Углубление знаний об имени существительном как части речи.
Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме “Имя существительное”, путешествие по городу Существительное.
Развитие логического мышления, воображения, речи учащихся при выполнении различных творческих заданий; умение (правильно) грамотно проводить морфологический разбор существительного.
Воспитание интереса к изучению данной темы, аккуратности, прилежания.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Имя сушествителное»
Имя существительное как часть речи
Цели урока
Закрепить полученные умения и навыки в решении упражнений, совершенствовать навыки чтения и письма, орфографической и пунктуационной зоркости.
Учиться выделять в текстах, в учебном материале главное. Развивать устную речь (умение рассказать об имени существительном; умение доказать принадлежность слова к данной части речи в форме самостоятельного рассуждения; умение отличать имя существительное от других частей речи; умение определять морфологические и грамматические признаки изучаемой части речи).
2/19/18
А.Шибаев «Слова, слова, слова…»
Всему название дано –И зверю, и предмету.Вещей вокруг полным – полно,А безымянных нету.И всё, что может видеть глаз –Над нами и под нами,-И всё, что в памяти у нас,-Означено словами.
2/19/18
Доброта.
Стираются лица и даты,
Но все ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда – то
Хоть чем – то согрели меня.
Согрели своей плащ – п…латкой,
Иль тихим шутливым сл…вцом,
Иль чаем на столик… шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Какпраздник, каксчастье, какчудо
ИдетДобротапо з…мле.
И я про нее не забуду,
Как я забываю озле(Ю. Друнина)
а
о
е
е
2/19/18
Мини – исследование «Существительное обозначает только предмет?»
Цель исследования - выяснить: существительное обозначает только предмет?
Имя существительное сказало о себе так:
«Давно живу я в мире этом.
Даю названия предметам???»
2/19/18
Гипотеза
Предполагаем, что имя существительное обозначает не только предметы.
2/19/18
Ход исследования
Проанализировать определения имени существительного
Провести наблюдения в окружающем мире.
Обобщить полученные данные, сделать выводы, дать своё определение имени существительного как части речи
2/19/18
Анализ определений имени существительного
Имя существительное — часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто» - «что». Одна из основных лексических категорий; в предложениях существительное, как правило, выступает в роли подлежащего или дополнения
Определение из Википедии
2/19/18
(Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя)
Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).
2/19/18
Вывод:
В словаре Д.Э. Розенталя более точное определение, чем в учебнике и в Интернете
2/19/18
Ответить на вопросы, привести примеры
Существительные могут обозначать людей и животных?
Существительные могут обозначать географические названия?
Существительные могут обозначать явления природы?
Существительные могут обозначать события?
Существительные могут обозначать качества человека?
Существительные могут обозначать предмет действия?
Существительные могут обозначать предмет признака?
Существительные могут обозначать состояние человека?
2/19/18
Вывод: Существительное обозначает не только предмет.
Гипотеза подтвердилась. Имена
существительные – не только предметы.
Существительные обозначают людей и животных,
географические названия (Москва),
явления природы (радуга, дождь),
события (праздник, война),
состояние человека (грусть, волнение),
качества человека (смелость, доброта),
предмет действия (бег, ходьба),
предмет признака (желтизна, красота) .
2/19/18
Ребята, берегите зрение!
2/19/18
Определи значение существительного.Упр № 441. Работа в парах. Найти в упражнении существительные, обозначающие
Землю, ее недра, водную поверхность
Космические тела и явления
Растения
Животных
Явления природы
Вещества
Факты, события
Океан, родник, низменность, водопад, предгорье, река, дорога
Затмение солнца, заря, рассвет,
Черешня, пшеница, рожь
Змея, крокодил
Метель, ветер, иней, мороз
Молоко, золото, железо,
Каникулы, олимпиада, праздник
2/19/18
Обоснуй ответ. Распределительное письмо.Упр. № 440 (записать слова в 3 столбика: 1 – сущ., 2 – прил., 3 – глагол).
Образец: слово бег обозначает действие, но отвечает на вопрос что? и имеет следующие морфологические признаки: род (мужской), число (единственное), падеж (именительный), изменяется по падежам ( бег, бега, бегу и т. д.), относится ко 2 склонению. По перечисленным признакам можно сделать вывод, что это имя существительное, действие обозначено как предмет.
2/19/18
Подбери имя, определи признаки существительного.
Город
река
деревня
озеро
собака
поэт
кошка
писатель
сказочник
книга
имя
фамилия
мультфильм
отчество
государство
газета
передача
Усть – Каменогорск
Иртыш
Прапорщиково
Зайсан
Тузик
Пушкин
Мурка
Пришвин
Андерсен
Кладовая солнца
Максим
Сергеев
«Гадкий утенок»
Владимировна
Казахстан
«Мой город»
«Спокойной ночи, малыши»
2/19/18
Что нового вы узнали сегодня об имени существительном?
2/19/18
Домашнее задание.
Составить рассказ из 7-10 предложений, используя существительные: праздник, победа, память, подвиг, мужество, патриотизм
Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу .
2/19/18
2/19/18
Использованные ресурсы
Проект ученицы 5 класса «Г»ГОУ ЦО № 556 Виноградовой Евгении Научный руководитель: учитель русского языка Жадан О.В.
Физминутка для глаз - Галкина Инна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