kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации "Виды сложных предложений.Подготовка к ОГЭ".9класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложения, состоящие из    нескольких простых,     

                              называются сложными

Средства связи простых предложений:

 интонация, союзы, союзные слова.

     сложные предложения

 

                   союзные                          бессоюзные

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Виды сложных предложений.Подготовка к ОГЭ".9класс»

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ  СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 9 КЛАСС

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

9 КЛАСС

Основные виды сложных предложений  Предложения, состоящие из нескольких простых,  называются сложными Средства связи простых предложений:  интонация, союзы, союзные слова.  сложные предложения  союзные  бессоюзные сложносочиненные сложноподчиненные  ССП СПП

Основные виды сложных предложений

Предложения, состоящие из нескольких простых,

называются сложными

Средства связи простых предложений:

интонация, союзы, союзные слова.

сложные предложения

союзные бессоюзные

сложносочиненные сложноподчиненные

ССП СПП

ССП:  ИНТОНАЦИЯ +  СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ    Сочинительные союзы   Высоко в небе сияло солнце, горы зноем дышали в небо. [ ], а [ ] соединительные противительные И, да (=и), ни…ни, и…и, не только…но и, как…так и, тоже, также разделительные А, но, да (=но), зато, однако Или, либо, или…или, либо..либо, то…то, не то…не то а

ССП: ИНТОНАЦИЯ + СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

Сочинительные союзы

Высоко в небе сияло солнце, горы зноем дышали в небо.

[ ], а [ ]

соединительные

противительные

И, да (=и), ни…ни, и…и, не только…но и, как…так и, тоже, также

разделительные

А, но, да (=но), зато, однако

Или, либо, или…или, либо..либо, то…то, не то…не то

а

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ССП Шелестят зеленые сережки , горят серебряные росы. НО! Землю подсушил  мороз  запорошило первым снегом.  [---=] и [=]  Для счастья людям нужен мир не нужна война. Запятая  перед союзом  и  не ставится, если в ССП есть общий второстепенный член. и и и

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ССП

Шелестят зеленые сережки , горят серебряные росы.

НО!

Землю подсушил мороз запорошило первым снегом.

[---=] и [=]

Для счастья людям нужен мир не нужна война.

Запятая перед союзом и не ставится, если в ССП есть общий второстепенный член.

и

и

и

ПОДУМАЙ!

ПОДУМАЙ!

  • Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка.
  • У Ивана Ивановича большие выразительные глаза и рот несколько похож на букву ижицу.
  • У причала суетятся матросы и торжественно отплывают в море корабли.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Рано утром солнце еще не палило так жарко(?) и с моря веяло свежестью. Пугачев дал знак (?) и меня тотчас развязали и оставили. Вчера во время грозы дождь шумел(?) и ветер бушевал. Сквозь серый камень вода сочилась(?) и было душно в ущелье темном(?) и пахло гнилью. Не шевелится ни один листок вверху(?) и только внизу на неслышимом сквознячке трепещет на паутинке сухой листик. После обеда затянулось небо(?) и был дождь. 1 - , 2 + , 3 - , 4 +  - , 5 +, 6 -  .

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

  • Рано утром солнце еще не палило так жарко(?) и с моря веяло свежестью.
  • Пугачев дал знак (?) и меня тотчас развязали и оставили.
  • Вчера во время грозы дождь шумел(?) и ветер бушевал.
  • Сквозь серый камень вода сочилась(?) и было душно в ущелье темном(?) и пахло гнилью.
  • Не шевелится ни один листок вверху(?) и только внизу на неслышимом сквознячке трепещет на паутинке сухой листик.
  • После обеда затянулось небо(?) и был дождь.

1 - , 2 + , 3 - , 4 + - , 5 +, 6 - .

СПП:  ИНТОНАЦИЯ +  ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ    ИЛИ СОЮЗНЫЕ СЛОВА ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ:  когда, пока, едва, лишь, лишь только, потому что, так как, оттого что, ибо, чтобы, для того чтобы, если, коли, кабы, если бы, как, будто, как будто, словно, так что, что. СОЮЗНЫЕ СЛОВА:  кто, что, какой, чей, который, сколько, как, когда, где, куда, откуда, отчего, почему, зачем.

СПП: ИНТОНАЦИЯ + ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ ИЛИ СОЮЗНЫЕ СЛОВА

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ: когда, пока, едва, лишь, лишь только, потому что, так как, оттого что, ибо, чтобы, для того чтобы, если, коли, кабы, если бы, как, будто, как будто, словно, так что, что.

СОЮЗНЫЕ СЛОВА: кто, что, какой, чей, который, сколько, как, когда, где, куда, откуда, отчего, почему, зачем.

СТРОЕНИЕ СПП Я с нетерпением ждал, когда Вадим расскажет о своей поездке. [ ], ( когда ) Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым переулкам. ( Чтобы ), [ ] Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели.  [ и , ( когда ), ]

СТРОЕНИЕ СПП

Я с нетерпением ждал, когда Вадим расскажет о своей поездке. [ ], ( когда )

Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым переулкам. ( Чтобы ), [ ]

Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок, слегка шумели.

[ и , ( когда ), ]

РАЗЛИЧАЙ!   СОЮЗЫ  СОЮЗНЫЕ СЛОВА Я уже точно знал, что он расскажет. Немного погодя я отправился узнать, когда у нас будет следующее занятие. Мы смотрели, как ловко он обходился с ребенком.  С Я уже точно знал, что он не придет.  С   2. Всегда грустно, когда приходится расставаться с близкими.  С  3. Мы не заметили, как пришло время уезжать.

РАЗЛИЧАЙ! СОЮЗЫ СОЮЗНЫЕ СЛОВА

  • Я уже точно знал, что он расскажет.
  • Немного погодя я отправился узнать, когда у нас будет следующее занятие.
  • Мы смотрели, как ловко он обходился с ребенком.

С

  • Я уже точно знал, что

он не придет.

С

2. Всегда грустно, когда

приходится расставаться с

близкими.

С

3. Мы не заметили, как пришло время уезжать.

ПОТРЕНИРУЕМСЯ?  СОЮЗ ИЛИ СОЮЗНОЕ СЛОВО? Когда зимой ешь свежие фрукты, то во рту пахнет весною. Путники вышли на полянку, которая была покрыта густой и сочной травой. Летом наша река представляет собой лужицу, которую вы легко перейдете вброд. Мы спросили лесника, как пройти к речке. Лесник ответил, что надо идти прямо на юг. 1) с; 2 сс; 3) сс; 4) сс; 5) с

ПОТРЕНИРУЕМСЯ? СОЮЗ ИЛИ СОЮЗНОЕ СЛОВО?

  • Когда зимой ешь свежие фрукты, то во рту пахнет весною.
  • Путники вышли на полянку, которая была покрыта густой и сочной травой.
  • Летом наша река представляет собой лужицу, которую вы легко перейдете вброд.
  • Мы спросили лесника, как пройти к речке.
  • Лесник ответил, что надо идти прямо на юг.

1) с; 2 сс; 3) сс; 4) сс; 5) с

СПП С УКАЗАТЕЛЬНЫМИ СЛОВАМИ Никогда не беспокой другого тем, что можешь сделать сам. Они проснулись тогда, когда в избе было совсем темно. Тот, кто любит родину, должен служить ей. СРАВНИ: Мне грустно, друг уехал. Задача не получилась потому, что ты неправильно записал условие. --- --- потому что что

СПП С УКАЗАТЕЛЬНЫМИ СЛОВАМИ

  • Никогда не беспокой другого тем, что можешь сделать сам.
  • Они проснулись тогда, когда в избе было совсем темно.
  • Тот, кто любит родину, должен служить ей.

СРАВНИ:

  • Мне грустно, друг уехал.
  • Задача не получилась потому, что ты неправильно записал условие.

---

---

потому что

что

ОСОБЕННОСТИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ К ГЛАВНОМУ ПО СМЫСЛУ ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ МОЖЕТ ПОЯСНЯТЬ ОДНО СЛОВО  Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Стояла та сказочная тишина,  ~~~~~~~  которая приходит с морозом.  ВСЕ ГЛАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Дом стоял на косогоре, так что окна были очень низко от земли.

ОСОБЕННОСТИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ К ГЛАВНОМУ

ПО СМЫСЛУ

ПРИДАТОЧНОЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

МОЖЕТ

ПОЯСНЯТЬ

ОДНО СЛОВО

Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Стояла та сказочная тишина,

~~~~~~~

которая приходит с морозом.

ВСЕ ГЛАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Дом стоял на косогоре, так что окна были очень низко от земли.

СПП с НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ  [ ], ( ), ( ) Я увлеченно рассказывал, как мы ловили рыбу, как дед возил нас на сенокос. Я увлеченно рассказывал, как мы ловили рыбу и как дед возил нас на сенокос. СПП с НЕОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ ( ), [ ], ( ) Когда он говорил, я чувствовал, что на его месте поступил бы так же. СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ [ ], ( ), ( ) Скоро выяснилось, что билеты будут продаваться, когда подойдет автобус.

СПП с НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ [ ], ( ), ( )

Я увлеченно рассказывал, как мы ловили рыбу, как дед возил нас на сенокос.

Я увлеченно рассказывал, как мы ловили рыбу и как дед возил нас на сенокос.

СПП с НЕОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ ( ), [ ], ( )

Когда он говорил, я чувствовал, что на его месте поступил бы так

же.

СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ [ ], ( ), ( )

Скоро выяснилось, что билеты будут продаваться, когда подойдет

автобус.

ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ВОПРОСУ  ПО СОЮЗУ  ПО СИНТАКСИЧЕСКОЙ РОЛИ УКАЗАТЕЛЬНЫХ СЛОВ ВИД (ЗНАЧЕНИЕ) ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ

ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

ПО ВОПРОСУ

ПО СОЮЗУ

ПО

СИНТАКСИЧЕСКОЙ

РОЛИ

УКАЗАТЕЛЬНЫХ

СЛОВ

ВИД

(ЗНАЧЕНИЕ)

ПРИДАТОЧНОГО

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

МОЖНО

ОПРЕДЕЛИТЬ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ ПОДЛЕЖАЩНЫЕ  СКАЗУЕМНЫЕ  ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ

ПОДЛЕЖАЩНЫЕ

СКАЗУЕМНЫЕ

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

БСП:  ИНТОНАЦИЯ

БСП: ИНТОНАЦИЯ

  • Машина чуть слышно урчала, корабль вздрагивал.
  • Дубовые кусты разрослись по скатам оврага; около родника зеленеет короткая бархатная трава; солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги.
  • Перемена обстановки очень благоприятно действует на меня: я отдыхаю.
  • Богатырь умрет – слава его воюет.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в БСП ЗНАКИ ЗНАЧЕНИЕ , ; [ ], [ ] ОДНОВРЕМЕННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ,  ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ФАКТОВ, СОБЫТИЙ [ , , ]; [ , ]  _    КОГДА  А, НО [ ВРЕМЯ ] - [ ] [ ] - [ ] ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ  ЕСЛИ ТАК ЧТО [ УСЛОВИЕ ] - [ ] [ ] - [ ВЫВОД, СЛЕДСТВИЕ ]  :  ПОТОМУ ЧТО А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ [ ] : [ ПРИЧИНА ] [ ] : [ ПОЯСНЕНИЕ ]  ЧТО  [ ] : [ ДОПОЛНЕНИЕ ]

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в БСП

ЗНАКИ

ЗНАЧЕНИЕ

,

;

[ ], [ ] ОДНОВРЕМЕННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ,

ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ФАКТОВ, СОБЫТИЙ

[ , , ]; [ , ]

_

КОГДА А, НО

[ ВРЕМЯ ] - [ ] [ ] - [ ] ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

ЕСЛИ ТАК ЧТО

[ УСЛОВИЕ ] - [ ] [ ] - [ ВЫВОД, СЛЕДСТВИЕ ]

:

ПОТОМУ ЧТО А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ

[ ] : [ ПРИЧИНА ] [ ] : [ ПОЯСНЕНИЕ ]

ЧТО

[ ] : [ ДОПОЛНЕНИЕ ]

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ   С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ РАЗЛИЧАЙ!   И  [ ],  НО  [ , ( ЕСЛИ  ), ]  [ ], ( ЧТО ,  ( КОГДА  ), )  И  [ ], НО  [  ( ЕСЛИ  ), ТО ]  [ ], ( ЧТО   ( КОГДА  ), ТО )

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

РАЗЛИЧАЙ!

И

[ ], НО [ , ( ЕСЛИ ), ] [ ], ( ЧТО , ( КОГДА ), )

И

[ ], НО [ ( ЕСЛИ ), ТО ] [ ], ( ЧТО ( КОГДА ), ТО )


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические рекомендации "Виды сложных предложений.Подготовка к ОГЭ".9класс

Автор: Лисиенкова Оксана Евгеньевна

Дата: 28.08.2017

Номер свидетельства: 426466


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства