kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока в 8 классе. Н.В.Гоголь "Тарас Бульба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эту презентацию можно применить на уроках русского и туркменского языках. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока в 8 классе. Н.В.Гоголь "Тарас Бульба"»

Конспект панорамного урока  в 8 классе Тема урока: Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Дополнение.

Конспект панорамного урока в 8 классе

Тема урока: Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Дополнение.

Тема урока: Н.В. Гоголь .Повесть «Тарас Бульба» . «Дополнение»;  Цель урока: 1. дать понятие о второстепенных членах предложения (дополнение);  2. вызвать у учащихся чувство симпатии к угнетенному украинскому народу ;  3. проследить по текстам мысли Тараса Бульбы о Родине, о воспитании сыновей;  4. воспитать у учащихся любовь и гордость к своей независимой и нейтральной стране;  5. развивать устную и письменную речь учащихся;  Тип урока: открытый , комбинированный и обобщающий;  Наглядность урока: таблица «Второстепенные члены предложения», раздаточные материалы, презентация «Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»;  Межпредметная связь: туркменская литература, связь с историей Туркменистана и туркменского народа;
  • Тема урока: Н.В. Гоголь .Повесть «Тарас Бульба» . «Дополнение»; Цель урока: 1. дать понятие о второстепенных членах предложения (дополнение); 2. вызвать у учащихся чувство симпатии к угнетенному украинскому народу ; 3. проследить по текстам мысли Тараса Бульбы о Родине, о воспитании сыновей; 4. воспитать у учащихся любовь и гордость к своей независимой и нейтральной стране; 5. развивать устную и письменную речь учащихся; Тип урока: открытый , комбинированный и обобщающий; Наглядность урока: таблица «Второстепенные члены предложения», раздаточные материалы, презентация «Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»; Межпредметная связь: туркменская литература, связь с историей Туркменистана и туркменского народа;
Ход урока

Ход урока

  • 1. Организационный момент: а) приветствие. б) рапорт дежурного. 2. Опрос домашнего задания: а) вступительная беседа о знакомстве с классом и с учениками. Ребята, сегодня нам выпала честь провести урок в вашей школе. Я очень рад познакомиться с вами , и поработать вместе с вами на уроке. Ваша школа гам очень понравилась , она большая и красивая , двухэтажная. Вы должны гордиться ею, что вы учитесь такой школе. Сегодня панорамный урок по русскому языку в 8 классе на тему: «Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» .Дополнение». Будем говорить о создании повести и её героях , о подвигах украинского народа в борьбе с иноземными захватчиками. В центре повести – исторические судьбы угнетенного украинского народа , его национально- освободительная борьба против иноземных захватчиков.
Среди замечательных деятелей русской и мировой культуры почётное место принадлежит Николаю Васильевичу Гоголю. Гениальный мастер поэтического слова, он создал великие произведения.  Детство и юность будущего писателя прошли на Украине. Родился он в 1809 году в селе Большие Сорочинцы.  Десятилетним мальчиком Гоголя отвезли учиться в Полтаву. А через два года в городе Нежине была открыта гимназия. Здесь Н.В.Гоголь получил среднее образование. Любимым его писателем был А.С.Пушкин.  В повести «Тарас Бульба» Гоголь изображает богатырские характеры самого Тараса , Остапа , других запорожских «рыцарей» , их самоотверженную борьбу за родную землю, за свою национальную независимость.  Любовь и верность Родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности , кровного родства, любовного чувства.

Среди замечательных деятелей русской и мировой культуры почётное место принадлежит Николаю Васильевичу Гоголю. Гениальный мастер поэтического слова, он создал великие произведения. Детство и юность будущего писателя прошли на Украине. Родился он в 1809 году в селе Большие Сорочинцы. Десятилетним мальчиком Гоголя отвезли учиться в Полтаву. А через два года в городе Нежине была открыта гимназия. Здесь Н.В.Гоголь получил среднее образование. Любимым его писателем был А.С.Пушкин. В повести «Тарас Бульба» Гоголь изображает богатырские характеры самого Тараса , Остапа , других запорожских «рыцарей» , их самоотверженную борьбу за родную землю, за свою национальную независимость. Любовь и верность Родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности , кровного родства, любовного чувства.

Николай Васильевич Гоголь-Яновский родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1809 года в Малороссии (Украина), в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в доме доктора Трохимовского.
  • Николай Васильевич Гоголь-Яновский родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1809 года в Малороссии (Украина), в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в доме доктора Трохимовского.
Нежинская гимназия

Нежинская гимназия

Вопросы и задания 1. Где и когда родился Н.В.Гоголь?  2. Какое образование он получил?  3. Что заставило писателя обратиться к далёкому прошлому его Родины? 1. Николай Васильевич Гоголь-Яновский родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1809 года в Малороссии (Украина), в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в доме доктора Трохимовского. 2. В городе Нежине открылась гимназия и он там получил среднее образование. 3. В далёком прошлом казаки –воины боролись с татарскими и турецкими полчищами, польскими шляхтичами, панами – помещиками разорявшими их землю.

Вопросы и задания

1. Где и когда родился Н.В.Гоголь? 2. Какое образование он получил? 3. Что заставило писателя обратиться к далёкому прошлому его Родины?

1. Николай Васильевич Гоголь-Яновский родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1809 года в Малороссии (Украина), в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в доме доктора Трохимовского.

2. В городе Нежине открылась гимназия и он там получил среднее образование.

3. В далёком прошлом казаки –воины боролись с татарскими и турецкими полчищами, польскими шляхтичами, панами – помещиками разорявшими их землю.

Ребята, мы сейчас начинаем с главы «Приезд сыновей» из повести «Тарас Бульба».  В исторической повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь описывает события , происходившие в XV веке. Иностранные захватчики лучшие сыны народа боролись за честь и независимость своей родины. Повесть рассказывает о битве героев – запорожцев с татарскими и турецкими полчищами, польскими шляхтичами, панами – помещиками , разорявшими их землю. Казаки-воины вынуждены были всю свою жизнь проводить в походах и битвах.
  • Ребята, мы сейчас начинаем с главы «Приезд сыновей» из повести «Тарас Бульба». В исторической повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь описывает события , происходившие в XV веке. Иностранные захватчики лучшие сыны народа боролись за честь и независимость своей родины. Повесть рассказывает о битве героев – запорожцев с татарскими и турецкими полчищами, польскими шляхтичами, панами – помещиками , разорявшими их землю. Казаки-воины вынуждены были всю свою жизнь проводить в походах и битвах.
Отрывок из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» глава «Приезд сыновей»
  • Отрывок из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» глава «Приезд сыновей»

- А поворотись –ка , сын! Экой ты смешной какой! И эдак все ходят в академии? Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих , приехавших домой отцу. Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодцы. Крепкие , здоровые лица их были покрыты первым пухом волос , которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно , потупив глаза в землю. -Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, - продолжал он, поворачивая их, - какие же длинные на вас свитки .А побеги который – нибудь из вас! Я посмотрю , не шлёпнется ли он на землю , запутавшись в полы. - Не смейся , не смейся, батьку! – сказал , наконец , старший из них Остап. -А отчего же бы не смеяться? - Да так , хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться , то, ей-богу, поколочу! - -Ах ты, сякой – такой сын! Как батька ! … - сказал Тарас Бульба, отступивши с удивлением несколько шагов назад. - Да хоть батька . За обиду не посмотрю и не уважу никого. - Как же хочешь ты со мной биться? Разве на кулаки? - Да уж на чём бы то ни было … .

Приезд сыновей. - А поворотись –ка , сын! Экой ты смешной какой! И эдак все ходят в академии?  Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих , приехавших домой отцу.  Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодцы.  Крепкие , здоровые лица их были покрыты первым пухом волос , которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно , потупив глаза в землю.  -Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, - продолжал он, поворачивая их, - какие же длинные на вас свитки .А побеги который – нибудь из вас! Я посмотрю , не шлёпнется ли он на землю , запутавшись в полы.  - Не смейся , не смейся, батьку! – сказал , наконец , старший из них Остап.  -А отчего же бы не смеяться?  - Да так , хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться , то, ей-богу, поколочу!  - -Ах ты, сякой – такой сын! Как батька ! … - сказал Тарас Бульба, отступивши с удивлением несколько шагов назад.  - Да хоть батька . За обиду не посмотрю и не уважу никого.  - Как же хочешь ты со мной биться? Разве на кулаки?  - Да уж на чём бы то ни было … .

Приезд сыновей.

- А поворотись –ка , сын! Экой ты смешной какой! И эдак все ходят в академии? Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих , приехавших домой отцу. Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодцы. Крепкие , здоровые лица их были покрыты первым пухом волос , которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно , потупив глаза в землю. -Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, - продолжал он, поворачивая их, - какие же длинные на вас свитки .А побеги который – нибудь из вас! Я посмотрю , не шлёпнется ли он на землю , запутавшись в полы. - Не смейся , не смейся, батьку! – сказал , наконец , старший из них Остап. -А отчего же бы не смеяться? - Да так , хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться , то, ей-богу, поколочу! - -Ах ты, сякой – такой сын! Как батька ! … - сказал Тарас Бульба, отступивши с удивлением несколько шагов назад. - Да хоть батька . За обиду не посмотрю и не уважу никого. - Как же хочешь ты со мной биться? Разве на кулаки? - Да уж на чём бы то ни было … .

Словарная работа

Словарная работа

  • Дюжие – смущены – свитки – прием – поколочу- биться на кулаках – насаживать тумаками – нежба – наберётесь разуму – мазунчик – батько –
Ответы на вопросы 1. Назовите главных героев повести.  2. Как встретил Тарас сыновей?  3. Что сказал Тарасу старший сын?  4. Чего не позволил старший сын даже отцу? 5. Как Тарас оценил сыну и ловкость старшего сына?  6. Куда пообещал Тарас отправить своих сыновей?

Ответы на вопросы

1. Назовите главных героев повести. 2. Как встретил Тарас сыновей? 3. Что сказал Тарасу старший сын? 4. Чего не позволил старший сын даже отцу?

5. Как Тарас оценил сыну и ловкость старшего сына? 6. Куда пообещал Тарас отправить своих сыновей?

Слова Тараса :

Слова Тараса :

  • -Э, да ты мазунчик , как я вижу!- говорил Бульба.-Какая вам нежба? Ваша нежба – чистое поле да добрый конь! А видите вот эту саблю! Вот ваша матерь! А вот , лучше я вас на той неделе отправлю на Запорожье . Вот где наука, так наука! Там вам школа ; там только наберётесь разуму.
4. Закрепление нового материала: Задание 4.Составьте словосочетания . Существительные в скобках поставьте в нужном падеже, определите вид связи.  Разглядеть своих сыновей – кого? В.п.  Хотел посмеяться над их смешным видом – над чем? Т.п.  не позволил смеяться отцу – кому ? Д.п.  защищал свое достоинство – что? В.п.  заслужить похвалу – что ? В.п.  хотел познакомить со своими товарищами – кем? Т.п.  готовит для борьбы за Родину – для чего? Р.п.  мечтает увидеть их защитником Родины – кем ? Т.п.

4. Закрепление нового материала:

Задание 4.Составьте словосочетания . Существительные в скобках поставьте в нужном падеже, определите вид связи. Разглядеть своих сыновей – кого? В.п. Хотел посмеяться над их смешным видом – над чем? Т.п. не позволил смеяться отцу – кому ? Д.п. защищал свое достоинство – что? В.п. заслужить похвалу – что ? В.п. хотел познакомить со своими товарищами – кем? Т.п. готовит для борьбы за Родину – для чего? Р.п. мечтает увидеть их защитником Родины – кем ? Т.п.

Отъезд Тараса Бульбы с сыновьями.

Отъезд Тараса Бульбы с сыновьями.

Закрепление прочитанной главы «Приезд сыновей».

Закрепление прочитанной главы «Приезд сыновей».

  • - Ребята, в этой главе , как мы знаем , Тарас хочет, чтобы Остап и Андрий были хорошими и смелыми воинами, любили свою Родину, защищали родную землю от врагов. Тарас – яркий , истинный патриот своей Родины ,Красной нитью через все произведения проходит мысль о нерасторжимость и единства украинского и русского народов. Эта идея ясно звучит в страстной речи Тараса о товариществе, где называет он «князей русского рода» своими князьями , и упоминает о лучших русских витязях на Украине. С гордостью он произносит слова: «Бывали и в других землях товарищи, но таких как в русской земле , не было таких товарищей». «Пусть знают они все, что такое значит в русской земле товарищество». Чужеземные захватчики безнаказанно врывались , в наши города и сёла , грабили, убивали, сжигали дома, уводили людей в рабства. Так были с украинцами , так было с русскими , так было с туркменами. В то время нашу страну разоряли Иранские шахи, Хивинские ханы, Бухарские эмиры. В то время наш народ не мог дать им отпор, потому что наши племена враждовали между собой. Туркменский поэт Махтумкули писал об этом: Единою семью живут племена, Для тоя расстелена скатерть одна Высокая доля отчизне дана, И тает гранит пред войсками Туркмении. Здесь братство- обычай, и дружба – закон, Для славных родов и могучих племён,
  • И если на битву народ ополчён, Трепещут враги пред сыновьями Туркмении. (Будущее Туркмении)
Второстепенные члены предложения Второстепенными членами предложения называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. Они распространяют главные члены, а также второстепенные члены, помогая полнее и ярче выразить мысль . Все второстепенные члены по характеру их значения и по синтаксической роли в предложении делятся на три группы: д ополнения , определения  и о бстоятельства .  Например: Детство и юность будущего писателя прошли на Украине.  Детство и юность (что?) – подлежащее  прошли (что делали?) - сказуемое  писателя ( кого?) - дополнение  ан Украине (где?) - обстоятельства место

Второстепенные члены предложения

Второстепенными членами предложения называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. Они распространяют главные члены, а также второстепенные члены, помогая полнее и ярче выразить мысль . Все второстепенные члены по характеру их значения и по синтаксической роли в предложении делятся на три группы: д ополнения , определения и о бстоятельства .

Например: Детство и юность будущего писателя прошли на Украине. Детство и юность (что?) – подлежащее прошли (что делали?) - сказуемое писателя ( кого?) - дополнение ан Украине (где?) - обстоятельства место

Задание 8. Выпишите выделенные словосочетания. Задайте вопрос от глагола к дополнению. Определите, чем выражены дополнения.

Задание 8. Выпишите выделенные словосочетания. Задайте вопрос от глагола к дополнению. Определите, чем выражены дополнения.

  • Уже около недели Тарас Бульба жил ( с кем?) с сыновьями на Сечи. Остап и Андрий не занимались ( чем?) военными упражнениями . Юношество воспитывалось и набирало ( что?) опыт в битвах. Остап и Андрий выделялись ( чем?) среди других своей смелостью , удалью . Они метко стреляли в цель , переплывали Днепр . Их сила, храбрость, находчивость, вызывали уважение казаков. Но старый Тарас хотел, чтобы они занимались настоящим делом .
Гоголь очень странно умер. Сколько ни ставят ему посмертных диагнозов, факт один: он просто перестал жить. Он сделал в этой жизни все, что мог. Сказал все, что мог сказать. Дальше дело читателей — услышать или не услышать...   За два дня до смерти он написал на клочке бумаги: «Будьте не мертвые, а живые души...»

Гоголь очень странно умер. Сколько ни ставят ему посмертных диагнозов, факт один: он просто перестал жить. Он сделал в этой жизни все, что мог. Сказал все, что мог сказать. Дальше дело читателей — услышать или не услышать... За два дня до смерти он написал на клочке бумаги: «Будьте не мертвые, а живые души...»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект открытого урока в 8 классе. Н.В.Гоголь "Тарас Бульба"

Автор: Худеков Аширмурат Худекович

Дата: 15.06.2020

Номер свидетельства: 553326


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства