kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Готовимся к ЕГЭ-2024 по русскому языку. Задание 14. Слитное, раздельное, дефисное написание слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен не только теоретический, но и дидактический материал по теме с учетом нового формата задания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ЕГЭ-2024 по русскому языку. Задание 14. Слитное, раздельное, дефисное написание слов»

Готовимся к ЕГЭ-2024    14 задание  Слитное, раздельное,  дефисное написание слов

Готовимся к ЕГЭ-2024

14 задание Слитное, раздельное, дефисное написание слов

Слитное и раздельное написание производных предлогов  Запомните: слитно раздельно вследствие, наподобие, вроде, ввиду, насчет, посередине, сверх, вместо, навстречу, наперекор, несмотря на, невзирая на, наряду с, вслед за в течение, в продолжение, в отличие от, в виде, за счет, на протяжении, в силу, в меру, по мере, в заключение, во избежание, во изменение, во исполнение, в связи с

Слитное и раздельное написание производных предлогов Запомните:

слитно

раздельно

вследствие, наподобие, вроде, ввиду, насчет, посередине, сверх, вместо, навстречу, наперекор, несмотря на, невзирая на, наряду с, вслед за

в течение, в продолжение,

в отличие от, в виде, за счет, на протяжении, в силу,

в меру, по мере,

в заключение, во избежание, во изменение,

во исполнение, в связи с

Отличайте предлоги от самостоятельных частей речи: предлог самостоятельные части речи поговорить насчет поездки (=о) перевести на счет в банке (сущ) отсутствовать ввиду болезни (=из-за) иметь в виду (сущ.) несмотря на усталость не смотря в глаза (деепр.) = не глядя заниматься в течениЕ года поворот в течениИ реки (сущ.)

Отличайте предлоги от самостоятельных частей речи:

предлог

самостоятельные части речи

поговорить насчет поездки (=о)

перевести на счет в банке (сущ)

отсутствовать ввиду болезни (=из-за)

иметь в виду (сущ.)

несмотря на усталость

не смотря в глаза (деепр.) = не глядя

заниматься в течениЕ года

поворот в течениИ реки (сущ.)

предлог самостоятельные части речи Вследстви е   урагана погибло два человека. = из-за В  следстви и  по делу выяснились новые обстоятельства. Она грустно смотрела  вслед  поезду. В ЧЁМ?  Существительное с предлогом Он шел за отцом по глубокому снегу след  в след . Навстречу  нам выбежала собака.  ВО ЧТО? Существительное Извини, я спешу  на встречу .  КУДА? Существительное с предлогом

предлог

самостоятельные части речи

Вследстви е   урагана погибло два человека.

= из-за

В следстви и  по делу выяснились новые обстоятельства.

Она грустно смотрела  вслед  поезду.

В ЧЁМ? Существительное с предлогом

Он шел за отцом по глубокому снегу след  в след .

Навстречу  нам выбежала собака.

ВО ЧТО? Существительное

Извини, я спешу  на встречу . КУДА?

Существительное с предлогом

Слитное написание союзов  ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО СОЮЗЫ можно заменить другими синонимичными союзами,  ЖЕ,БЫ убрать нельзя ЖЕ, БЫ можно убрать или переставить в другое место, вставить между ними слово ТОЖЕ = ТАКЖЕ, И  Сестра учится в колледже. Мой друг ТОЖЕ учится в колледже (= и мой друг учится в колледже). Брат ТАКЖЕ учится здесь (= и брат учится здесь). Задали ТО ЖЕ, что и вчера ( задали что?) = То, что и вчера; то же самое). К союзу не задать вопроса Можно задать вопрос Он учится ТАК ЖЕ хорошо, как сестра. КАК?  (= он учится так хорошо, как и сестра).

Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

СОЮЗЫ можно заменить другими синонимичными союзами, ЖЕ,БЫ убрать нельзя

ЖЕ, БЫ можно убрать или переставить в другое место, вставить между ними слово

ТОЖЕ = ТАКЖЕ, И

Сестра учится в колледже. Мой друг ТОЖЕ учится в колледже (= и мой друг учится в колледже). Брат ТАКЖЕ учится здесь (= и брат учится здесь).

Задали ТО ЖЕ, что и вчера ( задали что?) = То, что и вчера; то же самое).

К союзу не задать вопроса

Можно задать вопрос

Он учится ТАК ЖЕ хорошо, как сестра. КАК? (= он учится так хорошо, как и сестра).

СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО СОЮЗЫ можно заменить другими синонимичными союзами,  ЖЕ,БЫ убрать нельзя ЖЕ, БЫ можно убрать или переставить в другое место, вставить между ними слово К союзу не задать вопроса ЧТОБЫ знать, надо учить (= для того чтобы знать, надо учить). Можно задать вопрос Хочу, ЧТОБЫ ты знал. ЧТО БЫ я мог сделать? (= Что я мог бы сделать? Или: Что я мог сделать? ( бы убрали)

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

СОЮЗЫ можно заменить другими синонимичными союзами, ЖЕ,БЫ убрать нельзя

ЖЕ, БЫ можно убрать или переставить в другое место, вставить между ними слово

К союзу не задать вопроса

ЧТОБЫ знать, надо учить (= для того чтобы знать, надо учить).

Можно задать вопрос

Хочу, ЧТОБЫ ты знал.

ЧТО БЫ я мог сделать? (= Что я мог бы сделать? Или: Что я мог сделать? ( бы убрали)

СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО СОЮЗЫ можно заменить другими синонимичными союзами,  ЖЕ,БЫ убрать нельзя ЖЕ, БЫ можно убрать или переставить в другое место, вставить между ними слово К союзу не задать вопроса ЗАТО = НО   Можно задать вопрос Комната небольшая, ЗАТО уютная (= комната небольшая, но уютная). Берись ЗА ТО, с чем справишься. ЗА ЧТО?  (= берись за такое дело, с которым справишься).

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

СОЮЗЫ можно заменить другими синонимичными союзами, ЖЕ,БЫ убрать нельзя

ЖЕ, БЫ можно убрать или переставить в другое место, вставить между ними слово

К союзу не задать вопроса

ЗАТО = НО

Можно задать вопрос

Комната небольшая, ЗАТО уютная (= комната небольшая, но уютная).

Берись ЗА ТО, с чем справишься. ЗА ЧТО? (= берись за такое дело, с которым справишься).

СОЮЗ ДРУГАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ Она чувствовала себя счастливой,  оттого что  все вокруг улыбались. От того  дома можно пройти через двор и сократить дорогу. (= потому что) ОТ КАКОГО?  местоимение  тот  с предлогом

СОЮЗ

ДРУГАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ

Она чувствовала себя счастливой,  оттого что  все вокруг улыбались.

От того  дома можно пройти через двор и сократить дорогу.

(= потому что)

ОТ КАКОГО?

местоимение  тот  с предлогом

Отличайте наречия от сходных по звучанию слов наречие другая часть речи Я заболел, поэтому не пришел. (почему?) По этому мосту движение закрыто. (какому?)  Это местоимение с предлогом Катер подошёл вплотную к берегу. (как?) Лопата с трудом врезалась в плотную почву. (какую?) Это прилагательное с предлогом

Отличайте наречия от сходных по звучанию слов

наречие

другая часть речи

Я заболел, поэтому не пришел. (почему?)

По этому мосту движение закрыто. (какому?) Это местоимение с предлогом

Катер подошёл вплотную к берегу. (как?)

Лопата с трудом врезалась в плотную почву. (какую?)

Это прилагательное с предлогом

наречие другая часть речи Пирог с творогом и наполовину с малиновым вареньем возвышался на столе. КАК? Даже на половину пирога я не мог рассчитывать, потому что мать все раздала соседям.  НА ЧТО?  Это существительное Прохор вернулся вОвремя .  КАК? Во врЕмя урока Сидоров заснул.  Это существительное

наречие

другая часть речи

Пирог с творогом и наполовину с малиновым вареньем возвышался на столе. КАК?

Даже на половину пирога я не мог рассчитывать, потому что мать все раздала соседям. НА ЧТО? Это существительное

Прохор вернулся вОвремя . КАК?

