Просмотр содержимого документа
«ОГЭ по русскому языку»
Презентация Огэ
по русскому языку – 2022
Содержание
Задание 1. Сжатое изложение
Задание 2. Синтаксический анализ
Задание 3. Пунктуационный анализ
Задание 4. Синтаксический анализ
Задание 5. Ор фографический анализ
Задание 6. Анализ содержания текста
Задание 7. Анализ средств выразительности
Задание 8. Лексический анализ
Задание 9. Сочинение-рассуждение
Задание 1. Сжатое изложение
Что нужно повторить?
Тема текста и микротемы
Основные способы сжатия текста
Особенности изложения на основе аудиозаписи
Задание 2. Синтаксический анализ
Задание направлено на анализ предложенного текста с точки зрения синтаксиса.
Обычно текст состоит из пяти предложений. Чаще всего встречаются задания, связанные с определением грамматической основы предложения. Но могут встретиться и вопросы о второстепенных членах предложения, или нужно будет определить вид придаточной части сложноподчиненного предложения.
Задание 2. Синтаксический анализ
Задание 2. Синтаксический анализ
Что нужно повторить?
Способы выражения грамматической основы предложения: подлежащего и сказуемого
Что представляют собой второстепенные члены предложения, как их отличить друг от друга
Чем может быть осложнено простое предложение
Что такое сложное предложение, какими бывают его виды, что такое придаточная часть и какой может быть она
Способы подчинения придаточной части
Задание 3. Пунктуационный анализ
Это задание нового формата, которое включает в себя абсолютновсюпунктуацию, которую школьники изучали на протяжениивсего обучения.
Оно также представлено в форме небольшого текста, в котором пропущены знаки препинания. На месте возможных знаков препинания стоят цифры, нужно выписать только те, которые соответствуют пунктуационному оформлению предложения. В среднем таких цифр может быть около 10.
Задание 3. Пунктуационный анализ
1,3,4,5,6,7,8,9
Задание 3. Пунктуационный анализ
Что нужно повторить?
Знаки препинания при однородных членах предложения
Обособленные члены предложения
Вводные слова и вставные сочетания слов, обращения
Знаки препинания в сложносочиненным, сложноподчиненном и бессоюзном сложных предложениях
Пунктуация в предложении с прямой речью
Задание 4. Синтаксический анализ
Это задание направлено на анализ словосочетания: определение главного и зависимого слова, выявление вида связи слов в словосочетании, трансформация исходного словосочетания в другой вид связи, указанный в задании
Цель жизни = жизненная цель
Задание 4. Синтаксический анализ
Что нужно повторить?
Что такоесловосочетание
Главноеслово изависимоев словосочетании
Виды связислов в словосочетании
Задание 5. Орфографический анализ
Это задание является одним изсложныхв ОГЭ по русскому языку.
Его сложность заключается вширокомохвате орфографических правил водномзадании.
Задание 5. Орфографический анализ
Задание 5. Орфографический анализ
Что нужно повторить?
Правописание корней слов: гласные и согласные орфограммы.
Правописание приставок: русских и иноязычных; букв И и Ы после приставок перед корнем.
Правописание суффиксов всех частей речи (от существительного до наречия).
Правописание окончаний в таких частях речи как существительное, прилагательное, глагол, причастие.
Правильное употребление твердого и мягкого знаков в словах.
Правописание служебных частей речи (нужно уметь отличать их от омонимичных самостоятельных).
Правописание частицы не со словами разных частей речи.
Задание 6. Анализ содержания текста
Это задание связано непосредственно с анализом того текста, на основе которого пишется сочинение-рассуждение. Из предложенных утверждений нужно выбрать то, которое соответствует содержанию прочитанного вами текста.
Задание 6. Анализ содержания текста
Задание 6. Анализ содержания текста
Задание 7. Анализ средств выразительности
Задание 7. Анализ средств выразительности
Задание 7. Анализ средств выразительности
Что нужно повторить?
Повторить нужно основныетропы, часто встречающиеся в речи и в этом задании. К таким тропам относятся:
Также нужно еще раз перечитать учебник русского языка 6 класса, в котором говорится о такой лексической единице какфразеологический оборот.Он представляет собой устойчивое неделимое сочетание слов, которое чаще всего можно заменить одним словом: бить баклуши — бездельничать.
Задание 8. Лексический анализ
От вас требуется провести лексический анализ, то есть определить значение названного в задании слова и заменить его либо синонимом из текста, либо найти противоположное ему по значению слово в тексте (антоним), либо найти слово, соответствующее указанному в задании значению.
Задание 8. Лексический анализ
Судно
Лодка
Шлюпка
Задание 8. Лексический анализ
Что нужно повторить?
Слова с точки зрения происхождения: заимствованные или же образовавшиеся в русском языке без заимствования;
Слова с точки зрения их употребления: профессиональная лексика, разговорная лексика, книжные слова, слова-жаргоны, употребляемые людьми определенной среды, диалектные слова, которые встречаются лишь в определенных уголках нашей страны;
Слова с точки зрения их значения: имеющие только одно значение (компьютер), или же имеющие несколько значений (мышка);
Слова с точки зрения смысловых отношений: омонимы, синонимы и антонимы;
Лексические процессы в русском языке: появление новых слов (неологизмы), утрачивание слов, которым на смену пришли новые (архаизмы), полное исчезновение слов из языка ввиду исчезновения называемых этими словами предметов (историзмы).
Задание 9. Сочинение-рассуждение
В данном задании нет изменений, кроме того, что в 9.3 появились новые понятия и кроме толкования слова нужно ответить на поставленный в задании вопрос
Задание 9. Сочинение-рассуждение
Задание 9. Сочинение-рассуждение
Критерии оценивания
№
Критерии оценивания сжатого изложения
ИК1
Баллы
Содержание изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, приведённые в таблице*
2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему
1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы
ИК2
0
Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста
3
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия двух микротем текста
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия одной микротемы текста
2
ИК3
1
Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
0
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
1
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3
0
7
Часть 2
За верное выполнение каждого задания части 2 экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 7
Критерии оценивания сочинения 9.3.
№
С3К1
Критерии оценивания сочинения-рассуждения натему, связанную с анализом текста (9.3)
Баллы
Толкование значения слова
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его
2
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его
1
Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует
С3К2
Наличие примеров-аргументов
0
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста
3
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста
2
Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта
С3К3
1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента
0
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста
С3К4
0
Композиционная стройность
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет
2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста
1
В работе допущено две и более ошибки в построении текста
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4
0
9
№
ГК1
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
Соблюдение орфографических норм
Баллы
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки
Допущено две-три ошибки
2
ГК2
Допущено четыре и более ошибки
1
Соблюдение пунктуационных норм
0
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок
Допущены три-четыре ошибки
2
Допущено пять и более ошибок
1
ГК3
0
Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка
Допущены две ошибки
2
Допущено три и более ошибки
ГК4
1
Соблюдение речевых норм
0
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок
Допущены три-четыре ошибки
2
ФК1
Допущено пять и более ошибок
1
Фактическая точность письменной речи
0
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет
2
Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов
Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4
1
0
10
Максимальное количество первичных баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 33.
0-14 баллов соответствуют оценке «2» ,
15-22 - оценка «3» ,
23-28 - оценка «4» ; из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».
29-33 - оценка «5» ; из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».