kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование регионального и краеведческого материала на уроках русского языка в 5 – 7 классах якутской школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

сегодня наблюдается повышение интереса обучающихся к историческим истокам своей малой родины

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование регионального и краеведческого материала на уроках русского языка в 5 – 7 классах якутской школы»

Тема:  Использование регионального и  краеведческого материала  на уроках русского языка  в 5 – 7 классах якутской школы  (обобщение опыта работы)   Данилова Александра Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Сырдахская СОШ им.И.С.Портнягина» Усть-Алданского улуса 2018 год

Тема: Использование регионального и краеведческого материала на уроках русского языка в 5 – 7 классах якутской школы (обобщение опыта работы)

Данилова Александра Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Сырдахская СОШ им.И.С.Портнягина»

Усть-Алданского улуса

2018 год

Любовь к своей Родине – это  не нечто отвлеченное, это любовь  к своему городу, к своей местности,  к памятникам культуры,  гордость своей историей  Д.Лихачев  Актуальность данной темы определяется тем, что сегодня  наблюдается повышение интереса обучающихся к  историческим истокам своей малой родины и региона.  Включение в программу изучения русского языка  регионального и краеведческого материала имеет большое  значение в решении образовательных и воспитательных задач  школьного лингвистического образования.  Объектом данной работы является использование  регионального и краеведческого материала в контексте  современного образовательного процесса.  Цель исследования : обобщение опыта применения  регионального и краеведческого материала на уроках русского  языка, выявление наиболее эффективных типов занятий, видов  и форм работы.

Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное, это любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам культуры, гордость своей историей Д.Лихачев Актуальность данной темы определяется тем, что сегодня наблюдается повышение интереса обучающихся к историческим истокам своей малой родины и региона. Включение в программу изучения русского языка регионального и краеведческого материала имеет большое значение в решении образовательных и воспитательных задач школьного лингвистического образования. Объектом данной работы является использование регионального и краеведческого материала в контексте современного образовательного процесса. Цель исследования : обобщение опыта применения регионального и краеведческого материала на уроках русского языка, выявление наиболее эффективных типов занятий, видов и форм работы.

Критерии отбора материала Региональный или краеведческий материал должен быть:  а) органически связан с программным материалом;   б) доступным для учащихся по содержанию и объему;   в) образными и эмоциональными, стимулировать  познавательный интерес к изучению предмета;  г) способствовать усвоению ключевых знаний и умений;  д) отражать уникальность региона, его неповторимый характер . Использование материала основывается на следующих принципах Принцип междисциплинарности , согласно которому использование краеведческих материалов подразумевает связь с другими учебными предметами; Принцип тематичности , предполагающий разработку соответствующих материалов к каждой теме рабочей программы; Принцип когнитивности , предполагающий познание обучающимися в процессе обучения с помощью материала новых сведений, нового знания; Принцип толерантности , предполагающий развитие у учащихся способности понимать и принимать другие культуры.

Критерии отбора материала

Региональный или краеведческий материал должен быть:

а) органически связан с программным материалом; 

б) доступным для учащихся по содержанию и объему; 

в) образными и эмоциональными, стимулировать

познавательный интерес к изучению предмета;

г) способствовать усвоению ключевых знаний и умений;

д) отражать уникальность региона, его неповторимый характер .

Использование материала основывается на следующих принципах

Принцип междисциплинарности , согласно которому использование краеведческих материалов подразумевает связь с другими учебными предметами;

Принцип тематичности , предполагающий разработку соответствующих материалов к каждой теме рабочей программы;

Принцип когнитивности , предполагающий познание обучающимися в процессе обучения с помощью материала новых сведений, нового знания;

Принцип толерантности , предполагающий развитие у учащихся способности понимать и принимать другие культуры.

Виды работ на уроках с региональным и  краеведческим материалом  - самостоятельная работа обучающихся с письменными источниками;  - работа с текстами разных типов и стилей речи;  - диктанты;  - изложения;  - сочинения;  - работа со словарями;  - ученические проекты (исследовательские, творческие,  информационные);   Работа с краеведческим материалом может быть частью, этапом урока, отдельным уроком, иметь более широкие временные рамки (подготовка проекта).

Виды работ на уроках с региональным и краеведческим материалом - самостоятельная работа обучающихся с письменными источниками; - работа с текстами разных типов и стилей речи; - диктанты; - изложения; - сочинения; - работа со словарями; - ученические проекты (исследовательские, творческие, информационные); Работа с краеведческим материалом может быть частью, этапом урока, отдельным уроком, иметь более широкие временные рамки (подготовка проекта).

Предметное содержание Региональное, краеведческое содержание Контрольный диктант в 6 классе после изучения тем «Имя существительное. Имя прилагательное». Текст Семена Данилова «Весна в Якутии» Изложение в 6 классе   Текст якутской народной сказки «Как ласка осталась без хвоста» Сочинение-повествование  в 5 классе По иллюстрации к ненецкой народной сказке «Кукушка» Проект в 6 классе по теме «Повелительное наклонение глагола» «Книга кулинарных рецептов» «Употребление числительных в речи» 6 класс Рецепты национальной народной кухни, описание приготовления, оформление страницы. Текст «Биография И.С.Портнягина» Тема «Фразеологические обороты» 5 класс   Найти аналогичный русский фразеологизм на родном языке

Предметное содержание

Региональное, краеведческое содержание

Контрольный диктант в 6 классе после изучения тем «Имя существительное. Имя прилагательное».

Текст Семена Данилова «Весна в Якутии»

Изложение в 6 классе

Текст якутской народной сказки «Как ласка осталась без хвоста»

Сочинение-повествование

в 5 классе

По иллюстрации к ненецкой народной сказке «Кукушка»

Проект в 6 классе по теме «Повелительное наклонение глагола»

«Книга кулинарных рецептов»

«Употребление числительных в речи» 6 класс

Рецепты национальной народной кухни, описание приготовления, оформление страницы.

Текст «Биография И.С.Портнягина»

Тема «Фразеологические обороты» 5 класс

Найти аналогичный русский фразеологизм на родном языке

Примерные темы сочинений для учащихся:  «Берт-Усовский наслег – моя малая родина», «Экология моего края», «Мои впечатления от посещения краеведческого дома-музея им. Е.Ярославского», «Наше село в лицах», «Берегите природу!», «Достопримечательности моего наслега».  Региональная и краеведческая тематика на уроках  русского языка Знаменитые люди Усть – Алданского улуса, Берт – Усовского наслега;  Достопримечательности Берт – Усовского наслега;  Топонимика Берт – Усовского наслега;  История Берт – Усовского наслега;  Сказки народов Якутии;  Национальные блюда народа Саха;  История моего дома;

Примерные темы сочинений для учащихся: «Берт-Усовский наслег – моя малая родина», «Экология моего края», «Мои впечатления от посещения краеведческого дома-музея им. Е.Ярославского», «Наше село в лицах», «Берегите природу!», «Достопримечательности моего наслега».

Региональная и краеведческая тематика на уроках

русского языка

Знаменитые люди Усть – Алданского улуса, Берт – Усовского наслега; Достопримечательности Берт – Усовского наслега; Топонимика Берт – Усовского наслега; История Берт – Усовского наслега; Сказки народов Якутии; Национальные блюда народа Саха; История моего дома;

Исследовательские, творческие  проекты  - составление сканвордов, ребусов, викторин;  - «Книжки-малышки»;  - синквейны;  - «Фразеологические обороты». Поиск аналогичных  фразеологизмов на родном языке;  - историческая справка об исторических личностях, событиях  - исторические фразеологизмы;  - «Книга национальных кулинарных рецептов» (употребляя  повелительное наклонение глагола)  - историческая справка об исторических личностях, событиях  - «Что означает мое имя и отчество».

Исследовательские, творческие проекты - составление сканвордов, ребусов, викторин; - «Книжки-малышки»; - синквейны; - «Фразеологические обороты». Поиск аналогичных фразеологизмов на родном языке; - историческая справка об исторических личностях, событиях - исторические фразеологизмы; - «Книга национальных кулинарных рецептов» (употребляя повелительное наклонение глагола) - историческая справка об исторических личностях, событиях - «Что означает мое имя и отчество».

5. Тема «Собственные и нарицательные имена существительные».  5 класс.   Исправьте работу ученика Нюргуна Ошибкина. Какие слова вам неизвестны? На какие группы можно разделить эти слова? Добавьте в группы слов свои примеры. Составьте предложения. Село, Борогонцы, Сырдах, река, онер, Кептени, алас, Туолай, Арылах, Хомустах, Район, тулуна, Хоногор, город, чирепчи, угодья.

5. Тема «Собственные и нарицательные имена существительные». 5 класс.

Исправьте работу ученика Нюргуна Ошибкина. Какие слова вам неизвестны? На какие группы можно разделить эти слова? Добавьте в группы слов свои примеры. Составьте предложения.

Село, Борогонцы, Сырдах, река, онер, Кептени, алас, Туолай, Арылах, Хомустах, Район, тулуна, Хоногор, город, чирепчи, угодья.

Вывод:  - Этнокультурный материал используется при изучении почти всех предметов школьного курса. Большие возможности для его реализации представляют уроки русского языка.  - Изучение предмета с опорой на специфику среды, ее обычаи, традиции вызывает у учащихся желание познать культуру народа, формирует их нравственные ценности.  - региональный и краеведческий материал можно использовать на любом этапе урока при изучении русского языка на всех его уровнях: фонетики, лексики, фразеологии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.  - Через использование краеведческого материала  на уроках педагог решает, на мой взгляд, самую важную задачу в современном российском образовании – воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине.

Вывод: - Этнокультурный материал используется при изучении почти всех предметов школьного курса. Большие возможности для его реализации представляют уроки русского языка. - Изучение предмета с опорой на специфику среды, ее обычаи, традиции вызывает у учащихся желание познать культуру народа, формирует их нравственные ценности. - региональный и краеведческий материал можно использовать на любом этапе урока при изучении русского языка на всех его уровнях: фонетики, лексики, фразеологии, морфологии, синтаксиса, пунктуации. - Через использование краеведческого материала на уроках педагог решает, на мой взгляд, самую важную задачу в современном российском образовании – воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине.

Использованная литература:    1. Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы). // РЯШ. – 1993. - № 4 – с.16-19. 2. Пестеров В.И., Страницы истории Земли Олонхо. – Якутск. Бчик, 2013. Слепцова А.Д., Расскажу внукам о писателях. Якутск. Бичик, 2008. 3. Интернет ресурсы: https:// doc4web.ru/pedagogika/metodika-prepodavaniya-russkogo-yazika-s-uchetom-regionalnogo-ko.html https:// infourok.ru/regionalnyy_komponent_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury-426427.htm https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2012/10/30/ispolzovanie-regionalnogo-komponenta-na-urokakh  Контактная информация: Электронная почта: d_shura71@mail.ru

Использованная литература:

1. Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы). // РЯШ. – 1993. - № 4 – с.16-19.

2. Пестеров В.И., Страницы истории Земли Олонхо. – Якутск. Бчик, 2013.

Слепцова А.Д., Расскажу внукам о писателях. Якутск. Бичик, 2008.

3. Интернет ресурсы:

https:// doc4web.ru/pedagogika/metodika-prepodavaniya-russkogo-yazika-s-uchetom-regionalnogo-ko.html

https:// infourok.ru/regionalnyy_komponent_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury-426427.htm

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2012/10/30/ispolzovanie-regionalnogo-komponenta-na-urokakh

Контактная информация:

Электронная почта: [email protected]


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Данилова Александра Николаевна

Дата: 05.04.2018

Номер свидетельства: 465136


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства