"Как слово наше отзовётся..." Средства художественной выразительности
"Как слово наше отзовётся..." Средства художественной выразительности
Всякому культурному человеку небезразлична эстетическая сторона слов.Художественное слово несравненно ярче, убедительнее, чем повседневная информация. Образная речь всегда волнует, вдохновляет.Слова,употреблённые в переносном значении, называются тропами. Тропы расцвечивают не только поэтическую речь, их любят и используют прозаики.
Иногда неправильно считают,что к тропам обращаются лишь для создания необычных, возвышенных образов. Тропы могут быть и средством реалистических описаний. Следует отметить, что важна не "красивость" тропов, а их органичность в тексте, обусловленность содержанием произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Как слово наше отзовётся..." Средства художественной выразительности »
«Как слово наше отзовётся…»
Средства художественной
выразительности.
Выполнила учитель русского языка и литературы
МБОУ «Хотиловская СОШ»
Бологовского района Тверской области
Ковтун Ларгия Альфредовна
2015
Введение.
В современном мире общественные выступления играют ГИПЕРважную роль, и ораторское искусство является одним из столпов успешного выступления. Новые школьные программы направлены как раз-таки на развитие ораторских способностей учеников.
Но для начала, всё же, надо привлечь внимание людей к выступлению и проблеме, которой оно посвящено. И в этом, как никто другой, вам помогут средства художественной выразительности, которые сделают вашу речь красочной, образной, живой, а, значит, интересной.
«Художественное слово- зеркало индивидуально-авторского отношения к действительности, особенно восприятия окружающего мира»
Средства художественной
выразительности.
Тропы
Стилистические фигуры
( от греч . Tropos – «поворот», «оборот речи»)
(обороты речи, применяемые для усиления выразительности высказывания)
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Гипербола
Литота
Анафора
Эпифора
Антитеза
Градация
Инверсия
Сравните:
Солнечный (пасмурный) день;
Закат был очень ярким;
Была сильная вьюга;
Санкт-Петербург;
Орёл;
Солнце.
Чудесный (безрадостный) день;
В сто сорок солнц закат пылал;
Вьюга злилась;
Петра творенье;
Царь птиц;
Светило
Итак, Вы, скорее всего, обратили внимание, что выражения во втором столбце являются более красивыми и образными. Они могут сделать любую речь выше и поэтичнее. Поэтому мы вправе в дальнейшем называть все средства художественной выразительности
ЦАРСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ
Эпитет.
Наиболее часто встречающееся «царское слово». Эпитет художественно определяет предмет или действие.
Эпитеты
НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ
Пришли из устного народного творчества.(Постоянство и ограниченность сочетаний)
Синее море Буйный ветер Серый волк Чисто поле Горе горькое
Синее море
Буйный ветер
Серый волк
Чисто поле
Горе горькое
ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ
ОБЩЕЯЗЫКОВЫЕ
Свойственны общим нормам литературного словоупотребления.
Неожиданные,часто неповторимые смысловые ассоциации
В основе метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими.
Метафора,основанная на сходстве в характеристике действия и состояния :
И золотая осень…листвою плачет на песок.
С.Есенин
Метафора - перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.
Метафора, основанная на сходстве цвета :
В саду горит костер рябины красной
Но никого не может он согреть.
С.Есенин
(Огненный цвет гроздьев рябины сравнивается с пламенем).
Метафора в разговорной речи имеет широкий диапазон употребления и даёт возможность выразить свою мысль образно, живо, эмоционально и намеченную информацию передать слушателю в краткой форме
Метонимия.
(От греч.Metonymia– «переименование» )- замена одного слова или выражения на другое на основе близости значений, употребление выражения в переносном смысле.
Например:
Ты вел мечи на пир обильный (А.Пушкин)
мечи-войны
Только слышно на улице где-то
Одинокая бродит гармонь (В.Маяковский)
Гармонь- гармонист
(по орудию деятельности)
Фарфор и бронза на столе (А.Пушкин)
по тому,из чего сделан предмет
Она вздыхать осуждена судьбою властной (А.Пушкин)
Вздыхать – любить и страдать
Метонимия широко распространена в разговорной речи. Она позволяет «экономить» речевые усилия, поскольку предоставляет возможность заменять описательные конструкции одним словом.
Сравните:
Болельщики, сидящие на стадионе,приветствовали команды.Стадионприветствовал команды .
Болельщики, сидящие на стадионе,приветствовали команды.Стадионприветствовал команды .
Болельщики, сидящие на стадионе,приветствовали команды.
Стадионприветствовал команды .
Метонимия содействует появлению новых смыслов слова.
Замена родового понятия видовым:
Замена родового понятия видовым:
Ну что ж, садись, Светило!
В.Маяковский
(Солнце- небесное светило)
Синекдоха.
Перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений:
Часть вместо целого:
Часть вместо целого:
Белеет парус одинокий
М.Лермонтов
(Парус вместо парусника)
Поэт, задумчивый мечтатель,
Убит приятельской рукой!
А.Пушкин
(Рука как отдельная часть тела)
Единственное число вместо множественного:
Единственное число вместо множественного:
Отсель грозить мы будем шведу
А.Пушкин
(Швед вместо шведов)
Синекдоха способствует экономии речевого выражения в разговорной речи.
Например:
Голова- умный человек;
Золотые руки- талантливый мастер.
Олицетворение.
Уподобление неживого предмета, явления природы, понятия живому существу.
Жилна свете маленькийцветок
А.Платонов
Вечор, ты помнишь,вьюгазлилась,
На мутном небемгланосилась…
А.Пушкин
На родинутянетсятуча,
Чтоб толькопоплакатьнад ней.
А.Фет
Олицетворение в разговорной речи используется настолько часто, что многие просто перестали его замечать.
Задумывались ли Вы, что , говоря «песня берёт за душу», Вы употребляете олицетворение? Нет?
А вот задумайтесь, насколько красочной, выразительной и яркой является эта фраза!
Пушкин = дивный гений = наша слава = солнце русской поэзии = гениальный ученик Державина = гордость нашей литературы = блестящий преемник Жуковского = невольник чести = автор «Евгения Онегина»
Перифраза.
Замена собственного имени или названия описательным выражением.
Санкт-Петербург = Северная столица = город на Неве = Петра творенье
Осень = унылая пора
Перифраза широко распространена в разговорной речи, более того, в наше время этот троп чаще всего используется именно в повседневных разговорах. К слову, мы употребляем выражение «находиться в интересном положении», когда говорим о беременной женщине.
И даже если в разговоре с кем-нибудь Вызабудете имя автора, поэта, музыканта илиисполнителя, то на помощь Вам придётПЕРИФРАЗА. (Если Вы, кончено, знакомы створчеством этого человека, а имя простовылетело из головы) Например,композитор, написавший «Симфонию №6»- Шостакович. А вместо Димы Биланаможно сказать: «певец из России,выигравший Евровидение».
Единственное, что мы, авторы этого проекта, можем Вам гарантировать, это то, что Ваши слова обязательно запомнятся.
Итоги.
Итак, средства художественной выразительности действительно можно назватьЦАРСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ ,так как и нашу с Вами речь они делают.ЦАРСТВЕННОЙ.
Если Вы хотите, чтобы Ваша речь привлекала внимание, завораживала своей выразительностью и образностью,- используйте средства художественной выразительности.