kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изобразительно-выразительные средства лексики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку  русского языка в 10 классе  по теме "ИВС лексики" включает теоретический и практический материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства лексики»

Тропы.  (Слова в переносном значении.) ОБРАЗНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ (весёлый ветер) СОПОСТАВЛЕНИЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ ПО КОЛИЧЕСТВУ ПО СМЕЖНОСТИ (стонет человек (читать Пушкина) от рабства) ОЖИВЛЕНИЕ (играло море) ПРЕУМЕНЬШЕНИЕ СКРЫТОЕ СРАВНЕНИЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ (заря жизни) (мальчик с пальчик) (лес, словно  терем расписной) ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ (в 140 солнц закат) ИНОСКАЗАНИЕ ЗНАК ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ДВУСМЫСЛЕННОЕ (лисьи повадки, (хлеб-соль – ОБОРОТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ т.е. хитрые) гостеприимство) (царь зверей) (умная голова) ЗАМЕНА НЕЖЕЛАТЕЛЬ- НЫХ ВЫРАЖЕНИЙ (в интересном положении)

Тропы. (Слова в переносном значении.)

ОБРАЗНОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(весёлый ветер)

СОПОСТАВЛЕНИЕ

СОПОСТАВЛЕНИЕ

ПО КОЛИЧЕСТВУ

ПО СМЕЖНОСТИ

(стонет человек

(читать Пушкина)

от рабства)

ОЖИВЛЕНИЕ

(играло море)

ПРЕУМЕНЬШЕНИЕ

СКРЫТОЕ СРАВНЕНИЕ

СОПОСТАВЛЕНИЕ

(заря жизни)

(мальчик с пальчик)

(лес, словно

терем расписной)

ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ

(в 140 солнц закат)

ИНОСКАЗАНИЕ

ЗНАК

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ

ДВУСМЫСЛЕННОЕ

(лисьи повадки,

(хлеб-соль –

ОБОРОТ

ВЫСКАЗЫВАНИЕ

т.е. хитрые)

гостеприимство)

(царь зверей)

(умная голова)

ЗАМЕНА НЕЖЕЛАТЕЛЬ-

НЫХ ВЫРАЖЕНИЙ

(в интересном положении)

Тропы в литературе — это слова или словосочетания, употребляемые в переносном значении для усиления выразительности текста. Примеры тропов: Эпитет (сладкая боль) Сравнение (быстрый как ветер) Метафора (жемчужины глаз) Олицетворение (ветер поет) Метонимия (читал Пушкина) Аллегория (лисица — хитрость) Перифраз (король зверей — лев) Гипербола (миллион раз) Литота (капля в море) Оксюморон (живая смерть) Эвфемизм (ушел из жизни вместо умер) Тропы — важный элемент поэтического и прозаического языков, помогающий создать глубокий и многослойный смысл.

Тропы в литературе — это слова или словосочетания, употребляемые в переносном значении для усиления выразительности текста. Примеры тропов:

  • Эпитет (сладкая боль)
  • Сравнение (быстрый как ветер)
  • Метафора (жемчужины глаз)
  • Олицетворение (ветер поет)
  • Метонимия (читал Пушкина)
  • Аллегория (лисица — хитрость)
  • Перифраз (король зверей — лев)
  • Гипербола (миллион раз)
  • Литота (капля в море)
  • Оксюморон (живая смерть)
  • Эвфемизм (ушел из жизни вместо умер)

Тропы — важный элемент поэтического и прозаического языков, помогающий создать глубокий и многослойный смысл.

Тропы — это языковые средства, которые придают тексту особую выразительность за счёт использования образных и фигуральных переносов значений. Основные особенности тропов включают:

Тропы — это языковые средства, которые придают тексту особую выразительность за счёт использования образных и фигуральных переносов значений.

Основные особенности тропов включают:

  • Переносное значение. Тропы изменяют буквальное значение слова или выражения, наделяя его новым, часто неожиданным смыслом.
  • Эмоциональная окрашенность. Тропы усиливают эмоциональное воздействие на читателя, подчёркивая чувственные и аффективные аспекты сообщения.
  • Создание образов. С помощью троп текст наполняется яркими образами, которые помогают читателю визуализировать суть сообщаемого.
  • Уплотнение текста. Тропы позволяют выразить сложные идеи и эмоции компактно и точно.
  • Универсальность. Тропы широко используются в различных жанрах и стилях, от поэзии и прозы до рекламы и повседневного общения.
Тропы (переносное значение слова):

Тропы (переносное значение слова):

  • эпитет — образное определение ( золотое поле );
  • метафора — скрытое сравнение ( костёр рябины );
  • олицетворение — «оживление» неживого ( ветер поёт );
  • сравнение — с союзами как, словно, будто ( быстр, как ветер ); творительный падеж существительного ( Он ходит гоголем)
  • гипербола — преувеличение ( море слёз );
  • литота — преуменьшение ( мальчик‑с‑пальчик );
  • метонимия — замена по смежности ( зал аплодировал );
  • синекдоха — часть вместо целого ( все флаги в гости будут );
  • перифраз — описательный оборот ( царь зверей = лев);
  • ирония — смысл обратный буквальному ( «Прекрасно!» о неудаче);
  • аллегория — образ для абстрактного понятия (лиса = хитрость).
Стилистические фигуры (построение речи):

Стилистические фигуры (построение речи):

  • анафора — повтор в начале строк/фраз ( Стонет он по полям… Стонет он по дорогам… );
  • антитеза — противопоставление ( Ты богат, я очень беден );
  • градация — нарастание/убывание ( Тише, тише, совсем тихо );
  • инверсия — необычный порядок слов ( Изумлён он красотой её );
  • параллелизм — одинаковое построение соседних фраз;
  • парцелляция — дробление фразы на части ( Боюсь гостиниц. Может, потому… );
  • многосоюзие — повтор союзов для ритма;
  • бессоюзие — пропуск союзов для динамики;
  • риторический вопрос/восклицание — без запроса ответа;
  • эллипсис — пропуск подразумеваемого слова ( Мужики — за топоры );
  • оксюморон — сочетание противоречивых понятий ( живой труп );
  • эпифора — повтор в конце строк/фраз.
Эпитет  Суть: образное определение, придающее предмету выразительность.  Пример: «кудрявый дым» (дым не буквально кудрявый, но так передаётся его причудливая форма).   Метафора  Суть: скрытое сравнение (перенос свойств одного предмета на другой без союзов «как», «словно»).  Пример: «Море времени» (время подобно морю — бескрайнее, волнующееся).

Эпитет Суть: образное определение, придающее предмету выразительность. Пример: «кудрявый дым» (дым не буквально кудрявый, но так передаётся его причудливая форма).

Метафора Суть: скрытое сравнение (перенос свойств одного предмета на другой без союзов «как», «словно»). Пример: «Море времени» (время подобно морю — бескрайнее, волнующееся).

Сравнение  Суть: открытое сопоставление двух предметов/явлений.  Пример: «Быстрый как ветер».   Олицетворение  Суть: наделение неживого человеческими свойствами.  Пример: «Река спит» (река не может спать буквально, но так передаётся её спокойствие).

Сравнение Суть: открытое сопоставление двух предметов/явлений. Пример: «Быстрый как ветер».

Олицетворение Суть: наделение неживого человеческими свойствами. Пример: «Река спит» (река не может спать буквально, но так передаётся её спокойствие).

Метонимия  Суть: замена одного понятия другим на основе смежности (часть вместо целого, предмет вместо содержимого и т. п.).  Пример: «читал Пушкина» (имеются в виду произведения Пушкина).   Синекдоха  Суть: разновидность метонимии: часть вместо целого или наоборот.  Пример: «Все головы обернулись» (головы = люди).

Метонимия Суть: замена одного понятия другим на основе смежности (часть вместо целого, предмет вместо содержимого и т. п.). Пример: «читал Пушкина» (имеются в виду произведения Пушкина).

Синекдоха Суть: разновидность метонимии: часть вместо целого или наоборот. Пример: «Все головы обернулись» (головы = люди).

Гипербола  Суть: намеренное преувеличение.  Пример: «миллион раз говорил».   Литота  Суть: намеренное преуменьшение.  Пример: «капля в море» (очень мало).

Гипербола Суть: намеренное преувеличение. Пример: «миллион раз говорил».

Литота Суть: намеренное преуменьшение. Пример: «капля в море» (очень мало).

Аллегория  Суть: иносказание: абстрактное понятие через конкретный образ.  Пример: лиса в баснях — хитрость.   Оксюморон  Суть: сочетание противоречащих понятий.  Пример: «живой мертвец».

Аллегория Суть: иносказание: абстрактное понятие через конкретный образ. Пример: лиса в баснях — хитрость.

Оксюморон Суть: сочетание противоречащих понятий. Пример: «живой мертвец».

Перифраз  Суть: описательное обозначение вместо прямого названия.  Пример: «король зверей» (лев).   Ирония  Суть: высказывание с обратным, насмешливым смыслом.  Пример: «Ах, какая прелесть быть барином!» (на самом деле — тяжесть).

Перифраз Суть: описательное обозначение вместо прямого названия. Пример: «король зверей» (лев).

Ирония Суть: высказывание с обратным, насмешливым смыслом. Пример: «Ах, какая прелесть быть барином!» (на самом деле — тяжесть).

Эвфемизм  Суть: смягчённая замена резкого или неприятного выражения.  Пример: «ушёл из жизни» вместо «умер».

Эвфемизм Суть: смягчённая замена резкого или неприятного выражения. Пример: «ушёл из жизни» вместо «умер».

Задание 1. Соотнесите термин и пример (проведите стрелку или запишите пары «буква — цифра»).   Термин Пример А) метафора 1) Луна, как бледный призрак, скользила в тучах Б) сравнение 2) Лес проснулся, потянулся, зашумел В) олицетворение Г) гипербола 3) В глазах — океан тоски 4) Он не видел её тысячу лет Д) литота 5) Мужичок с ноготок Е) метонимия 6) Читал Пушкина весь вечер Ж) перифраз 7) Город на Неве (о Петербурге) Задание 1:  А — 3; Б — 1; В — 2; Г — 4; Д — 5; Е — 6; Ж — 7.

Задание 1. Соотнесите термин и пример (проведите стрелку или запишите пары «буква — цифра»).

Термин

Пример

А) метафора

1) Луна, как бледный призрак, скользила в тучах

Б) сравнение

2) Лес проснулся, потянулся, зашумел

В) олицетворение

Г) гипербола

3) В глазах — океан тоски

4) Он не видел её тысячу лет

Д) литота

5) Мужичок с ноготок

Е) метонимия

6) Читал Пушкина весь вечер

Ж) перифраз

7) Город на Неве (о Петербурге)

Задание 1: А — 3; Б — 1; В — 2; Г — 4; Д — 5; Е — 6; Ж — 7.

Задание 2. Найдите и выпишите все ИВС в тексте. Укажите тип каждого (эпитет, метафора и т. д.).   Над седой равниной моря ветер тучи собирает.  Вот охватывает пламя старое гнилое дерево,  И, как зверь, рычит огонь в ночной тиши.  А вдали, за горизонтом, тает алый свет зари.

Задание 2. Найдите и выпишите все ИВС в тексте. Укажите тип каждого (эпитет, метафора и т. д.).

Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Вот охватывает пламя старое гнилое дерево, И, как зверь, рычит огонь в ночной тиши. А вдали, за горизонтом, тает алый свет зари.

  • седой (эпитет);
  • ветер тучи собирает (олицетворение);
  • охватывает пламя (метафора);
  • как зверь, рычит (сравнение + олицетворение);
  • тает алый свет (метафора + эпитет).
Задание 3. Подберите к каждому слову 2 образных определения (эпитета) в переносном значении дождь — ________, ________ снег — ________, ________ ночь — ________, ________ дорога — ________, ________ голос — ________, ________ Задание 3 (варианты):

Задание 3. Подберите к каждому слову 2 образных определения (эпитета) в переносном значении

  • дождь — ________, ________
  • снег — ________, ________
  • ночь — ________, ________
  • дорога — ________, ________
  • голос — ________, ________

Задание 3 (варианты):

  • дождь: серебряный , студёный ;
  • снег: пушистый , сверкающий ;
  • ночь: безмолвная , звёздная ;
  • дорога: бесконечная , пыльная ;
  • голос: медовый , дрожащий .
Задание 4. Превратите эпитеты и метафоры в сравнения (добавьте как , словно и т. п.) и составьте предложение.   Золотая осень → _________________ Огненные листья → ____________________ Тихий вечер → _____________________ Море пшеницы → ___________________ Сердце горит → __________________ Задание 4 (примеры):

Задание 4. Превратите эпитеты и метафоры в сравнения (добавьте как , словно и т. п.) и составьте предложение.

  • Золотая осень → _________________
  • Огненные листья → ____________________
  • Тихий вечер → _____________________
  • Море пшеницы → ___________________
  • Сердце горит → __________________

Задание 4 (примеры):

  • Осень, как золото, покрывает землю ;
  • Листья, словно огонь, пылают на ветках ;
  • Вечер тихий, как шёпот ;
  • Поле пшеницы, как море, колышется до горизонта ;
  • Сердце горит, как пламя .
Задание 5. Определите, какие ИВС использованы в отрывках. Подчеркните их и подпишите тип.   Люблю тебя, Петра творенье,  Люблю твой строгий, стройный вид… (А. Пушкин) Белеет парус одинокий  В тумане моря голубом!.. (М. Лермонтов) В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский) Задание 5:  1. эпитеты ( строгий, стройный ), анафора ( Люблю… Люблю… );  2. эпитет ( одинокий ), метафора ( парус как символ одиночества  3. гипербола ( в сто сорок солнц ).

Задание 5. Определите, какие ИВС использованы в отрывках. Подчеркните их и подпишите тип.

  • Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… (А. Пушкин)
  • Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. (М. Лермонтов)
  • В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)

Задание 5: 1. эпитеты ( строгий, стройный ), анафора ( Люблю… Люблю… ); 2. эпитет ( одинокий ), метафора ( парус как символ одиночества 3. гипербола ( в сто сорок солнц ).

Творческое задание

Творческое задание

  • Напишите миниатюру (6–8 предложений) на тему «Шторм на море» с использованием:
  • не менее 3 разных тропов (метафора, олицетворение, эпитет и т. п.);
  • не менее 2 стилистических фигур (анафора, градация, инверсия и т. п.). Подчеркните ИВС и подпишите их типы.

Задание: укажите в приведенных отрывках средства художественной выразительности:

  • Жемчужина поэзии, дождь барабанит, визг пилы, океан слез, гора книг, шоколадный загар, золото волос, хвост поезда, луковки церквей, лента дороги.
  • Я вчера задыхался от счастья,

А сегодня кричу от боли.

метафора

  • Пляшет перед звездами звезда,

(Р. Ивнев)

Антитеза

Пляшет колокольчиком вода,

Пляшет шмель и в дудочку дудит,

  • Там мертвой славе отдают

Пляшет перед скинией Давид.

Меня – твои живые руки.

(А.Тарковский)

(А.Ахматова)

Анафора

Антитеза

  • По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие
  • Милый друг, и в этом тихом доме

(И. Гончаров)

Лихорадка бьет меня.

Инверсия

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня.

  • Петербург – петровская столица, город Петра, город на Неве, северная столица, вторая российская столица, северная Венеция.

Перифраз

(А. Блок)

  • Но остался влажный след в морщине

Эпифора

Старого утеса. Одиноко

  • С Россией кончено… На последях

Он стоит, задумался глубоко,

Её мы прогалдели, проболтали,

И тихонько плачет он в пустыне.

Пролузгали, пропили, проплевали,

Замызгали на грязных площадях.

Олицетворение

(М. Волошин)

Градация


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изобразительно-выразительные средства лексики

Автор: Еремина Ирина Владимировна

Дата: 20.11.2025

Номер свидетельства: 677435


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства