Имя существительное. Систематизация и обобщение знаний. Урок-сказка в 5 классе.
Имя существительное. Систематизация и обобщение знаний. Урок-сказка в 5 классе.
Данная презентация представляет собой урок-сказку для учеников по 5 класса на этапе обобщения и систематизации знаний по теме "Имя существительное" (категория одуш./неодуш., собствен./нариц., род, число, склонение, падеж). Кроме того, урок позволяет повторить и закрепить правила написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе;усовершенствовать умение написания о – е после шипящих и ц в корне и окончаниях существительных; повторить и сделать вывод о синтаксической роли имени существительного; повторить план морфологического разбора имени существительного, синтаксического разбора предложения; закрепить навыки самостоятельной работы и индивидуальной работы; подготовиться к контрольному диктанту. Урок также воспитывает чувство любви к народному творчеству (сказка «Царевна-лягушка»), развивает речь учащихся, память, сообразительность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
это народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.
Вымысел
Вмешательство в жизнь человека добра или зла
Наша сказка тоже волшебная, и в ней мы встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича будет проходить через волшебный лес, хозяином которого является Имя существительное . Без вашей помощи нашему герою с ним не справиться.
Основные морфологические признаки существительного:
Постоянные признаки:
Собственное или нарицательное;
Одушевлённое или неодушевлённое;
Род (если есть);
Склонение.
Непостоянные признаки:
Падеж;
Число (если есть)
Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета. Задание: з аписать эти советы, подчеркнуть существительные как члены предложения.
Слезами горю не поможешь.Риск – благородное дело.Волков бояться – в лес не ходить.
Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Иванумедведь.
Склонение существительных
Склонение
Род
I
В им.п. ед.ч. оканчиваются
Женский
Мужской
II
Мужской
Средний
на -а, -я
III
На согласный;
на -о, -е
Женский
На согласный с -ь на конце
Рассмотреть иллюстрацию, на которой изображен медведь, записать имена существительные, определить их склонение.
- Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала скажи, какое существительное заяц: одушевленное или неодушевленное?
Задание: Распределить существительные в две колонки: одушевленные и неодушевленные. Заяц, клубок, царь, тропинка, сундук, Кощей, сыновья, Иван, медведь, игла, дуб, избушка, лягушка.
О.
Н.
заяц
царь
Кощей
сыновей
Иван
медведь
лягушка
клубок
тропинка
сундук
игла
дуб
избушка
Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает.
Щука умной оказалась, загадки стала загадывать.
Отгадать ребусы и записать имена существительные, обозначить в них изученные орфограммы
А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга.
Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич знает падежи имен существительных и вопросы к ним. А вы знаете?
Падежи имени существительного
Падежи
Вспомогательное слово
И.п.
Есть
Падежные вопросы
Р.п.
Д.п.
Смысловые вопросы
Кто? Что?
Нет
Обрадовался
-
В.п.
Кого? Чего?
Т.п.
Вижу
Кому? Чему?
Где? Куда? Откуда?
Где? Куда?
Доволен
Кого? Что?
П.п.
Где? Куда?
Кем? Чем?
Думаю
Где? Куда?
О ком? О чём?
Где?
Задание. Выписать из рассказа Бабы-Яги существительные, выделить их окончания, определить падеж.
Трудно добыть смерть Кощея. Та игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце. Заяц сидит в сундуке, а сундук висит на могучем дубе.
Смерть – В.п.
Кощея – Р.п.
Игла – И.п.
В яйце – П.п.
Яйцо – И.п.
В утке – П.п.
Утка – И.п.
В зайце – П.п.
Заяц – И.п.
В сундуке – П.п.
Сундук – И.п.
На дубе – П.п.
Бросился Иван-царевич к заветному дубу.
Висит на том дубе сундук, а на нем надпись:
В этом сундуке Кощей прячет свою смерть .
Задание. Выполнить морфологический разбор существительных из данного предложения.
I (в) сундуке – сущ. ' Предмет '
II 1. Н.ф. – Сундук.
2. пост.: нариц., неодуш., м.р., 2-го скл.
3. непост.: в П.п., в ед.ч.
III Прячет (где?) в сундуке – обстоятельство места.
I Кощей – сущ. ' Предмет '
II 1. Н.ф. – Кощей
2. пост.: собст., одуш., м.р., 2-го скл.
3. непост.: в И.п., в ед.ч.
III Прячет (кто?) Кощей – подлежащее.
I Смерть – сущ. ' Предмет '
II 1. Н.ф. – Смерть
2. пост.: нариц., неодуш., ж.р., 3-го скл.
3. непост.: в И.п., в ед.ч.
III Прячет (что?) смерть – прямое дополнение.
Чем же закончится наша сказка? Сможет ли Иван-царевич найти Василису Премудрую и одолеть Кощея Бессмертного? Ответ на этот вопрос нам даст имя существительное. Отгадайте его.
победныйвылечитьпреподаватель
Итоги урока
И в нашей сказке Иван-царевич оказался победителем. И помогли ему вы.