь подниматься над самим собой, над своими личными заботами и думать о смысле жизни - оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.  (4) В жизни ценнее всего доброта, умная, целенаправленная… (6) Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе, о своих интересах… (8) Если жить для других, то другие сберегут то, чему ты отдал силы.  (9)Всё плохое и мелкое в жизни быстро забывается. (10) А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминается надолго… (14) В жизни надо иметь своё служение - служение какому-то делу, даже если оно маленькое. (15) Если этому делу будешь верен, оно станет большим.  (16) Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно.

Текст Д.С. Лихачёва (фрагменты)

(1) Что же самое главное в жизни? (2) Главное у каждого человека должно быть добрым и значительным. (3) Человек должен уметь подниматься над самим собой, над своими личными заботами и думать о смысле жизни - оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

(4) В жизни ценнее всего доброта, умная, целенаправленная… (6) Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе, о своих интересах… (8) Если жить для других, то другие сберегут то, чему ты отдал силы.

(9)Всё плохое и мелкое в жизни быстро забывается. (10) А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминается надолго… (14) В жизни надо иметь своё служение - служение какому-то делу, даже если оно маленькое. (15) Если этому делу будешь верен, оно станет большим.

(16) Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно.

Работа с текстом (в группах)

Работа с текстом (в группах)

  • Озаглавьте текст.
  • Определите тип речи данного текста. Докажите правильность ответа. В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора? Какова основная проблематика текста?
  • Определите стиль текста. Докажите правильность ответа.
  • Составьте графический проект – защиту данного текста по принципу «планета и её спутники». В итоге у вас должна получиться схема, которая графически отобразит связь ваших размышлений, определяющих информационное поле данного рассуждения (т.е. его тематику), с ключевым словосочетанием текста ( самое главное в жизни ).
Композиция сочинения-рассуждения  В экзаменационной работе должно быть несколько обязательных смысловых частей: Общая характеристика темы и проблематики текста ( тема – это то, о чём говорится в тексте; проблема – это задача или вопрос, требующий разрешения). Комментарий к одной из проблем: актуальна ли проблема, поднятая автором? сталкивались ли вы с этой проблемой? интересна ли эта проблема молодым людям? что зависит от решения проблемы? Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме. Выражение собственной позиции, её аргументация.

Композиция сочинения-рассуждения

В экзаменационной работе должно быть несколько обязательных смысловых частей:

  • Общая характеристика темы и проблематики текста ( тема – это то, о чём говорится в тексте; проблема – это задача или вопрос, требующий разрешения).
  • Комментарий к одной из проблем:
  • актуальна ли проблема, поднятая автором?
  • сталкивались ли вы с этой проблемой?
  • интересна ли эта проблема молодым людям?
  • что зависит от решения проблемы?
  • Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.
  • Выражение собственной позиции, её аргументация.

Варианты вступительной части Наиболее распространённый вариант начала сочинения предполагает его прямую связь с определением темы и проблематики исходного текста. В таком случае названная часть работы может представлять собой: собственно определение темы текста; формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор текста; краткую справку об авторе текста; лирическое размышление, связанное с темой текста.  Вариантом вступления также может быть:

Варианты вступительной части

  • Наиболее распространённый вариант начала сочинения предполагает его прямую связь с определением темы и проблематики исходного текста.
  • В таком случае названная часть работы может представлять собой:
  • собственно определение темы текста;
  • формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор текста;
  • краткую справку об авторе текста;
  • лирическое размышление, связанное с темой текста.

Вариантом вступления также может быть:

  • Риторический вопрос.
  • Цитата в качестве зачина.
  • Цепочка вопросительных предложений.
  • Назывные предложения в качестве зачина и др.
Практика (варианты вступления)

Практика (варианты вступления)

  • Наверное, каждый человек в определённое время задумывается над вопросом, что же самое главное и значительное в нашей жизни? Кто достигает счастья? Какие люди запоминаются надолго? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Д. Лихачёва ( цепочка вопросительных предложений ).
  • Доброта. Смысл жизни. Счастье. Мне кажется, трудно найти человека, который не пытался бы вникнуть в смысл этих слов. Д. Лихачёв – один из тех, кто размышляет об этом ( назывные предложения в качестве зачина ).
Варианты заключения

Варианты заключения

  • Итог всему сказанному, обобщение.
  • Цитата, если она является итоговым суждением.
  • Личное отношение к решаемой проблеме.
  • Яркий пример, обобщающий суждения.
  • Развёрнутая мысль, выраженная во вступлении.
  • Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод ( концовка – афоризм ).
  • Энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения ( концовка – ответ ).
  • Этически корректное возражение автору текста.
Практика (варианты заключения)

Практика (варианты заключения)

  • Спешите делать добрые дела, всегда и во всём «следуйте путями доброты»-такой завет оставил нам Д. Лихачёв ( цитата ).
  • Проблемы, поднятые Д. Лихачёвым, крайне актуальны и заставляют задуматься над их решением. Мы не всегда властны над поступками других людей. Но любим – избирательно, уважаем – избирательно… Тех, кто живёт для других и оставляет о себе добрую и долгую память ( итог сказанному, обобщение ).
Авторская позиция ( Отношение автора представленного текста к проблеме, поднятой им ) Уместными могут быть фразы

Авторская позиция

( Отношение автора представленного текста к проблеме, поднятой им )

Уместными могут быть фразы

  • Автор высказывает ( выражает, формулирует, проводит ) мысль ( глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую ).
  • По мнению автора…
  • Публицист убеждён в том, что…
  • Автор заставляет задуматься о…
  • Писатель оригинально решает поставленную проблему, так как…
  • Автор текста доказывает свою точку зрения…
Выражение собственной позиции, её аргументация Виды доказательств  Дедуктивные – от тезиса к доказательствам. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других. Например, …»  Индуктивные – от примера к тезису «В жизни ценнее всего доброта. Следовательно, доброта – одно из самых важных качеств человека».  Прямые:  ссылка на общее суждение , не требующее дополнительных доказательств. «Каждый человек хочет быть счастливым»;  ссылка на авторитетный источник (цитата, примеры из худ. литературы и др.);  указание причин верности, точности, достоверности выдвинутого тезиса;  приведение аналогии, сравнения.  Косвенные – доказательства от противного: через опровержение истинности противоположного тезиса.

Выражение собственной позиции, её аргументация

  • Виды доказательств

Дедуктивные – от тезиса к доказательствам. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других. Например, …»

Индуктивные – от примера к тезису «В жизни ценнее всего доброта. Следовательно, доброта – одно из самых важных качеств человека».

Прямые:

  • ссылка на общее суждение , не требующее дополнительных доказательств. «Каждый человек хочет быть счастливым»;
  • ссылка на авторитетный источник (цитата, примеры из худ. литературы и др.);
  • указание причин верности, точности, достоверности выдвинутого тезиса;
  • приведение аналогии, сравнения.

Косвенные – доказательства от противного: через опровержение истинности противоположного тезиса.

Типичные ошибки в сочинении

Типичные ошибки в сочинении

  • Отсутствие тезиса.
  • Отсутствие логики в расположении частей сочинения.
  • Отсутствие переходов от общих положений к приведению примеров из текста.
  • Неумение употреблять в сочинении средства связи между предложениями.
  • Неумение выстраивать доказательную часть сочинения.
  • Неумение использовать текст как способ аргументации.
Средства связи предложений в тексте

Средства связи предложений в тексте

  • Слова одной тематической группы.
  • Однокоренные слова.
  • Синонимы, антонимы ( в том числе контекстные ).
  • Лексический повтор.
  • Союзы.
  • Местоимения.
  • Вводные слова.
  • Синтаксический параллелизм.
  • Вопросительные или неполные предложения и т.д.

Примерное сочинение-рассуждение по тексту Д.Лихачёва

Доброта? Смысл жизни? Счастье? Трудно найти человека, который не пытался бы ответить на эти вопросы. Д. Лихачёв попытался это сделать ( общая характеристика и проблематика текста ).

В разные времена у людей неодинаково было представление о счастье. По мнению автора, «счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других» ( комментарий, авторская позиция ).

Мне близка его точка зрения. Помните бесстрашного Данко, вырвавшего своё сердце и осветившего путь людям? Г. Добросклонова, для которого «доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего»?

– Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям,- писал великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен.

На мой взгляд, счастье доступно только человеку, получившему в наследство то, что было накоплено предыдущими поколениями. Человеку, вглядевшемуся в окружающий его мир и полюбившему эту жизнь вокруг больше себя самого. Человеку, знающему, что с его уходом мир не исчезнет, но будет жить и становиться тем лучше, чем сделал он сам, человек, для его гармонии, его справедливости, его красоты ( выражение собственной позиции и её аргументация ).

Проблемы, поднятые Лихачёвым, актуальны и заставляют задуматься над их решением. Ведь мы любим – избирательно, уважаем – избирательно… Тех, кто живёт для других и оставляет о себе добрую память ( заключение ).

Автор презентации-Бахтин Сергей Федорович,учитель русского языка и литературы высшей категории МКОУ «Реконструкторская СОШ»Волгоградская обл.
  • Автор презентации-Бахтин Сергей Федорович,учитель русского языка и литературы высшей категории МКОУ «Реконструкторская СОШ»Волгоградская обл.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
От анализа текста к сочинению.Алгоритм написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку.

Автор: Бахтин Сергей Фёдорович

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134360


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства