Просмотр содержимого документа
«Кейс-технология как средство подготовки к ЕГЭ по русскому языку»
Кейс – технология как средство подготовки к ЕГЭ по русскому языкуПрезентация подготовленаучителем русского языка и литературыМБОУ СШ №2 г.КотовоЕвсеевой Л.П.2020 год
Кейс – это катализатор, ускоряющий
процесс обучения путём привнесения
в него практического опыта.
Э. Тоул
Что такое кейс – технология?
Кейс (от англ. «case» - случай, ситуация) – это описание
реальной ситуации, предназначенной для обучения
учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению,
навыкам формулирования проблемы и выработки возможных
вариантов её решения в соответствии с установленными
критериями
Кейсовая технология – это обучение действием
Методы кейс - технологии
Метод инцидентов, когда обучающийся сам должен отыскать
недостающую информацию;
метод разбора деловой информации
игровое проектирование;
ситуационно-ролевая игра;
метод дискуссий;
case-study, или метод конкретных ситуаций(метод активного
проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путём
решения конкретных задач ситуаций – кейсов)
Общая структура кейса для подготовки к ЕГЭ
Кейс I. Общая информация:
демоверсия (кодификатор, спецификация); минимальные баллы для поступления в
в вуз и получения аттестата; правила заполнения бланков и правильное
записывание ответов, шкала перевода первичного балла в тестовый;
распределение баллов и информация о том, сколько весит каждое задание; график проведения
муниципальных и региональных срезов; график сдачи сочинений и тестовых
заданий
Кейс II. Вспомогательная информация:
тетрадь коррекции знаний с алгоритмами решения заданий согласно своему
маршрутному листу и графику коррекции знаний, справочный материал, маршрутный
лист с итогами входной, промежуточных и контрольных тестирований
Кейс III. Задания к кейсу
вопросы, которые помогают анализировать предложенную ситуацию, тематические тесты, тесты ЕГЭ
Организация работы с кейсом при подготовке к написанию сочинения по тексту ЕГЭ
Шесть этапов
Подготовительный (целеполагание);
ознакомительный (знакомство с ситуацией, материалами
кейса);
аналитический (групповая работа по выявлению ключевой
позиции автора, подбору аргументов к собственной позиции,
выработке решения);
презентация групповых решений и выводов;
этап обсуждения и подведения итогов дискуссии;
представление собственного мнения в виде эссе.
Case-study ( метод ситуационного анализа) при подготовке к написанию сочинения ЕГЭ
Кейс 1: содержатся пояснения к критериям К1, К2, К3, К4.
К1 Проблема – это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления (1 балл)
Способы выражения проблемы в текстах разных стилей
Способы формулировки проблемы
Речевые клише.
Способы выявления проблемы в тексте
Типичные проблемы текстов, сгруппированные по темам
К 2Комментарий – это рассуждения по поводу выделенной проблемы текста, это описание того, как проблема существует в тексте, как автор преподносит читателю этот актуальный вопрос (нужно рассказать о том, что сделал автор, для того чтобы донести смысл проблемы до читателя) – 3 балла
К 4. Аргументация собственного мнения по проблеме (3 балла)
Структура аргументации (схема)
Набор связующих предложений для аргументации собственного мнения (жизненный, читательский или зрительский опыт)
Таблица « Структура литературного аргумента»
Пополняемая таблица «Мои литературные аргументы»
Case-study при подготовке к написанию сочинения ЕГЭ. Примерная структура урока
Кейс 2 : описание конкретной ситуации
В нём содержатся тексты для работы и тексты, которые могут
использоваться в качестве литературных аргументов .
Кейс 3: задания к кейсу
Прочитайте текст № 1 кейса.
Во время работы с текстом кейса кратко заполняйте таблицу
(проблема - комментарий – позиция автора – моя позиция - аргументы – вывод)
Прочитайте тексты, которые могут использоваться в качестве литературных
аргументов
Попробуйте определить, какой общей темой объединены эти тексты?
Во всех ли текстах поднята одна и та же проблема?
Выделите ведущую проблему каждого текста
Какое отношение к проблеме ближе вам?
Case-study при подготовке к написанию сочинения ЕГЭ. Примерная структура урока
Отчет-презентация групп (результаты работы окончательно вносятся в таблицу и корректируются по ходу представления группами результатов работы с текстами).
Проведение дискуссии
Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
Этап информации о домашнем задании
- Написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту , используя материал урока.
- Предлагается подборка высказываний известных людей о проблеме текста (этот материал предложен в кейсе на отдельном листе)
- Этап подведения итогов урока - рефлексия
Метод игрового проектирования
При отработке норм речи (орфоэпических, лексических,
синтаксических, морфологических ) предлагаются следующие кейсы - задания
Орфоэпические нормы
Учащиеся получают кейс с практическими заданиями, где они выступают в роли дикторов на
телевидении и должны произнести текст с определённым набором слов из орфоэпического
словника
Морфологические нормы
Учащиеся получают кейс с практическим заданием: придумать рассказ с определёнными словами,
поставив их в правильную форму и выступить в роли дикторов
Синтаксические нормы
Учащиеся получают кейс с практическими заданиями и выполняют задания в роли
корректоров, редакторов, экспертов, учителей
Чтобы ответить на проблемные вопросы , можно использовать словари любых типов и справочники
Плюсы кейс-технологии
Развивает креативность у учителя и учеников;
переносит акцент обучения на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием;
учитывает индивидуальные особенности обучающихся; многим ученикам нужен
индивидуальный темп обучения, ускоренный или замедленный, при данной технологии
ученики получают определенный набор материалов и заданий и имеют возможность
спокойно над ними подумать;
развивает умение слушать и понимать других людей, работать в команде,
презентовать готовый материал.
выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал;
действия в кейсе либо даются в описании, либо предложены в качестве способа разрешения проблемы, в результате должна быть сформирована модель практического действия;
достаточно легко может быть соединена с другими методами обучения.
Мысли Яна Амоса Коменского 1592 – 1670
Правильно обучать - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способности понимать вещи