kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы и приемы преодоления неуспеваемости школьников по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Методы и приемы преодоления неуспеваемости школьников по русскому языку​​
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы преодоления неуспеваемости школьников по русскому языку»

Методы и приемы преодоления неуспеваемости школьников по русскому языку

Методы и приемы преодоления неуспеваемости школьников по русскому языку

Цель: выявить наиболее актуальные причины неуспеваемости детей по русскому языку и найти самые эффективные методы и приемы их предотвращения и исправления.

Цель:

выявить наиболее актуальные причины неуспеваемости детей по русскому языку и найти самые эффективные методы и приемы их предотвращения и исправления.

Причины существующих пробелов в знаниях учащихся: 1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика; 2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.

Причины существующих пробелов в знаниях учащихся:

1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика;

2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.

Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости - недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения.   Примерно для каждого пятого неуспевающего школьника это основная причина слабых знаний, и устранить её порой бывает очень трудно. Однако при надлежащем индивидуальном подходе многих из них школьная программа вполне доступна.

Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости - недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения.   Примерно для каждого пятого неуспевающего школьника это основная причина слабых знаний, и устранить её порой бывает очень трудно. Однако при надлежащем индивидуальном подходе многих из них школьная программа вполне доступна.

Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, - низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала, несосредоточенность, неорганизованность).   В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы к конкретным ученикам и, конечно, помощь родителей .    

Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, - низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала, несосредоточенность, неорганизованность).  

В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы к конкретным ученикам и, конечно, помощь родителей .    

Другая распространенная причина неуспеваемости  -  нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения.   Это нежелание учиться может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует стимулировать его, показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету.

Другая распространенная причина неуспеваемости  -  нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения.   Это нежелание учиться может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует стимулировать его, показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету.

Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является  недисциплинированность отдельных учеников . Но, опыт работы с такими учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу, как на уроке, так и вне урока, то они постепенно исправляются. Авторитет учителя, заинтересованность предметом, работой во внеурочное и  внеучебное время определяют успех борьбы с недисциплинированностью.

Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является  недисциплинированность отдельных учеников . Но, опыт работы с такими учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу, как на уроке, так и вне урока, то они постепенно исправляются. Авторитет учителя, заинтересованность предметом, работой во внеурочное и  внеучебное время определяют успех борьбы с недисциплинированностью.

Причины неуспеваемости по Гельмонту : Ø неорганизованность в учении, недостаточный уровень общего развития; Ø причины частичной, но относительно стойкой неуспеваемости: недостатки преподавания данного предмета, недоработка по данному предмету в предшествующих классах, недооценка или порой переоценка учащимися изучения данного предмета (причины психологического порядка); Ø причины эпизодической неуспеваемости: недочеты в работе учителя, допущение промахов в отношении предупреждения неуспеваемости слабых или недостаточно прилежных учащихся, неровности и перебой в работе ученика.

Причины неуспеваемости по Гельмонту :

Ø неорганизованность в учении, недостаточный уровень общего развития;

Ø причины частичной, но относительно стойкой неуспеваемости: недостатки преподавания данного предмета, недоработка по данному предмету в предшествующих классах, недооценка или порой переоценка учащимися изучения данного предмета (причины психологического порядка);

Ø причины эпизодической неуспеваемости: недочеты в работе учителя, допущение промахов в отношении предупреждения неуспеваемости слабых или недостаточно прилежных учащихся, неровности и перебой в работе ученика.

В письменных работах пропускает буквы. Причины: ·низкий уровень развития фонематического слуха; ·слабая концентрация внимания; ·низкий уровень развития наглядно-действенного мышления; ·несформированность приемов самоконтроля; ·индивидуальные типологические особенности личности; . неразвитость орфографической зоркости.

В письменных работах пропускает буквы.

Причины:

·низкий уровень развития фонематического слуха;

·слабая концентрация внимания;

·низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;

·несформированность приемов самоконтроля;

·индивидуальные типологические особенности личности;

. неразвитость орфографической зоркости.

Причины: ·низкий уровень развития произвольности внимания; ·низкий уровень объема распределения внимания; ·несформированность приемов учебной работы; ·низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти; ·слабое развитие фонематического слуха; ·низкий уровень развития наглядно-действенного мышления; . плохо списывает с доски, с текста.

Причины:

·низкий уровень развития произвольности внимания;

·низкий уровень объема распределения внимания;

·несформированность приемов учебной работы;

·низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти;

·слабое развитие фонематического слуха;

·низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;

. плохо списывает с доски, с текста.

Типы заданий для выявления причин неуспеваемости 1.Выявление причин, связанных с недостатками процессов произвольного внимания: Без ошибок переписать следующие строчки: АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА; ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР; РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА

Типы заданий для выявления причин неуспеваемости

1.Выявление причин, связанных с недостатками процессов произвольного внимания:

Без ошибок переписать следующие строчки:

АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА; ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР; РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА

  Ученику предлагается в течение 5-7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать заданным образом 2-3 буквы ( например, букву «а» зачеркивать, а букву «к» подчеркивать). Фиксируется количество просмотренных букв за отведенное время и количество допущенных ошибок (пропуск буквы или неправильно зачеркнутые буквы) П Т К А С М Р Е А А Г Е Щ Д З К К А О Т А Й Ч Я Р К У Л К А П К Ь Ш А Ж К Х А О

  Ученику предлагается в течение 5-7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать заданным образом 2-3 буквы ( например, букву «а» зачеркивать, а букву «к» подчеркивать). Фиксируется количество просмотренных букв за отведенное время и количество допущенных ошибок (пропуск буквы или неправильно зачеркнутые буквы)

П Т К А С М Р Е А А Г Е Щ Д З К К А О Т А Й Ч Я Р К У Л К А П К Ь Ш А Ж К Х А О

Изучение сформированности процессов контроля над написанием. Задание «Найди ошибки»: ученику предлагается найти ошибки в тексте: На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю да вдруг остановился. Грачи вьют гнезда на деревьях. На новогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня

Изучение сформированности процессов контроля над написанием.

Задание «Найди ошибки»: ученику предлагается найти ошибки в тексте:

На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю да вдруг остановился. Грачи вьют гнезда на деревьях. На новогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня

Выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций. Задание «Расставь точки»: Плохой сторож у одной хозяйки мыши поели в погребе сало тогда она заперла в погребе кошку а кошка поела и сало, и мясо, и молоко

Выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.

Задание «Расставь точки»:

Плохой сторож у одной хозяйки мыши поели в погребе сало тогда она заперла в погребе кошку а кошка поела и сало, и мясо, и молоко

Виды заданий со слабоуспевающими детьми 1.Задания со вставкой пропущенных букв. Например: м…рков… к…ртофел… п…м…дор. 2. Задания на выбор проверочного слова. Например, выбрать проверочные слова из следующего ряда: труд - труды, трудный, трудится. 3. Задания, в которых учащиеся выполняют только отдельные его части. Например, выписать из текста слова, которые указывают действие предмета: МАША ПОШЛА В МАГАЗИН. В МАГАЗИНЕ ОНА УВИДЕЛА КРАСИВЫЕ ТЕТРАДИ. МАША ВЗЯЛА ТЕТРАДЬ С КОШКОЙ, КОТОРАЯ ПОХОЖА НА ЕЁ МУРКУ. 4.Задания с применениями классификации. Ученикам предлагается самостоятельно составить схему или таблицу, т.е. представить материал в определенном порядке. Например, составить схему написания НЕ со всеми частями речи или способы словообразования.

Виды заданий со слабоуспевающими детьми

1.Задания со вставкой пропущенных букв. Например:

м…рков… к…ртофел… п…м…дор.

2. Задания на выбор проверочного слова. Например, выбрать проверочные слова из следующего ряда:

труд - труды, трудный, трудится.

3. Задания, в которых учащиеся выполняют только отдельные его части. Например, выписать из текста слова, которые указывают действие предмета:

МАША ПОШЛА В МАГАЗИН. В МАГАЗИНЕ ОНА УВИДЕЛА КРАСИВЫЕ ТЕТРАДИ. МАША ВЗЯЛА ТЕТРАДЬ С КОШКОЙ, КОТОРАЯ ПОХОЖА НА ЕЁ МУРКУ.

4.Задания с применениями классификации. Ученикам предлагается самостоятельно составить схему или таблицу, т.е. представить материал в определенном порядке. Например, составить схему написания НЕ со всеми частями речи или способы словообразования.

Задание на восстановление деформированного текста. Например: По, заяц, болоту, скакал Кочку, с, на, кочки, бух, снег, в, да Косой, под, что, чувствует, ногами, что-то, шевелится Громким, из-под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться Заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся В, стая, снегу, в живёт, куропаток Вылетают, болоту, они, клюкву, по днём, ходят, выкапывают Опять, в, поклюют, снег, и Заметит, снегом, кто, под, их;

Задание на восстановление деформированного текста. Например:

По, заяц, болоту, скакал

Кочку, с, на, кочки, бух, снег, в, да

Косой, под, что, чувствует, ногами, что-то, шевелится

Громким, из-под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться

Заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся

В, стая, снегу, в живёт, куропаток

Вылетают, болоту, они, клюкву, по днём, ходят, выкапывают

Опять, в, поклюют, снег, и

Заметит, снегом, кто, под, их;

  Организация самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся на уроках русского языка  Самостоятельная работа на уроках русского языка только тогда будет давать положительные результаты, когда слабоуспевающие ученики научатся выполнять ее правильно и быстро.

  Организация самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся на уроках русского языка

Самостоятельная работа на уроках русского языка только тогда будет давать положительные результаты, когда слабоуспевающие ученики научатся выполнять ее правильно и быстро.

Задания: 1.Дополни сочетания слов: вместо точек напиши имена прилагательные. Укажи род имен прилагательных. При затруднении в определении рода используй памятку: ДЕНЬ БЫЛ _____ И _____. ВДРУГ НАБЕЖАЛА _____ ТУЧКА. ПОСЫПАЛСЯ ДОЖДИК. _____ СОЛНЦЕ ПРОДОЛЖАЛО СВЕТИТЬ. _____ КАПЛИ ПАДАЛИ НА _____ ЗЕМЛЮ. В КАПЛЯХ ДОЖДЯ ИГРАЛИ _____ ЛУЧИКИ. ВОТ ДОЖДИК КОНЧИЛСЯ. ПО НЕБУ ДУГОЙ ПРОТЯНУЛАСЬ _____ РАДУГА 2. Замени имена прилагательные словами, близкими по значению. Напиши словосочетания, которые у тебя получились. Сравни их с образцом. Тихая езда - __________ Тихий голос - _________ Верный друг - _________ Верный ответ - _________ Ясное небо - ___________ Ясный вопрос - _________

Задания:

1.Дополни сочетания слов: вместо точек напиши имена прилагательные. Укажи род имен прилагательных. При затруднении в определении рода используй памятку:

ДЕНЬ БЫЛ _____ И _____. ВДРУГ НАБЕЖАЛА _____ ТУЧКА. ПОСЫПАЛСЯ ДОЖДИК. _____ СОЛНЦЕ ПРОДОЛЖАЛО СВЕТИТЬ. _____ КАПЛИ ПАДАЛИ НА _____ ЗЕМЛЮ. В КАПЛЯХ ДОЖДЯ ИГРАЛИ _____ ЛУЧИКИ. ВОТ ДОЖДИК КОНЧИЛСЯ. ПО НЕБУ ДУГОЙ ПРОТЯНУЛАСЬ _____ РАДУГА

2. Замени имена прилагательные словами, близкими по значению. Напиши словосочетания, которые у тебя получились. Сравни их с образцом.

Тихая езда - __________

Тихий голос - _________

Верный друг - _________

Верный ответ - _________

Ясное небо - ___________

Ясный вопрос - _________

3. Образуй от существительных имена прилагательные мужского, женского и среднего рода. Запиши их в три столбика. При затруднении смотри образец. Осина, липа, клён, дуб, сирень, яблоня, вишня, груша, абрикос, виноград, алыча, малина. 4 .Продолжи пословицы. Подчеркни имена прилагательные, противоположные по значению. При затруднении смотри слова из раздела «Слова для справок». Определи число имен прилагательных. При затруднении смотри памятку. Доброе слово лечит, а _____ калечит. Верёвка хороша длинная, а речь _____. Платье хорошо новое, а друг _____. Родная сторона мать, а чужая _____.

3. Образуй от существительных имена прилагательные мужского, женского и среднего рода. Запиши их в три столбика. При затруднении смотри образец.

Осина, липа, клён, дуб, сирень, яблоня, вишня, груша, абрикос, виноград, алыча, малина.

4 .Продолжи пословицы. Подчеркни имена прилагательные, противоположные по значению. При затруднении смотри слова из раздела «Слова для справок». Определи число имен прилагательных. При затруднении смотри памятку.

Доброе слово лечит, а _____ калечит.

Верёвка хороша длинная, а речь _____.

Платье хорошо новое, а друг _____.

Родная сторона мать, а чужая _____.

Особенно эффективными упражнениями по устранению и предупреждению ошибок являются: Øзадания со вставкой пропущенных букв; Øзадания на выбор проверочного слова; Øзадания с наличием образца выполнения; Øзадания, в которых выполняются отдельные его части; Øзадания на обозначение согласного звука в конце; Øзадания со вспомогательными вопросами и т.д.

Особенно эффективными упражнениями по устранению и предупреждению ошибок являются:

Øзадания со вставкой пропущенных букв;

Øзадания на выбор проверочного слова;

Øзадания с наличием образца выполнения;

Øзадания, в которых выполняются отдельные его части;

Øзадания на обозначение согласного звука в конце;

Øзадания со вспомогательными вопросами и т.д.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методы и приемы преодоления неуспеваемости школьников по русскому языку

Автор: Амедова Сусана Диляверовна

Дата: 24.01.2017

Номер свидетельства: 383474


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства