Тема урока: Н.В. Гоголь .Повесть «Тарас Бульба» . «Дополнение»; Цель урока: 1. дать понятие о второстепенных членах предложения (дополнение); 2. вызвать у учащихся чувство симпатии к угнетенному украинскому народу ; 3. проследить по текстам мысли Тараса Бульбы о Родине, о воспитании сыновей; 4. воспитать у учащихся любовь и гордость к своей независимой и нейтральной стране; 5. развивать устную и письменную речь учащихся; Тип урока: открытый , комбинированный и обобщающий; Наглядность урока: таблица «Второстепенные члены предложения», раздаточные материалы, презентация «Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»; Межпредметная связь: туркменская литература, связь с историей Туркменистана и туркменского народа;
Ход урока
1. Организационный момент: а) приветствие. б) рапорт дежурного. 2. Опрос домашнего задания: а) вступительная беседа о знакомстве с классом и с учениками. Ребята, сегодня нам выпала честь провести урок в вашей школе. Я очень рад познакомиться с вами , и поработать вместе с вами на уроке. Ваша школа гам очень понравилась , она большая и красивая , двухэтажная. Вы должны гордиться ею, что вы учитесь такой школе. Сегодня панорамный урок по русскому языку в 8 классе на тему: «Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» .Дополнение». Будем говорить о создании повести и её героях , о подвигах украинского народа в борьбе с иноземными захватчиками. В центре повести – исторические судьбы угнетенного украинского народа , его национально- освободительная борьба против иноземных захватчиков.
Среди замечательных деятелей русской и мировой культуры почётное место принадлежит Николаю Васильевичу Гоголю. Гениальный мастер поэтического слова, он создал великие произведения. Детство и юность будущего писателя прошли на Украине. Родился он в 1809 году в селе Большие Сорочинцы. Десятилетним мальчиком Гоголя отвезли учиться в Полтаву. А через два года в городе Нежине была открыта гимназия. Здесь Н.В.Гоголь получил среднее образование. Любимым его писателем был А.С.Пушкин. В повести «Тарас Бульба» Гоголь изображает богатырские характеры самого Тараса , Остапа , других запорожских «рыцарей» , их самоотверженную борьбу за родную землю, за свою национальную независимость. Любовь и верность Родине, товариществу для Тараса и Остапа выше личной привязанности , кровного родства, любовного чувства.
Николай Васильевич Гоголь-Яновский родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1809 года в Малороссии (Украина), в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в доме доктора Трохимовского.
Нежинская гимназия
Вопросы и задания
1. Где и когда родился Н.В.Гоголь? 2. Какое образование он получил? 3. Что заставило писателя обратиться к далёкому прошлому его Родины?
1. Николай Васильевич Гоголь-Яновский родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1809 года в Малороссии (Украина), в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в доме доктора Трохимовского.
2. В городе Нежине открылась гимназия и он там получил среднее образование.
3. В далёком прошлом казаки –воины боролись с татарскими и турецкими полчищами, польскими шляхтичами, панами – помещиками разорявшими их землю.
Ребята, мы сейчас начинаем с главы «Приезд сыновей» из повести «Тарас Бульба». В исторической повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь описывает события , происходившие в XV веке. Иностранные захватчики лучшие сыны народа боролись за честь и независимость своей родины. Повесть рассказывает о битве героев – запорожцев с татарскими и турецкими полчищами, польскими шляхтичами, панами – помещиками , разорявшими их землю. Казаки-воины вынуждены были всю свою жизнь проводить в походах и битвах.
Отрывок из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» глава «Приезд сыновей»
- А поворотись –ка , сын! Экой ты смешной какой! И эдак все ходят в академии? Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих , приехавших домой отцу. Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодцы. Крепкие , здоровые лица их были покрыты первым пухом волос , которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно , потупив глаза в землю. -Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, - продолжал он, поворачивая их, - какие же длинные на вас свитки .А побеги который – нибудь из вас! Я посмотрю , не шлёпнется ли он на землю , запутавшись в полы. - Не смейся , не смейся, батьку! – сказал , наконец , старший из них Остап. -А отчего же бы не смеяться? - Да так , хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться , то, ей-богу, поколочу! - -Ах ты, сякой – такой сын! Как батька ! … - сказал Тарас Бульба, отступивши с удивлением несколько шагов назад. - Да хоть батька . За обиду не посмотрю и не уважу никого. - Как же хочешь ты со мной биться? Разве на кулаки? - Да уж на чём бы то ни было … .
Приезд сыновей.
- А поворотись –ка , сын! Экой ты смешной какой! И эдак все ходят в академии? Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих , приехавших домой отцу. Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодцы. Крепкие , здоровые лица их были покрыты первым пухом волос , которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно , потупив глаза в землю. -Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, - продолжал он, поворачивая их, - какие же длинные на вас свитки .А побеги который – нибудь из вас! Я посмотрю , не шлёпнется ли он на землю , запутавшись в полы. - Не смейся , не смейся, батьку! – сказал , наконец , старший из них Остап. -А отчего же бы не смеяться? - Да так , хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться , то, ей-богу, поколочу! - -Ах ты, сякой – такой сын! Как батька ! … - сказал Тарас Бульба, отступивши с удивлением несколько шагов назад. - Да хоть батька . За обиду не посмотрю и не уважу никого. - Как же хочешь ты со мной биться? Разве на кулаки? - Да уж на чём бы то ни было … .
1. Назовите главных героев повести. 2. Как встретил Тарас сыновей? 3. Что сказал Тарасу старший сын? 4. Чего не позволил старший сын даже отцу?
5. Как Тарас оценил сыну и ловкость старшего сына? 6. Куда пообещал Тарас отправить своих сыновей?
Слова Тараса :
-Э, да ты мазунчик , как я вижу!- говорил Бульба.-Какая вам нежба? Ваша нежба – чистое поле да добрый конь! А видите вот эту саблю! Вот ваша матерь! А вот , лучше я вас на той неделе отправлю на Запорожье . Вот где наука, так наука! Там вам школа ; там только наберётесь разуму.
4. Закрепление нового материала:
Задание 4.Составьте словосочетания . Существительные в скобках поставьте в нужном падеже, определите вид связи. Разглядеть своих сыновей – кого? В.п. Хотел посмеяться над их смешным видом – над чем? Т.п. не позволил смеяться отцу – кому ? Д.п. защищал свое достоинство – что? В.п. заслужить похвалу – что ? В.п. хотел познакомить со своими товарищами – кем? Т.п. готовит для борьбы за Родину – для чего? Р.п. мечтает увидеть их защитником Родины – кем ? Т.п.
Отъезд Тараса Бульбы с сыновьями.
Закрепление прочитанной главы «Приезд сыновей».
- Ребята, в этой главе , как мы знаем , Тарас хочет, чтобы Остап и Андрий были хорошими и смелыми воинами, любили свою Родину, защищали родную землю от врагов. Тарас – яркий , истинный патриот своей Родины ,Красной нитью через все произведения проходит мысль о нерасторжимость и единства украинского и русского народов. Эта идея ясно звучит в страстной речи Тараса о товариществе, где называет он «князей русского рода» своими князьями , и упоминает о лучших русских витязях на Украине. С гордостью он произносит слова: «Бывали и в других землях товарищи, но таких как в русской земле , не было таких товарищей». «Пусть знают они все, что такое значит в русской земле товарищество». Чужеземные захватчики безнаказанно врывались , в наши города и сёла , грабили, убивали, сжигали дома, уводили людей в рабства. Так были с украинцами , так было с русскими , так было с туркменами. В то время нашу страну разоряли Иранские шахи, Хивинские ханы, Бухарские эмиры. В то время наш народ не мог дать им отпор, потому что наши племена враждовали между собой. Туркменский поэт Махтумкули писал об этом: Единою семью живут племена, Для тоя расстелена скатерть одна Высокая доля отчизне дана, И тает гранит пред войсками Туркмении. Здесь братство- обычай, и дружба – закон, Для славных родов и могучих племён,
И если на битву народ ополчён, Трепещут враги пред сыновьями Туркмении. (Будущее Туркмении)
Второстепенные члены предложения
Второстепенными членами предложения называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. Они распространяют главные члены, а также второстепенные члены, помогая полнее и ярче выразить мысль . Все второстепенные члены по характеру их значения и по синтаксической роли в предложении делятся на три группы: д ополнения,определения и обстоятельства.
Например: Детство и юность будущего писателя прошли на Украине.Детство и юность(что?) – подлежащеепрошли(что делали?) - сказуемоеписателя( кого?) - дополнениеан Украине(где?) - обстоятельства место
Задание 8. Выпишите выделенные словосочетания. Задайте вопрос от глагола к дополнению. Определите, чем выражены дополнения.
Уже около недели Тарас Бульба жил (с кем?)с сыновьями на Сечи. Остап и Андрий не занимались (чем?)военными упражнениями . Юношество воспитывалось и набирало (что?) опыт в битвах. Остап и Андрий выделялись ( чем?) среди других своей смелостью , удалью . Они метко стреляли в цель , переплывали Днепр . Их сила, храбрость, находчивость, вызывали уважение казаков. Но старый Тарас хотел, чтобы они занимались настоящим делом .
Гоголь очень странно умер. Сколько ни ставят ему посмертных диагнозов, факт один: он просто перестал жить. Он сделал в этой жизни все, что мог. Сказал все, что мог сказать. Дальше дело читателей — услышать или не услышать... За два дня до смерти он написал на клочке бумаги: «Будьте не мертвые, а живые души...»