kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Диалогизация образовательного пространства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель мастер-класса: представить педагогическому сообществу  собственный научно-методический опыт диалогизации образовательного пространства для его дальнейшего широкого использования в практике школьного преподавания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Диалогизация образовательного пространства"»

«МАСТЕР-КЛАСС

«МАСТЕР-КЛАСС"

.

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Жуланова Елена Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49»

Новоуральский городской округ

http://zhulanova.jimdo.com/

 Тема мастер-класса   . «Диалогизация образовательного пространства»

Тема мастер-класса

.

«Диалогизация образовательного пространства»

Актуальность темы   . Главная задача ФГОС : создание социально-педагогической среды, способствующей формированию и развитию личности, реализации социально-образовательных проектов, культурно-образовательных инициатив, созданию интеллектуальных образовательных сетей. Новые профессиональные задачи учителя в связи с введением ФГОС: -использование деятельностного (компетентностного) подхода и соответствующих ему технологий обучения; -формирование универсальных учебных (метапредметных) действий учащихся средствами учебного предмета и внеурочной деятельности; -осуществление внутрипредметной и межпредметной интеграции содержания образования.

Актуальность темы

.

Главная задача ФГОС : создание социально-педагогической среды, способствующей формированию и развитию личности, реализации социально-образовательных проектов, культурно-образовательных инициатив, созданию интеллектуальных образовательных сетей.

Новые профессиональные задачи учителя в связи с введением ФГОС:

-использование деятельностного (компетентностного) подхода и соответствующих ему технологий обучения;

-формирование универсальных учебных (метапредметных) действий учащихся средствами учебного предмета и внеурочной деятельности;

-осуществление внутрипредметной и межпредметной интеграции содержания образования.

Основные противоречия   .  Желаемое: Реальное:

Основные противоречия

.

Желаемое:

Реальное:

 Цель и задачи деятельности   . Цель : создание социально-педагогических условий для субъект-субъектного общения между участниками образовательного процесса, способствующего личностному развитию обучающихся. Задачи : формирование профессиональных коммуникативных компетенций находить оптимальные средства вербального и невербального воздействия и взаимодействия как важного компонента педагогического мастерства; овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами для становления и развития коммуникативных (диалогических) УУД обучающихся; содействие проявлениям самостоятельности и сотрудничества обучающихся в учебной и внеурочной деятельности.

Цель и задачи деятельности

.

Цель : создание социально-педагогических условий для субъект-субъектного общения между участниками образовательного процесса, способствующего личностному развитию обучающихся.

Задачи :

  • формирование профессиональных коммуникативных компетенций находить оптимальные средства вербального и невербального воздействия и взаимодействия как важного компонента педагогического мастерства;
  • овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами для становления и развития коммуникативных (диалогических) УУД обучающихся;
  • содействие проявлениям самостоятельности и сотрудничества обучающихся в учебной и внеурочной деятельности.

. Концептуальные основы педагогической деятельности   Теория монолога и диалога (М.М. Бахтин, Т.Г. Винокур, Г.М. Кучинский, С.А. Сухих, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский). Труды по категории диалогичности в научной и публицистической речи (Р.Р. Гельгардт, Л.Р. Дускаева, Л.И. Еремина, М.Н. Кожина, Н.А. Красавцева, Л.М. Майданова). Диалогическое общение в учебно-научной ситуации (С.А Шеин, А.К. Болотова, А.А. Вербицкий, Г.Ю. Ксензова, Т.К. Мухина). Риторика монолога и диалога (А.К. Михальская, С.А. Минеева, И.А. Стернин, Т.В. Матвеева). Культура речи и общения (Т.А.Ладыженская, Н.Е. Богуславская, Д.И. Архарова, Т.А. Долинина). Теория развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

.

Концептуальные основы педагогической деятельности

  • Теория монолога и диалога (М.М. Бахтин, Т.Г. Винокур, Г.М. Кучинский, С.А. Сухих, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский).
  • Труды по категории диалогичности в научной и публицистической речи (Р.Р. Гельгардт, Л.Р. Дускаева, Л.И. Еремина, М.Н. Кожина, Н.А. Красавцева, Л.М. Майданова).
  • Диалогическое общение в учебно-научной ситуации (С.А Шеин, А.К. Болотова, А.А. Вербицкий, Г.Ю. Ксензова, Т.К. Мухина).
  • Риторика монолога и диалога (А.К. Михальская, С.А. Минеева, И.А. Стернин, Т.В. Матвеева).
  • Культура речи и общения (Т.А.Ладыженская, Н.Е. Богуславская, Д.И. Архарова, Т.А. Долинина).
  • Теория развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

.  Используемые термины   Диалогичность - категориальное свойство текста, выраженное системой средств и приемов, отражающих взаимодействие общающихся и соотношение нескольких смысловых позиций с целью достижения эффективности общения.  Диалогизация монолога - намеренное использование таких средств и приемов, целенаправленное достижение диалогичности.  Диалогизация образовательного пространства – осознанный переход на субъект-субъектные коммуникативные отношения с помощью диалогических методов и способов общения, а также осмысление реальных путей и тактик речевого взаимодействия между участниками образовательного процесса.

.

Используемые термины

  • Диалогичность - категориальное свойство текста, выраженное системой средств и приемов, отражающих взаимодействие общающихся и соотношение нескольких смысловых позиций с целью достижения эффективности общения.
  • Диалогизация монолога - намеренное использование таких средств и приемов, целенаправленное достижение диалогичности.
  • Диалогизация образовательного пространства – осознанный переход на субъект-субъектные коммуникативные отношения с помощью диалогических методов и способов общения, а также осмысление реальных путей и тактик речевого взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Тактические направления диалогизации  образовательного пространства . Формирование диалогических (метапредметных) умений обучающихся:  - диалогизация устного учебно-научного монолога,  - аргументация собственного мнения в споре,  - диалогизация письменного публицистического монолога. Совершенствование коммуникативных умений педагога:  - диалогизация объяснительного (или иного) монолога,  - тактическая реализация стратегии уважения в  педагогической практике. Использование «диалога культур» во внеурочной деятельности:  - участие в конкурсах чтецов,  - организация проектной деятельности.

Тактические направления диалогизации образовательного пространства

.

  • Формирование диалогических (метапредметных) умений обучающихся:

- диалогизация устного учебно-научного монолога,

- аргументация собственного мнения в споре,

- диалогизация письменного публицистического монолога.

  • Совершенствование коммуникативных умений педагога:

- диалогизация объяснительного (или иного) монолога,

- тактическая реализация стратегии уважения в

педагогической практике.

  • Использование «диалога культур» во внеурочной деятельности:

- участие в конкурсах чтецов,

- организация проектной деятельности.

Диалогизация учебно-научного монолога . Приемы диалогизации: Этапы освоения:

Диалогизация учебно-научного монолога

.

Приемы диалогизации:

Этапы освоения:

Публично защищенные исследовательские работы . «Диалогичность школьных учебников математики» «Диалогический потенциал предвыборного текста» «Риторические произведения М.В. Ломоносова» «Психологический баланс общения в современной семейной беседе» «Авторская волшебная сказка» «Черно-белое кино» «Язык современного интернет-общения» «Диалогичность письменного монолога журналиста»

Публично защищенные исследовательские работы

.

  • «Диалогичность школьных учебников математики»
  • «Диалогический потенциал предвыборного текста»
  • «Риторические произведения М.В. Ломоносова»
  • «Психологический баланс общения в современной семейной беседе»
  • «Авторская волшебная сказка»
  • «Черно-белое кино»
  • «Язык современного интернет-общения»
  • «Диалогичность письменного монолога журналиста»

Диалогизация письменного публицистического монолога . – Овсянникова Дарья. Увлечения моих друзей/«Наша городская газета», №5 от 02.02.2011. – С.13. – Овсянникова Дарья. У конкурса есть будущее./ «Наша городская газета», №8 от 23.02.2011. – С.12. – Овсянникова Дарья. Школе желаю новых побед!/«Наша городская газета», №9 от 02.03.2011. – С.15. – Овсянникова Дарья. Чтецы вызвали слезы./«Наша городская газета», №17 от 27.03.2011. – С.15. – «Письма в прошлое»: из сборника творческих работ (посвящается защитникам Сталинграда)./«Наша городская газета», №19 от 09.05.2012. – С.8. – Об инопланетянах, патриотах и библиотеке под открытым небом…/ «Нейва», №38 от 12.04. 2013. – С.6-7.

Диалогизация письменного публицистического монолога

.

  • – Овсянникова Дарья. Увлечения моих друзей/«Наша городская газета», №5 от 02.02.2011. – С.13.
  • – Овсянникова Дарья. У конкурса есть будущее./ «Наша городская газета», №8 от 23.02.2011. – С.12.
  • – Овсянникова Дарья. Школе желаю новых побед!/«Наша городская газета», №9 от 02.03.2011. – С.15.
  • – Овсянникова Дарья. Чтецы вызвали слезы./«Наша городская газета», №17 от 27.03.2011. – С.15.
  • – «Письма в прошлое»: из сборника творческих работ (посвящается защитникам Сталинграда)./«Наша городская газета», №19 от 09.05.2012. – С.8.
  • – Об инопланетянах, патриотах и библиотеке под открытым небом…/ «Нейва», №38 от 12.04. 2013. – С.6-7.

Практикум: «Совершенствование коммуникативных умений педагога» . Тактическая реализация стратегии уважения в педагогической практике Диалогизация объяснительного монолога

Практикум: «Совершенствование коммуникативных умений педагога»

.

Тактическая реализация стратегии уважения в педагогической практике

Диалогизация объяснительного монолога

«Диалог культур»  во внеурочной деятельности . Результаты городских и областных конкурсов чтецов:   Год Название 2011 «Через тернии к звездам» Уровень 2011 «Золотой век русской поэзии» 2011 город Место «Джалиловские чтения» 2; 2 город 2011 «Джалиловские чтения» 2012 город 1;номинация 1 «Друзьям, отечеству, народу отыщем славу и свободу» 2012 область «Джалиловские чтения» 2012 3 город «О родной земле с любовью» 1;2 город 2013 «Джалиловские чтения» 2013 1;1 город 1 «Джалиловские чтения» город 2014 «Джалиловские чтения» область 2014 1;1 «Джалиловские чтения» 2;3 город 2014  «Я люблю мой город» 1;2 область 2014  «Город мастеров» номинация город область 1;1 1

«Диалог культур» во внеурочной деятельности

.

Результаты городских и областных конкурсов чтецов:

Год

Название

2011

«Через тернии к звездам»

Уровень

2011

«Золотой век русской поэзии»

2011

город

Место

«Джалиловские чтения»

2; 2

город

2011

«Джалиловские чтения»

2012

город

1;номинация

1

«Друзьям, отечеству, народу отыщем славу и свободу»

2012

область

«Джалиловские чтения»

2012

3

город

«О родной земле с любовью»

1;2

город

2013

«Джалиловские чтения»

2013

1;1

город

1

«Джалиловские чтения»

город

2014

«Джалиловские чтения»

область

2014

1;1

«Джалиловские чтения»

2;3

город

2014

«Я люблю мой город»

1;2

область

2014

«Город мастеров»

номинация

город

область

1;1

1

«Диалог культур»  во внеурочной деятельности .  Реализованные проекты: Культурологический проект «Черно-белое кино» Литературно-музыкальная гостиная «И жизнь, и слезы, и любовь…» Постановка водевиля В.А.Соллогуба «Беда от нежного сердца» Литературно-музыкальная феерия «Вальс цветов» Праздничный вечер «От всей души» «Юбилей школы»

«Диалог культур» во внеурочной деятельности

.

Реализованные проекты:

  • Культурологический проект «Черно-белое кино»
  • Литературно-музыкальная гостиная «И жизнь, и слезы, и любовь…»
  • Постановка водевиля В.А.Соллогуба «Беда от нежного сердца»
  • Литературно-музыкальная феерия «Вальс цветов»
  • Праздничный вечер «От всей души»
  • «Юбилей школы»

«Диалог культур»  во внеурочной деятельности . Этапы реализации проекта: Определение ключевой идеи, цели и задач, распределение поручений. Поиск информационного, музыкального и художественного материала. Композиционное оформление сценария и определение состава действующих лиц. Сценическое воплощение художественных образов. Презентация коллективного творческого продукта школьному и городскому сообществу. Рефлексия.

«Диалог культур» во внеурочной деятельности

.

Этапы реализации проекта:

  • Определение ключевой идеи, цели и задач, распределение поручений.
  • Поиск информационного, музыкального и художественного материала.
  • Композиционное оформление сценария и определение состава действующих лиц.
  • Сценическое воплощение художественных образов.
  • Презентация коллективного творческого продукта школьному и городскому сообществу.
  • Рефлексия.

Проект «Черно-белое кино» .

Проект «Черно-белое кино»

.

Благодарю за внимание! .  P.S. Вы знаете, мне по-прежнему верится,  Что, если останется жить Земля, -  Высшим достоинством человечества  Станут когда-нибудь учителя.  Не на словах, а по вещей традиции,  Которая завтрашней жизни под стать,  Учителем надо будет родиться.  И только после этого стать!  В нём будет мудрость талантливо дерзкая.  Он будет солнце нести на крыле…  Учитель – профессия дальнего действия,  Главная на Земле!  Р.Рождественский

Благодарю за внимание!

.

P.S. Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что, если останется жить Земля, -

Высшим достоинством человечества

Станут когда-нибудь учителя.

Не на словах, а по вещей традиции,

Которая завтрашней жизни под стать,

Учителем надо будет родиться.

И только после этого стать!

В нём будет мудрость талантливо дерзкая.

Он будет солнце нести на крыле…

Учитель – профессия дальнего действия,

Главная на Земле!

Р.Рождественский


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Мастер-класс "Диалогизация образовательного пространства"

Автор: Жуланова Елена Александровна

Дата: 01.07.2016

Номер свидетельства: 336830


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства