kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование при подготовке к написанию сочинения-рассуждения метода создания речевых клише для выявления проблемы, комментирования данной проблемы, а также формулировки авторской  позиции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише»

Каждый встреченный мной человек Путь к  в чём-то меня превосходит, ЕГЭ-2017 и мне есть чему у него поучиться.   Эмерсон  Мастер-класс  Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише Учитель русского языка и литературы МБОУ Крюковской СОШ Пузанова Любовь Викторовна

Каждый встреченный мной человек

Путь к

в чём-то меня превосходит,

ЕГЭ-2017

и мне есть чему у него поучиться.

Эмерсон

Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Крюковской СОШ

Пузанова Любовь Викторовна

Алгоритм написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту  1. Вступление.  2. Постановка проблемы  3. Комментарий к поставленной проблеме.  4. Позиция автора.  5. Собственная позиция.  6. Аргумент.  7. Литературный аргумент.  8. Заключение .

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

по прочитанному тексту

1. Вступление.

2. Постановка проблемы

3. Комментарий к поставленной проблеме.

4. Позиция автора.

5. Собственная позиция.

6. Аргумент.

7. Литературный аргумент.

8. Заключение .

Вступление - Вопросно-ответное единство. Цепочка вопросительных  предложений. - Риторический вопрос. - Цитата. - Краткая справка об авторе текста.  - Личные впечатления, чувства и  жизненный опыт.

Вступление

- Вопросно-ответное единство.

  • Цепочка вопросительных

предложений.

- Риторический вопрос.

- Цитата.

- Краткая справка об авторе текста.

- Личные впечатления, чувства и

жизненный опыт.

Возможные варианты вступления  Д. С. Лихачёв – один из писателей, который ощущает личную причастность ко всему происходящему в мире. Его волнуют все проблемы общественной жизни, в том числе и проблема ответственности личности перед обществом, природой. Перед Землёй. Автор текста Д.С. Лихачёв не случайно обратился к теме ответственности человека за всё на планете. Проблема, которую он поднимает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.   Д.С. Лихачёв принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы,  одной из которых является проблема ответственности человека перед обществом,  природой, перед всей Землёй.

Возможные варианты вступления

  • Д. С. Лихачёв – один из писателей, который ощущает личную причастность ко всему происходящему в мире. Его волнуют все проблемы общественной жизни, в том числе и проблема ответственности личности перед обществом, природой. Перед Землёй.
  • Автор текста Д.С. Лихачёв не случайно обратился к теме ответственности человека за всё на планете. Проблема, которую он поднимает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.

  • Д.С. Лихачёв принадлежит к тем неравнодушным людям,

которых волнуют общечеловеческие проблемы,

одной из которых является проблема

ответственности человека перед обществом,

природой, перед всей Землёй.

Способы формулирования проблемы  Проблему можно: а). Сформулировать своими словами ( проблема + сущ. в родительном падеже ). б). Процитировать.

Способы формулирования проблемы

Проблему можно:

а). Сформулировать своими словами

( проблема + сущ. в родительном падеже ).

б). Процитировать.

Речевые клише для формулирования проблемы В данном тексте - анализируется проблема... - автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему... - даётся – истолкование, описание, критическая оценка… - показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность… - подвергается – критике, рассмотрению, анализу…  - (Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой... Устарело ли это понятие? - (Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое...  - Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся проблема ответственности человека перед обществом, природой, всей Землёй  - Следует отметить, что данная проблема существует давно,  однако актуальна она и в наши дни.  - И меня, жителя современного общества, этот вопрос не  может не волновать . - Выберите подходящий вариант к вашему сочинению.

Речевые клише для формулирования проблемы

В данном тексте

- анализируется проблема...

- автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему...

- даётся – истолкование, описание, критическая оценка…

- показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…

- подвергается – критике, рассмотрению, анализу…

- (Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой... Устарело ли это понятие?

- (Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое...

- Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся

проблема ответственности человека перед обществом, природой, всей Землёй

- Следует отметить, что данная проблема существует давно,

однако актуальна она и в наши дни.

- И меня, жителя современного общества, этот вопрос не

может не волновать .

- Выберите подходящий вариант к вашему сочинению.

В данном случае это проблема ответственности человека перед обществом, природой,  всей Землёй.

В данном случае это проблема ответственности человека перед обществом, природой,

всей Землёй.

Примеры речевых клише –  То, о чем пишет автор, очень актуально. Так как…  – (Автор) заостряет внимание на…  – (Автор) раскрывает проблему на материале…  – Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему – проблему ...  – Размышляя над актуальной во все времена  проблемой (актуальной особенно в наше время),  автор...

Примеры речевых клише

–  То, о чем пишет автор, очень актуально. Так как… – (Автор) заостряет внимание на… – (Автор) раскрывает проблему на материале… – Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему – проблему ... – Размышляя над актуальной во все времена

проблемой (актуальной особенно в наше время),

автор...

Комментируем проблему исходного текста 1-й абзац .  «За что отвечает человек? За всё, что происходит на земле? Или за что-то очень небольшое?»  К осознанию этой проблемы автор подводит читателя через ряд вопросов, поставленных в начале текста. 2-й и 3-й абзацы . Автор приводит пример из книги Рони « Борьба за огонь». Основную мысль формулируем сами : Не сумев сберечь огня, мальчик обрёк племя на гибель. 4-й абзац.  «…Отвечать за других – это значит отвечать за самого себя»  «Только человек,…способный поступиться своими  интересами,…достоин права отвечать за других». Иными словами :  Ответственность – это умение поступиться своими интересами  во имя интересов окружающих.

Комментируем проблему исходного текста

1-й абзац . «За что отвечает человек? За всё, что происходит на земле? Или за что-то очень небольшое?»

К осознанию этой проблемы автор подводит читателя через ряд вопросов, поставленных в начале текста.

2-й и 3-й абзацы . Автор приводит пример из книги Рони « Борьба за огонь». Основную мысль формулируем сами : Не сумев сберечь огня, мальчик обрёк племя на гибель.

4-й абзац. «…Отвечать за других – это значит отвечать за самого себя»

«Только человек,…способный поступиться своими

интересами,…достоин права отвечать за других».

Иными словами : Ответственность – это умение поступиться своими интересами

во имя интересов окружающих.

Комментируем проблему исходного текста  Далее автор приводит пример из книги Рони «Борьба за огонь», через который Д. Лихачёв ненавязчиво помогает нам понять, что ответственность – это умение поступаться со своими интересами во имя интересов окружающих. Ведь «… отвечать за других – это значит уметь отвечать за самого себя».

Комментируем проблему исходного текста

Далее автор приводит пример из книги Рони «Борьба за огонь», через который Д. Лихачёв ненавязчиво помогает нам понять, что ответственность – это умение поступаться со своими интересами во имя интересов окружающих. Ведь «… отвечать

за других – это значит уметь отвечать

за самого себя».

Комментируем проблему исходного текста 5-й абзац . В наши дни безответственность человека имеет страшные последствия. ( Автор сравнивает Землю с космическим кораблём, а людей – с командой, от слаженной работы которой зависит очень много ).  Рассуждая о нашем времени, автор подводит читателя к выводу, что безответственность человека сегодня имеет более страшные последствия, чем в каменный век. Д.С. Лихачёв сравнивает Землю с космическим кораблём, всех живущих на ней называет одной командой, и  читателю становится понятно, как много  зависит от её слаженной работы.

Комментируем проблему исходного текста

5-й абзац . В наши дни безответственность человека имеет страшные последствия.

( Автор сравнивает Землю с космическим кораблём, а людей – с командой, от слаженной работы которой зависит очень много ).

Рассуждая о нашем времени, автор подводит читателя к выводу, что безответственность человека сегодня имеет более страшные последствия, чем в каменный век. Д.С. Лихачёв сравнивает Землю с космическим кораблём, всех живущих на ней называет одной командой, и

читателю становится понятно, как много

зависит от её слаженной работы.

Способы формулировки авторской позиции:  –  Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: “(Цитата)”. – (Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающее открытие: “(Цитата)”.  – Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием).  – Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора)   – убедительно доказывает, что…   – обращает внимание на то, что…  – выражает тревогу…   – верно (тонко) замечает…

Способы формулировки авторской позиции:

–  Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: “(Цитата)”.

– (Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающее открытие: “(Цитата)”.

– Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием).

– Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора) – убедительно доказывает, что… – обращает внимание на то, что… – выражает тревогу… – верно (тонко) замечает…

Примерная формулировка авторской позиции исходного текста:  « Автор искренне убеждён, что в наши дни халатность может привести к гибели человечества. Он горячо заявляет, что сегодня человек « отвечает за всё на земле: за воздух, океаны, леса, реки » . И потому поступки каждого из нас должны быть « разумны и человечны » .

Примерная формулировка авторской позиции исходного текста:

« Автор искренне убеждён, что в наши дни халатность может привести к гибели человечества. Он горячо заявляет, что сегодня человек « отвечает за всё на земле: за воздух, океаны, леса, реки » . И потому поступки каждого из нас должны быть « разумны и человечны » .

Построение текста-рассуждения:  Тезис  Аргументация  Вывод

Построение текста-рассуждения:

Тезис

Аргументация

Вывод

Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы)  –  Мне не раз приходилось сталкиваться с ...  – Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться.  – Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с... - Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как… - Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых… - Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни. - Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на… - Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует…  - Похожая ситуация рассматривается также писателем… в  произведении…  - Судьба героя /сюжет произведения/ размышления  писателя заставляют задуматься над… /прийти  к выводу о том, что…

Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы)

–  Мне не раз приходилось сталкиваться с ... – Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться. – Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с...

- Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как…

- Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых…

- Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

- Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на…

- Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует…

- Похожая ситуация рассматривается также писателем… в

произведении…

- Судьба героя /сюжет произведения/ размышления

писателя заставляют задуматься над… /прийти

к выводу о том, что…

Ссылка на авторитет –  Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил...  – Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что...  – Любой историк скажет, что...

Ссылка на авторитет

–  Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил...

Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что...

Любой историк скажет, что...

Литературный аргумент  из произведения В. Распутина «Прощание с Матёрой».   О нравственной ответственности за жизнь на земле пишет В. Распутин. Его «Прощание с Матёрой» - это призыв к человеку остановиться в бездумном и беспринципном отношении к природе,  к земле.

Литературный аргумент из произведения В. Распутина «Прощание с Матёрой».

О нравственной ответственности за жизнь на земле пишет В. Распутин. Его «Прощание с Матёрой» - это призыв к человеку остановиться в бездумном и беспринципном отношении к природе,

к земле.

В арианты клише д ля заключения   – Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что...  – В заключение хочется заметить, что...  – ... Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь. – Таким образом, нельзя однозначно  ответить..., но в то же время можно  утверждать, что...

В арианты клише д ля заключения

Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что...

В заключение хочется заметить, что...

... Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь.

Таким образом, нельзя однозначно

ответить..., но в то же время можно

утверждать, что...

Примерный вариант заключения по прочитанному тексту Д. Л. Лихачёва :   «Задуматься над проблемой, поднятой автором в тексте, - значит не только открыть для себя что-то, но и ясно понять, что человек – существо разумное, и потому он в ответе за всё!»

Примерный вариант заключения по прочитанному тексту Д. Л. Лихачёва :

«Задуматься над проблемой, поднятой автором в тексте, - значит не только открыть для себя что-то, но и ясно понять, что человек – существо разумное, и потому он в ответе за всё!»

Надеюсь, этот материал будет полезен Вам в подготовке выпускников к ЕГЭ-2017 по русскому языку.

Надеюсь, этот материал будет полезен Вам в подготовке выпускников к ЕГЭ-2017 по русскому языку.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пузанова Любовь Викторовна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377326


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства