kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Односоставные предложения. Место односоставных предложений в поэзии Сергея Есенина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - обобщение знаний по теме "Односоставные предложения". Примеры подобраны из стихотворений русского поэта С.А. Есенина. К уроку прилагается презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Односоставные предложения»

Односоставные предложения. Место односоставных предложений в поэзии С.Есенина (интегрированный обобщающий урок в 8-м классе)


Цель: определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме «Односоставные предложения».

Задачи:

  • повторить материал по теме, увидеть своеобразие односоставных предложений;

  • развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращение к образцовым текстам художников слова;

  • расширить представление о личности С.А.Есенина, его роли в развитии русской литературы;

  • формировать умение строить устное высказывание в форме выступления.

Оборудование:

  • портрет С.А.Есенина, фонограмма песен на стихи поэта;

  • компьютер, презентация (Приложение 1).

Тип урока: интегрированный.

Ход урока

I. Вводное слово учителя:

Учитель: Здравствуйте, ребята. Тема нашего сегодняшнего урока: Односоставные предложения в поэзии Сергея Александровича Есенина. (Слайд №1)

Перед нами стоит задача (Слайд №2) – увидеть своеобразие односоставных предложений, а помогут нам в этом стихотворения великого русского поэта Сергея Есенина. Все ученики класса поделятся на две группы:

  • Блок Теоретиков - ваша функция – теоретический материал.

  • Блок Практиков – ваша функция – практические задания.

  • Блок Лириков – ваша функция – выразительное чтение наизусть стихотворений С. Есенина.

II. Синтаксическая пятиминутка. (Слайд №3)

Ученик читает наизусть стихотворение С. Есенина «Черемуха»

Учитель: Выполните синтаксический разбор предложения.

Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила.

-Ребята, откуда это стихотворение? («Черёмуха» С.А.Есенина) Верно, а что вам известно о Есенине как поэте? Какие его стихотворения вы помните? Обратите внимание на его портрет. Какое впечатление он на вас производит? Что бы вы могли о нем рассказать? (Слайд №4)

Рассказ ученика о С.Есенине.

Учитель: А сейчас мы повторим все виды односоставных предложений с помощью стихотворений Сергея Есенина. Давайте прослушаем стихотворение «Не жалею, не зову , не плачу» и попробуем найти в нем односоставные предложения.

Прослушивание стихотворения (Слайд №5)

III. Повторение и анализ видов односоставных предложений. (Слайд №6)

1. Повторение и анализ безличных предложений.

Какие предложения называются безличными?

Выступление блока Теоретиков: -Безличное предложение – это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении может быть простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым или составным глагольным сказуемым. Безличные предложения разнообразны по форме и значению. Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы, состоянии человека, о действии стихийных сил. Безличные предложения могут выражать желательность или необходимость действия.

Учитель. Обратите внимание на стихотворные строчки Сергея Есенина и найдите в них односоставные предложения. Охарактеризуйте их : (Слайд №7)

ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ стихотворения С. Есенина «Погасло солнце»

Погасло солнце. Тихо на лужке. Пастух играет песню на рожке.

ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ стихотворения С. Есенина «Грустно… Душевные муки сердце терзают и рвут…»

Грустно… Душевные муки
Сердце терзают и рвут…

Орфографическое списывание. Работа с текстом. Найдите безличные предложения.

Слово блока Практиков.

2. Повторение и анализ определенно-личных предложений.

Учитель: Я прочитаю вам слова М.В. Ломоносова об одном из видов односоставных предложений. Определите, о каком? (Слайд №8)

Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит.

Ученики: Это высказывание об определенно-личных предложениях.

Учитель: Дайте характеристику этих предложений.

Выступление блока Теоретиков об определенно-личных предложениях.

Ученики: Определенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений.

Учитель: Работа с поэтическим текстом С.А.Есенина: (Слайд №9)

Выразительное чтение стихотворения С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная».

Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех.

Орфографическое списывание. Работа с текстом. Найдите определенно-личные предложения.

Слово блока Практиков

3. Повторение и анализ неопределенно-личных предложений.

Учитель: Послушайте слова лингвиста А.М. Пешковского . (Слайд №10)

Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное.

О каком виде предложений идет речь?

Ученики: О неопределенно-личных предложениях.

Выступление блока Теоретиков

Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым- глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно. Говорящий или не считает нужным называть действующее лицо, или его нельзя назвать, так как оно неизвестно.

Чтение наизусть стихотворения С. Есенина «Письмо матери»

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Орфографическое списывание. Работа с текстом. Найдите неопределённо-личные предложения.

Слово блока Практиков

4. Повторение и анализ назывных предложений.

Учитель: Ребята, вы знаете, что одним из признаков поэтического текста является лаконичность, способность выразить кратко основную мысль автора. Как вы думаете, с помощью каких односоставных предложений это особенно удаётся поэту?

Ученики: С помощью назывных предложений.

Выступление блока Теоретиков.

Ученики. Назывные предложения (номинативные) – односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем, то есть назывные предложения утверждают, поэтому назывные предложения не могут быть отрицательными. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение. Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.

Учитель: Приведем примеры из стихотворений: (Слайд №12)

Чтение наизусть стихотворения С. Есенина «Топи да болота»

Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес.

Орфографическое списывание. Работа с текстом.

Слово блока Практиков

5. Повторение и анализ обобщённо-личных предложений:

Учитель. Послушайте слова лингвиста А.М. Пешковского : « Предложения в которых автор говорит о чем-то личном, но облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех, в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при чисто личной форме.» (Слайд №13)

О каком виде предложений идет речь?

Уважаемые теоретики, какие предложения называются обобщённо-личными?

Выступление блока Теоретиков.

Ученики: Обобщенно-личными называются такие односоставные предложения, в которых главный член выражается глаголом в форме 2го лица ед. ч. изъяв. накл. или пов. накл. и 3го лица мн.ч. и обозначает действие, отнесенное к любому лицу. Деятель в таких предложениях мыслится обобщенно.

IV. Вывод:

Учитель: Ну, что ж наш урок подходит к концу. Мы увидели, что односоставные предложения многообразны по своей структуре. В чем своеобразие односоставных предложений?

Ученики: Своеобразие, то есть оригинальность, отличие односоставных предложений, заключается в том, что односоставные предложения точны и лаконичны. Отсутствие второго главного члена в предложении указывает на то, что особенно важно для автора: действие или называние явлений. (Слайд №14)

Учитель: Верно, а в заключение я хотела ещё раз обратить ваше внимание на то, что сегодня нашими помощниками были стихотворения С.А.Есенина. И, я думаю, большинству из вас известен тот факт, что многие стихотворные произведения Сергея Есенина положены на музыку и с успехом вот уже не один год исполняются знаменитыми русскими певцами. А возможным это стало потому, что поэзию в целом и стихи Есенина в частности отличают необыкновенная музыкальность, мелодичность и лиричность. И в какой-то степени это заслуга односоставных предложений. Я предлагаю завершить нашу встречу на замечательной ноте, прослушав песню на стихи Сергея Есенина. (Слайд № 15)

Прослушивание

V. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение С. Есенина. Найти в них односоставные предложения. Выписать их, дать характеристику.



5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Односоставные предложения. Место односоставных предложений в поэзии Сергея Есенина.

Автор: Голякова Галина Анатольевна

Дата: 27.05.2016

Номер свидетельства: 330764


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства