Просмотр содержимого документа
«Изложение с элементами сочинения по сказке В.Д.Берестова "Аист и соловей"»
Сжатое изложение
с элементами сочинения
Исключение
вводных слов; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат и прямой речи; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; рассуждений; описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
вводных слов;
однородных членов предложения;
повторов;
однотипных примеров;
риторических вопросов и восклицаний;
цитат и прямой речи;
деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
пояснений;
рассуждений;
описаний;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
Приёмы сжатия текста
Замена
замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчинённого предложения простым; замена прямой речи косвенной
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
замена сложноподчинённого предложения простым;
замена прямой речи косвенной
Приёмы сжатия текста
Слияние
слияние нескольких предложений в одно; слияние мелких абзацев в один.
слияние нескольких предложений в одно;
слияние мелких абзацев в один.
Приёмы сжатия
Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далекой стране
живет старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и
соловья.
Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.
Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:
― Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!
Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал:
― Надо делать вот так.
― Все ясно! ― обрадовался аист. ― Это и есть музыка? ― и улетел, чтобы удивить мир своим искусством.
Соловей на маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучал в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.
Мудрецу понравилась приветливая птица. И он учил соловья всему, что знал сам. С тех пор скромный соловей стал лучшим в мире певцом.
А чудак аист умеет только стучать клювом. Да еще хвалится и учит других птиц:
― Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца.