kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Я мастерю музыкальные инструменты.Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для 6 класса казахской школы. Дается понятие о родственных словах и формах слова,используются картины с изображением народных музыкальных инструментов, скрипки Страдивари и Николо Амати - известнейшего мастера по изготовлению скрипок. Последние 3 слайда - текст для учительского рассказа о казахском народном инструменте - домбре, истории ег опроисхождения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Я мастерю музыкальные инструменты.Однокоренные слова и формы одного и того же слова. »

Я мастерю музыкальные инструменты  Однокоренные слова и  формы одного и того же слова  Урок русского языка  6 класс  Дильмановой Г.Б.

Я мастерю музыкальные инструменты Однокоренные слова и формы одного и того же слова Урок русского языка 6 класс Дильмановой Г.Б.

Цели урока:

Цели урока:

  • 1. Обучающие: Организовать углубленное изучение сведение об однокоренных словах на основе повторения изученного, установления взаимосвязи между однокоренными словами; усвоения понятия «корень».
  • 2. Развивающие: Развивать умения слушать, рассуждать, размышлять, развивать творческие способности.
  • 3. Воспитывающие: Формировать способности к самооценке, самоконтролю, рефлексии.
Ход урока
  • Ход урока

Орг. момент . Проверка готовности к уроку.  Психологический настрой на работу. 

Работа по презентации « Однокоренные слова и формы одного и того же слова»

Работа с учебником .

Пересказ текста «Я мастерю музыкальные инструменты» подготовленного ученика (рисунки, слайды), с. 64, ответы на вопросы, вывод.

Упр.7,с. 66, составление диалога подготовленными учениками , беседа по тексту. Работа по картине «Домбра и кобыз», беседа.

Упр.8,с.66, Пересказ на казахском языке и перевод на русский язык, беседа.

Самостоятельная работа . Упр.5.с. 63. распределить в 2 столбика: 1.формы одного и то же слова,2. однокоренные слова.

Рефлексия  Что вам особенно запомнилось?  На каком этапе вы почувствовали себя особо сильным?    Комментирование и выставление оценок.  Домашнее задание . Сочинение- рассуждение «Музыка в нашей жизни»или рассказ о понравившемся инструменте.

Корнем слова называется общая часть родственных слов. Поэтому слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называются однокоренными.  Сад – посадил, рассада, посадка, садовод, садовник  Однокоренные слова надо отличать от разных форм одного и того же слова.  Входить, вход, входной – это однокоренные слова.  Вход, у входа – это разные формы одного и того же слова.

Корнем слова называется общая часть родственных слов. Поэтому слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу, называются однокоренными.

Сад – посадил, рассада, посадка, садовод, садовник

Однокоренные слова надо отличать от разных форм одного и того же слова.

Входить, вход, входной – это однокоренные слова.

Вход, у входа – это разные формы одного и того же слова.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова.  При образовании однокоренных слов получается слова с различным лексическим значением, например: звонить, звонкий, перезвон.  При образовании слова получаются формы этого же слова; изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например : звонить, звонит, звонят; правильный, правильная, правильные; телефон, телефона, телефону.   Если просклонять или проспрягать слово, то что получится: однокоренные слова или формы одного и того же слова?

Однокоренные слова и

формы одного и того же слова.

При образовании однокоренных слов получается слова с различным лексическим значением, например: звонить, звонкий, перезвон.

При образовании слова получаются формы этого же слова; изменяется только его грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например : звонить, звонит, звонят; правильный, правильная, правильные; телефон, телефона, телефону.

Если просклонять или проспрягать слово, то что получится: однокоренные слова или формы одного и того же слова?

Скрипка Страдивари Николо Амати

Скрипка Страдивари

Николо Амати

  • Домбра - самый любимый и самый распространенный инструмент в музыкальном быту казахов. Казахская домбра - это щипковый двухструнный инструмент, изготовленный из цельного дерева. Домбра не утратила своей актуальности и по сегодняшний день
  • Инструмент, напоминающий по форме домбру встречается и на памятниках сакского, гуннского происхождения, а также у многих древних племен, населявших евразийское пространство в разные периоды времени. Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.
  • С домброй, с историей ее происхождения и обретения домброй современного вида связано много красивых народных легенд. Ещё одна легенда о происхождении домбры похожа на предыдущую. У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот соорудил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и музыкой сообщил ему о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.
Домбра - это виртуозный филосовский инструмент казаха, в умелых руках домбра может передать всю гамму человеческих чувств и переживаний, в домбре воплощена символика учения Аль-фараби о музыке, как о высшей абстракции, доступной человеческому пониманию. 
  • Домбра - это виртуозный филосовский инструмент казаха, в умелых руках домбра может передать всю гамму человеческих чувств и переживаний, в домбре воплощена символика учения Аль-фараби о музыке, как о высшей абстракции, доступной человеческому пониманию. 

Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях. Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.

  • Что же касается истории появления такого инструмента, как домбра, то существуют свидетельства, что прототип современной казахской домбры существовал более 4000 лет назад, о чем свидетельствуют наскальные рисунки найденные археологами высоко в горах Алматинской области на плато "Майтобе" в 1989 году. На рисунках этих изображены четыре пляшущих человечка с инструментом, напоминающим по форме домбру. Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и — музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом. А во время раскопок древнего Хорезма найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.К наиболее архаичным образцам домбровой и сыбызговой казахской музыки относятся кюи-легенды с названиями птиц и животных - «Акку»(«Лебедь»), «Каз»(Гусь»), «Нар»(«Верблюд»), кюи о хромоногих существах и несчастной охоте - «Аксак кыз»(«Хромая девушка»), «Аксак кулан»(«Хромой кулан»), кюи-плачи об утонувших детях и детенышах зверей - «Жорга аю»(«Медведь-иноходец»), «Зарлау»(«Плач»), «Жетым кыз»(«Девочка-сирота») и др. Все они сохранили отголоски древних форм религии, культов и тотемных представлений народа и до сих пор несут в себе живую историю безмолвно ушедших тысячелетий.
Домашнее задание. Сочинение- рассуждение «Музыка в нашей жизни» или рассказ о понравившемся инструменте.
  • Домашнее задание. Сочинение- рассуждение «Музыка в нашей жизни» или рассказ о понравившемся инструменте.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Я мастерю музыкальные инструменты.Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Автор: Дильманова Галия Бимаганбетовна

Дата: 31.12.2014

Номер свидетельства: 149192


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства