Конспект открытого мероприятия по литературе в 6 классе на тему: «Проказы матушки зимы»
Конспект открытого мероприятия по литературе в 6 классе на тему: «Проказы матушки зимы»
Ведущий – учитель русского языка и литературы.
Оборудование: стихотворения о зиме С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева А.С. Пушкина, чистые листы бумаги, карандаши, раздаточный материал (таблицы для оформления «паспорта» зимы), медиа-доска.
Цели урока:
Обучающая: организовать учебную деятельность по выработке умений правильного анализа лирических стихотворений;
Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений анализировать и сравнивать разные лирические произведения, посвященных зиме; обучение работе в группах;
Воспитательная: создать условия для формирования у учащихся стойкого положительного отношения к изучению произведений русских поэтов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого мероприятия по литературе в 6 классе на тему: «Проказы матушки зимы»»
МКОУ «Мококская СОШ»
Цунтинский район Республика Дагестан
Конспект открытого
мероприятия
по литературе
в 6 классе на тему:
«Проказы матушки зимы»
Провел учитель русского языка и литературы
Гаджиев Гаджимагомед Изудинович
Дата 29.01.2018 г.
2017-2018 уч. г.
Проказы матушки зимы.
Ведущий – учитель русского языка и литературы.
Оборудование: стихотворения о зиме С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева А.С. Пушкина, чистые листы бумаги, карандаши, раздаточный материал (таблицы для оформления «паспорта» зимы), медиа-доска.
Цели урока:
Обучающая: организовать учебную деятельность по выработке умений правильного анализа лирических стихотворений;
Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений анализировать и сравнивать разные лирические произведения, посвященных зиме; обучение работе в группах;
Воспитательная: создать условия для формирования у учащихся стойкого положительного отношения к изучению произведений русских поэтов.
Ход урока.
Учащиеся делятся на 2 команды, придумывают название, определяют капитанов.
Учитель. Сегодняшний урок не совсем обычный. Он посвящен наступающей зиме. Это волшебное время года, которое нашло отражение в творчестве многих поэтов, писателей, музыкантов. Слайд №1
Что для вас зима? Какие произведения о зиме вы изучали? Какой предстает зима в этих произведениях? (Ответы детей).
Учитель. Судя по вашим ответам, зима – не только холод, стужа, морозы, но и веселье, игры на снегу, на льду, чудесные праздники.
Эти две стороны зимы отметили и наши поэты, писатели. Сегодня мы не только прочтем, послушаем произведения о зиме, но и составим своеобразный ее «паспорт». На столах вы видите тексты стихотворений и таблички. (Слайд № 2). После прочтения произведения мы проанализируем его и занесем соответствующие данные в нашу табличку. А в конце урока посмотрим, что же получилось.
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня
Сообщение ученика. Это стихотворение было написано А.С. Пушкиным очень быстро, в течение одного дня, 3-го ноября 1829 года. Оно представляет собой зарисовку впечатлений поэта от прекрасного утра.
Учитель.
-какими словами описывает поэт морозное утро?
-зачем Пушкин включает в стихотворение описание зимнего вечера? Как называется этот прием?
-какие строки стихотворения соответствуют картине, изображенной на слайдах? Ответы учеников.
Учитель.
Сделайте первые записи в таблицу, назовите средства художественной выразительности, которые поэт использовал в своем стихотворении.
Учитель.
Всегда ли зима – это радость? Вспомните, в каком произведении зима – олицетворение разрушительной силы, приведшей к гибели людей? (Ответы детей: Очерк «Буран» С.Т. Аксакова, в котором рассказывается о том, как буран стал причиной смерти нескольких человек.)
Учитель. Холодный зимний ветер, лютая стужа стали источником вдохновения итальянского композитора Антонио Вивальди. Давайте прослушаем это произведение. (Слайд № 5. Прослушивание музыкального фрагмента). Какие ассоциации вызвала у вас эта композиция? (Учащиеся делятся своими впечатлениями).
А сейчас предлагаю вашему вниманию стихотворение Ф.И. Тютчева. (Слайд № 7).
2-я ученица читает стихотворение .
«Чародейкою Зимою…» Федор Тютчев
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой — Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой — В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.
Сообщение ученика. Стихотворение было создано в канун Нового Года, 31 декабря 1852, в Овстуге, усадьбе Ф. И. Тютчева (в одноимённом селе Жуковского района Брянской области), вскоре после возвращения поэта из Санкт-Петербурга, где он жил в меблированных комнатах на Большой Конюшенной (с октября по декабрь). Впервые опубликовано в 1886 году.
Учитель.
-какой предстает зима в этом стихотворении?
-почему зима в этом стихотворении названа чародейкой?
-каков центральный образ этого стихотворения?
-назовите художественные тропы, которые использует поэт для создания картины волшебного леса? Приведите примеры из текста. Не забудьте внести данные в таблицу.
Физкультминутка. Игра «Крокодильчики». Капитаны команд подходят к столу учителя и выбирают листок с названием сказки («Снегурочка», «Снежная королева», «Морозко», «Мороз Иванович», «Бабушка Метелица»).
Учитель. Эта красавица-чародейка любит испытывать на прочность не только людей, но и всех живых существ. Морозы, метели, гололедица, свирепый ветер – все это обязательные приметы нашей героини. Об этом стихотворение С.А.Есенина «Поет зима - аукает».
3-й ученик читает стихотворение. (Слайд №8).
С.А. Есенин «Поёт зима, аукает…»
Поет зима — аукает...
Поетзима — аукает,
Мохнатыйлесбаюкает
Стозвономсосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Учитель.
-назовите приметы зимы из этого стихотворения.
-кто страдает от зимы сильнее всего?
-с кем сравниваются пташки? Как называется это прием?
5. Учитель. Наш урок подошел к концу. Давайте прочитаем, что вы записали о зиме. (Дети читают заполненные таблицы.)
6. Учитель . А теперь заключительное задание. Представьте, что вам нужно в нескольких словах рассказать жителю теплых стран, что такое зима. Для этого я предлагаю вам составить синквейн. Слова для синквейна вы должны будете взять из получившегося «паспорта» нашей героини. Напоминаю правило составления синквейна. (Слайд №9). Задание выполняется под музыкальную иллюстрацию Г. Свиридова к повести «Метель».
5 минут на подготовку. Зачитывают синквейн.
Учитель. Благодарю вас за участие в сегодняшнем необычном уроке. И помните, что у русской зимы есть только один минус – минус тридцать! (Слайд № 10). До свидания!