В процессе исследования необходимо было рассмотреть и решить следующие задачи: выяснить, что изучает орфоэпия, выявить правила русского произношения, найти историческое объяснение формированию современного русского произношения, а также составить список слов, постановка ударения в которых вызывает трудности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предметом изучения орфоэпии являются: * звуковые особенности речи (устная речь рассматривается не вообще, а только с точки зрения его соответствия современным литературным нормам); * правильное произношение звуков речи (гласных и согласных); * правильное произношение звукосочетаний; правильное произношение отдельных слов и их фо рм
Произносительные нормы начали формироваться вместе с национальным языком на основе московского говора и окончательно сложились во второй половине 19 века. Эти нормы, в основном, сохраняются и в наши дни.
Орфоэпическаянорма
Ударение
Произнесение отдельных сочетаний
Ударение-
выделение какого-либо
слога в слове большей силой произнесения и увеличением длительности.
Прочитайте правильно
Торты
Кухонный
Включим
Понявший
Закупорив
Наверх
Рольударения в слове
Различает разные слова
Различает формы разных слов
Различает формы одного слова
Различает функционально-стилистические варианты
Роль ударения в слове
Р а з л и ч а е т
разные слова
замОк – зАмок, мукА–мУка, трусИт – трУсит, погужЁнный – погрУженный
в горстú, в костú, в кровú, в ночú, в связú, в степú, в тенú, в честú, на грудú, на печú, на цепú и др.
другие предполагают два варианта ударения (на дверú и на двéри, в клетú и в клéти)
Постановка ударения у глаголов в форме прошедшего времени разделена на три группы .
* Ударение на основе во всех формах: бить – бúл, бúла, бúло, бúли; по аналогии: брить, шить, дуть и т.д.
* Ударение на основе, кроме формы женского рода:брать – брáл, бралá, брáло, брáли; по аналогии: врать, гнать, дать и т. д.
* Ударение на приставке, кроме формы ж.р. :
донять – дóнял, донялá, дóняло, дóняли; по аналогии: замереть, занять, запереть и т.д.
Произносительная нормаГлагол
Особоевнимание!
звонИть–
звонИшь звонИм
звонИт звонИте
звонЯт
Согласные звуки имеют больше особенностей
согласный звук [г] в русском литературном языке чаще всего оглушается в звук [к] (например: «друг» - [друк]), однако в некоторых словах допускается произношение на месте оглушения звука [х]: «бог» - [бох]
З а п о м н и т е:
согласные [ж], [ш], [ц] – всегда твердые, а согласные [ч’],[щ’] – всегда мягкие;
в словах «скучно» - [скушна], «конечно» - [кан’эшна], «нарочно» - [нарошна] и др. буквосочетание «чн» произносится [шн]
буквосочетание «чт» произносится [шт] в словах «что» - [што], «чтобы» - [штобы]