Любовь к своей Родине – этоне нечто отвлеченное, это любовьк своему городу, к своей местности,к памятникам культуры,гордость своей историей Д.Лихачев Актуальность данной темы определяется тем, что сегодня наблюдается повышение интереса обучающихся к историческим истокам своей малой родины и региона. Включение в программу изучения русского языка регионального и краеведческого материала имеет большое значение в решении образовательных и воспитательных задач школьного лингвистического образования. Объектом данной работы является использование регионального и краеведческого материала в контексте современного образовательного процесса. Цель исследования : обобщение опыта применения регионального и краеведческого материала на уроках русского языка, выявление наиболее эффективных типов занятий, видов и форм работы.
Критерии отбора материала
Региональный или краеведческий материал должен быть:
а) органически связан с программным материалом;
б) доступным для учащихся по содержанию и объему;
в) образными и эмоциональными, стимулировать
познавательный интерес к изучению предмета;
г) способствовать усвоению ключевых знаний и умений;
д) отражать уникальность региона, его неповторимый характер .
Использование материала основывается на следующих принципах
Принцип междисциплинарности , согласно которому использование краеведческих материалов подразумевает связь с другими учебными предметами;
Принцип тематичности , предполагающий разработку соответствующих материалов к каждой теме рабочей программы;
Принцип когнитивности , предполагающий познание обучающимися в процессе обучения с помощью материала новых сведений, нового знания;
Принцип толерантности , предполагающий развитие у учащихся способности понимать и принимать другие культуры.
Виды работ на уроках с региональным икраеведческим материалом - самостоятельная работа обучающихся с письменными источниками; - работа с текстами разных типов и стилей речи; - диктанты; - изложения; - сочинения; - работа со словарями; - ученические проекты (исследовательские, творческие, информационные); Работа с краеведческим материалом может быть частью, этапом урока, отдельным уроком, иметь более широкие временные рамки (подготовка проекта).
Предметное содержание
Региональное, краеведческое содержание
Контрольный диктант в 6 классе после изучения тем «Имя существительное. Имя прилагательное».
Текст Семена Данилова «Весна в Якутии»
Изложение в 6 классе
Текст якутской народной сказки «Как ласка осталась без хвоста»
Сочинение-повествование
в 5 классе
По иллюстрации к ненецкой народной сказке «Кукушка»
Проект в 6 классе по теме «Повелительное наклонение глагола»
«Книга кулинарных рецептов»
«Употребление числительных в речи» 6 класс
Рецепты национальной народной кухни, описание приготовления, оформление страницы.
Текст «Биография И.С.Портнягина»
Тема «Фразеологические обороты» 5 класс
Найти аналогичный русский фразеологизм на родном языке
Примерные темы сочинений для учащихся: «Берт-Усовский наслег – моя малая родина», «Экология моего края», «Мои впечатления от посещения краеведческого дома-музея им. Е.Ярославского», «Наше село в лицах», «Берегите природу!», «Достопримечательности моего наслега».
Региональная и краеведческая тематика на уроках
русского языка
Знаменитые люди Усть – Алданского улуса, Берт – Усовского наслега; Достопримечательности Берт – Усовского наслега; Топонимика Берт – Усовского наслега; История Берт – Усовского наслега; Сказки народов Якутии; Национальные блюда народа Саха; История моего дома;
Исследовательские, творческиепроекты- составление сканвордов, ребусов, викторин; - «Книжки-малышки»; - синквейны; - «Фразеологические обороты». Поиск аналогичных фразеологизмов на родном языке; - историческая справка об исторических личностях, событиях - исторические фразеологизмы; - «Книга национальных кулинарных рецептов» (употребляя повелительное наклонение глагола) - историческая справка об исторических личностях, событиях - «Что означает мое имя и отчество».
5. Тема «Собственные и нарицательные имена существительные».5 класс.
Исправьте работу ученика Нюргуна Ошибкина. Какие слова вам неизвестны? На какие группы можно разделить эти слова? Добавьте в группы слов свои примеры. Составьте предложения.
Село, Борогонцы, Сырдах, река, онер, Кептени, алас, Туолай, Арылах, Хомустах, Район, тулуна, Хоногор, город, чирепчи, угодья.
Вывод: - Этнокультурный материал используется при изучении почти всех предметов школьного курса. Большие возможности для его реализации представляют уроки русского языка. - Изучение предмета с опорой на специфику среды, ее обычаи, традиции вызывает у учащихся желание познать культуру народа, формирует их нравственные ценности. - региональный и краеведческий материал можно использовать на любом этапе урока при изучении русского языка на всех его уровнях: фонетики, лексики, фразеологии, морфологии, синтаксиса, пунктуации. - Через использование краеведческого материала на уроках педагог решает, на мой взгляд, самую важную задачу в современном российском образовании – воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине.
Использованная литература:
1. Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы). // РЯШ. – 1993. - № 4 – с.16-19.
2. Пестеров В.И., Страницы истории Земли Олонхо. – Якутск. Бчик, 2013.
Слепцова А.Д., Расскажу внукам о писателях. Якутск. Бичик, 2008.