kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя существительное. Систематизация и обобщение знаний. Урок-сказка в 5 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация представляет собой урок-сказку для учеников по 5 класса на этапе обобщения и систематизации знаний по теме "Имя существительное" (категория одуш./неодуш., собствен./нариц., род, число, склонение, падеж). Кроме того, урок позволяет повторить и закрепить правила написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе;усовершенствовать умение написания о – е после шипящих и ц в корне и окончаниях существительных; повторить и сделать вывод о синтаксической роли имени существительного; повторить план морфологического разбора имени существительного, синтаксического разбора предложения; закрепить навыки самостоятельной работы и индивидуальной работы; подготовиться к контрольному диктанту. Урок также воспитывает чувство любви к народному творчеству (сказка «Царевна-лягушка»), развивает речь учащихся, память, сообразительность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное. Систематизация и обобщение знаний. Урок-сказка в 5 классе. »

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное»    Урок-сказка  (5-й класс)

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное»

Урок-сказка

(5-й класс)

Цели и задачи урока: Познавательные: систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное» (категория одуш./неодуш., собствен./нариц., род, число, склонение, падеж). Практические: повторить и закрепить правила написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе; совершенствование умения написания о – е после шипящих и ц в корне и окончаниях существительных; повторить и сделать вывод о синтаксической роли имени существительного; повторить план морфологического разбора имени существительного, синтаксического разбора предложения; закрепить навыки самостоятельной работы и индивидуальной работы; подготовка к контрольному диктанту. Воспитательные:

Цели и задачи урока:

Познавательные:

  • систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное» (категория одуш./неодуш., собствен./нариц., род, число, склонение, падеж).

Практические:

  • повторить и закрепить правила написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе;
  • совершенствование умения написания о – е после шипящих и ц в корне и окончаниях существительных;
  • повторить и сделать вывод о синтаксической роли имени существительного;
  • повторить план морфологического разбора имени существительного, синтаксического разбора предложения;
  • закрепить навыки самостоятельной работы и индивидуальной работы;
  • подготовка к контрольному диктанту.

Воспитательные:

  • воспитание чувства любви к народному творчеству (сказка «Царевна-лягушка»); развитие речи учащихся, памяти, сообразительности;
  • воспитание коллективизма, умения работать самостоятельно.
Русские народные сказки

Русские народные сказки

  • Колобок
  • Теремок
  • Репка
  • Курочка Ряба
  • По щучьему велению
  • Иван-царевич и серый волк
  • Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
  • Царевна-лягушка
  • Морозко
  • Гуси-лебеди
  • Хаврошечка
  • Иван – крестьянский сын и чудо-юдо
  • Лиса и журавль
  • Сказка о молодильных яблоках и живой воде
Иван-царевич  Баба-Яга Василиса Премудрая  Кощей Бессмертный

Иван-царевич

Баба-Яга

Василиса Премудрая

Кощей Бессмертный

  • Иван-царевич Баба-Яга Василиса Премудрая Кощей Бессмертный
Волшебная сказка –   это народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Волшебная сказка –

это народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

  • Вымысел
  • Вмешательство в жизнь человека добра или зла
Наша сказка тоже волшебная, и в ней мы встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича будет проходить через волшебный лес, хозяином которого является Имя существительное . Без вашей помощи нашему герою с ним не справиться.

Наша сказка тоже волшебная, и в ней мы встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича будет проходить через волшебный лес, хозяином которого является Имя существительное . Без вашей помощи нашему герою с ним не справиться.

Основные морфологические признаки существительного:

Основные морфологические признаки существительного:

  • Постоянные признаки:
  • Собственное или нарицательное;
  • Одушевлённое или неодушевлённое;
  • Род (если есть);
  • Склонение.
  • Непостоянные признаки:
  • Падеж;
  • Число (если есть)
Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета.  Задание: з аписать эти советы, подчеркнуть существительные как члены предложения.   Слезами горю не поможешь.  Риск – благородное дело.  Волков бояться – в лес не ходить.

Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета. Задание: з аписать эти советы, подчеркнуть существительные как члены предложения.

Слезами горю не поможешь. Риск – благородное дело. Волков бояться – в лес не ходить.

Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь .

Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь .

Склонение существительных Склонение Род I В им.п. ед.ч. оканчиваются Женский Мужской II Мужской Средний на -а, -я  III На согласный; на -о, -е Женский На согласный с -ь на конце

Склонение существительных

Склонение

Род

I

В им.п. ед.ч. оканчиваются

Женский

Мужской

II

Мужской

Средний

на -а, -я

III

На согласный;

на -о, -е

Женский

На согласный с на конце

Рассмотреть иллюстрацию, на которой изображен медведь, записать имена существительные, определить их склонение.

Рассмотреть иллюстрацию, на которой изображен медведь, записать имена существительные, определить их склонение.

Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень.

Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень.

  • Задумался он: какое существительное селезень: собственное или нарицательное?
Имя существительное Нарицательное Собственное Называет однородные предметы Называет единичные  (индивидуальные) предметы Пишется со строчной буквы: земля, вода, поколение Пишется с заглавной буквы: Лев Николаевич Толстой, Москва, газета «Правда»

Имя

существительное

Нарицательное

Собственное

Называет

однородные предметы

Называет единичные

(индивидуальные) предметы

Пишется со строчной буквы:

земля, вода, поколение

Пишется с заглавной буквы:

Лев Николаевич Толстой,

Москва, газета «Правда»

Задание-игра.  “ Я знаю 5 имен …”. Записать пять: имен сказочных героев;  названий волшебных вещей; названий русских народных сказок.

Задание-игра.

“ Я знаю 5 имен …”. Записать пять: имен сказочных героев;

названий волшебных вещей;

названий русских народных сказок.

Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц:   - Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала скажи, какое существительное заяц: одушевленное или неодушевленное?

Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц:

- Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала скажи, какое существительное заяц: одушевленное или неодушевленное?

Задание:  Распределить существительные в две колонки: одушевленные и неодушевленные.  Заяц, клубок, царь, тропинка, сундук, Кощей, сыновья, Иван, медведь, игла, дуб, избушка, лягушка.   О. Н. заяц царь Кощей сыновей Иван медведь лягушка клубок тропинка сундук игла дуб избушка

Задание: Распределить существительные в две колонки: одушевленные и неодушевленные. Заяц, клубок, царь, тропинка, сундук, Кощей, сыновья, Иван, медведь, игла, дуб, избушка, лягушка.

О.

Н.

заяц

царь

Кощей

сыновей

Иван

медведь

лягушка

клубок

тропинка

сундук

игла

дуб

избушка

Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает.  Щука умной оказалась, загадки стала загадывать.

Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает.

Щука умной оказалась, загадки стала загадывать.

Отгадать ребусы и записать имена существительные, обозначить в них изученные орфограммы

Отгадать ребусы и записать имена существительные, обозначить в них изученные орфограммы

А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга.   Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич знает падежи имен существительных и вопросы к ним. А вы знаете?

А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга.

Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич знает падежи имен существительных и вопросы к ним. А вы знаете?

Падежи имени существительного Падежи Вспомогательное слово И.п. Есть Падежные вопросы Р.п. Д.п. Смысловые вопросы Кто? Что? Нет Обрадовался - В.п. Кого? Чего? Т.п. Вижу Кому? Чему? Где? Куда? Откуда? Где? Куда? Доволен Кого? Что? П.п. Где? Куда? Кем? Чем? Думаю Где? Куда? О ком? О чём? Где?

Падежи имени существительного

Падежи

Вспомогательное слово

И.п.

Есть

Падежные вопросы

Р.п.

Д.п.

Смысловые вопросы

Кто? Что?

Нет

Обрадовался

-

В.п.

Кого? Чего?

Т.п.

Вижу

Кому? Чему?

Где? Куда? Откуда?

Где? Куда?

Доволен

Кого? Что?

П.п.

Где? Куда?

Кем? Чем?

Думаю

Где? Куда?

О ком? О чём?

Где?

Задание. Выписать из рассказа Бабы-Яги существительные, выделить их окончания, определить падеж.    Трудно добыть смерть Кощея. Та игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце. Заяц сидит в сундуке, а сундук висит на могучем дубе.

Задание. Выписать из рассказа Бабы-Яги существительные, выделить их окончания, определить падеж.

Трудно добыть смерть Кощея. Та игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце. Заяц сидит в сундуке, а сундук висит на могучем дубе.

Смерть – В.п. Кощея – Р.п. Игла – И.п. В яйце – П.п. Яйцо – И.п. В утке – П.п. Утка – И.п. В зайце – П.п. Заяц – И.п. В сундуке – П.п. Сундук – И.п. На дубе – П.п.
  • Смерть – В.п.
  • Кощея – Р.п.
  • Игла – И.п.
  • В яйце – П.п.
  • Яйцо – И.п.
  • В утке – П.п.
  • Утка – И.п.
  • В зайце – П.п.
  • Заяц – И.п.
  • В сундуке – П.п.
  • Сундук – И.п.
  • На дубе – П.п.
Бросился  Иван-царевич  к заветному дубу.  Висит на том дубе сундук, а на нем надпись: В этом сундуке Кощей прячет свою смерть . Задание.  Выполнить морфологический разбор существительных из данного предложения.

Бросился Иван-царевич к заветному дубу.

Висит на том дубе сундук, а на нем надпись:

В этом сундуке Кощей прячет свою смерть .

Задание. Выполнить морфологический разбор существительных из данного предложения.

I    (в) сундуке – сущ. ' Предмет ' II   1. Н.ф. – Сундук.   2. пост.: нариц., неодуш., м.р., 2-го скл.    3. непост.: в П.п., в ед.ч. III   Прячет (где?) в сундуке – обстоятельство места.

I (в) сундуке – сущ. ' Предмет '

II 1. Н.ф. – Сундук.

2. пост.: нариц., неодуш., м.р., 2-го скл.

3. непост.: в П.п., в ед.ч.

III Прячет (где?) в сундуке – обстоятельство места.

I    Кощей – сущ. ' Предмет ' II   1. Н.ф. – Кощей   2. пост.: собст., одуш., м.р., 2-го скл.    3. непост.: в И.п., в ед.ч. III  Прячет (кто?) Кощей – подлежащее.

I Кощей – сущ. ' Предмет '

II 1. Н.ф. – Кощей

2. пост.: собст., одуш., м.р., 2-го скл.

3. непост.: в И.п., в ед.ч.

III Прячет (кто?) Кощей – подлежащее.

I    Смерть – сущ. ' Предмет ' II   1. Н.ф. – Смерть   2. пост.: нариц., неодуш., ж.р., 3-го скл.    3. непост.: в И.п., в ед.ч. III  Прячет (что?) смерть – прямое дополнение.

I Смерть – сущ. ' Предмет '

II 1. Н.ф. – Смерть

2. пост.: нариц., неодуш., ж.р., 3-го скл.

3. непост.: в И.п., в ед.ч.

III Прячет (что?) смерть – прямое дополнение.

Чем же закончится наша сказка? Сможет ли Иван-царевич найти Василису Премудрую и одолеть Кощея Бессмертного?  Ответ на этот вопрос нам даст имя существительное. Отгадайте его.

Чем же закончится наша сказка? Сможет ли Иван-царевич найти Василису Премудрую и одолеть Кощея Бессмертного? Ответ на этот вопрос нам даст имя существительное. Отгадайте его.

  • победный вылечить преподаватель
Итоги урока И в нашей сказке Иван-царевич оказался победителем. И помогли ему вы. Молодцы! Спасибо за работу!

Итоги урока

И в нашей сказке Иван-царевич оказался победителем. И помогли ему вы.

Молодцы!

Спасибо за работу!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Имя существительное. Систематизация и обобщение знаний. Урок-сказка в 5 классе.

Автор: Будникова Марьяна Викторовна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 118868


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства