Основы грамматики- "Синтаксис и пунктуация". Задания повышенной сложности для учащихся 7 класса.
Основы грамматики- "Синтаксис и пунктуация". Задания повышенной сложности для учащихся 7 класса.
При организации работы парами проверочные карточки- задания дают возможность безошибочной проверки упражнений учащимися- ассистентами. По своему усмотрению часть упражнений учитель может использовать для фронтальной работы ( в этом случае целесообразно использовать интерактивную доску).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основы грамматики- "Синтаксис и пунктуация". Задания повышенной сложности для учащихся 7 класса.»
Задания для учащихся при повторении в 7 классе
1.Синтаксис и пунктуация
2. Лексика и фразеология
Синтаксис и пунктуация.
Представленные в этом разделе задания помогут учителю не только восстановить основные синтаксические и пунктуационные умения учащихся, сформированные в 5-6 классах, но и организовать подготовку для успешного овладения программой по русскому языку в 8-9 классах.
Материал раздела охватывает повторение грамматической основы (способы выражения сказуемого; грамматическая основа с одним главным членом; прямое дополнение и обращение как конкуренты подлежащего), знаков препинания при однородных членах и в сложных предложениях.
Задание 1.
1) Проверь себя. Знаете ли вы, какими частями речи, кроме глагола, может быть выражено сказуемое? Для этого спишите предложения, подчеркивая грамматические основы. Над сказуемым напишите, какой частью речи они выражены. Сделайте вывод, закончив предложение: «Сказуемое может быть выражено… (чем?)».
2) Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните их расстановку при помощи схем.
1) Труд-источник всякого богатства. (Ф.Энгельс).
2) Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. (Тургенев).
3) Недолги летние ночи!.. (Тургенев).
4) Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой. (Тургенев).
5) Наша ветхая лачужка и печальна, и темна.(Пушкин).
6) Все зашевелилось проснулось запело зашумело заговорило. (Тургенев).
7) Небо легкое и такое просторное и глубокое. (Бунин).
8) Самое дорогое у человека- это жизнь. (Н.Островский). 9) Дружба- главное наше богатство все мы дети Советской страны. (Фархади).
10) Снег на катке волнистый и горбатый. (Шипачев).
Ответы.
1) В упражнении представлены различные способы выражения сказуемого. В роли сказуемого может выступать:
- глагол (предложения 2, 4, 6);
- имя существительное в именительном падеже (предложения 1, 8, 9); обратите внимание на постановку тире в таких случаях;
- краткая форма имени прилагательного (предложения 3, 5);
полное имя прилагательное (предложения 7, 10).
2) Знаки препинания должны быть поставлены при однородных членах в предложении 6 (схема 0, 0, 0, 0, 0) и в сложном предложении 9 (схема: [], [].)
Задание 2.
Потренируйтесь в нахождении прямого дополнения, которое можно принять за подлежащее. Для этого внимательно прочитайте каждое предложение и вдумайтесь в его смысл. Найдите и выпишите грамматические основы и прямые дополнения. В скобках поставьте вопрос и определите падеж существительного- дополнения.
5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она.
6) Дни поздней осени бранят обыкновенно.
Ответы.
2) Посвятим (что?) порывы (В.п.). Предложение без подлежащего; мой друг- обращение, подлежащим не является.
3) Храните (что?) терпенье (В.п.). Грамматическая основа состоит из одного сказуемого.
4) Природа встречает (что?) утро (В.п.).
5) Она льет (что?) свет (В.п.).
6) Бранят (что?) дни (В.п.). Грамматическая основа состоит из одного сказуемого.
Задание 3.
Измените предложение таким образом, чтобы они из повествовательных превратились в побудительные. Для этого глаголы в изъявительном наклонении замените глаголами в повелительном наклонении.
Перестроенные предложения
запишите. Объясните расстановку
знаков препинания.
Над обращениями поставьте букву О .
1)Ребята бережно относятся к книгам.
2) Пионеры активно готовятся к предстоящим соревнованиям.
3) Школьники принимают участие в озеленении родного города.
4) Дети земли борются за мир.
Данное упражнение рассчитано на закрепление навыка моделирования синтаксических конструкций с глаголами в повелительном наклонении, в которых, как правило употребляются обращения.
Учителю нужно проследить, чтобы в этих предложениях были правильно расставлены знаки препинания.
Во время проверки следует напоминать учащимся, что обращения не являются членами предложения, а грамматическая основа состоит только из сказуемого.
Задание 4.
Спишите предложения, подчеркивая грамматические основы. В чем их особенность? Письменно ответьте на этот вопрос, продолжив предложение:
«Во всех данных предложениях грамматическая основа состоит из одного …».
1)Помню раннее, свежее тихое утро. (Бунин).
2) Снега нигде не было видно. (Скребицкий).
3) Кругом не слышалось почти никакого шума. (Тургенев).
4) На другой день гусару стало хуже. (Пушкин).
5) В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. (Тургенев).
Задание 5.
Выпишите предложения в следующем порядке:
1) предложения, в которых один главный член;
2) предложения, в которых два главных члена;
3) сложные предложения.
Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
1)Вспоминается мне ранняя погожая осень.
2) Всюду сильно пахнет яблоками.
3) окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
4) К ночи в погоду становится очень холодно и росисто.
5) Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно.
6) Черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. (По Бунину).
Ответы.
Предложения с одним главным членом- 2, 4.
Предложения с двумя главными членами-
1, 5, 6.
Сложное предложение- 6.
Задание 6.
Вспомните, какие знаки препинания ставятся в предложениях, в которых при однородных членах есть обобщающие слова. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Подчеркните однородные члены предложения и обобщающие слова как члены предложения.
1)Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика то разгулье удалое, то сердечная тоска.
2) Все в тающей дымке: холмы, перелески.
3) И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи.
4) Кроме мальчишек, баб и болтливых стариков, у нас были враги более серьезные: подводные коряги, комары, ряска, грозы, ненастье, и прибыль воды в озерах и реках.
Выпишите сначала предложения, в которых союз и связывает однородные члены, а затем простые предложения в составе сложного.
Вставьте недостающие знаки препинания.
Подчеркните однородные члены в первой групп предложений.
1) Еще светло перед окном в разрывы облак солнце блещет и воробей своим крылом в песке, купаясь, трепещет. (Тютчев).
2) Оковы тяжкие падут темницы рухнут- и свобода вас примет радостно у входа и братья меч вам отдадут . (Пушкин).
3) Черемуха душистая весною расцвела и ветки золотистые, что кудри завила. (Есенин).
4) Ручей волной гремучею все ветки обдает и вкрадчиво под кручею ей песенки поет. (Есенин).
5) Носились тучи дождь шумел и молнии еще сверкали и гром вдали еще гремел и ветры в дебрях бушевали. (Рылеев).
6) Мне мать и сестры песни пели о незабвенной старине. (Рылеев).
Ответы.
Предложения, в которых союз и связывает простые предложения в составе сложного:1, 2, 5.
Лексика и фразеология.
Данные задания предназначены для совершенствования умения различать синонимы.
В качестве дидактического материала даны слова и фразеологизмы, обозначающие главным образом абстрактные понятия, работа с которыми представляет для учащихся определенную трудность.
Задание №1
В каждой из приведенных групп слов выделите «третье лишнее».
С каким явлением лексики связано объединение слов в каждой группе.
1) Подтверждение, доказательство, исключение.
2) Лицемерие, легкомысленность, неискренность.
3) Беззаботный, беспечный, безразличный.
4) Стреляный воробей; тертый калач; калачом не заманить.
5) В поте лица; на одно лицо; не покладая рук.
Ответы.
Лишними являются:
1) Исключение,
2) Легкомысленность
3) Безразличный
4) Калачом не заманить
5) На одно лицо
Остальные пары слов и фразеологизмов в этой группе являются синонимами.
Задание № 2
Являются ли синонимами следующие слова?
1) Классная- классовая- классическая.
2) Искусный- искусственный.
3) Невежливый- невежественный.
4) Мемуарный- мемориальный.
5) Скрытный- скрытый.
6) Обоснуйте свой ответ, включив эти слова в словосочетания.
Вставив необходимые по смыслу предлоги, вы можете прочитать фразеологизмы.
Какое правило вам необходимо повторить, чтобы не ошибиться в написании этих фразеологизмов?
Спишите. Объясните значение фразеологизмов.
1) Ни … какие ворота не лезь.
2) Ни … коем случае.
3) Ни … что на свете.
4) Ни … что не ставить.
5) Ни … какие блага в мире.
6) Ни … что не похоже.
7) Ни … каким видом
Ответы.
Вы должны вставить следующие предлоги:
1) в, 2) в, 3) за, 4) во, 5) за, 6) на, 7) под.
Чтобы не ошибиться в написании этих фразеологических оборотов, нужно повторить орфограмму
«Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях».
Задание №4
Прочитайте фразеологические обороты. Объясните смысл каждого фразеологизма. К какому словарю в случае затруднения вам придется прибегнуть?
Выпишите сначала фразеологические выражения книжного стиля, затем разговорного.
1) Расправить крылья.
2) Проба пера.
3) Перейти Рубикон.
4) К шапочному разбору.
5) Списать в тираж.
6) Всеми фибрами души.
7) Делать погоду.
8) Ждать у моря погоды.
9) Пожинать лавры.
10) Вкушать плоды.
Составить два предложения, включив в них фразеологизмы.
Ответы.
Фразеологические обороты книжного стиля:
1) Расправить крылья- начинать проявлять в полной мере свои способности;
2) Проба пера- первый литературный опыт.
3) Перейти Рубикон- сделать решительный шаг, совершить решительный поступок, имеющий поворотное значение в жизни. (Для более глубокого понимания значения фразеологизма учитель может предложить учащимся вспомнить сведения по истории Древнего Рима или напомнить, что происхождением своим фразеологизм обязан названию реки Рубикон, которую в 49 году до н.э. перешел, вопреки римского сената, Юлий Цезарь. Это событие послужило началом гражданской войны и привело к установлению в Риме империи.)
9) Пожинать лавры- пользоваться плодами успеха.
10) Вкушать плоды- пользоваться результатами совершенного, достигнутого, сделанного.
Фразеологические обороты разговорного стиля:
1) К шапочному разбору- к самому концу чего- либо (приходить, являться и т.п.)
2) Списать в тираж- отстранить, считая непригодным к какой-либо деятельности.
3) Всеми фибрами души- очень сильно, страстно (ненавидеть, презирать и т.п.).
4) Делать погоду- определять ход, течение чего-либо; оказывать или иметь решающее влияние на что-либо.
5) Ждать у моря погоды- рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.