kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Как слово наше отзовётся..." Средства художественной выразительности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всякому культурному человеку небезразлична эстетическая сторона слов.Художественное слово несравненно ярче, убедительнее, чем повседневная информация. Образная речь всегда волнует, вдохновляет.Слова,употреблённые в переносном значении, называются тропами. Тропы расцвечивают не только поэтическую речь, их любят и используют прозаики.

Иногда неправильно считают,что к тропам обращаются лишь для создания необычных, возвышенных образов. Тропы могут быть и средством реалистических описаний. Следует отметить, что важна не "красивость" тропов, а их органичность в тексте, обусловленность содержанием произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Как слово наше отзовётся..." Средства художественной выразительности »

« Как слово наше отзовётся…» Средства художественной  выразительности. Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Хотиловская СОШ» Бологовского района Тверской области Ковтун Ларгия Альфредовна 2015

« Как слово наше отзовётся…»

Средства художественной

выразительности.

Выполнила учитель русского языка и литературы

МБОУ «Хотиловская СОШ»

Бологовского района Тверской области

Ковтун Ларгия Альфредовна

2015

Введение.   В современном мире общественные выступления играют ГИПЕРважную роль, и ораторское искусство является одним из столпов успешного выступления. Новые школьные программы направлены как раз-таки на развитие ораторских способностей учеников.  Но для начала, всё же, надо привлечь внимание людей к выступлению и проблеме, которой оно посвящено. И в этом, как никто другой, вам помогут средства художественной выразительности, которые сделают вашу речь красочной, образной, живой, а, значит, интересной.

Введение.

В современном мире общественные выступления играют ГИПЕРважную роль, и ораторское искусство является одним из столпов успешного выступления. Новые школьные программы направлены как раз-таки на развитие ораторских способностей учеников.

Но для начала, всё же, надо привлечь внимание людей к выступлению и проблеме, которой оно посвящено. И в этом, как никто другой, вам помогут средства художественной выразительности, которые сделают вашу речь красочной, образной, живой, а, значит, интересной.

«Художественное слово- зеркало индивидуально-авторского отношения к действительности, особенно восприятия окружающего мира» Средства художественной  выразительности .  Тропы Стилистические фигуры ( от греч . Tropos – «поворот», «оборот речи») (обороты речи, применяемые для усиления выразительности высказывания) Метафора Метонимия Синекдоха Гипербола Литота Анафора Эпифора Антитеза Градация Инверсия

«Художественное слово- зеркало индивидуально-авторского отношения к действительности, особенно восприятия окружающего мира»

Средства художественной

выразительности .

Тропы

Стилистические фигуры

( от греч . Tropos – «поворот», «оборот речи»)

(обороты речи, применяемые для усиления выразительности высказывания)

  • Метафора
  • Метонимия
  • Синекдоха
  • Гипербола
  • Литота
  • Анафора
  • Эпифора
  • Антитеза
  • Градация
  • Инверсия

Сравните: Солнечный (пасмурный) день; Закат был очень ярким; Была сильная вьюга; Санкт-Петербург; Орёл; Солнце. Чудесный (безрадостный) день; В сто сорок солнц закат пылал; Вьюга злилась; Петра творенье; Царь птиц; Светило

Сравните:

  • Солнечный (пасмурный) день;
  • Закат был очень ярким;
  • Была сильная вьюга;
  • Санкт-Петербург;
  • Орёл;
  • Солнце.
  • Чудесный (безрадостный) день;
  • В сто сорок солнц закат пылал;
  • Вьюга злилась;
  • Петра творенье;
  • Царь птиц;
  • Светило

Итак, Вы, скорее всего, обратили внимание, что выражения во втором столбце являются более красивыми и образными. Они могут сделать любую речь выше и поэтичнее. Поэтому мы вправе в дальнейшем называть все средства художественной выразительности ЦАРСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ

Итак, Вы, скорее всего, обратили внимание, что выражения во втором столбце являются более красивыми и образными. Они могут сделать любую речь выше и поэтичнее. Поэтому мы вправе в дальнейшем называть все средства художественной выразительности

ЦАРСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ

Эпитет. Наиболее часто встречающееся «царское слово». Эпитет художественно определяет предмет или действие. Эпитеты НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ Пришли из устного народного творчества.(Постоянство и ограниченность сочетаний) Синее море Буйный ветер Серый волк Чисто поле Горе горькое Синее море Буйный ветер Серый волк Чисто поле Горе горькое ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ ОБЩЕЯЗЫКОВЫЕ Свойственны общим нормам литературного словоупотребления. Неожиданные,часто неповторимые смысловые ассоциации Мармеладное настроение (Чехов) Конфетная боль (Вс.Иванов) Картонная любовь (Гоголь) Голубая радость (Куприн) Проницательный взгляд Бисерный почерк Могильная тишина Жуткая боль Ядрёный мороз

Эпитет.

Наиболее часто встречающееся «царское слово». Эпитет художественно определяет предмет или действие.

Эпитеты

НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ

Пришли из устного народного творчества.(Постоянство и ограниченность сочетаний)

  • Синее море Буйный ветер Серый волк Чисто поле Горе горькое
  • Синее море
  • Буйный ветер
  • Серый волк
  • Чисто поле
  • Горе горькое

ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ

ОБЩЕЯЗЫКОВЫЕ

Свойственны общим нормам литературного словоупотребления.

Неожиданные,часто неповторимые смысловые ассоциации

  • Мармеладное настроение (Чехов)
  • Конфетная боль (Вс.Иванов)
  • Картонная любовь (Гоголь)
  • Голубая радость (Куприн)
  • Проницательный взгляд
  • Бисерный почерк
  • Могильная тишина
  • Жуткая боль
  • Ядрёный мороз

«Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство» Аристотель Метафора. В основе метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими. Метафора,основанная на сходстве в характеристике действия и состояния : И золотая осень…листвою плачет на песок. С.Есенин Метафора - перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафора, основанная на сходстве цвета : В саду горит костер рябины красной Но никого не может он согреть. С.Есенин (Огненный цвет гроздьев рябины сравнивается с пламенем).

«Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство»

Аристотель

Метафора.

В основе метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими.

Метафора,основанная на сходстве в характеристике действия и состояния :

И золотая осень…листвою плачет на песок.

С.Есенин

Метафора - перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.

Метафора, основанная на сходстве цвета :

В саду горит костер рябины красной

Но никого не может он согреть.

С.Есенин

(Огненный цвет гроздьев рябины сравнивается с пламенем).

Метафора в разговорной речи имеет широкий диапазон употребления и даёт возможность выразить свою мысль образно, живо, эмоционально и намеченную информацию передать слушателю в краткой форме

Метафора в разговорной речи имеет широкий диапазон употребления и даёт возможность выразить свою мысль образно, живо, эмоционально и намеченную информацию передать слушателю в краткой форме

Метонимия. (От греч. Metonymia – «переименование» )- замена одного слова или выражения на другое на основе близости значений, употребление выражения в переносном смысле. Например:  Ты вел мечи на пир обильный (А.Пушкин)  мечи-войны Только слышно на улице где-то Одинокая бродит гармонь (В.Маяковский) Гармонь- гармонист (по орудию деятельности)  Фарфор и бронза на столе (А.Пушкин) по тому,из чего сделан предмет Она вздыхать осуждена судьбою властной (А.Пушкин) Вздыхать – любить и страдать

Метонимия.

(От греч. Metonymia – «переименование» )- замена одного слова или выражения на другое на основе близости значений, употребление выражения в переносном смысле.

Например:

Ты вел мечи на пир обильный (А.Пушкин)

мечи-войны

Только слышно на улице где-то

Одинокая бродит гармонь (В.Маяковский)

Гармонь- гармонист

(по орудию деятельности)

Фарфор и бронза на столе (А.Пушкин)

по тому,из чего сделан предмет

Она вздыхать осуждена судьбою властной (А.Пушкин)

Вздыхать – любить и страдать

Метонимия широко распространена в разговорной речи. Она позволяет «экономить» речевые усилия, поскольку предоставляет возможность заменять описательные конструкции одним словом . Сравните: Болельщики, сидящие на стадионе, приветствовали команды.  Стадион приветствовал команды . Болельщики, сидящие на стадионе, приветствовали команды.  Стадион приветствовал команды . Болельщики, сидящие на стадионе, приветствовали команды.  Стадион приветствовал команды . Метонимия содействует появлению новых смыслов слова.

Метонимия широко распространена в разговорной речи. Она позволяет «экономить» речевые усилия, поскольку предоставляет возможность заменять описательные конструкции одним словом .

Сравните:

  • Болельщики, сидящие на стадионе, приветствовали команды. Стадион приветствовал команды .
  • Болельщики, сидящие на стадионе, приветствовали команды. Стадион приветствовал команды .
  • Болельщики, сидящие на стадионе, приветствовали команды.
  • Стадион приветствовал команды .

Метонимия содействует появлению новых смыслов слова.

Замена родового понятия видовым: Замена родового понятия видовым: Ну что ж, садись, Светило! В.Маяковский (Солнце- небесное светило)   Синекдоха. Перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: Часть вместо целого: Часть вместо целого:  Белеет парус одинокий М.Лермонтов (Парус вместо парусника)  Поэт, задумчивый мечтатель, Убит приятельской рукой! А.Пушкин (Рука как отдельная часть тела)  Единственное число вместо множественного: Единственное число вместо множественного: Отсель грозить мы будем шведу А.Пушкин (Швед вместо шведов)     Синекдоха способствует экономии речевого выражения в разговорной речи.  Например: Голова - умный человек; Золотые руки
  • Замена родового понятия видовым:
  • Замена родового понятия видовым:

Ну что ж, садись, Светило!

В.Маяковский

(Солнце- небесное светило)

Синекдоха.

Перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений:

  • Часть вместо целого:
  • Часть вместо целого:

Белеет парус одинокий

М.Лермонтов

(Парус вместо парусника)

Поэт, задумчивый мечтатель,

Убит приятельской рукой!

А.Пушкин

(Рука как отдельная часть тела)

  • Единственное число вместо множественного:
  • Единственное число вместо множественного:

Отсель грозить мы будем шведу

А.Пушкин

(Швед вместо шведов)

Синекдоха способствует экономии речевого выражения в разговорной речи.

Например:

Голова - умный человек;

Золотые руки - талантливый мастер .

Олицетворение. Уподобление неживого предмета, явления природы, понятия живому существу. Жил на свете маленький цветок А.Платонов Вечор, ты помнишь, вьюга  злилась , На мутном небе мгла  носилась … А.Пушкин На родину тянется  туча , Чтоб только поплакать над ней. А.Фет    Олицетворение в разговорной речи используется настолько часто, что многие просто перестали его замечать.  Задумывались ли Вы, что , говоря «песня берёт за душу», Вы употребляете олицетворение? Нет? А вот задумайтесь, насколько красочной, выразительной и яркой является эта фраза!

Олицетворение.

Уподобление неживого предмета, явления природы, понятия живому существу.

Жил на свете маленький цветок

А.Платонов

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась ,

На мутном небе мгла носилась

А.Пушкин

На родину тянется туча ,

Чтоб только поплакать над ней.

А.Фет

Олицетворение в разговорной речи используется настолько часто, что многие просто перестали его замечать.

Задумывались ли Вы, что , говоря «песня берёт за душу», Вы употребляете олицетворение? Нет?

А вот задумайтесь, насколько красочной, выразительной и яркой является эта фраза!

Пушкин = дивный гений = наша слава = солнце русской поэзии = гениальный ученик Державина = гордость нашей литературы = блестящий преемник Жуковского = невольник чести = автор «Евгения Онегина» Перифраза. Замена собственного имени или названия описательным выражением.  Санкт-Петербург = Северная столица = город на Неве = Петра творенье  Осень = унылая пора

Пушкин = дивный гений = наша слава = солнце русской поэзии = гениальный ученик Державина = гордость нашей литературы = блестящий преемник Жуковского = невольник чести = автор «Евгения Онегина»

Перифраза.

Замена собственного имени или названия описательным выражением.

Санкт-Петербург = Северная столица = город на Неве = Петра творенье

Осень = унылая пора

Перифраза широко распространена в разговорной речи, более того, в наше время этот троп чаще всего используется именно в повседневных разговорах. К слову, мы употребляем выражение «находиться в интересном положении», когда говорим о беременной женщине.   И даже если в разговоре с кем-нибудь Вы  забудете имя автора, поэта, музыканта или  исполнителя, то на помощь Вам придёт  ПЕРИФРАЗА. (Если Вы, кончено, знакомы с  творчеством этого человека, а имя просто  вылетело из головы) Например,  композитор, написавший «Симфонию №6»  - Шостакович. А вместо Димы Билана  можно сказать: «певец из России,  выигравший Евровидение».

Перифраза широко распространена в разговорной речи, более того, в наше время этот троп чаще всего используется именно в повседневных разговорах. К слову, мы употребляем выражение «находиться в интересном положении», когда говорим о беременной женщине.

И даже если в разговоре с кем-нибудь Вы забудете имя автора, поэта, музыканта или исполнителя, то на помощь Вам придёт ПЕРИФРАЗА. (Если Вы, кончено, знакомы с творчеством этого человека, а имя просто вылетело из головы) Например, композитор, написавший «Симфонию №6» - Шостакович. А вместо Димы Билана можно сказать: «певец из России, выигравший Евровидение».

Единственное, что мы, авторы этого проекта, можем Вам гарантировать, это то, что Ваши слова обязательно запомнятся. Итоги.  Итак, средства художественной выразительности действительно можно назвать ЦАРСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ , так как и нашу с Вами речь они делают . ЦАРСТВЕННОЙ.  Если Вы хотите, чтобы Ваша речь привлекала внимание, завораживала своей выразительностью и образностью,- используйте средства художественной выразительности. Но только с умом! Помните, всё хорошо в меру!

Единственное, что мы, авторы этого проекта, можем Вам гарантировать, это то, что Ваши слова обязательно запомнятся.

Итоги.

Итак, средства художественной выразительности действительно можно назвать ЦАРСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ , так как и нашу с Вами речь они делают . ЦАРСТВЕННОЙ.

Если Вы хотите, чтобы Ваша речь привлекала внимание, завораживала своей выразительностью и образностью,- используйте средства художественной выразительности.

Но только с умом! Помните, всё хорошо в меру!

Ржавеет золото,и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти всё готово. Всего прочнее на земле- печаль И долговечней- Царственное Слово. А.Ахматова

Ржавеет золото,и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё

готово.

Всего прочнее на земле- печаль

И долговечней- Царственное Слово.

А.Ахматова

Список литературы.    И.Б.Голуб «Русский язык. Звуки, буквы, слова» Н.А.Сенина «Русский язык» www.rithelp.ru www.rifmovnik.ru  Skola2.narod.ru Russkiy155.blogpost.ru

Список литературы.

  • И.Б.Голуб «Русский язык. Звуки, буквы, слова»
  • Н.А.Сенина «Русский язык»
  • www.rithelp.ru
  • www.rifmovnik.ru
  • Skola2.narod.ru
  • Russkiy155.blogpost.ru

Спасибо за Внимание!

Спасибо за

Внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Как слово наше отзовётся..." Средства художественной выразительности

Автор: Ковтун Ларгия Альфредовна

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 234855


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства