сравнение — с союзами как, словно, будто ( быстр, как ветер ); творительный падеж существительного ( Он ходит гоголем)
гипербола — преувеличение ( море слёз );
литота — преуменьшение ( мальчик‑с‑пальчик );
метонимия — замена по смежности ( зал аплодировал );
синекдоха — часть вместо целого ( все флаги в гости будут );
перифраз — описательный оборот ( царь зверей = лев);
ирония — смысл обратный буквальному ( «Прекрасно!» о неудаче);
аллегория — образ для абстрактного понятия (лиса = хитрость).
Стилистические фигуры (построение речи):
анафора — повтор в начале строк/фраз ( Стонет он по полям… Стонет он по дорогам… );
антитеза — противопоставление ( Ты богат, я очень беден );
градация — нарастание/убывание ( Тише, тише, совсем тихо );
инверсия — необычный порядок слов ( Изумлён он красотой её );
параллелизм — одинаковое построение соседних фраз;
парцелляция — дробление фразы на части ( Боюсь гостиниц. Может, потому… );
многосоюзие — повтор союзов для ритма;
бессоюзие — пропуск союзов для динамики;
риторический вопрос/восклицание — без запроса ответа;
эллипсис — пропуск подразумеваемого слова ( Мужики — за топоры );
оксюморон — сочетание противоречивых понятий ( живой труп );
эпифора — повтор в конце строк/фраз.
ЭпитетСуть: образное определение, придающее предмету выразительность. Пример: «кудрявый дым» (дым не буквально кудрявый, но так передаётся его причудливая форма).
МетафораСуть: скрытое сравнение (перенос свойств одного предмета на другой без союзов «как», «словно»). Пример: «Море времени» (время подобно морю — бескрайнее, волнующееся).
СравнениеСуть: открытое сопоставление двух предметов/явлений. Пример: «Быстрый как ветер».
ОлицетворениеСуть: наделение неживого человеческими свойствами. Пример: «Река спит» (река не может спать буквально, но так передаётся её спокойствие).
МетонимияСуть: замена одного понятия другим на основе смежности (часть вместо целого, предмет вместо содержимого и т. п.). Пример: «читал Пушкина» (имеются в виду произведения Пушкина).
СинекдохаСуть: разновидность метонимии: часть вместо целого или наоборот. Пример: «Все головы обернулись» (головы = люди).
ГиперболаСуть: намеренное преувеличение. Пример: «миллион раз говорил».
ЛитотаСуть: намеренное преуменьшение. Пример: «капля в море» (очень мало).
АллегорияСуть: иносказание: абстрактное понятие через конкретный образ. Пример: лиса в баснях — хитрость.
ПерифразСуть: описательное обозначение вместо прямого названия. Пример: «король зверей» (лев).
ИронияСуть: высказывание с обратным, насмешливым смыслом. Пример: «Ах, какая прелесть быть барином!» (на самом деле — тяжесть).
ЭвфемизмСуть: смягчённая замена резкого или неприятного выражения. Пример: «ушёл из жизни» вместо «умер».
Задание 1. Соотнесите термин и пример (проведите стрелку или запишите пары «буква — цифра»).
Термин
Пример
А) метафора
1) Луна, как бледный призрак, скользила в тучах
Б) сравнение
2) Лес проснулся, потянулся, зашумел
В) олицетворение
Г) гипербола
3) В глазах — океан тоски
4) Он не видел её тысячу лет
Д) литота
5) Мужичок с ноготок
Е) метонимия
6) Читал Пушкина весь вечер
Ж) перифраз
7) Город на Неве (о Петербурге)
Задание 1: А — 3; Б — 1; В — 2; Г — 4; Д — 5; Е — 6; Ж — 7.
Задание 2. Найдите и выпишите все ИВС в тексте. Укажите тип каждого (эпитет, метафора и т. д.).
Над седой равниной моря ветер тучи собирает.Вот охватывает пламя старое гнилое дерево,И, как зверь, рычит огонь в ночной тиши.А вдали, за горизонтом, тает алый свет зари.
седой (эпитет);
ветер тучи собирает (олицетворение);
охватывает пламя (метафора);
как зверь, рычит (сравнение + олицетворение);
тает алый свет (метафора + эпитет).
Задание 3. Подберите к каждому слову 2 образных определения (эпитета) в переносном значении
дождь — ________, ________
снег — ________, ________
ночь — ________, ________
дорога — ________, ________
голос — ________, ________
Задание 3 (варианты):
дождь: серебряный , студёный ;
снег: пушистый , сверкающий ;
ночь: безмолвная , звёздная ;
дорога: бесконечная , пыльная ;
голос: медовый , дрожащий .
Задание 4. Превратите эпитеты и метафоры в сравнения (добавьте как , словно и т. п.) и составьте предложение.
Золотая осень → _________________
Огненные листья → ____________________
Тихий вечер → _____________________
Море пшеницы → ___________________
Сердце горит → __________________
Задание 4 (примеры):
Осень, как золото, покрывает землю ;
Листья, словно огонь, пылают на ветках ;
Вечер тихий, как шёпот ;
Поле пшеницы, как море, колышется до горизонта ;
Сердце горит, как пламя .
Задание 5. Определите, какие ИВС использованы в отрывках. Подчеркните их и подпишите тип.
Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид… (А. Пушкин)
Белеет парус одинокийВ тумане моря голубом!.. (М. Лермонтов)
В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)
Задание 5: 1. эпитеты ( строгий, стройный ), анафора ( Люблю… Люблю… ); 2. эпитет ( одинокий ), метафора ( парус как символ одиночества 3. гипербола ( в сто сорок солнц ).
Творческое задание
Напишите миниатюру (6–8 предложений) на тему «Шторм на море» с использованием:
не менее 3 разных тропов (метафора, олицетворение, эпитет и т. п.);
не менее 2 стилистических фигур (анафора, градация, инверсия и т. п.). Подчеркните ИВС и подпишите их типы.
Задание: укажите в приведенных отрывках средства художественной выразительности:
Жемчужина поэзии, дождь барабанит, визг пилы, океан слез, гора книг, шоколадный загар, золото волос, хвост поезда, луковки церквей, лента дороги.
Я вчера задыхался от счастья,
А сегодня кричу от боли.
метафора
Пляшет перед звездами звезда,
(Р. Ивнев)
Антитеза
Пляшет колокольчиком вода,
Пляшет шмель и в дудочку дудит,
Там мертвой славе отдают
Пляшет перед скинией Давид.
Меня – твои живые руки.
(А.Тарковский)
(А.Ахматова)
Анафора
Антитеза
По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие
Милый друг, и в этом тихом доме
(И. Гончаров)
Лихорадка бьет меня.
Инверсия
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня.
Петербург – петровская столица, город Петра, город на Неве, северная столица, вторая российская столица, северная Венеция.