Научная работа по литературе "Роль обращения в художетвенной литературе"
Научная работа по литературе "Роль обращения в художетвенной литературе"
•Вначале стали широко употребляться обращения «мужчины» и «женщины» как альтернатива соответственно «буржуазному» господа и дамы и просторечному мужики и бабы.
•XVII – XVIII в. особенно ярко прослеживаются обращения в эпистолярном жанре того времени в форме частной, хозяйственно-бытовой, семейно-родственной и государственно-деловой переписке. Эпистолярный зачин от кого кому в соответствии со стабилизацией титулов, должностей.
•В XVIII – XIX вв. в качестве основных выступало несколько групп обращений. Это, во-первых, обращения служебные, во- вторых, - родственные. Обращения не служебные и не родственные (князь, граф, сударь, сударыня, государь.) составляли третью группу.
•После Октябрьской революции вместо существовавших ранее обращений, получают распространение обращения гражданин и товарищ.
•После Великой Отечественной войны слово товарищ постепенно начинает выходить из повседневного неофициального обращения людей друг к другу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная работа по литературе "Роль обращения в художетвенной литературе" »
Тема: «Роль обращения в художественной литературе»
Выполнила: Молдагалиева Сандугаш, учащаяся 11 класса
Научный руководитель:
Есимбекова Назгуль Каирбековна, учитель русского языка и литературы
КГУ « Ершовская средняя школа»
Цель исследования:определить типы обращений и их функции в художественной речи.
Гипотеза.В трудах по синтаксису русского языка вопрос об обращениях в художественной литературе пока ставился довольно редко. Пока что ни один научный труд не претендовал на полное, систематическое описание этой стилистико-грамматической категории. Поэтому мое исследование – это углубленное изучение, полное описание функций обращения в художественной литературе.
Задачи проекта:определить роль обращения с помощью сравнения, углубленного изучения произведений художественной литературы.
Из истории…
Вначале стали широко употребляться обращения «мужчины» и «женщины» как альтернатива соответственно «буржуазному»господаидамыи просторечномумужикиибабы.
XVII – XVIII в. особенно ярко прослеживаются обращения в эпистолярном жанре того времени в форме частной, хозяйственно-бытовой, семейно-родственной и государственно-деловой переписке. Эпистолярный зачинот кого комув соответствии со стабилизацией титулов, должностей.
В XVIII – XIX вв. в качестве основных выступало несколько групп обращений. Это, во-первых, обращения служебные, во- вторых, - родственные. Обращения не служебные и не родственные (князь, граф, сударь, сударыня, государь.) составляли третью группу.
После Октябрьской революции вместо существовавших ранее обращений, получают распространение обращениягражданинитоварищ.
После Великой Отечественной войны словотоварищпостепенно начинает выходить из повседневного неофициального обращения людей друг к другу.
Уже в наше время история повторяется и возвращаются обращения: товарищ, господин, господа и прочие.
Обращение — обособленный интонационно и грамматически самостоятельный компонент предложения или сложного синтаксического целого, служащий для обозначения лица или предмета, являющегося адресатом речи. Обращение обычно не относят к членам предложения и не включают в синтаксическое дерево зависимостей или составляющих.Примеры : Приду, приду я вновь, мой милый домосед, С тобою вспоминать беседы прежних лет(Пушкин) Обращения бывают распространенные и нераспространенные:1. Нераспространенное обращение состоит из одного слова. 2. Распространенное обращение состоит из двух и более слов. Они характерны для произведений художественных, особенно поэтических и ораторских.
От двора, мой друг, выживают двумя манерами. (Стародум)
(Г-жа Простакова)
Пойдем со мною, Митрофанушка.
Старинные люди, мой отец! (Г-жа Простакова)
Не пущу, сударыня. (Милон)
(Г-жа Простакова)
Ах, мой батюшка! (Г-жа Простакова)
Пусти, батюшка (Г-жа Простакова)
Захворала, матушка, лежит с утра (Еремеевна)
Ну! Давай доску, гарнизонная крыса! (Митрофан)
Так, мой друг! (Стародум)
Благодарен, Софьюшка, проводи же меня. (Стародум)
Венчаться, мой батюшка, венчаться! (Еремеевна)
Слышь, Панфутьич, задавай другую. (Митрофан)
Ты, сестра, как на смех, все за мною по пятам. (Скотинин)
Нет, милостивый господин, мой счетец зело не мал. (Кутейкин)
О, конечно, сударыня. (Стародум)
Пунктуация
при обращениях
В начале предложения
Запятая Восклицательный знак
Запятая
Восклицательный знак
В середине предложения
Обособляется запятыми с обеих сторон
Обособляется запятыми с обеих сторон
В конце предложения
Запятая Знак, который нужен по смыслу
Запятая
Знак, который нужен по смыслу
Обращения в начале предложения
Митрофанушка, подойди сюда ( Г-жа Простакова) Братец, прочти, потрудись
Обращения в середине предложения
( Г-жа Простакова) Милон! Тебя ли я Вижу (Софья)
А ты, скот, подойди поближе.
Обращения в конце предложения
(Г-жа Простакова)
Мой друг! Не спрашивай о том, что столько ей прискорбно.( Правдин) Барин! барин! солдаты пришли, остановились в нашей деревне .( Слуга) Любезная Софья! Скажи мне, каким случаем здесь нахожу тебя?( Милон) Мамушка, заслони меня !(Митрофан)
Выйди вон, скот
Странное дело, братец, как родня на родню походить может
( Г-жа Простакова)
( Г-жа Простакова)
Какая ж дрянь, Митрофанушка?
Как я рад, мой любезный друг, что нечаянно увиделся с тобою! (Милон)
( Г-жа Простакова) Успеем, братец.
А, любезная Софья, на что ты и шуткою меня терзаешь? (Милон)
( Г-жа Простакова) Извините меня, сударыня.
Мне самому кажется, господин Скотинин, что сестрица ваша помышляет о свадьбе, только не о вашей. (Правдин)
2. Провела подробный анализ этих произведений, на основе которых сделала определенные выводы по использованию обращений в художественной литературе, полностью ознакомилась с обращениями в русском языке и литературе, расширила свой художественный кругозор.
3. Изучила историю использования обращений в общении
На основании чего могу сказать, что обращения является неотъемлемой частью произведений художественной литературы, используется довольно часто и делает предложение (текст) более эмоциональным, законченным, и помогает в выражении мыслей и чувств автора.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
http://refolb.ru/
Ожегов С.И. толковый словарь русского языка. М., 2002- 139с.
http://www.hi-edu.ru/
Фонвизин Д.И. «Недоросль» школьная библиотека-М. : Просвещение 1987-288 с.
http://ru.wikipedia.org
Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д., Хлызова И.Ю., Шаповалова И.Г. –Русская литература: Периоды и стили. Учебник для 8 класса общеобразовательной школы-3-е изд.-Алматы: Мектеп,2012-360 с