kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная работа по литературе "Роль обращения в художетвенной литературе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

•Вначале стали широко употребляться обращения «мужчины» и «женщины» как альтернатива соответственно «буржуазному» господа и дамы и просторечному мужики и бабы.

•XVII – XVIII в. особенно ярко прослеживаются обращения в эпистолярном жанре того времени в форме частной, хозяйственно-бытовой, семейно-родственной и государственно-деловой переписке. Эпистолярный зачин от кого кому в соответствии со стабилизацией титулов, должностей.

•В XVIII – XIX вв. в качестве основных выступало несколько групп обращений. Это, во-первых, обращения служебные, во- вторых, - родственные. Обращения не служебные и не родственные (князь, граф, сударь, сударыня, государь.) составляли третью группу.

•После Октябрьской революции вместо существовавших ранее обращений, получают распространение обращения гражданин и товарищ.

•После Великой Отечественной войны слово товарищ постепенно начинает выходить из повседневного неофициального обращения людей друг к другу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная работа по литературе "Роль обращения в художетвенной литературе" »

Тема:  «Роль обращения  в художественной литературе» Выполнила: Молдагалиева Сандугаш, учащаяся 11 класса Научный руководитель: Есимбекова Назгуль Каирбековна, учитель русского языка и литературы КГУ « Ершовская средняя школа»

Тема: «Роль обращения в художественной литературе»

Выполнила: Молдагалиева Сандугаш, учащаяся 11 класса

Научный руководитель:

Есимбекова Назгуль Каирбековна, учитель русского языка и литературы

КГУ « Ершовская средняя школа»

Цель исследования : определить типы  обращений и их функции  в  художественной  речи.  Гипотеза. В трудах по синтаксису русского языка вопрос об обращениях в художественной литературе пока ставился довольно редко. Пока что ни один научный труд не претендовал на полное, систематическое описание этой стилистико-грамматической категории. Поэтому мое исследование – это углубленное изучение, полное описание функций обращения в художественной литературе. Задачи проекта
  • Цель исследования : определить типы  обращений и их функции  в  художественной  речи.

  • Гипотеза. В трудах по синтаксису русского языка вопрос об обращениях в художественной литературе пока ставился довольно редко. Пока что ни один научный труд не претендовал на полное, систематическое описание этой стилистико-грамматической категории. Поэтому мое исследование – это углубленное изучение, полное описание функций обращения в художественной литературе.
  • Задачи проекта : определить роль обращения с помощью сравнения, углубленного изучения произведений художественной литературы.

Из истории…

Из истории…

  • Вначале стали широко употребляться обращения « мужчины » и « женщины » как альтернатива соответственно «буржуазному» господа и дамы и просторечному мужики и бабы .
  • XVII – XVIII в. особенно ярко прослеживаются обращения в эпистолярном жанре того времени в форме частной, хозяйственно-бытовой, семейно-родственной и государственно-деловой переписке. Эпистолярный зачин от кого кому в соответствии со стабилизацией титулов, должностей.
  • В XVIII – XIX вв. в качестве основных выступало несколько групп обращений. Это, во-первых, обращения служебные, во- вторых, - родственные. Обращения не служебные и не родственные ( князь, граф, сударь, сударыня, государь .) составляли третью группу.
  • После Октябрьской революции вместо существовавших ранее обращений, получают распространение обращения гражданин и товарищ .
  • После Великой Отечественной войны слово товарищ постепенно начинает выходить из повседневного неофициального обращения людей друг к другу.
  • Уже в наше время история повторяется и возвращаются обращения: товарищ, господин, господа и прочие.
Обращение  — обособленный интонационно и грамматически самостоятельный компонент предложения или сложного синтаксического целого, служащий для обозначения лица или предмета, являющегося адресатом речи. Обращение обычно не относят к членам предложения и не включают в синтаксическое дерево зависимостей или составляющих.  Примеры :   Приду, приду я вновь,  мой милый домосед , С тобою вспоминать беседы прежних лет   (Пушкин)    Обращения бывают распространенные и нераспространенные:  1. Нераспространенное обращение состоит из одного слова.  2. Распространенное обращение состоит из двух и более слов. Они характерны для произведений художественных, особенно поэтических и ораторских.

Обращение  — обособленный интонационно и грамматически самостоятельный компонент предложения или сложного синтаксического целого, служащий для обозначения лица или предмета, являющегося адресатом речи. Обращение обычно не относят к членам предложения и не включают в синтаксическое дерево зависимостей или составляющих. Примеры : Приду, приду я вновь,  мой милый домосед , С тобою вспоминать беседы прежних лет   (Пушкин) Обращения бывают распространенные и нераспространенные: 1. Нераспространенное обращение состоит из одного слова. 2. Распространенное обращение состоит из двух и более слов. Они характерны для произведений художественных, особенно поэтических и ораторских.

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Д.И. Фонвизин

«Недоросль»

Распространенные Век живи, век учись, мой друг сердечный! Нераспространенные Ты ж еще, старая ведьма, и развелась. (Г-жа Простакова) Житье твое, Еремеевна, яко тьма кромешная (Кутейкин) От двора, мой друг, выживают двумя манерами. (Стародум) (Г-жа Простакова) Пойдем со мною, Митрофанушка. Старинные люди, мой отец! (Г-жа Простакова) Не пущу, сударыня. (Милон)  (Г-жа Простакова) Ах, мой батюшка! (Г-жа Простакова) Пусти, батюшка (Г-жа Простакова) Захворала, матушка, лежит с утра (Еремеевна) Ну! Давай доску, гарнизонная крыса! (Митрофан) Так, мой друг! (Стародум) Благодарен, Софьюшка, проводи же меня. (Стародум ) Венчаться, мой батюшка, венчаться! (Еремеевна) Слышь, Панфутьич, задавай другую. (Митрофан) Ты, сестра, как на смех, все за мною по пятам. (Скотинин) Нет, милостивый господин, мой счетец зело не мал. (Кутейкин) О, конечно, сударыня. (Стародум)

Распространенные

Век живи, век учись, мой друг сердечный!

Нераспространенные

Ты ж еще, старая ведьма, и развелась.

(Г-жа Простакова)

Житье твое, Еремеевна, яко тьма кромешная (Кутейкин)

От двора, мой друг, выживают двумя манерами. (Стародум)

(Г-жа Простакова)

Пойдем со мною, Митрофанушка.

Старинные люди, мой отец! (Г-жа Простакова)

Не пущу, сударыня. (Милон)

(Г-жа Простакова)

Ах, мой батюшка! (Г-жа Простакова)

Пусти, батюшка (Г-жа Простакова)

Захворала, матушка, лежит с утра (Еремеевна)

Ну! Давай доску, гарнизонная крыса! (Митрофан)

Так, мой друг! (Стародум)

Благодарен, Софьюшка, проводи же меня. (Стародум )

Венчаться, мой батюшка, венчаться! (Еремеевна)

Слышь, Панфутьич, задавай другую. (Митрофан)

Ты, сестра, как на смех, все за мною по пятам. (Скотинин)

Нет, милостивый господин, мой счетец зело не мал. (Кутейкин)

О, конечно, сударыня. (Стародум)

Пунктуация при обращениях В начале предложения Запятая Восклицательный знак Запятая Восклицательный знак В середине предложения Обособляется запятыми с обеих сторон Обособляется запятыми с обеих сторон В конце предложения

Пунктуация

при обращениях

В начале предложения

  • Запятая Восклицательный знак
  • Запятая
  • Восклицательный знак

В середине предложения

  • Обособляется запятыми с обеих сторон
  • Обособляется запятыми с обеих сторон

В конце предложения

  • Запятая Знак, который нужен по смыслу
  • Запятая
  • Знак, который нужен по смыслу

Обращения в начале предложения

Митрофанушка, подойди сюда ( Г-жа Простакова) Братец, прочти, потрудись

Обращения в середине предложения

( Г-жа Простакова) Милон! Тебя ли я Вижу (Софья)

А ты, скот, подойди поближе.

Обращения в конце предложения

(Г-жа Простакова)

Мой друг! Не спрашивай о том, что столько ей прискорбно.( Правдин) Барин! барин! солдаты пришли, остановились в нашей деревне .( Слуга) Любезная Софья! Скажи мне, каким случаем здесь нахожу тебя?( Милон) Мамушка, заслони меня !(Митрофан)

Выйди вон, скот

Странное дело, братец, как родня на родню походить может

( Г-жа Простакова)

( Г-жа Простакова)

Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Как я рад, мой любезный друг, что нечаянно увиделся с тобою!  (Милон)

( Г-жа Простакова) Успеем, братец.

А, любезная Софья, на что ты и шуткою меня терзаешь? (Милон)

( Г-жа Простакова) Извините меня, сударыня.

Мне самому кажется, господин Скотинин, что сестрица ваша помышляет о свадьбе, только не о вашей. (Правдин)

(Правдин.)

Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! ( Г-жа Простакова)

Как дале не пойдет, сударыня? (Правдин)

  Как вы подкрались, господин Скотинин!( Правдин)

Формы обращений В различных языковых и социальных культурах существуют различные формы обращения.  № Название 1 Примеры Формальное и неформальное 2 Родственная «Ты», «Вы» 3 4 Подчеркнуто- фамильярная «Мама», «Папа», «Дядя» «Дедушка» и т.д. Социальная 5 «Сан Саныч», «Михон» и т.д. «Гражданин», «Солдат», «Товарищ» Гендерная 6 Антигендерная «Мужчина» «Девушка» «Дама» «Дружище» «Товарищ»

Формы обращений

В различных языковых и социальных культурах существуют

различные формы обращения.

Название

1

Примеры

Формальное и неформальное

2

Родственная

«Ты», «Вы»

3

4

Подчеркнуто- фамильярная

«Мама», «Папа», «Дядя» «Дедушка» и т.д.

Социальная

5

«Сан Саныч», «Михон» и т.д.

«Гражданин», «Солдат», «Товарищ»

Гендерная

6

Антигендерная

«Мужчина» «Девушка» «Дама»

«Дружище» «Товарищ»

Формы обращений Д.И. Фонвизин «Недоросль» Формальная   Неформальная Родственная   Простакова Матушка Подчеркнуто-фамильярная   Простаков Стародум Братец, брат Митрофанушка, дитя   Социальная   Гендерная Софья Дорогая племянница       Антигендерная   Сударь , Сударыня     Софьюшка! Любезная Софья   Друг мой!   Дядюшка Сударыня Милон   Батюшка, гость бесценный         Друг мой сердечный! Друг мой!     Друг мой сердечный! Мой друг! Друг мой              

Формы обращений

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Формальная

 

Неформальная

Родственная

 

Простакова

Матушка

Подчеркнуто-фамильярная

 

Простаков

Стародум

Братец, брат Митрофанушка, дитя

 

Социальная

 

Гендерная

Софья

Дорогая племянница

 

 

 

Антигендерная

 

Сударь , Сударыня

 

 

Софьюшка! Любезная Софья

 

Друг мой!

 

Дядюшка

Сударыня

Милон

 

Батюшка, гость бесценный

 

 

 

 

Друг мой сердечный! Друг мой!

 

 

Друг мой сердечный! Мой друг! Друг мой

 

 

 

 

 

 

 

Формы обращений Д.И. Фонвизин «Недоросль» Формальная Родственная Неформальная Милон Подчеркнуто- фамильярная Митрофан Социальная  Ты (неформальная форма обращения) Любезная Софья! Гендерная Тришка Матушка , дядюшка Мамушка Любезный друг! Мой друг! Антигендерная Панфутьич Сударыня Скотинин Стара хрычевка! Еремеевна Сестрица Сударыня Митрофан! Душенька Государь мой!Дружочек Мой друг сердечный Батюшка

Формы обращений

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Формальная

Родственная

Неформальная

Милон

Подчеркнуто- фамильярная

Митрофан

Социальная

Ты (неформальная форма обращения)

Любезная Софья!

Гендерная

Тришка

Матушка , дядюшка Мамушка

Любезный друг! Мой друг!

Антигендерная

Панфутьич

Сударыня

Скотинин

Стара хрычевка!

Еремеевна

Сестрица

Сударыня

Митрофан!

Душенька

Государь мой!Дружочек Мой друг сердечный

Батюшка

Г.Р. Державин Н.М. Карамзин «Фелица» «Бедная Лиза» А.С. Пушкин М.Ф. Достоевский «Цыганы» «Бедные люди» Для более углубленного исследования я решила сравнить произведения,  написанные в различных направлениях литературы,  а именно: в классицизме, сентиментализме, романтизме, реализме.

Г.Р. Державин

Н.М. Карамзин

«Фелица»

«Бедная Лиза»

А.С. Пушкин

М.Ф. Достоевский

«Цыганы»

«Бедные люди»

Для более углубленного исследования я решила сравнить произведения,

написанные в различных направлениях литературы,

а именно: в классицизме, сентиментализме, романтизме, реализме.

Ты и Вы

Родственная

Классицизм

Подчеркнуто -фамильярная

Державин «Фелица»

Социальная

 

Общее количество обращений: 3

Гендерная

 

Сентиментализм

Фелица! Фелица!

Антигендерная

Карамзин «Бедная Лиза»

Царевна!

 

 

Общее количество обращений: 30

Матушка! Матушка!(2)

 

Романтизм

Лиза!

Пушкин «Цыганы»

Добрый, ласковый барин! Любезный пастушек!

Ах, Лиза!

 

Ах, Лиза!(2)

Девушка! Девушка!

Общее количество обращений: 20

Мой отец! Отец!

Добрая Старушка!

Друг мой! Любезный,

Ах, Эрст! Ах, Лиза, Лиза!

Реализм

Земфира.

Эрст, Эрст! Любезная Лиза! Лиза! Любезная Лиза!(2) Любезный, милый Эрст!(2)Лиза, Лиза.

 

Достоевский «Бедные люди»

Дети. Старый муж, гордый муж. Старый муж, гордый муж.

Земфира. Земфира.

Красавец молодой!

Алеко.

 

Мой гость! Мой друг! Мой нежный друг! Друг мой! Мой милый! Мой милый! Мой друг! Гордый человек!

 

Общее количество обращений:49

Бесценная моя, Варвара Алексеевна! Варенька! Варенька! Макар Алексеевич. Макар Алексеевич. Макар Алексеевич. Варвара Алексеевна!

Варенька. Варенька. Варенька. Варвара Алексеевна! Варвара Алексеевна! Варенька. Макар Алексеевич. Макар Алексеевич. Дружочек бесценный мой, Варенька! Варенька! Варвара Алексеевна! Ах, Варенька, Варенька!

 

Маточка! Маточка моя! Маточка. Маточка. Маточка. Маточка. Маточка. Маточка. Маточка. Маточка. Маточка. Маточка моя!

Голубчик мой! Ангельчик! Голубчик мой! Ангельчик!

Шалунья. Душенька моя! Родная моя! Ангельчик мой! Голубчик мой! Ангельчик мой!

Милостивая государыня! Мой милый друг! Родной мой!

Вывод:  В результате выполнения своей научной работы, я добилась поставленной цели, а именно: 1. Подробно изучила произведения Д.И. Фонвизина, А.С. Пушкина, М.Ф. Достоевского, Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин 2. Провела подробный анализ этих произведений, на основе которых сделала определенные выводы по использованию обращений в художественной литературе, полностью ознакомилась с обращениями в русском языке и литературе, расширила свой художественный кругозор. 3. Изучила историю использования обращений в общении  На основании чего могу сказать, что обращения является неотъемлемой частью произведений художественной литературы, используется довольно часто и делает предложение (текст) более эмоциональным, законченным, и помогает в выражении мыслей и чувств автора.

Вывод:

В результате выполнения своей научной работы, я добилась поставленной цели, а именно:

1. Подробно изучила произведения Д.И. Фонвизина, А.С. Пушкина, М.Ф. Достоевского, Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин

2. Провела подробный анализ этих произведений, на основе которых сделала определенные выводы по использованию обращений в художественной литературе, полностью ознакомилась с обращениями в русском языке и литературе, расширила свой художественный кругозор.

3. Изучила историю использования обращений в общении

На основании чего могу сказать, что обращения является неотъемлемой частью произведений художественной литературы, используется довольно часто и делает предложение (текст) более эмоциональным, законченным, и помогает в выражении мыслей и чувств автора.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • http:// refolb . ru /
  • Ожегов С.И. толковый словарь русского языка. М., 2002- 139с.
  • http://www. hi - edu . ru /
  • Фонвизин Д.И. «Недоросль» школьная библиотека-М. : Просвещение 1987-288 с.
  • http://ru.wikipedia.org
  • Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д., Хлызова И.Ю., Шаповалова И.Г. –Русская литература: Периоды и стили. Учебник для 8 класса общеобразовательной школы-3-е изд.-Алматы: Мектеп,2012-360 с
  • Достоевский Ф.Ф. «Бедные люди»-М.: «Советская Россия», 1985-272с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научная работа по литературе "Роль обращения в художетвенной литературе"

Автор: Есимбекова Назгуль Каирбековна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 142101


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства