kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как писать сочинение-рассуждение. Подготовка к экзамену.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для учителей русского языка и литературы и одиннадцатиклассников, которые готовятся к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ. Содержит информацию о композиции сочинения, критериях его оценивания, о том, как писать каждую часть работы; кроме того,  в презентацию включены тексты и образцы сочинений по этим текстам. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как писать сочинение-рассуждение. Подготовка к экзамену. »

Технология написания части С  ЕГЭ

Технология

написания части С

ЕГЭ

анализировать проблематику исходного текста; формулировать позицию автора; излагать собственное мнение по поводу прочитанного; точно, логично и последовательно излагать мысли; оформлять речевое высказывание в соответствии с нормами языка.
  • анализировать проблематику исходного текста;
  • формулировать позицию автора;
  • излагать собственное мнение по поводу прочитанного;
  • точно, логично и последовательно излагать мысли;
  • оформлять речевое высказывание в соответствии с нормами языка.
Сочинение, анализирующее исходный текст, - это маленькая критическая статья.  Она имеет свой стандарт:

Сочинение, анализирующее исходный текст, - это маленькая критическая статья.

Она имеет свой стандарт:

  • Стиль сочинения - публицистический.
  • Тип речи - рассуждение.
I часть - анализ исходного текста. 1. Тезис: тема, проблема текста. 2. Доказательства: комментарий к проблеме. 3. Вывод: авторская позиция исходного текста.

I часть - анализ исходного текста.

1. Тезис: тема, проблема текста.

2. Доказательства: комментарий к проблеме.

3. Вывод: авторская позиция исходного текста.

II часть – собственное мнение по проблеме. 1. Тезис (заявка согласен/не согласен ). 2. Доказательства (потому что) -  2 аргумента: довод, иллюстрация к доводу. 3. Вывод  (что из этого следует?). III - Заключение  (доказанный тезис по проблеме исходного текста).

II часть – собственное мнение по проблеме.

1. Тезис (заявка согласен/не согласен ).

2. Доказательства (потому что) -

2 аргумента: довод, иллюстрация к доводу.

3. Вывод (что из этого следует?).

III - Заключение (доказанный тезис по проблеме исходного текста).

Прочитать текст. Выписать из каждого абзаца по 1 предложению (5). Убрать все вводные слова, обороты - переделать в простое. Сравнить 5 предложений - не повторяются ли мысли. Выстроить по степени важности. Задать вопросы. О чем этот текст? Текст понят. А 20!!!(Какое высказывание не соответствует
  • Прочитать текст.
  • Выписать из каждого абзаца по 1 предложению (5).
  • Убрать все вводные слова, обороты - переделать в простое.
  • Сравнить 5 предложений - не повторяются ли мысли.
  • Выстроить по степени важности.
  • Задать вопросы. О чем этот текст? Текст понят.
  • А 20!!!(Какое высказывание не соответствует содержанию текста).
«Всякое стихотворение (в нашем случае статья) - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды»  (А. Блок) Выписать ключевые слова.
  • «Всякое стихотворение (в нашем случае статья) - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды»

(А. Блок)

  • Выписать ключевые слова.
1. Тезис : тема, проблема текста. 2 . Доказательства : комментарий к проблеме. 3. Вывод : авторская позиция исходного текста.

1. Тезис : тема, проблема текста.

2 . Доказательства : комментарий к проблеме.

3. Вывод : авторская позиция исходного текста.

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте
  • Напишите сочинение по прочитанному тексту.
  • Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны(должны зацепить внимание). Эти зацепляющих «крючков»-вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное…(А.Ф.Кони.)

С формул ировать — формула: Текст о…(влиянии. значении, отношении, роли, ответственности…) + ключевые слова текста(цитаты).

«Вечные» темы: любовь, дружба, природа, свобода, жизнь и смерть, человек и Бог, добро и зло, преступление и наказание, отцы и дети…  «Сквозные» темы: «лишний человек», «маленький человек», странник, праведник, встреча с детством, дорога…

«Вечные» темы: любовь, дружба, природа, свобода, жизнь и смерть, человек и Бог, добро и зло, преступление и наказание, отцы и дети…

«Сквозные» темы: «лишний человек», «маленький человек», странник, праведник, встреча с детством, дорога…

Проблемный вопрос : Что такое благородство? Ссылка на авторитетное мнение : Психологи считают…  Создание определенного эмоционального настроя : Впечатления детства одни из самых дорогих…
  • Проблемный вопрос : Что такое благородство?
  • Ссылка на авторитетное мнение : Психологи считают…
  • Создание определенного эмоционального настроя : Впечатления детства одни из самых дорогих…
Проблема - сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблематика-совокупность проблем. (Словарь русского языка в 4-х томах). Социально-значимое противоречие. Столкновение 2 вопросов: как сейчас? И как должно быть? Факты, описанные в тексте, -это только иллюстрация, частный случай идеи, которую предстоит найти в тексте.
  • Проблема - сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблематика-совокупность проблем.
  • (Словарь русского языка в 4-х томах).
  • Социально-значимое противоречие.
  • Столкновение 2 вопросов: как сейчас? И как должно быть?
  • Факты, описанные в тексте, -это только иллюстрация, частный случай идеи, которую предстоит найти в тексте.
философская (смысл жизни); нравственная (преступление и наказание); экологическая (защита природы); эстетическая(восприятие человеком прекрасного); политическая(сохранение русского языка); социальная(дети-инвалиды)
  • философская (смысл жизни);
  • нравственная (преступление и наказание);
  • экологическая (защита природы);
  • эстетическая(восприятие человеком прекрасного);
  • политическая(сохранение русского языка);
  • социальная(дети-инвалиды)
Если вы назвали проблему, то и комментарий, и авторская позиция и ваше мнение должны соответствовать именно этой проблеме.  Проблема(какая?): актуальная, злободневная;  Проблема (чего?): патриотизма, воспитания…

Если вы назвали проблему, то и комментарий, и авторская позиция и ваше мнение должны соответствовать именно этой проблеме.

Проблема(какая?): актуальная, злободневная;

Проблема (чего?): патриотизма, воспитания…

1.В чем опасность политики национализма? 2.В чем смысл человеческой жизни? Нужно ли заботиться об окружающих людях? А. Социальная  Б. Политическая  В. Философская
  • 1.В чем опасность политики национализма?
  • 2.В чем смысл человеческой жизни?
  • Нужно ли заботиться об окружающих людях?
  • А. Социальная
  • Б. Политическая
  • В. Философская
Два богача.  Когда при мне произносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых,- я хвалю и умиляюсь.  Но хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.  -Возьмем мы Катьку,- говорила баба,- последние наши гроши на нее пойдут.- не на что будет соли добыть, похлебку посолить…  -А мы ее и не соленую,- ответил мужик, ее муж.  Далеко Ротшильду до этого мужика! (И.Тургенев)

Два богача.

Когда при мне произносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых,- я хвалю и умиляюсь.

Но хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

-Возьмем мы Катьку,- говорила баба,- последние наши гроши на нее пойдут.- не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

-А мы ее и не соленую,- ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика! (И.Тургенев)

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью п ереписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается  нулём  баллов
  • Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью п ереписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов .
  • Писать надо так, чтобы человеку, не читавшему текст, захотелось его прочитать. Текст НЕЛЬЗЯ пересказывать, надо только на него опираться.
  • Каков ход авторской мысли? Как автор подводит читателя к своей позиции?
Текстуальный  «от текста к действительности»: следование за автором в раскрытии проблемы. На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? На чьи мнения ссылается?   Концептуальный

Текстуальный

  • «от текста к действительности»: следование за автором в раскрытии проблемы.
  • На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему?
  • На чьи мнения ссылается?

Концептуальный

  • «от действительности к тексту»:
  • вы, опираясь на понимание проблемы, даете различного рода интерпретации.
  • Актуальна ли эта проблема в наши дни?
  • Почему эта проблема привлекла внимание автора?
В данном тексте автор Ф.Кривин поднимает проблему становления личности. Многое в личности человека зависит от родителей. Автор приводит людей в аналогию со сверлами и штопором. Родители (Сверла) оградили сына (Штопора)от грубого металла. Учился сын на пробках. Вот и выросло не крепкое рабочее сверло, а хрупкий и тонкий штопор.  Ф.Кривин поднимает проблему становления личности. Многое в формировании человека зависит от родителей. Писатель, используя иносказание, проводит аналогию между людьми и неодушевленными предметами. Сверла - это чересчур заботливые родители, которые оберегают своего ребенка(Штопор)от серьезной работы. Как показывает автор, в результате такого воспитания сын вырастает избалованным, не приспособленным к труду.
  • В данном тексте автор Ф.Кривин поднимает проблему становления личности. Многое в личности человека зависит от родителей. Автор приводит людей в аналогию со сверлами и штопором. Родители (Сверла) оградили сына (Штопора)от грубого металла. Учился сын на пробках. Вот и выросло не крепкое рабочее сверло, а хрупкий и тонкий штопор.
  • Ф.Кривин поднимает проблему становления личности. Многое в формировании человека зависит от родителей. Писатель, используя иносказание, проводит аналогию между людьми и неодушевленными предметами. Сверла - это чересчур заботливые родители, которые оберегают своего ребенка(Штопор)от серьезной работы. Как показывает автор, в результате такого воспитания сын вырастает избалованным, не приспособленным к труду.
Автор:

Автор:

  • говорит, рассказывает, повествует, описывает, изображает…
  • анализирует,противопоставляет, сравнивает, рассматривает...
  • удивляется,восхищается, прославляет, воспевает…
  • иронизирует, возмущается…
Ради какой -самой главной!-
  • Ради какой -самой главной!- мысли написал автор эту статью?
  • Как он оценивает проблему?
  • Какой ответ дает автор на поставленный в тексте вопрос?
  • Какова его точка зрения на то, о чем идет речь в тексте?
В рассуждении - в тезисе или выводе. В повествовании - как действуют герои, что с ними происходит. В описании - интересные характеристики, свойства, детали.
  • В рассуждении - в тезисе или выводе.
  • В повествовании - как действуют герои, что с ними происходит.
  • В описании - интересные характеристики, свойства, детали.
В особенностях композиции; В прямых авторских оценках; В подборе аргументов, фактов; В описании внешности героя и выборе его имени; В том. что о нем говорят другие; В сопоставлении разных точек зрения…
  • В особенностях композиции;
  • В прямых авторских оценках;
  • В подборе аргументов, фактов;
  • В описании внешности героя и выборе его имени;
  • В том. что о нем говорят другие;
  • В сопоставлении разных точек зрения…

Зачастую «спрятана»-ищем в оценочных словах

Слова-маркеры: главное, самое важное, надо, нужно… Оценочная лексика: отличный, прекрасный; отвратительный, скверный. Например: Любящий человек- великое благо(Е.Скрипач). Средства выразительности: риторические восклицания… Вводные слова: к сожалению, к счастью… Побудительные предложения: Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя (В. Пекелис).
  • Слова-маркеры: главное, самое важное, надо, нужно…
  • Оценочная лексика: отличный, прекрасный; отвратительный, скверный.
  • Например: Любящий человек- великое благо(Е.Скрипач).
  • Средства выразительности: риторические восклицания…
  • Вводные слова: к сожалению, к счастью…
  • Побудительные предложения: Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя (В. Пекелис).
«Цитата…» - это высказывание, на мой взгляд, наиболее точно отражает авторскую позицию. Автор справедливо утверждает,что «цитата…» Автор ненавязчиво подводит к мысли о том,… Утверждает,заявляет,убеждает…
  • «Цитата…» - это высказывание, на мой взгляд, наиболее точно отражает авторскую позицию.
  • Автор справедливо утверждает,что «цитата…»
  • Автор ненавязчиво подводит к мысли о том,…
  • Утверждает,заявляет,убеждает…
1.Что является важнейшим качеством сформировавшей-ся личности?  2.Какова истинная цель жизни?  3.Проблема свободы личности? А.Человек должен прежде всего стать личностью, найти свое предназначение, которое не ограничивается карьерным ростом или заботой о материальном благополучии. Б.Человек, осознавший свою свободу, находит в себе силы служить не власти, а идеалам истины и добра. В.Личность не мыслима без развитого чувства собственного достоинства.
  • 1.Что является важнейшим качеством сформировавшей-ся личности?
  • 2.Какова истинная цель жизни?
  • 3.Проблема свободы личности?
  • А.Человек должен прежде всего стать личностью, найти свое предназначение, которое не ограничивается карьерным ростом или заботой о материальном благополучии.
  • Б.Человек, осознавший свою свободу, находит в себе силы служить не власти, а идеалам истины и добра.
  • В.Личность не мыслима без развитого чувства собственного достоинства.
1.Сказки К.Чуковского будят добрые и чистые человеческие чувства. 2.Сказки Чуковского запоминаются на всю жизнь, так как их сюжеты и образы соответствуют детскому восприятию мира. 3.Писать для детей проще, чем для взрослых, так как для детей эмоциональное восприятие текста важнее его языкового оформления.
  • 1.Сказки К.Чуковского будят добрые и чистые человеческие чувства.
  • 2.Сказки Чуковского запоминаются на всю жизнь, так как их сюжеты и образы соответствуют детскому восприятию мира.
  • 3.Писать для детей проще, чем для взрослых, так как для детей эмоциональное восприятие текста важнее его языкового оформления.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Проблема- цитата Комментарий- цитата Позиция автора- цитата
  • Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
  • Проблема- цитата
  • Комментарий- цитата
  • Позиция автора- цитата
1.  Тезис (заявка согласен/не согласен ) 2. Доказательства  (потому что) - 2 а ргумента: довод, иллюстрация к доводу 3. Вывод (что из этого следует?)
  • 1. Тезис (заявка согласен/не согласен )
  • 2. Доказательства (потому что) -
  • 2 а ргумента:
  • довод, иллюстрация к доводу
  • 3. Вывод (что из этого следует?)
Схема  микротекста-рассуждения Тезис (ваша позиция по сформулированной вами проблеме исходного текста и точке зрения автора) аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования вашей мысли) вывод (общий итог)

Схема микротекста-рассуждения

Тезис

(ваша позиция по сформулированной вами проблеме исходного текста и точке зрения автора)

аргументация

(приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования вашей мысли)

вывод

(общий итог)

Несогласие Трудно согласиться с позицией автора…

Несогласие

Трудно согласиться с позицией автора…

  • Согласие
  • Нельзя(трудно) не согласиться с позицией автора…
Сформулируйте свое мнение по той проблеме, которую вы определили в тексте. Не повторяйте авторские мысли -ваши должны быть созвучны им. За этически некорректное мнение баллы снижаются.
  • Сформулируйте свое мнение по той проблеме, которую вы определили в тексте.
  • Не повторяйте авторские мысли -ваши должны быть созвучны им.
  • За этически некорректное мнение баллы снижаются.

  • Напишите, согласны или не согласны вы с его(авторской) точкой зрения. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
  • Без логического перехода от тезисной части к аргументам, можно потерять баллы за композицию и логичность сочинения…
  • Тезис - логический переход - аргумент
Говоря о... можно вспомнить много примеров из классической литературы. Данной проблеме немало внимания уделено и в произведениях русской литературы. Читательскую концепцию мира и человека мы соотносим с писательской. (Андрею Болконскому, как мы помним, тоже… К сожалению, проблема перешагнула толстовское время и до сих пор актуальна…).
  • Говоря о... можно вспомнить много примеров из классической литературы.
  • Данной проблеме немало внимания уделено и в произведениях русской литературы.
  • Читательскую концепцию мира и человека мы соотносим с писательской. (Андрею Болконскому, как мы помним, тоже… К сожалению, проблема перешагнула толстовское время и до сих пор актуальна…).
Когда я читал статью (ФИО автора исходного текста), мне вспомнился эпизод… Литература, охватывающая разные эпохи жизни человечества, позволяет с позиции Вечности рассматривать сегодняшние проблемы… Надо сказать, что затронутая автором проблема, имеет многовековую историю. Вспомним хотя бы эпизод из…
  • Когда я читал статью (ФИО автора исходного текста), мне вспомнился эпизод…
  • Литература, охватывающая разные эпохи жизни человечества, позволяет с позиции Вечности рассматривать сегодняшние проблемы…
  • Надо сказать, что затронутая автором проблема, имеет многовековую историю. Вспомним хотя бы эпизод из…
П.чести и долга, нрав-ственного подвига П. свободы Отец Петра Гринева: «Помни пословицу: береги платье снову, честь смолоду» Калмыцкая сказка об орле и вороне Образ Швабрина П. подлости и предатель-ства
  • П.чести и долга, нрав-ственного подвига
  • П. свободы
  • Отец Петра Гринева: «Помни пословицу: береги платье снову, честь смолоду»
  • Калмыцкая сказка об орле и вороне
  • Образ Швабрина
  • П. подлости и предатель-ства
1.Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца(К.Паустовский). 2.Годы детства- это прежде всего воспитание сердца(В.Сухомлинский) 3.Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу(П.Чайковский).

1.Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца(К.Паустовский).

2.Годы детства- это прежде всего воспитание сердца(В.Сухомлинский)

3.Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу(П.Чайковский).

Пословица Родная сторона мать-чужая мачеха. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься. Терпение и труд все перетрут..  Тезис Труд-основа человеческой жизни. Разлука с родиной-большое испытание для человека.
  • Пословица
  • Родная сторона мать-чужая мачеха.
  • Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.
  • Терпение и труд все перетрут..
  • Тезис
  • Труд-основа человеческой жизни.
  • Разлука с родиной-большое испытание для человека.
Обобщение основных мыслей автора: Итак, автор показал нам… Вопросительное предложение или риторический вопрос: Разве имеет право кто-нибудь из нас отказываться от этого бесценного дара? Использование цитат: Как тут не вспомнить слова Л.Толстого: « Война не любезность, а…противное человеческому разуму…событие».

Обобщение основных мыслей автора: Итак, автор показал нам…

Вопросительное предложение или риторический вопрос: Разве имеет право кто-нибудь из нас отказываться от этого бесценного дара?

Использование цитат: Как тут не вспомнить слова Л.Толстого: « Война не любезность, а…противное человеческому разуму…событие».

№ Баллы Критерии оценивания ответа на задание Содержание сочинения I  1 К 1 Формулировка проблем исходного текста  2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста К 2 Отражение позиции автора исходного текста К 3  1  3 К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Речевое оформление сочинения II К 5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  2 К 6 Точность и выразительность речи  2

Баллы

Критерии оценивания ответа на задание

Содержание сочинения

I

1

К 1

Формулировка проблем исходного текста

2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

К 2

Отражение позиции автора исходного текста

К 3

1

3

К 4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Речевое оформление сочинения

II

К 5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

2

К 6

Точность и выразительность речи

2

III Грамотность К 7 Соблюдение орфографических норм орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 2 допущена 1 ошибка 1 допущено более 1 ошибки 0 Соблюдение пунктуационных норм пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 2 допущены 1 – 2 ошибки 1 допущено более 2 ошибок 0 Соблюдение языковых норм грамматических ошибок нет 2 допущены 1 – 2 ошибки 1 допущено более 2 ошибок 0

III

Грамотность

К 7

Соблюдение орфографических норм

орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2

допущена 1 ошибка

1

допущено более 1 ошибки

0

Соблюдение пунктуационных норм

пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2

допущены 1 – 2 ошибки

1

допущено более 2 ошибок

0

Соблюдение языковых норм

грамматических ошибок нет

2

допущены 1 – 2 ошибки

1

допущено более 2 ошибок

0

Подведём итог:  Использование компьютерных технологий способствует реализации ФГОС общего образования на уроках русского языка:  - повышает эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы в поиске информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);  - повышает интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшает качество образования, активизирует творческий потенциал ученика и учителя, включает школьников и педагогов в современное пространство информационного общества; – осуществляет индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью); – обеспечивает гибкость управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы); – улучшает организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве); – повышает качество контроля знаний учащихся и разнообразие его форм; – расширяет объём предъявляемой учебной информации.

Подведём итог:

Использование компьютерных технологий способствует реализации ФГОС общего образования на уроках русского языка:

- повышает эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы в поиске информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);

- повышает интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшает качество образования, активизирует творческий потенциал ученика и учителя, включает школьников и педагогов в современное пространство информационного общества;

– осуществляет индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

– обеспечивает гибкость управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

– улучшает организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

– повышает качество контроля знаний учащихся и разнообразие его форм;

– расширяет объём предъявляемой учебной информации.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Как писать сочинение-рассуждение. Подготовка к экзамену.

Автор: Бычкова Лариса Валентиновна

Дата: 28.02.2015

Номер свидетельства: 180134


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства