kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого мероприятия по литературе в 6 классе на тему: «Проказы матушки зимы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущий – учитель русского языка и литературы.

Оборудование: стихотворения о зиме С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева А.С. Пушкина,  чистые листы бумаги, карандаши,  раздаточный материал (таблицы для оформления «паспорта» зимы), медиа-доска.

Цели урока:

Обучающая: организовать учебную деятельность по выработке умений правильного анализа лирических стихотворений;

Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений анализировать и сравнивать разные лирические произведения, посвященных зиме; обучение работе в группах;

Воспитательная: создать условия для формирования у учащихся стойкого положительного отношения к изучению произведений русских поэтов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого мероприятия по литературе в 6 классе на тему: «Проказы матушки зимы»»

МКОУ «Мококская СОШ»

Цунтинский район Республика Дагестан






Конспект открытого

мероприятия

по литературе

в 6 классе на тему:

«Проказы матушки зимы»
















Провел учитель русского языка и литературы

Гаджиев Гаджимагомед Изудинович

Дата 29.01.2018 г.








2017-2018 уч. г.

Проказы матушки зимы.

Ведущий – учитель русского языка и литературы.

Оборудование: стихотворения о зиме С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева А.С. Пушкина, чистые листы бумаги, карандаши, раздаточный материал (таблицы для оформления «паспорта» зимы), медиа-доска.

Цели урока:

Обучающая: организовать учебную деятельность по выработке умений правильного анализа лирических стихотворений;

Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений анализировать и сравнивать разные лирические произведения, посвященных зиме; обучение работе в группах;

Воспитательная: создать условия для формирования у учащихся стойкого положительного отношения к изучению произведений русских поэтов.

Ход урока.

  1. Учащиеся делятся на 2 команды, придумывают название, определяют капитанов.

  2. Учитель. Сегодняшний урок не совсем обычный. Он посвящен наступающей зиме. Это волшебное время года, которое нашло отражение в творчестве многих поэтов, писателей, музыкантов. Слайд №1

Что для вас зима? Какие произведения о зиме вы изучали? Какой предстает зима в этих произведениях? (Ответы детей).

Учитель. Судя по вашим ответам, зима – не только холод, стужа, морозы, но и веселье, игры на снегу, на льду, чудесные праздники.

Эти две стороны зимы отметили и наши поэты, писатели. Сегодня мы не только прочтем, послушаем произведения о зиме, но и составим своеобразный ее «паспорт». На столах вы видите тексты стихотворений и таблички. (Слайд № 2). После прочтения произведения мы проанализируем его и занесем соответствующие данные в нашу табличку. А в конце урока посмотрим, что же получилось.

1-я ученица читает стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» (Слайды № 3,4).

«Зимнее утро» Александр Пушкин

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня


Сообщение ученика. Это стихотворение было написано А.С. Пушкиным очень быстро, в течение одного дня, 3-го ноября 1829 года. Оно представляет собой зарисовку впечатлений поэта от прекрасного утра.

Учитель.

-какими словами описывает поэт морозное утро?

-зачем Пушкин включает в стихотворение описание зимнего вечера? Как называется этот прием?

-какие строки стихотворения соответствуют картине, изображенной на слайдах? Ответы учеников.


Учитель.

Сделайте первые записи в таблицу, назовите средства художественной выразительности, которые поэт использовал в своем стихотворении.

Учитель.

Всегда ли зима – это радость? Вспомните, в каком произведении зима – олицетворение разрушительной силы, приведшей к гибели людей? (Ответы детей: Очерк «Буран» С.Т. Аксакова, в котором рассказывается о том, как буран стал причиной смерти нескольких человек.)

Учитель. Холодный зимний ветер, лютая стужа стали источником вдохновения итальянского композитора Антонио Вивальди. Давайте прослушаем это произведение. (Слайд № 5. Прослушивание музыкального фрагмента). Какие ассоциации вызвала у вас эта композиция? (Учащиеся делятся своими впечатлениями).

А сейчас предлагаю вашему вниманию стихотворение Ф.И. Тютчева. (Слайд № 7).

2-я ученица читает стихотворение .

«Чародейкою Зимою…» Федор Тютчев

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.


Сообщение ученика. Стихотворение было создано в канун Нового Года, 31 декабря 1852, в Овстуге, усадьбе Ф. И. Тютчева (в одноимённом селе Жуковского района Брянской области), вскоре после возвращения поэта из Санкт-Петербурга, где он жил в меблированных комнатах на Большой Конюшенной (с октября по декабрь). Впервые опубликовано в 1886 году.

Учитель.

-какой предстает зима в этом стихотворении?

-почему зима в этом стихотворении названа чародейкой?

-каков центральный образ этого стихотворения?

-назовите художественные тропы, которые использует поэт для создания картины волшебного леса? Приведите примеры из текста. Не забудьте внести данные в таблицу.


  1. Физкультминутка. Игра «Крокодильчики». Капитаны команд подходят к столу учителя и выбирают листок с названием сказки («Снегурочка», «Снежная королева», «Морозко», «Мороз Иванович», «Бабушка Метелица»).


  1. Учитель. Эта красавица-чародейка любит испытывать на прочность не только людей, но и всех живых существ. Морозы, метели, гололедица, свирепый ветер – все это обязательные приметы нашей героини. Об этом стихотворение С.А.Есенина «Поет зима - аукает».

3-й ученик читает стихотворение. (Слайд №8).



С.А. Есенин «Поёт зима, аукает…»

Поет зима — аукает...

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.


Учитель.

-назовите приметы зимы из этого стихотворения.

-кто страдает от зимы сильнее всего?

-с кем сравниваются пташки? Как называется это прием?


5. Учитель. Наш урок подошел к концу. Давайте прочитаем, что вы записали о зиме. (Дети читают заполненные таблицы.)

6. Учитель . А теперь заключительное задание. Представьте, что вам нужно в нескольких словах рассказать жителю теплых стран, что такое зима. Для этого я предлагаю вам составить синквейн. Слова для синквейна вы должны будете взять из получившегося «паспорта» нашей героини. Напоминаю правило составления синквейна. (Слайд №9). Задание выполняется под музыкальную иллюстрацию Г. Свиридова к повести «Метель».

5 минут на подготовку. Зачитывают синквейн.

Учитель. Благодарю вас за участие в сегодняшнем необычном уроке. И помните, что у русской зимы есть только один минус – минус тридцать! (Слайд № 10). До свидания!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого мероприятия по литературе в 6 классе на тему: «Проказы матушки зимы»

Автор: Гаджимагомед Изудинович Гаджиев

Дата: 10.04.2021

Номер свидетельства: 577823


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства