kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по русскому языку "Кто такой курилка?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание :

I.Введение

1.1. Прошлое живет в обычаях, привычках, в слове, в песне, в сказке.

1.2. Цели и задачи проблемно-исследовательской деятельности.

1.3. Социологический опрос среди учащихся 5-8 классов.   

II. Основная часть.

 2.1 Итоги социологического опроса.

2.2. Эпиграмма А.С.Пушкина «Жив, жив курилка!»

2.3. Что это такое - курилка?

2.4. Из Толкового словаря  Владимира Ивановича Даля.

2.5. Игра  крестьянских детей   в «Великоруссе» П.В.Шейна.

2.6. Из словаря  русского языка  Сергея Ивановича Ожегова

III. Заключение,  вывод.

3.1 Употребление слова и выражения  в современной речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по русскому языку "Кто такой курилка?" »

Муниципальная научно-практическая конференция «Духовность и современность» Работу выполнил: ученик 6 класса МОУ «СОШ п. Модин» Габдришев Руслан Руководитель: учитель русского языка и литературы Сармина А.Е

Муниципальная научно-практическая конференция «Духовность и современность»

Работу выполнил:

ученик 6 класса МОУ «СОШ п. Модин» Габдришев Руслан

Руководитель: учитель русского языка и литературы Сармина А.Е

Секция: КУЛЬТУРОЛОГИЯ Проблемно-исследовательская деятельность  Тема: «Кто такой курилка?» ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ -ВЫРАЖЕНИЯ «ЖИВ, ЖИВ КУРИЛКА» по материалам СПРАВОЧНЫХ СЛОВАРЕЙ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Секция: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Проблемно-исследовательская деятельность 

Тема: «Кто такой курилка?»

ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ -ВЫРАЖЕНИЯ «ЖИВ, ЖИВ КУРИЛКА» по материалам СПРАВОЧНЫХ СЛОВАРЕЙ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Цель : Исследовать значение выражения «жив, жив курилка» в период с 19 по 21 века.  Задачи:  1.Провести социологический опрос среди учащихся 5-8 классов с целью выявления значения выражения «жив, жив курилка» 2.Выявить лексическое значение слова «курилка» и выражения «жив, жив курилка» по словарям: В.И.Даля, П.В.Шейна, С.И.Ожегова в период с 19 по 20 века. 3. Определить, используется ли данное выражение в современной речи?    

Цель : Исследовать значение выражения «жив, жив курилка» в период с 19 по 21 века.

Задачи:

1.Провести социологический опрос среди учащихся 5-8 классов с целью выявления значения выражения «жив, жив курилка»

2.Выявить лексическое значение слова «курилка» и выражения «жив, жив курилка» по словарям: В.И.Даля, П.В.Шейна, С.И.Ожегова в период с 19 по 20 века.

3. Определить, используется ли данное выражение в современной речи?

 

 

Социологический опрос № п.п Вопросы 1 Что такое «курилка»? Кто такой «курилка»? Кол-во уч-ся Самые популярные ответы: 28 чел (98%) «Место, помещение, где курят», «человек , который курит» «курильщик».

Социологический опрос

№ п.п

Вопросы

1

Что такое «курилка»? Кто такой «курилка»?

Кол-во уч-ся

Самые популярные ответы:

28 чел

(98%)

«Место, помещение, где курят», «человек , который курит» «курильщик».

Социологический опрос № п.п Вопросы 2 От какого слова образовалось слово «курилка»? Кол-во уч-ся Самые популярные ответы: 35 чел. (100%) От слова «курить».

Социологический опрос

№ п.п

Вопросы

2

От какого слова образовалось слово «курилка»?

Кол-во уч-ся

Самые популярные ответы:

35 чел.

(100%)

От слова «курить».

Социологический опрос № п.п Вопросы 3 Как понимаете значение выражения «Жив. жив курилка»? Кол-во уч-ся Самые популярные ответы: 5 чел. (15%) 1.« Человек много курил, но он жив». 8 чел (23%) 2. «Человек ,который не пропал, несмотря на неудачу». 12 чел. (35%) 3. Не знаю 4 чел.(10%) 4.Человек действует, живет. 6 чел (17%) 5. Человек, который курит, хотя курение вредно для здоровья.

Социологический опрос

№ п.п

Вопросы

3

Как понимаете значение выражения «Жив. жив курилка»?

Кол-во уч-ся

Самые популярные ответы:

5 чел.

(15%)

1.« Человек много курил, но он жив».

8 чел

(23%)

2. «Человек ,который не пропал, несмотря на неудачу».

12 чел.

(35%)

3. Не знаю

4 чел.(10%)

4.Человек действует, живет.

6 чел

(17%)

5. Человек, который курит, хотя курение вредно для здоровья.

А.С.Пушкин 06.06.1799- 10.02.1837 г.г .  Эпиграмма  -Как! Жив еще курилка-журналист? -Живёхонек! Все так же сух и скучен, И груб, и глуп, и завистью размучен, Все тискает в свой непотребный лист. И старый вздор, и вздорную новинку». -Фу! Надоел курилка-журналист! А.С.Пушкин Провести социологический опрос среди учащихся 5-8 классов школы с целью выявления значения выражения «жив, жив курилка» Выявить лексическое значение слова «курилка» и выражения «жив, жив курилка» по словарям: В.И.Даля, П.В.Шейна, С.И.Ожегова в период с 19 по 20 века. Используется ли данное выражение в настоящее время.

А.С.Пушкин 06.06.1799- 10.02.1837 г.г .

Эпиграмма

-Как! Жив еще курилка-журналист? -Живёхонек! Все так же сух и скучен,

И груб, и глуп, и завистью размучен,

Все тискает в свой непотребный лист.

И старый вздор, и вздорную новинку».

-Фу! Надоел курилка-журналист!

А.С.Пушкин

Провести социологический опрос среди учащихся 5-8 классов школы с целью выявления значения выражения «жив, жив курилка»

Выявить лексическое значение слова «курилка» и выражения «жив, жив курилка» по словарям: В.И.Даля, П.В.Шейна, С.И.Ожегова в период с 19 по 20 века.

Используется ли данное выражение в настоящее время.

А.с.Пушкин и его друзья Книга В.В.Кунина «Друзья А.С.Пушкина » Пушкин назвал Михаила Каченовского «курилкой»

А.с.Пушкин и его друзья

Книга В.В.Кунина «Друзья А.С.Пушкина »

Пушкин назвал Михаила Каченовского «курилкой»

Работая со словарями различных авторов, выясним, что означало слово «курилка» в 19-20 вв . А что это такое- курилка?

Работая со словарями различных авторов, выясним, что означало слово «курилка» в 19-20 вв .

А что это такое- курилка?

В.И.Даль- этнограф, собиратель фольклора Создал «Толковый словарь живого великорусского языка»  1801-1872 г.г. Слова расположены гнездами, по корням. Курилка – это « головенка из спички, дымящаяся лучинка, и самая игра, которой спичка переходит из рук в руки, с приговоркою: «Жив, жив курилка!»

В.И.Даль- этнограф, собиратель фольклора Создал «Толковый словарь живого великорусского языка»

1801-1872 г.г.

Слова расположены гнездами, по корням.

Курилка – это « головенка из спички, дымящаяся лучинка, и самая игра, которой спичка переходит из рук в руки, с приговоркою: «Жив, жив курилка!»

Павел Васильевич Шейн 1826 г. -1900 г.

Павел Васильевич Шейн

1826 г. -1900 г.

  • Известный этнограф и лингвист, собиратель великорусских и белорусских песен, знаток быта и говоров Северо-Западного края .
Из материалов п.в.шейна

Из материалов п.в.шейна

  • Увлекался народной литературой, сам стал собирать фольклорный материал во время своих поездок по России. В 1859 г. появился его первый труд "Русские народные былины и песни".
  • Издал семь больших книг-материалов, "обнимающих всю духовную жизнь русского крестьянина, от колыбели до могилы"
«Курилка»- ИГРА Играющие садятся рядом довольно близко друг от друга, и кто- нибудь из них зажигает тонкую лучину, и когда хорошенько разгорается , то ее тушат и, пока огонь еще тлеет, передают из рук в руки до тех пор, пока не погаснет. Тот , в чьих руках она потухает, должен исполнить какое-либо приказание. Передавая лучину, все поют хором : Жил-был курилка, жил-был душилка, Уж у курилки, уж у душилки  Ножки маленькие, душа коротенькая, Не умри курилка, не умри, душилка!

«Курилка»- ИГРА

  • Играющие садятся рядом довольно близко друг от друга, и кто- нибудь из них зажигает тонкую лучину, и когда хорошенько разгорается , то ее тушат и, пока огонь еще тлеет, передают из рук в руки до тех пор, пока не погаснет. Тот , в чьих руках она потухает, должен исполнить какое-либо приказание. Передавая лучину, все поют хором :
  • Жил-был курилка, жил-был душилка,

Уж у курилки, уж у душилки

Ножки маленькие, душа коротенькая,

Не умри курилка, не умри, душилка!

Сергей Иванович Ожегов с.Кувшиново дом Ожегова  1900 г.-1964 г .

Сергей Иванович Ожегов

с.Кувшиново дом Ожегова

1900 г.-1964 г .

Из словаря с.и.ожегова

Из словаря с.и.ожегова

  • 1-значение курилка –и, ж. ( разг.) курительная комната Так же ответили и 28 учащиеся 5-8 классов нашей школы, что составляет 98%.
  • 2-значение курилка (жив курилка!) (разг., шутл.)- все еще существует, цел ( о том, кто не пропал, несмотря на неудачи, гонения, или о том, кто долго был в безвестности и вдруг объявился) . 8 учащихся школы ответило : (жив курилка – тот, кто не пропал, несмотря на неудачи) и 4 человека – (что человек живет, действует)
- Как! Жив еще курилка-журналист? -Живёхонек! Все так же сух и скучен, И груб, и глуп, и завистью размучен, Все тискает в свой непотребный лист. И старый вздор, и вздорную новинку».- -Фу! Надоел курилка-журналист! А.С.Пушкин

- Как! Жив еще курилка-журналист?

-Живёхонек! Все так же сух и скучен,

И груб, и глуп, и завистью размучен,

Все тискает в свой непотребный лист.

И старый вздор, и вздорную новинку».-

-Фу! Надоел курилка-журналист!

А.С.Пушкин

Работаем со словарями Учащиеся 6 класса Вставка рисунка

Работаем со словарями

Учащиеся 6 класса

Вставка рисунка

Пушкин – мы можем утверждать это – прекрасно знал игру крестьянских ребятишек, видел, наверно, как торопились они передать друг другу коптящую лучину, а может, и сам играл так в детстве. Он безо всяких изменений использовал для заглавия строку из песенки, которой сопровождалась игра. Пушкин – мы можем утверждать это – прекрасно знал игру крестьянских ребятишек, видел, наверно, как торопились они передать друг другу коптящую лучину, а может, и сам играл так в детстве. Он безо всяких изменений использовал для заглавия строку из песенки, которой сопровождалась игра. ТАКИМ ОБРАЗОМ,  Пушкин прекрасно знал игру крестьянских ребятишек, видел, как торопились они передать друг другу коптящую лучину, а может, и сам играл так в детстве. Он безо всяких изменений использовал для заглавия строку из песенки, которой сопровождалась игра.

Пушкин – мы можем утверждать это – прекрасно знал игру крестьянских ребятишек, видел, наверно, как торопились они передать друг другу коптящую лучину, а может, и сам играл так в детстве. Он безо всяких изменений использовал для заглавия строку из песенки, которой сопровождалась игра.

Пушкин – мы можем утверждать это – прекрасно знал игру крестьянских ребятишек, видел, наверно, как торопились они передать друг другу коптящую лучину, а может, и сам играл так в детстве. Он безо всяких изменений использовал для заглавия строку из песенки, которой сопровождалась игра.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, Пушкин прекрасно знал игру крестьянских ребятишек, видел, как торопились они передать друг другу коптящую лучину, а может, и сам играл так в детстве. Он безо всяких изменений использовал для заглавия строку из песенки, которой сопровождалась игра.

Конференция по литературе в школе

Конференция по литературе в школе

Изучаем значения слов

Изучаем значения слов

Можно приветствовать друг друга такими словами.

Пушкин – мы можем утверждать это – прекрасно знал игру крестьянских ребятишек, видел, наверно, как торопились они передать друг другу коптящую лучину, а может, и сам играл так в детстве. Он безо всяких изменений использовал для заглавия строку из песенки, которой сопровождалась игра.

Пушкин – мы можем утверждать это – прекрасно знал игру крестьянских ребятишек, видел, наверно, как торопились они передать друг другу коптящую лучину, а может, и сам играл так в детстве. Он безо всяких изменений использовал для заглавия строку из песенки, которой сопровождалась игра.

Пушкин – мы можем утверждать это – прекрасно знал игру крестьянских ребятишек, видел, наверно, как торопились они передать друг другу коптящую лучину, а может, и сам играл так в детстве. Он безо всяких изменений использовал для заглавия строку из песенки, которой сопровождалась игра.

Пушкин – мы можем утверждать это – прекрасно знал игру крестьянских ребятишек, видел, наверно, как торопились они передать друг другу коптящую лучину, а может, и сам играл так в детстве. Он безо всяких изменений использовал для заглавия строку из песенки, которой сопровождалась игра.

Пушкин – мы можем утверждать это – прекрасно знал игру крестьянских ребятишек, видел, наверно, как торопились они передать друг другу коптящую лучину, а может, и сам играл так в детстве. Он безо всяких изменений использовал для заглавия строку из песенки, которой сопровождалась игра.

Употребление выражения в современной речи:

«Жив курилка!»- имеет шутливый характер :

Кто-либо действует, проявляет себя

Мол, еще жив, живет человек, ничего ему не делается .

Сохранились элементы игры ….

Список литературы: 1 . А.С.Пушкин . Эпиграмма «Жив, жив курилка…» 2. В.В.Кунин «Друзья А.С.Пушкина». Переписка. Воспоминания. Дневники, Том- I, II. 3. В.И.Даль «Толковый словарь» 4. П.В.Шейн « Русские народные былины и песни» 5. С.И.Ожегов «Словарь русского языка»

Список литературы:

1 . А.С.Пушкин . Эпиграмма «Жив, жив курилка…»

2. В.В.Кунин «Друзья А.С.Пушкина». Переписка. Воспоминания. Дневники, Том- I, II.

3. В.И.Даль «Толковый словарь»

4. П.В.Шейн « Русские народные былины и песни»

5. С.И.Ожегов «Словарь русского языка»

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа по русскому языку "Кто такой курилка?"

Автор: Сармина Александра Евгеньевна

Дата: 24.02.2015

Номер свидетельства: 177923


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства