kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект по русскому языку «Испокон в селе моем всех по прозвищу зовут»

Нажмите, чтобы узнать подробности

У прозвища есть собственная история возникновения, происхождения, которой, при  уточнении,  все удивляются. Стоит лишь назвать прозвище, сказать  по-уличному, и становится понятно, о ком идет речь. Они  не исчезли и  продолжают   существовать,  неся в себе особый смысл, отражая реальные свойства и качества человека, определенные исторические события. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект по русскому языку «Испокон в селе моем всех по прозвищу зовут»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Речицкая основная общеобразовательная школа     Школьная научно-практическая конференция   Исследовательский проект по русскому языку   «Испокон в селе моем всех по прозвищу зовут»       Автор работы: Мычка Юлия Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МБОУ Речицкая ООШ     с. Речица – 2016г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Речицкая основная общеобразовательная школа

 

 

Школьная научно-практическая конференция

 

Исследовательский проект

по русскому языку

 

«Испокон в селе моем всех по прозвищу зовут»

 

 

 

Автор работы: Мычка Юлия Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Речицкая ООШ

 

 

с. Речица – 2016г.

Введение   У каждого коренного жителя в нашем селе Речица есть прозвище. Одни знают историю происхождения своего прозвища, другие утаивают, а третьи живут и не пытаются узнать. Мне стало интересно, почему в разговоре, кого-то называют не по имени и фамилии, а как-то иначе. У прозвища есть собственная история возникновения, происхождения, которой, при уточнении, все удивляются. Стоит лишь назвать прозвище, сказать по-уличному, и становится понятно, о ком идет речь. Они не исчезли и продолжают существовать, неся в себе особый смысл, отражая реальные свойства и качества человека, определенные исторические события. 

Введение У каждого коренного жителя в нашем селе Речица есть прозвище. Одни знают историю происхождения своего прозвища, другие утаивают, а третьи живут и не пытаются узнать. Мне стало интересно, почему в разговоре, кого-то называют не по имени и фамилии, а как-то иначе. У прозвища есть собственная история возникновения, происхождения, которой, при уточнении, все удивляются. Стоит лишь назвать прозвище, сказать по-уличному, и становится понятно, о ком идет речь. Они не исчезли и продолжают существовать, неся в себе особый смысл, отражая реальные свойства и качества человека, определенные исторические события. 

Тема исследовательского проекта «Испокон в селе моем всех по прозвищу зовут» актуальна , так как прозвища имеют место и в современной жизни.  Цель работы – собрать и изучить прозвища населения села Речица Жуковского района Брянской области.  Задачи:  1. Собрать и систематизировать материал о прозвищах жителей села Речица Жуковского района Брянской области;  2. Определить, какие из прозвищ могут помочь изучить историю села;  3. Изучить научно-популярную литературу по данной теме;  4. Выяснить, какие прозвища распространены в нашем селе и узнать причину их редкого употребления в настоящее время;  5. Показать место и роль прозвищ в современной жизни.

Тема исследовательского проекта «Испокон в селе моем всех по прозвищу зовут» актуальна , так как прозвища имеют место и в современной жизни. Цель работы – собрать и изучить прозвища населения села Речица Жуковского района Брянской области. Задачи: 1. Собрать и систематизировать материал о прозвищах жителей села Речица Жуковского района Брянской области; 2. Определить, какие из прозвищ могут помочь изучить историю села; 3. Изучить научно-популярную литературу по данной теме; 4. Выяснить, какие прозвища распространены в нашем селе и узнать причину их редкого употребления в настоящее время; 5. Показать место и роль прозвищ в современной жизни.

Методы исследования:  метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение); анкетирование; анализ; беседы; систематизация материала.  Объектом исследования являются прозвища селян.  Предметом исследования является происхождение прозвищ жителей села Речица.  Гипотеза : если мы ознакомимся с разновидностями деревенских прозвищ, то смогут ли они стать источником в изучении истории быта наших односельчан?  Новизна исследования  состоит в том, что изучение прозвищ поможет расширить знания об историческом прошлом села.

Методы исследования: метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение); анкетирование; анализ; беседы; систематизация материала. Объектом исследования являются прозвища селян. Предметом исследования является происхождение прозвищ жителей села Речица. Гипотеза : если мы ознакомимся с разновидностями деревенских прозвищ, то смогут ли они стать источником в изучении истории быта наших односельчан? Новизна исследования состоит в том, что изучение прозвищ поможет расширить знания об историческом прошлом села.

Практическая значимость  заключается в том, что собранный материал может быть интересен широкому кругу пользователей Сети Интернет, так как современный человек довольно часто использует

Практическая значимость заключается в том, что собранный материал может быть интересен широкому кругу пользователей Сети Интернет, так как современный человек довольно часто использует "логины", пароли и "Ники" (так называемые псевдонимы).

I. Теоретическое обоснование проблемы.  1.1. Что такое прозвище?   В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля находим следующее объяснение: «Прозвать – дать кличку, добавочную к имени, прозвание или прозвище…Прозванья родом ведутся, а прозвище народ даёт». Читаем в другом словаре под редакцией С.И. Ожегова «Словарь русского языка»: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству» .  

I. Теоретическое обоснование проблемы. 1.1. Что такое прозвище?

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля находим следующее объяснение: «Прозвать – дать кличку, добавочную к имени, прозвание или прозвище…Прозванья родом ведутся, а прозвище народ даёт». Читаем в другом словаре под редакцией С.И. Ожегова «Словарь русского языка»: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству» .  

1.2. Отличие имени от прозвищ   Самые первые прозвища возникли под влиянием древнерусских имен. Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. Прозвища Древнерусские имена Фамилии

1.2. Отличие имени от прозвищ

Самые первые прозвища возникли под влиянием древнерусских имен.

Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя.

Прозвища

Древнерусские имена

Фамилии

Раздел 2. Практическое содержания исследования.   2.1. Анализ документов Овстугской сельской администрации по теме исследования.   В основу моего исследования было положено изучение Алфавитной книги 1960 года Овстугской сельской администрации.  Для исследования было взято 63 фамилии. Выяснилось, что самыми распространёнными фамилиями были и являются: Жуковы, Лемешовы, Петраченковы, Пронины, Чирковы, Ярцевы.

Раздел 2. Практическое содержания исследования. 2.1. Анализ документов Овстугской сельской администрации по теме исследования.

В основу моего исследования было положено изучение Алфавитной книги 1960 года Овстугской сельской администрации.

Для исследования было взято 63 фамилии. Выяснилось, что самыми распространёнными фамилиями были и являются: Жуковы, Лемешовы, Петраченковы, Пронины, Чирковы, Ярцевы.

Анкета - Есть ли у Вас прозвище? - Сколько у Вас прозвищ? - В связи, с чем оно у вас появилось? - Есть ли в Вашей семье прозвища, передающиеся по наследству? - Нужно ли человеку прозвище, кроме имени? - Почему люди дают прозвище? Какие прозвища селян Вы можете ещё назвать? Знаете ли Вы историю их происхождения? Обобщила собранный материал по классификации антропонимов, предложенной А.А. Селищевым.

Анкета

- Есть ли у Вас прозвище?

- Сколько у Вас прозвищ?

- В связи, с чем оно у вас появилось?

- Есть ли в Вашей семье прозвища, передающиеся по наследству?

- Нужно ли человеку прозвище, кроме имени?

- Почему люди дают прозвище?

  • Какие прозвища селян Вы можете ещё назвать? Знаете ли Вы историю их происхождения?

Обобщила собранный материал по классификации антропонимов, предложенной А.А. Селищевым.

Количество прозвищ  (син. – человек, жёлт. - %)

Количество прозвищ (син. – человек, жёлт. - %)

Самыми популярными ответами на вопрос «Почему люди дают прозвище?»  стали:  - для отличия и ради интереса – 32 человека (51%);  - чтобы обидеть – 9 человек (14%);  - некультурное поведение – 13 человек (21%),  - не знают - 9 человек (14%).

Самыми популярными ответами на вопрос «Почему люди дают прозвище?» стали: - для отличия и ради интереса – 32 человека (51%); - чтобы обидеть – 9 человек (14%); - некультурное поведение – 13 человек (21%), - не знают - 9 человек (14%).

Отношение к прозвищам

Отношение к прозвищам

Заключение.  В результате проведенной исследовательской работы цель достигнута: собраны и изучены прозвища населения села. Выявлены самые распространенные прозвища и причина редкого их употребления в настоящее время.  Сейчас они сохраняются лишь в неофициальной обстановке, но появилась их роль в установлении межличностных отношений.  В настоящее время у современной молодежи прозвища совсем не связаны с родом деятельности и профессией. Употребление прозвищ в современной жизни не носит устойчивый характер.  В Сети Интернет мы сталкиваемся всё с теми же прозвищами, только это ники и никнеймы. Имя для Сети бывает нужным в виртуальном обществе для входа в систему.

Заключение. В результате проведенной исследовательской работы цель достигнута: собраны и изучены прозвища населения села. Выявлены самые распространенные прозвища и причина редкого их употребления в настоящее время. Сейчас они сохраняются лишь в неофициальной обстановке, но появилась их роль в установлении межличностных отношений. В настоящее время у современной молодежи прозвища совсем не связаны с родом деятельности и профессией. Употребление прозвищ в современной жизни не носит устойчивый характер. В Сети Интернет мы сталкиваемся всё с теми же прозвищами, только это ники и никнеймы. Имя для Сети бывает нужным в виртуальном обществе для входа в систему.

В ходе исследования выдвинутая гипотеза не нашла свое подтверждение . Изучение прозвищ нашего села не помогло изучить историю быта односельчан.

В ходе исследования выдвинутая гипотеза не нашла свое подтверждение . Изучение прозвищ нашего села не помогло изучить историю быта односельчан.

В результате проведённого исследования пришла к выводам :   - П розвища выполняют различительную функцию.  - П розвища носят не устойчивый характер, то есть не всегда передаются по наследству.      - С овременные люди в некоторых случаях используют прозвища, иногда они бывают необходимы для виртуального общения.    

В результате проведённого исследования пришла к выводам - П розвища выполняют различительную функцию. - П розвища носят не устойчивый характер, то есть не всегда передаются по наследству.     - С овременные люди в некоторых случаях используют прозвища, иногда они бывают необходимы для виртуального общения.    

Перспективы работы :    Составление и пополнение картотеки прозвищ жителей села.

Перспективы работы :   Составление и пополнение картотеки прозвищ жителей села.

Список  литературы: 1.Брокгауз  Ф.А. ,Ефрон  И.А.  Малый  энциклопедический  словарь.  Т.  4.  Москва.  «Терра»,  1997.  —  380  с. 2.Даль  В.И.  Толковый  словарь  живого  великорусского  языка.  Т.  3.  Москва.  «Терра»,  1995.  3.Занадворова  А.В.  Прозвища  и  обращения  в  семейном  речевом  общении  //  Русский  язык  сегодня.  Вып.  1.  Сб.  статей.  М.:  Азбуковник,  2000 4.Львова  С.И.  Словообразование.  Словообразовательная  модель  на  уроках  русского  языка.  —  М.:ООО  «Русское  слово  —  РС»  2000. 5.Никулина З.П. Из наблюдений над группой прозвищ по внешнему признаку // Имя нарицательное и собственное / Отв. ред. А.В. Суперанская.М., 2003 Имя через века и страны. М., Наука, 1990 6.Ожегов  С.И.  и  Шведова  Н.Ю.  Толковый  словарь  русского  языка.  Москва.  «Азъ»,  1994.  —  С.  278. 7.Селищев А.М. Труды по русскому языку. Т.1. Язык и общество / Сост. Б.А. Успенский, О.В. Никитин. - М.:2000 8.СусловаА.В, Суперанская А.В. О русских именах. - Изд. 2-е, испр. и доп. – Л., Лениздат, 1991. 9.Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 4 / Под ред. Проф. Д. Ушакова. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2007 10.Языки славянской культуры, 2003. 11.Интернет-источники: http :// aphorism - citation . ru , http://litra.ru , http://wikipedia.org        


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Мычка Юлия Вячеславовна

Дата: 08.03.2017

Номер свидетельства: 398466


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства