kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Морфология - источник экспрессии художественной речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация создана по теме, отражающей содержание междисциплинарного курса "Русский язык с методикой преподавания" для обучающихся по специальности "Преподавание в начальных классах". Цель работы - раскрыть приемы стилистического использования частей речи в художественных произведениях".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Морфология - источник экспрессии художественной речи»

Морфология – источник экспрессии художественной речи Приёмы стилистического использования имен существительных: 1.Безглагольность текста (А. Фет. «Это утро, радость эта…») 1.Безглагольность текста (А. Фет. «Это утро, радость эта…») 1.2.Экспрессия категории падежа: – творительный сравнения: «петь щеглёнком», «верещал козленком», «мяукал котёнком»; творительный орудия или средства – «веселил голоском», «доволен частью» (долей, участью), «разогнал пеньем»; творительный образа действия: «спою соловьиным ладом», «запел особым складом».

Морфология – источник экспрессии художественной речи

  • Приёмы стилистического использования имен существительных:
  • 1.Безглагольность текста (А. Фет. «Это утро, радость эта…»)
  • 1.Безглагольность текста (А. Фет. «Это утро, радость эта…»)

1.2.Экспрессия категории падежа:

творительный сравнения: «петь щеглёнком», «верещал козленком», «мяукал котёнком»;

творительный орудия или средства – «веселил голоском», «доволен частью» (долей, участью), «разогнал пеньем»;

творительный образа действия: «спою соловьиным ладом», «запел особым складом».

«Говорящие» имена собственные: Вральман, Скотинин, Стародум, Правдин (Д. Фонвизин); Красоткин, Поцелуев (Н. Гоголь); Макар Девушкин, князь Мышкин (Ф. Достоевский); Молчалин, Тугоуховский (А. Грибоедов).  Олицетворения на основе категории рода (М. Лермонтов. «Дубовый листок»). Употребление неодушевленных сущ. в значении одушевленных: Олицетворения на основе категории рода (М. Лермонтов. «Дубовый листок»). Употребление неодушевленных сущ. в значении одушевленных: «Я музу резвую привел…», «…Иди же к невским берегам, новорожденное творенье…», «Усядься, муза, ручки в рукава…» (А. Пушкин).

«Говорящие» имена собственные:

Вральман, Скотинин, Стародум, Правдин (Д. Фонвизин);

Красоткин, Поцелуев (Н. Гоголь); Макар Девушкин, князь Мышкин (Ф. Достоевский); Молчалин, Тугоуховский (А. Грибоедов).

  • Олицетворения на основе категории рода (М. Лермонтов. «Дубовый листок»). Употребление неодушевленных сущ. в значении одушевленных:
  • Олицетворения на основе категории рода (М. Лермонтов. «Дубовый листок»).
  • Употребление неодушевленных сущ. в значении одушевленных:

«Я музу резвую привел…», «…Иди же к невским берегам, новорожденное творенье…», «Усядься, муза, ручки в рукава…» (А. Пушкин).

Экспрессивная роль прилагательных . 2.1 Субъективация оценки предметов действительности: любезная картина, мирная осень, неописанная приятность, истинные восторги (Н. Карамзин); «Светлых взоров тихий  пламень стал душе моей пожаром» (В. Жуковский ). 2.2 Синтетические эпитеты и аналитические определения - краснощекое здоровье, веков завистливая даль (А. Пушкин); серебряная ночь (А. Фет), седая мудрость (А. Кольцов), торопливые годы (А. Мей), огнедышащее слово (Н. Языков), крылатая дума ( М. Лермонтов); -лубочные крылья, бревенчатый забор, отдаленный холмик, оренбургская крепость, походные лафеты (А. Пушкин).
  • Экспрессивная роль прилагательных .

2.1 Субъективация оценки предметов действительности:

любезная картина, мирная осень, неописанная приятность, истинные восторги (Н. Карамзин); «Светлых взоров тихий пламень стал душе моей пожаром» (В. Жуковский ).

2.2 Синтетические эпитеты и аналитические определения

- краснощекое здоровье, веков завистливая даль (А. Пушкин); серебряная ночь (А. Фет), седая мудрость (А. Кольцов), торопливые годы (А. Мей), огнедышащее слово (Н. Языков), крылатая дума ( М. Лермонтов);

-лубочные крылья, бревенчатый забор, отдаленный холмик, оренбургская крепость, походные лафеты (А. Пушкин).

2.3 Сюжетная функция прилагательных в тексте («Всё кругом». З. Гиппиус)     2.4 «Цветовые» и сложные эпитеты: «океан млечно-стальной с голубым налетом»; «восточный небосклон стал сине-лиловым»; «ткани облаков окрасились в нежно-малиновый цвет» (И. Бунин. «Воды многие»). - тиховейный ветер (Батюшков), трепетнолистная осина (Аксаков), высоковерхие горы (Гоголь), пасмурно-багровый вечер (Тютчев), безжизненно-бледная луна (Некрасов), изумрудно-светлый дым (Бальмонт), 2.5 Выразительность кратких форм прилагательных: «Ты богат, я очень беден… Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ, и бледен» (А. Пушкин); «Половину следующего дня она (Бела) была тиха, молчалива и послушна» (М. Лермонтов).

2.3 Сюжетная функция прилагательных в тексте («Всё кругом».

З. Гиппиус)

 

2.4 «Цветовые» и сложные эпитеты:

«океан млечно-стальной с голубым налетом»; «восточный небосклон стал сине-лиловым»; «ткани облаков окрасились в нежно-малиновый цвет» (И. Бунин. «Воды многие»).

- тиховейный ветер (Батюшков), трепетнолистная осина (Аксаков), высоковерхие горы (Гоголь), пасмурно-багровый вечер (Тютчев), безжизненно-бледная луна (Некрасов), изумрудно-светлый дым (Бальмонт),

2.5 Выразительность кратких форм прилагательных:

«Ты богат, я очень беден… Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ, и бледен» (А. Пушкин); «Половину следующего дня она (Бела) была тиха, молчалива и послушна» (М. Лермонтов).

Изобразительно-выразительные возможности глагола 3.1 Передача динамики речи: Сын на ножки поднялся, В дно головкой уперся. Понатужился немножко: «Как бы здесь на двор окошко Нам проделать?» - молвил он, Вышиб дно и вышел вон (А. Пушкин) 3.2 Отвлеченность, обобщенность инфинитива: Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать…(А. Пушкин);
  • Изобразительно-выразительные возможности глагола

3.1 Передача динамики речи:

Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся.

Понатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?» - молвил он,

Вышиб дно и вышел вон (А. Пушкин)

3.2 Отвлеченность, обобщенность инфинитива:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать…(А. Пушкин);

3.3 Основа олицетворения: «Небо в бездне поводов, чтоб набедокурить», «вьюга вяжет из хлопьев чулок», «пыль глотала дождь в пилюлях» (Б. Пастернак); «И сердце уставало плакать от этих нестерпимых мук» (А. Пушкин); «Угрызения совести шерстили сердце, мукой кидались в лицо» (Д. Фурманов). 3.4 Динамика и субстантивация причастия как особой формы глагола: Много видевший , много знавший, З навший ненависть и любовь, Всё имевший , всё потерявший И опять всё нашедший вновь, Вкус узнавший всего земного И до жизни жадный опять, Обладающий всем и снова Всё боящийся потерять (Д. Кедрин)  

3.3 Основа олицетворения:

«Небо в бездне поводов, чтоб набедокурить», «вьюга вяжет из хлопьев чулок», «пыль глотала дождь в пилюлях» (Б. Пастернак);

«И сердце уставало плакать от этих нестерпимых мук» (А. Пушкин); «Угрызения совести шерстили сердце, мукой кидались в лицо» (Д. Фурманов).

3.4 Динамика и субстантивация причастия как особой формы глагола:

Много видевший , много знавший,

З навший ненависть и любовь,

Всё имевший , всё потерявший

И опять всё нашедший вновь,

Вкус узнавший всего земного

И до жизни жадный опять,

Обладающий всем и снова

Всё боящийся потерять (Д. Кедрин)

 

Функция числительных в художественной речи 4.1. Символика образности числительного: «три девицы под окном»; «тридцать три богатыря» (А. Пушкин). 4.2. Культ числа «семь»: «Им оставалось ещё 7 лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья!..» (Ф. Достоевский); «Для милого дружка семь верст не околица» (пословица).  
  • Функция числительных в художественной речи

4.1. Символика образности числительного:

«три девицы под окном»; «тридцать три богатыря» (А. Пушкин).

4.2. Культ числа «семь»:

«Им оставалось ещё 7 лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья!..» (Ф. Достоевский);

«Для милого дружка семь верст не околица» (пословица).

 

5. Экспрессивное использование местоимения 5.1.Образность личных и притяжательных местоимений: « Ты – небо темное в светилах, Я – море темное» (К. Фофанов); «…Я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала. И в мыслях молвила: вот он ! (А. Пушкин). 5.2.Обобщенность образа лирического героя: «Стоял он, дум великих полн» (А. Пушкин). 5.3.Замена личного местоимения множественного числа формой единственного числа («Ты и вы». А. Пушкин). 5.4.«Обманутое ожидание» («Моя она» А. Чехов). 5.5.Насыщенность неопределенными местоимениями («Проснуться было так неинтересно…». Ю. Левитанский)

5. Экспрессивное использование местоимения

5.1.Образность личных и притяжательных местоимений:

« Ты – небо темное в светилах, Я – море темное» (К. Фофанов); «…Я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала. И в мыслях молвила: вот он ! (А. Пушкин).

5.2.Обобщенность образа лирического героя:

«Стоял он, дум великих полн» (А. Пушкин).

5.3.Замена личного местоимения множественного числа формой единственного числа («Ты и вы». А. Пушкин).

5.4.«Обманутое ожидание» («Моя она» А. Чехов).

5.5.Насыщенность неопределенными местоимениями

(«Проснуться было так неинтересно…». Ю. Левитанский)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Морфология - источник экспрессии художественной речи

Автор: Попова Светлана Вадимовна

Дата: 22.06.2016

Номер свидетельства: 335748


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства