Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Зачем беречь Родной язык".»
Работу выполнила:
Ученица 10 класса
Дмитриенко Эльвира
Руководитель:
Учитель русского языка и литературы
Князева С.В.
«Каков человек,
такова его и речь»
Как влияют иноязычные заимствования и жаргонная лексика на речевую культуру людей? Нужно ли говорить грамотно? Правильно ли говорят, что злые дела начинаются со злых слов? Как появляются жаргонные слова в речи молодежи?
Многие термины непонятны и режут слух. Их количество с каждым разом все растет , словари уже не успевают фиксировать новые понятия и определения. Возникают вопросы: « Что будет дальше? Не грозит ли русскому языку разрушение в связи с использованием англицизмов и нецензурной лексики?»
Речь русского человека должна быть культурной, правильной, грамотной, выразительной, но некоторые радио- , телепередачи и фильмы отрицательно влияют на речевую культуру людей .
Разрушение русского языка. Возможно ли?
Разрушение русского языка. Возможно ли?
Анализ речи современных школьников с точки зрения количественного и качественного использования ими ненормативной лексики .
1. Познакомиться с теоретическими работами по жаргонизмам и заимствованиям;
2. Определить, выделить и описать источники жаргонизмов;
3. Описать иноязычные заимствования и жаргонно-арготическую лексику в радио- и телепередачах.
Если в своей речи будут бездумно использовать избыточные заимствования и жаргонизмы, то русскому языку грозит постепенное разрушение.
Изучение литературы в рамках жаргонной лексики и иноязычных заимствований.
Изучение государственных и не государственных законов по защите слова.
Опрос общественности и обучающихся Бельцовского филиала МБОУ «СОШ с. Яковлевка
Каждые две недели где-то в мире вместе со своими носителями умирает по языку. 19 февраля 2009 года под эгидой ЮНЕСКО был выпущен в свет « Атлас исчезающих языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» теперь в статус мертвых языков могут перейти более трети живых языков. Еще на 199 языках говорит менее двух тысяч человек
Еще в 18-19 веках многие ученые, писатели и политики понимали всю серьезность проблемы внедрения в русский язык иностранных заимствований и жаргонной лексики. Уже в те времена с этим активно боролись.
Но сейчас эта проблема обострилась еще сильнее.
в январе 1999 года решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО был учрежден Международный день родного языка и отмечается 21 февраля с 2000 года с целью защиты языкового и культурного многообразия. Международный день родного языка побуждает оберегать и ценить свое родное наречие.
Еще один пример заботы властей о чистоте языка - закон « О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 годаN53-Ф3, в которой есть специальный « запретный» параграф ( статья 1, п.6). В окончательном варианте этот запрет звучит так: « При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного литературного русского языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке»
Жаргон- социальная разновидность речи, используемая узким кругом пользователей языка, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе. В современном русском языке выделяют молодежный жаргон, или сленг ( англ.,slang-экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы)
Мы провели опрос среди жителей с. Бельцово и обучающихся Бельцовского филиала МБОУ «СОШ с. Яковлевка».
Количество опрошенных: 30 человек.
Возраст опрошенных: от 9 до 60 лет.
Задав вопрос «Нужно ли говорить правильно?», мы выяснили, что 99% людей считают, что нужно, а 1% что «нет».
Спросив жителей с. Бельцово, исправят ли они собеседника, если он допустит ошибку, мы узнали, что 60% исправят, а 40% нет.
Те, кто исправят ошибку, сделают это потому что
нужно уважать свой родной язык;
чтобы человек знал, как говорить правильно;
чтобы в дальнейшем человек не допускал ошибок;
А ответившие нет, из-за
уважения к собеседнику;
так как не имеют необходимых знаний или
считают это некорректным.
Таким образом, мы выяснили, что большинство жителей с.Бельцово считают, что необходимо говорить правильно (99%), но далеко не все (30%) могут исправить собеседника, если он допустит ошибку.
Родители допустили ошибки в 3-х словах из 11.
Дети - в 5 словах.
К сожалению, звучащее слово, которое способствовало формированию культуры речи детей и взрослых, ушло в прошлое.
Помочь в такой ситуации может только орфоэпический словарь. Заглядывайте в него чаще!
К сожалению, современного подростка невозможно представить совсем без сленга. Поэтому одной из задач нашего проекта стало определение того, какие жаргонизмы употребляют подростки и выявление причин употребления сленга подростками в общении. Для этого нами было проведено лингвистическое исследование среди учащихся нашей школы.
В нём приняло участие 14 старшеклассников, из них:
учащихся 8-ого класса -6 человек,
учащихся 9-ого класса -5 человек,
учащихся 10-го класса -3 человек.
С помощью анкетирования мы определили круг наиболее часто употребляемых жаргонизмов; мотивы употребления жаргонизмов в речи; а также отношение учащихся нашей школы к жаргонным словам, употребляемым ими в речи.
42 % опрошенных считают, что употребление жаргонных слов в речи делают её понятной для друзей.
42% без жаргона не могут связать слова в речи.
6% опрошенных с помощью жаргона пытаются преодолеть недостаток слов в речи.
5% считают, что это модно и современно,
5% не указали причины употребления жаргонных слов.
Отметим, что в речи подростков чаще всего встречаются слова, указывающие на оценку или качество. Появление этих сленговых слов связано со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выражать свое отношение к предмету, явлению.
На втором месте слова, обозначающие состояние человека. С помощью этих слов подростки выражают своё настроение.
Реже встречаются слова, называющие бытовую технику, людей по родству, а также пищу и процесса её поглощения .
мы установили, что чаще всего в речи школьников встречаются следующие слова это: тормоз, клёвый, стрёмно, железно, прикинь, не гони, в смысле, оттянуться.
Попросив обучающихся дать значения данным словам, мы выяснили, что одни и те же жаргонные слова ребята объясняют по-разному. Например, глагол наезжать - “обижать”, “разобраться”, “выдвинуть претензию”, “грубить”, “угрожать”, “ ругать”, “что-то иметь против”, прилагательное железный - 'надежный', 'ценный', 'прекрасный', 'верный'. Что свидетельствует об их размытом значении
. «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». (А.Н. Толстой)
Результаты огорчили нас.
71% - в речи друзей;
17% - по телевидению;
7% - на улице;
5% - по радио.
Жаргонные слова слышатся с экрана телевизора!
Что же получается, их узаконили?
А мы боремся со « словесным мусором » в речи.
Третий опрос.
Где Вы чаще всего слышите жаргонные слова ?
Четвёртый опрос.
Употребляете ли вы скверные слова?
Скверна - мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, всё богопротивное.
(Из словаря В.И. Даля)
34%-говорят « да » (15ч ) 66%-говорят « нет » (30ч)
Мы задались вопросами:
« Безобидна ли скверна? и Кто чаще всего ругается матом? »
«Матом ругаются опустившиеся люди, потому что слова отражают внутренний мир человека»
Пятый опрос. Правильно ли говорят, что злые дела начинаются со злых слов?
84%-говорят « да » (38ч) 16%-говорит « нет » (7ч) (половина из тех, кто положительно ответил на предыдущий вопрос)
Получается, что многие даже не догадываются, что существует научно доказанная цепочка:
Внутренний мир - слово поступок характер судьба
А это значит, что от сквернословия нужно избавляться!
Работа над проектом позволила нам сделать следующиевыводы:
Во-первых, сленговая лексика ограничена интересами людей.
Во-вторых, сленг сводит общение к примитивной, грубой и даже непристойной коммуникации! Очевидно, что литературная речь гораздо богаче и выразительней, а молодёжный сленг больше напоминает речь уголовников, а не культурных людей.
В-третьих, употребление жаргонизмов делает речь небрежной, неточной.
В-четвёртых, газеты, телевидение изобилуют разнообразными отступлениями от литературной нормы, а это отрицательно влияет на речевую культуру людей.
В-пятых , употребление жаргонных и бранных слов можно назвать болезнью, потому что, подхватив этот вирус в детстве, очень трудно вылечиться от него в зрелом возрасте.
В-шестых, мы выяснили, что важно знать язык, уметь владеть его богатством не только на уроке, но и в повседневной жизни, так как в речи человека отражается его культура, воспитанность.
Мы предлагаем следующие пути решения проблемы засорения ненормативными словами речи людей:
Организовать цензурный комитет, который бы пропускал всю информацию.
Проводить серьёзный набор кадров в СМИ.
Написать письмо в Останкино с предложением запретить некоторые телепередачи, оказывающие негативное влияние на подрастающее поколение, внимательнее относиться к выбору современных шлягеров, обладающих бедным содержанием и множеством ошибок.
Ежегодно 21 февраля проводить общешкольное мероприятие «День русского языка».
Продолжать изучение норм языка на уроках, внимательнее относиться к своей речи и речи окружающих, корректно исправлять ошибки.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Тургенев И.С.
«Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием (языком); в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» (И.С.Тургенев).