Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы преодоления неуспеваемости школьников по русскому языку»
Методы и приемыпреодоления неуспеваемости школьников по русскому языку
Цель:
выявить наиболее актуальные причины неуспеваемости детей по русскому языку и найти самые эффективные методы и приемы их предотвращения и исправления.
Причины существующих пробелов в знаниях учащихся:
1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика;
2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.
Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости - недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения. Примерно для каждого пятого неуспевающего школьника это основная причина слабых знаний, и устранить её порой бывает очень трудно. Однако при надлежащем индивидуальном подходе многих из них школьная программа вполне доступна.
Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, - низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала, несосредоточенность, неорганизованность).
В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы к конкретным ученикам и, конечно, помощь родителей .
Другая распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Это нежелание учиться может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует стимулировать его, показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету.
Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников . Но, опыт работы с такими учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу, как на уроке, так и вне урока, то они постепенно исправляются. Авторитет учителя, заинтересованность предметом, работой во внеурочное и внеучебное время определяют успех борьбы с недисциплинированностью.
Причины неуспеваемости по Гельмонту:
Ø неорганизованность в учении, недостаточный уровень общего развития;
Ø причины частичной, но относительно стойкой неуспеваемости: недостатки преподавания данного предмета, недоработка по данному предмету в предшествующих классах, недооценка или порой переоценка учащимися изучения данного предмета (причины психологического порядка);
Ø причины эпизодической неуспеваемости: недочеты в работе учителя, допущение промахов в отношении предупреждения неуспеваемости слабых или недостаточно прилежных учащихся, неровности и перебой в работе ученика.
В письменных работах пропускает буквы.
Причины:
·низкий уровень развития фонематического слуха;
·слабая концентрация внимания;
·низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;
·несформированность приемов самоконтроля;
·индивидуальные типологические особенности личности;
. неразвитость орфографической зоркости.
Причины:
·низкий уровень развития произвольности внимания;
·низкий уровень объема распределения внимания;
·несформированность приемов учебной работы;
·низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти;
·слабое развитие фонематического слуха;
·низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;
. плохо списывает с доски, с текста.
Типы заданий для выявления причин неуспеваемости
1.Выявление причин, связанных с недостатками процессов произвольного внимания:
Ученику предлагается в течение 5-7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать заданным образом 2-3 буквы ( например, букву «а» зачеркивать, а букву «к» подчеркивать). Фиксируется количество просмотренных букв за отведенное время и количество допущенных ошибок (пропуск буквы или неправильно зачеркнутые буквы)
П Т К А С М Р Е А А Г Е Щ Д З К К А О Т А Й Ч Я Р К У Л К А П К Ь Ш А Ж К Х А О
Изучение сформированности процессов контроля над написанием.
Задание «Найди ошибки»: ученику предлагается найти ошибки в тексте:
На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю да вдруг остановился. Грачи вьют гнезда на деревьях. На новогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня
Выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.
Задание «Расставь точки»:
Плохой сторож у одной хозяйки мыши поели в погребе сало тогда она заперла в погребе кошку а кошка поела и сало, и мясо, и молоко
Виды заданий со слабоуспевающими детьми
1.Задания со вставкой пропущенных букв. Например:
м…рков… к…ртофел… п…м…дор.
2. Задания на выбор проверочного слова. Например, выбрать проверочные слова из следующего ряда:
труд - труды, трудный, трудится.
3. Задания, в которых учащиеся выполняют только отдельные его части. Например, выписать из текста слова, которые указывают действие предмета:
МАША ПОШЛА В МАГАЗИН. В МАГАЗИНЕ ОНА УВИДЕЛА КРАСИВЫЕ ТЕТРАДИ. МАША ВЗЯЛА ТЕТРАДЬ С КОШКОЙ, КОТОРАЯ ПОХОЖА НА ЕЁ МУРКУ.
4.Задания с применениями классификации. Ученикам предлагается самостоятельно составить схему или таблицу, т.е. представить материал в определенном порядке. Например, составить схему написания НЕ со всеми частями речи или способы словообразования.
Задание на восстановление деформированного текста. Например:
По, заяц, болоту, скакал
Кочку, с, на, кочки, бух, снег, в, да
Косой, под, что, чувствует, ногами, что-то, шевелится
Вылетают, болоту, они, клюкву, по днём, ходят, выкапывают
Опять, в, поклюют, снег, и
Заметит, снегом, кто, под, их;
Организация самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся на уроках русского языка
Самостоятельная работа на уроках русского языка только тогда будет давать положительные результаты, когда слабоуспевающие ученики научатся выполнять ее правильно и быстро.
Задания:
1.Дополни сочетания слов: вместо точек напиши имена прилагательные. Укажи род имен прилагательных. При затруднении в определении рода используй памятку:
ДЕНЬ БЫЛ _____ И _____. ВДРУГ НАБЕЖАЛА _____ ТУЧКА. ПОСЫПАЛСЯ ДОЖДИК. _____ СОЛНЦЕ ПРОДОЛЖАЛО СВЕТИТЬ. _____ КАПЛИ ПАДАЛИ НА _____ ЗЕМЛЮ. В КАПЛЯХ ДОЖДЯ ИГРАЛИ _____ ЛУЧИКИ. ВОТ ДОЖДИК КОНЧИЛСЯ. ПО НЕБУ ДУГОЙ ПРОТЯНУЛАСЬ _____ РАДУГА
2.Замени имена прилагательные словами, близкими по значению. Напиши словосочетания, которые у тебя получились. Сравни их с образцом.
Тихая езда - __________
Тихий голос - _________
Верный друг - _________
Верный ответ - _________
Ясное небо - ___________
Ясный вопрос - _________
3.Образуй от существительных имена прилагательные мужского, женского и среднего рода. Запиши их в три столбика. При затруднении смотри образец.
4 .Продолжи пословицы. Подчеркни имена прилагательные, противоположные по значению. При затруднении смотри слова из раздела «Слова для справок». Определи число имен прилагательных. При затруднении смотри памятку.
Доброе слово лечит, а _____ калечит.
Верёвка хороша длинная, а речь _____.
Платье хорошо новое, а друг _____.
Родная сторона мать, а чужая _____.
Особенно эффективными упражнениями по устранению и предупреждению ошибок являются:
Øзадания со вставкой пропущенных букв;
Øзадания на выбор проверочного слова;
Øзадания с наличием образца выполнения;
Øзадания, в которых выполняются отдельные его части;