kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательский проект "Зачем беречь Родной язык".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены аргументы зачем беречь родной язык.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Зачем беречь Родной язык".»

Работу выполнила: Ученица 10 класса Дмитриенко Эльвира Руководитель: Учитель русского языка и литературы Князева С.В.

Работу выполнила:

Ученица 10 класса

Дмитриенко Эльвира

Руководитель:

Учитель русского языка и литературы

Князева С.В.

«Каков человек, такова его и речь »

«Каков человек,

такова его и речь »

Как влияют иноязычные заимствования и жаргонная лексика на речевую культуру людей? Нужно ли говорить грамотно? Правильно ли говорят, что злые дела начинаются со злых слов? Как появляются жаргонные слова в речи молодежи?

Как влияют иноязычные заимствования и жаргонная лексика на речевую культуру людей? Нужно ли говорить грамотно? Правильно ли говорят, что злые дела начинаются со злых слов? Как появляются жаргонные слова в речи молодежи?

Многие термины непонятны и режут слух. Их количество с каждым разом все растет , словари уже не успевают фиксировать новые понятия и определения. Возникают вопросы: « Что будет дальше? Не грозит ли русскому языку разрушение в связи с использованием англицизмов и нецензурной лексики?»

Многие термины непонятны и режут слух. Их количество с каждым разом все растет , словари уже не успевают фиксировать новые понятия и определения. Возникают вопросы: « Что будет дальше? Не грозит ли русскому языку разрушение в связи с использованием англицизмов и нецензурной лексики?»

Речь русского человека должна быть культурной, правильной, грамотной, выразительной, но некоторые радио- , телепередачи и фильмы отрицательно влияют на речевую культуру людей .   Разрушение русского языка. Возможно ли? Разрушение русского языка. Возможно ли?

Речь русского человека должна быть культурной, правильной, грамотной, выразительной, но некоторые радио- , телепередачи и фильмы отрицательно влияют на речевую культуру людей .

  • Разрушение русского языка. Возможно ли?
  • Разрушение русского языка. Возможно ли?

Анализ речи современных школьников с точки зрения количественного и качественного использования ими ненормативной лексики .

Анализ речи современных школьников с точки зрения количественного и качественного использования ими ненормативной лексики .

1. Познакомиться с теоретическими работами по жаргонизмам и заимствованиям; 2. Определить, выделить и описать источники жаргонизмов; 3. Описать иноязычные заимствования и жаргонно-арготическую лексику в радио- и телепередачах.
  • 1. Познакомиться с теоретическими работами по жаргонизмам и заимствованиям;
  • 2. Определить, выделить и описать источники жаргонизмов;
  • 3. Описать иноязычные заимствования и жаргонно-арготическую лексику в радио- и телепередачах.
Если в своей речи будут бездумно использовать избыточные заимствования и жаргонизмы, то русскому языку грозит постепенное разрушение.

Если в своей речи будут бездумно использовать избыточные заимствования и жаргонизмы, то русскому языку грозит постепенное разрушение.

Изучение литературы в рамках жаргонной лексики и иноязычных заимствований. Изучение государственных и не государственных законов по защите слова. Опрос общественности и обучающихся Бельцовского филиала МБОУ «СОШ с. Яковлевка
  • Изучение литературы в рамках жаргонной лексики и иноязычных заимствований.
  • Изучение государственных и не государственных законов по защите слова.
  • Опрос общественности и обучающихся Бельцовского филиала МБОУ «СОШ с. Яковлевка
Каждые две недели где-то в мире вместе со своими носителями умирает по языку. 19 февраля 2009 года под эгидой ЮНЕСКО был выпущен в свет « Атлас исчезающих языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» теперь в статус мертвых языков могут перейти более трети живых языков. Еще на 199 языках говорит менее двух тысяч человек

Каждые две недели где-то в мире вместе со своими носителями умирает по языку. 19 февраля 2009 года под эгидой ЮНЕСКО был выпущен в свет « Атлас исчезающих языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» теперь в статус мертвых языков могут перейти более трети живых языков. Еще на 199 языках говорит менее двух тысяч человек

Еще в 18-19 веках многие ученые, писатели и политики понимали всю серьезность проблемы внедрения в русский язык иностранных заимствований и жаргонной лексики. Уже в те времена с этим активно боролись.  Но сейчас эта проблема обострилась еще сильнее.  в январе 1999 года решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО был учрежден Международный день родного языка и отмечается 21 февраля с 2000 года с целью защиты языкового и культурного многообразия. Международный день родного языка побуждает оберегать и ценить свое родное наречие.

Еще в 18-19 веках многие ученые, писатели и политики понимали всю серьезность проблемы внедрения в русский язык иностранных заимствований и жаргонной лексики. Уже в те времена с этим активно боролись.

Но сейчас эта проблема обострилась еще сильнее.

в январе 1999 года решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО был учрежден Международный день родного языка и отмечается 21 февраля с 2000 года с целью защиты языкового и культурного многообразия. Международный день родного языка побуждает оберегать и ценить свое родное наречие.

Еще один пример заботы властей о чистоте языка - закон « О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 года N 53-Ф3, в которой есть специальный « запретный» параграф ( статья 1, п.6). В окончательном варианте этот запрет звучит так: « При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного литературного русского языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке »

Еще один пример заботы властей о чистоте языка - закон « О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 года N 53-Ф3, в которой есть специальный « запретный» параграф ( статья 1, п.6). В окончательном варианте этот запрет звучит так: « При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного литературного русского языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке »

Жаргон - социальная разновидность речи, используемая узким кругом пользователей языка, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе. В современном русском языке выделяют молодежный жаргон, или сленг ( англ., slang- экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы)

Жаргон - социальная разновидность речи, используемая узким кругом пользователей языка, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе. В современном русском языке выделяют молодежный жаргон, или сленг ( англ., slang- экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы)

Мы провели опрос среди жителей с. Бельцово и обучающихся Бельцовского филиала МБОУ «СОШ с. Яковлевка». Количество опрошенных: 30 человек. Возраст опрошенных: от 9 до 60 лет. Задав вопрос «Нужно ли говорить правильно?», мы выяснили, что 99% людей считают, что нужно, а 1% что «нет».
  • Мы провели опрос среди жителей с. Бельцово и обучающихся Бельцовского филиала МБОУ «СОШ с. Яковлевка».
  • Количество опрошенных: 30 человек.
  • Возраст опрошенных: от 9 до 60 лет.
  • Задав вопрос «Нужно ли говорить правильно?», мы выяснили, что 99% людей считают, что нужно, а 1% что «нет».
Спросив жителей с. Бельцово, исправят ли они собеседника, если он допустит ошибку, мы узнали, что 60% исправят, а 40% нет. Те, кто исправят ошибку, сделают это потому что  нужно уважать свой родной язык;  чтобы человек знал, как говорить правильно; чтобы в дальнейшем человек не допускал ошибок; А ответившие нет, из-за уважения к собеседнику; так как не имеют необходимых знаний или считают это некорректным. Таким образом, мы выяснили, что большинство жителей с.Бельцово считают, что необходимо говорить правильно (99%), но далеко не все (30%) могут исправить собеседника, если он допустит ошибку.

Спросив жителей с. Бельцово, исправят ли они собеседника, если он допустит ошибку, мы узнали, что 60% исправят, а 40% нет.

  • Те, кто исправят ошибку, сделают это потому что
  • нужно уважать свой родной язык;
  • чтобы человек знал, как говорить правильно;
  • чтобы в дальнейшем человек не допускал ошибок;
  • А ответившие нет, из-за
  • уважения к собеседнику;
  • так как не имеют необходимых знаний или
  • считают это некорректным.
  • Таким образом, мы выяснили, что большинство жителей с.Бельцово считают, что необходимо говорить правильно (99%), но далеко не все (30%) могут исправить собеседника, если он допустит ошибку.

Родители допустили ошибки в 3-х словах из 11. Дети - в 5 словах.
  • Родители допустили ошибки в 3-х словах из 11.
  • Дети - в 5 словах.

К сожалению, звучащее слово, которое способствовало формированию культуры речи детей и взрослых, ушло в прошлое.

Помочь в такой ситуации может только орфоэпический словарь. Заглядывайте в него чаще!

К сожалению, современного подростка невозможно представить совсем без сленга. Поэтому одной из задач нашего проекта стало определение того, какие жаргонизмы употребляют подростки и выявление причин употребления сленга подростками в общении. Для этого нами было проведено лингвистическое исследование среди учащихся нашей школы.  В нём приняло участие 14 старшеклассников, из них: учащихся 8-ого класса -6 человек, учащихся 9-ого класса -5 человек, учащихся 10-го класса -3 человек.
  • К сожалению, современного подростка невозможно представить совсем без сленга. Поэтому одной из задач нашего проекта стало определение того, какие жаргонизмы употребляют подростки и выявление причин употребления сленга подростками в общении. Для этого нами было проведено лингвистическое исследование среди учащихся нашей школы.

В нём приняло участие 14 старшеклассников, из них:

  • учащихся 8-ого класса -6 человек,
  • учащихся 9-ого класса -5 человек,
  • учащихся 10-го класса -3 человек.
С помощью анкетирования мы определили круг наиболее часто употребляемых жаргонизмов; мотивы употребления жаргонизмов в речи; а также отношение учащихся нашей школы к жаргонным словам, употребляемым ими в речи.

С помощью анкетирования мы определили круг наиболее часто употребляемых жаргонизмов; мотивы употребления жаргонизмов в речи; а также отношение учащихся нашей школы к жаргонным словам, употребляемым ими в речи.

  • 42 % опрошенных считают, что употребление жаргонных слов в речи делают её понятной для друзей.
  • 42% без жаргона не могут связать слова в речи.
  • 6% опрошенных с помощью жаргона пытаются преодолеть недостаток слов в речи.
  • 5% считают, что это модно и современно,
  • 5% не указали причины употребления жаргонных слов.
Отметим, что в речи подростков чаще всего встречаются слова, указывающие на оценку или качество. Появление этих сленговых слов связано со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выражать свое отношение к предмету, явлению. На втором месте слова, обозначающие состояние человека. С помощью этих слов подростки выражают своё настроение. Реже встречаются слова, называющие бытовую технику, людей по родству, а также пищу и процесса её поглощения .
  • Отметим, что в речи подростков чаще всего встречаются слова, указывающие на оценку или качество. Появление этих сленговых слов связано со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выражать свое отношение к предмету, явлению.
  • На втором месте слова, обозначающие состояние человека. С помощью этих слов подростки выражают своё настроение.
  • Реже встречаются слова, называющие бытовую технику, людей по родству, а также пищу и процесса её поглощения .
мы установили, что чаще всего в речи школьников встречаются следующие слова это: тормоз, клёвый, стрёмно, железно, прикинь, не гони, в смысле, оттянуться. Попросив обучающихся дать значения данным словам, мы выяснили, что одни и те же жаргонные слова ребята объясняют по-разному. Например, глагол наезжать - “обижать”, “разобраться”, “выдвинуть претензию”, “грубить”, “угрожать”, “ ругать”, “что-то иметь против”, прилагательное железный - 'надежный', 'ценный', 'прекрасный', 'верный'. Что свидетельствует об их размытом значении
  • мы установили, что чаще всего в речи школьников встречаются следующие слова это: тормоз, клёвый, стрёмно, железно, прикинь, не гони, в смысле, оттянуться.
  • Попросив обучающихся дать значения данным словам, мы выяснили, что одни и те же жаргонные слова ребята объясняют по-разному. Например, глагол наезжать - “обижать”, “разобраться”, “выдвинуть претензию”, “грубить”, “угрожать”, “ ругать”, “что-то иметь против”, прилагательное железный - 'надежный', 'ценный', 'прекрасный', 'верный'. Что свидетельствует об их размытом значении

. «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». (А.Н. Толстой)

 

Результаты огорчили нас. 71% - в речи друзей; 17% - по телевидению; 7% - на улице; 5% - по радио. Жаргонные слова слышатся с экрана телевизора! Что же получается, их узаконили? А мы боремся со « словесным мусором » в речи.  Третий опрос.  Где Вы чаще всего слышите жаргонные слова ?

Результаты огорчили нас.

71% - в речи друзей;

17% - по телевидению;

7% - на улице;

5% - по радио.

Жаргонные слова слышатся с экрана телевизора!

Что же получается, их узаконили?

А мы боремся со « словесным мусором » в речи.

Третий опрос.

Где Вы чаще всего слышите жаргонные слова ?

Четвёртый опрос.  Употребляете ли вы скверные слова? Скверна - мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, всё богопротивное.  (Из словаря В.И. Даля)

Четвёртый опрос.

Употребляете ли вы скверные слова?

Скверна - мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, всё богопротивное.

(Из словаря В.И. Даля)

34%-говорят « да » (15ч )  66%-говорят « нет » (30ч) Мы задались вопросами:  « Безобидна ли скверна? и Кто чаще всего ругается матом? » «Матом ругаются опустившиеся люди, потому что слова отражают внутренний мир человека»

34%-говорят « да » (15ч ) 66%-говорят « нет » (30ч)

Мы задались вопросами:

« Безобидна ли скверна? и Кто чаще всего ругается матом? »

«Матом ругаются опустившиеся люди, потому что слова отражают внутренний мир человека»

Пятый опрос. Правильно ли говорят, что злые дела начинаются со злых слов? 84%-говорят « да » (38ч)  16%-говорит « нет » (7ч) (половина из тех, кто положительно ответил на предыдущий вопрос) Получается, что многие даже не догадываются, что существует научно доказанная цепочка: Внутренний мир - слово поступок характер судьба А это значит, что от сквернословия нужно избавляться!  

Пятый опрос. Правильно ли говорят, что злые дела начинаются со злых слов?

84%-говорят « да » (38ч) 16%-говорит « нет » (7ч) (половина из тех, кто положительно ответил на предыдущий вопрос)

Получается, что многие даже не догадываются, что существует научно доказанная цепочка:

Внутренний мир - слово поступок характер судьба

А это значит, что от сквернословия нужно избавляться!

 

Работа над проектом позволила нам сделать следующие выводы: Во-первых,  сленговая лексика ограничена интересами людей. Во-вторых, сленг сводит общение к примитивной, грубой и даже непристойной коммуникации! Очевидно, что литературная речь гораздо богаче и выразительней, а молодёжный сленг больше напоминает речь уголовников, а не культурных людей. В-третьих , употребление жаргонизмов делает речь небрежной, неточной. В-четвёртых , газеты, телевидение изобилуют разнообразными отступлениями от литературной нормы, а это отрицательно влияет на речевую культуру людей. В-пятых , употребление жаргонных и бранных слов можно назвать болезнью, потому что, подхватив этот вирус в детстве, очень трудно вылечиться от него в зрелом возрасте. В-шестых , мы выяснили, что важно знать язык, уметь владеть его богатством не только на уроке, но и в повседневной жизни, так как в речи человека отражается его культура, воспитанность.

Работа над проектом позволила нам сделать следующие выводы:

Во-первых, сленговая лексика ограничена интересами людей.

Во-вторых, сленг сводит общение к примитивной, грубой и даже непристойной коммуникации! Очевидно, что литературная речь гораздо богаче и выразительней, а молодёжный сленг больше напоминает речь уголовников, а не культурных людей.

В-третьих , употребление жаргонизмов делает речь небрежной, неточной.

В-четвёртых , газеты, телевидение изобилуют разнообразными отступлениями от литературной нормы, а это отрицательно влияет на речевую культуру людей.

В-пятых , употребление жаргонных и бранных слов можно назвать болезнью, потому что, подхватив этот вирус в детстве, очень трудно вылечиться от него в зрелом возрасте.

В-шестых , мы выяснили, что важно знать язык, уметь владеть его богатством не только на уроке, но и в повседневной жизни, так как в речи человека отражается его культура, воспитанность.

Мы предлагаем следующие пути решения проблемы засорения ненормативными словами речи людей: Организовать цензурный комитет, который бы пропускал всю информацию. Проводить серьёзный набор кадров в СМИ. Написать письмо в Останкино с предложением запретить некоторые телепередачи, оказывающие негативное влияние на подрастающее поколение, внимательнее относиться к выбору современных шлягеров, обладающих бедным содержанием и множеством ошибок. Ежегодно 21 февраля проводить общешкольное мероприятие «День русского языка». Продолжать изучение норм языка на уроках, внимательнее относиться к своей речи и речи окружающих, корректно исправлять ошибки.

Мы предлагаем следующие пути решения проблемы засорения ненормативными словами речи людей:

Организовать цензурный комитет, который бы пропускал всю информацию.

Проводить серьёзный набор кадров в СМИ.

Написать письмо в Останкино с предложением запретить некоторые телепередачи, оказывающие негативное влияние на подрастающее поколение, внимательнее относиться к выбору современных шлягеров, обладающих бедным содержанием и множеством ошибок.

Ежегодно 21 февраля проводить общешкольное мероприятие «День русского языка».

Продолжать изучение норм языка на уроках, внимательнее относиться к своей речи и речи окружающих, корректно исправлять ошибки.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»  Тургенев И.С.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Тургенев И.С.

«Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием (языком); в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» (И.С.Тургенев).

«Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием (языком); в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» (И.С.Тургенев).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательский проект "Зачем беречь Родной язык".

Автор: Князева Светлана Викторовна.

Дата: 09.11.2020

Номер свидетельства: 562850

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Исследовательский проект "Зачем беречь родной язык?" "
    ["seo_title"] => string(57) "issliedovatiel-skii-proiekt-zachiem-bieriech-rodnoi-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "237197"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444242637"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства