3. Научиться составлять текст-описание кабинета русского языка.
ТЕКСТ - МОНОЛОГ
Текст— от лат.textum— ткань; связь, соединение.
Текст— это несколько предложений или абзацев, связанных в целоетемой и основной мыслью.
Предложения между собой соединеныпо смыслу и грамматически.
Основные признаки текста:
тематическое и композиционное единство всех его частей;
наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); смысловая цельность, относительная законченность.
Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой.
2 вида связи предложений в тексте
Параллельная связь
Цепная связь
2
3
1
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ (ЦЕПНАЯ) СВЯЗЬ
«НОВОЕ» становится «ДАННЫМ»
в следующем предложении.
Последующее связано с предыдущим.
Предложения «сцепляются».
1 .
2.
3.
Вокруг города раскинулись леса.
В лесах попадались озера с огромнымисоснами по берегам,
Сосны все время тихонько шумели.
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ
«ДАННОЕ» - одинаково во всех предложениях. Все предложения связаны с первым. Предложения сопоставляются, противопоставляются...
1.
2.
3.
4.
Леса оздоравливают землю.
Они не только исполинские
лаборатории, дающие кислород.
Они поглощают пыль и ядовитые газы.
Их справедливо называют «легкими города».
ТИП Ы РЕЧИ
Какой предмет?
Текст - описание
Текст - рассуждение
Почему?
Текст -повествование
Что произошло?
Чем отличаются данные типы речи?
Чем отличаются данные типы речи?
Чем отличаются данные типы речи?
Сегодня мы продолжим работу с текстом. Посмотрите в таблицу “Типы речи” и ответьте на вопросы:
Сколько типов речи в русском языке?
Чем отличаются данные типы речи?
Типы речи.
Повествование
Описание
Вопрос: Что произошло?
План.
1.Что было до события
.(завязка)
2. Развитие событий, кульминация.
3. Развязка
Вопрос: Какой?
Рассуждение
План.
Вопрос: Почему?
Связь предложений-
цепная
Общий вид.
Описание деталей.
Впечатление от описываемого объекта.
План.
Связь предложений-
параллельная
Тезис.
Аргументы.
Вывод.
Причинно-следственная связь.
Составитель: Ё.Жалилова
Что главное вповествовании?
ДЕЙСТВУЕТ
ПРОИСХОДИТ
ПРОИСХОДИТ
КТО?
ЧТО?
ГДЕ? КОГДА? КАК?
ВАЖНО
НУЖНО
ПООЛЕЗНО
ВОЛНУЕТ
КАКУЮ ЦЕЛЬ МЫ СТАВИМ В РАССУЖДЕНИИ?
ПОЧЕМУ?
Что главное вописании?
ЧЕЛОВЕКА, ПРЕДМЕТА, ПРИРОДЫ, МЕСТА
ПРИЗНАКИ КАКОЙ? КАКОВЫ?
ОПРОС ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Описание
помещения
Изучение новой темы.
1. Особенности текста-описания помещения.
Небольшая, светлая комната
с одним, но широким окном.
Письменный стол. Два стула.
Диван-кровать. Книжная полка.
Карта полушарий.
Основа описания –
перечень признаков этого помещения
и находящихся в нём предметов.
Небольшая, светлая комната
с одним, но широким окном. Перед
ним – письменный стол, рядом – два
стула. Слева – диван-кровать; справа,
в углу, - книжная полка; на стене –
карта полушарий.
Перечень предметов, находящихся в
помещении, может сопровождаться
указанием на их местоположение .
Справа, в углу, - книжная полка.
Большую часть её занимают учебники
для 6 класса и книги о великих
музыкантах мира. Здесь же –
«Детский альбом» и «Времена года»
П.И.Чайковского, сборники песен.
Каждый предмет можно не только
назвать, но и описать.
2.Структурно- композиционные особенности текста:
а) общее представление о помещении;
б) описание деталей
в) выводы (оценка)
КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА
Кабинет русского языка находится на втором этаже учебного корпуса «Б». Это просторная светлая комната с большими окнами. На окнах тёмные шторы. Они механически задвигаются, когда учащимся показывают диафильмы. Кабинет оснащён магнитофоном, видеомагнитофоном и компьютером, которые помогают учащимся лучше усвоить устную и письменную речь.
Слева, вдоль стены, стоят стенды. На них выставлены научные и методические труды преподавателей русского языка. На стенах висят грамматические таблицы, наглядные пособия, высказывания писателей о русском языке, их портреты и плакаты. В шкафах хранятся книги, журналы и различные учебные пособия по русскому языку. В середине комнаты стоят столы для учащихся, на стене висит классная доска.
Кабинет русского языка светлый и уютный.
Задание: внимательно посмотрите вокруг и опишите то место, где вы находитесь. Используйте слова – помощники.