Во врЕмя урока Сидоров заснул. Это существительное

наречие другая часть речи ЗачастУю так и бывает.  КАК? За чАстую смену деятельность на уроке учителя следует похвалить. ЗА КАКУЮ?  Это прилагательное с предлогом О Пушкине я впервЫе узнал в раннем детстве.  КОГДА? Маленькие дети вышли в пЕрвые ряды. КАКИЕ?  Это числительное

наречие

другая часть речи

ЗачастУю так и бывает. КАК?

За чАстую смену деятельность на уроке учителя следует похвалить.

ЗА КАКУЮ? Это прилагательное с предлогом

О Пушкине я впервЫе узнал в раннем детстве. КОГДА?

Маленькие дети вышли в пЕрвые ряды.

КАКИЕ? Это числительное

наречие другая часть речи Сначала   дети стеснялись, но потом освоились. КОГДА? С начала  года прошло только  два месяца.  С ЧЕГО?  Это существительное с предлогом Вначале  разрешите представиться. КОГДА? В начале  осени к нам в гости приехала бабушка.  (можно вставить слово : в самом начале) Это существительное с предлогом

наречие

другая часть речи

Сначала   дети стеснялись, но потом освоились.

КОГДА?

С начала  года прошло только  два месяца. С ЧЕГО? Это существительное с предлогом

Вначале  разрешите представиться.

КОГДА?

В начале  осени к нам в гости приехала бабушка. (можно вставить слово :

в самом начале)

Это существительное с предлогом

наречие другая часть речи Это происшествие  вконец  выбило меня из колеи.  КАК? Нас передвинули в конец очереди.  (в самый конец)  Это существительное с предлогом Сестра оделась совсем  по-летнему. КАК? Мы гуляли   по летнему  лесу до вечера. КАКОМУ?  Прилагательное

наречие

другая часть речи

Это происшествие  вконец  выбило меня из колеи. КАК?

Нас передвинули в конец очереди. (в самый конец) Это существительное с предлогом

Сестра оделась совсем  по-летнему.

КАК?

Мы гуляли   по летнему  лесу до вечера.

КАКОМУ? Прилагательное

наречие другая часть речи Брат хотел жить  по-новому .  КАК? С понедельника поезда ходят  по  новому  расписанию.    КАКОМУ?  Это прилагательное Он невыдержанный: вечно рубит  сплеча . КАК? С плеча  дрессировщицы слетел большой яркий попугай.  С ЧЕГО?  Существительное с предлогом

наречие

другая часть речи

Брат хотел жить  по-новому . КАК?

С понедельника поезда ходят  по новому  расписанию.   КАКОМУ? Это прилагательное

Он невыдержанный: вечно рубит  сплеча .

КАК?

С плеча  дрессировщицы слетел большой яркий попугай. С ЧЕГО? Существительное с предлогом

наречие другая часть речи Услышав замечание матери, малыш  тотчас   перестал шалить.  КОГДА? Тот час  останется в моей памяти.  КАКОЙ?  Местоимение указат. Учительница прочитала текст,   затем  класс начал писать изложение.  КОГДА?  = потом Аптека находилась за тем  зданием.  КАКИМ?  Указат.местоимение

наречие

другая часть речи

Услышав замечание матери, малыш  тотчас   перестал шалить. КОГДА?

Тот час  останется в моей памяти. КАКОЙ? Местоимение указат.

Учительница прочитала текст,   затем  класс начал писать изложение. КОГДА? = потом

Аптека находилась за тем  зданием. 

КАКИМ? Указат.местоимение

наречие другая часть речи Зачем ты обманываешь родителей?  ПОЧЕМУ?  = почему, отчего За чем  я вернулась? Забыла! Ах да, за деньгами! ЗА ЧЕМ?  Местоимение

наречие

другая часть речи

Зачем ты обманываешь родителей? ПОЧЕМУ? = почему, отчего

За чем  я вернулась? Забыла! Ах да, за деньгами!

ЗА ЧЕМ? Местоимение

Пишутся через дефис:  Местоимения и наречия с приставкой КОЕ и суффиксами ТО, ЛИБО, НИБУДЬ:  кое-где, кое-как, кое-что  что-то, где-то, откуда-то  когда-либо, кто-либо,  где-нибудь, что-нибудь  Пишется раздельно:  как будто

Пишутся через дефис:

Местоимения и наречия с приставкой КОЕ и суффиксами ТО, ЛИБО, НИБУДЬ:

кое-где, кое-как, кое-что что-то, где-то, откуда-то когда-либо, кто-либо, где-нибудь, что-нибудь

Пишется раздельно: как будто

Пишутся через дефис:

Пишутся через дефис:

  • Наречия, имеющие приставки ПО-,В-,ВО- и суффиксы ОМУ,ЕМУ,ИХ,ЫХ по -наш ему , во -перв ых , по -весенн ему
Прилагательные слитно через дефис 1. Если образовано от словосочетания  долгожданный (долго ждать)  сельскохозяйственный (сельское хозяйство) 1. Если обозначает цвет  ярко-синий, светло-голубой 2. Если первая часть прилагательного это наречие на О,Е  вышесказанный, свежемороженый 2. Если это повтор слов или однокоренные слова  сильный-сильный  ум ный-пре ум ный 3. Если образовано от сложного существительного, пишущегося через дефис Юго-западный (юго-запад ) 4. Если образовано от равнозначных слов  морковно-яблочный (морковь и яблоко)

Прилагательные

слитно

через дефис

1. Если образовано от словосочетания долгожданный (долго ждать) сельскохозяйственный (сельское хозяйство)

1. Если обозначает цвет ярко-синий, светло-голубой

2. Если первая часть прилагательного это наречие на О,Е вышесказанный, свежемороженый

2. Если это повтор слов или однокоренные слова сильный-сильный ум ный-пре ум ный

3. Если образовано от сложного существительного, пишущегося через дефис

Юго-западный (юго-запад )

4. Если образовано от равнозначных слов морковно-яблочный (морковь и яблоко)

Практикум

Практикум

  • 1. Определите номера предложений, в которых оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
  • 1)Отношения поэта и монарха (В)ПОСЛЕДСТВИИ резко осложнятся, и ВСЕ(ТАКИ) Пушкин будет предпочитать личную цензуру царя общей цензуре чиновников.
  • 2)Пушкин призывал Николая I к милосердию, (ПРИ)ЭТОМ он не раз обращался к ссыльным друзьям со словами сочувствия, (НА)ПРИМЕР, в послании «Во глубине сибирских руд…».
  • 3)В мае 1827 года Пушкин (НА)КОНЕЦ получает разрешение жить в Петербурге и (В)НОВЬ оказывается рядом с друзьями.
  • 4)(В)НАЧАЛЕ многих стихотворений Пушкина слышно уныние и даже отчаяние, и ВСЕ(ЖЕ) обычно его стихи завершаются оптимистично.
  • 5)(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ года я несколько раз побывал (ЗА)ГРАНИЦЕЙ.
Практикум

Практикум

  • 2.  Определите номера предложений, в которых оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО
  • 1)(В) течение долгого времени мы даже не представляем, (ПО)ЧЬЕЙ воле человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
  • 2)Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
  • 3)Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
  • 4)ЧТО(БЫ)сделать, чтобы вернуть Радищева современному читателю? Думаю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.
  • 5)(В)открытую говорили, что Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а это не (ТО) ЖЕ самое, что флорентийский живописец и скульптор Андреа Верроккио.
Практикум

Практикум

  • 3. Определите номера предложений, в которых оба выделенных слова пишутся СЛИТНО
  • 1)Я сел у костра и ТАК(ЖЕ), как отец, слушал утренние голоса птиц и (ПО)ТОМУ не услышал шагов охотников.
  • 2)Наблюдательные люди замечали странную девушку, которая ходила по улицам, КАК(БУДТО) искала КОГО(ТО).
  • 3)Неприятности кота начались (В)КОНЦЕ лета, когда в старом деревенском доме (В)ТЕЧЕНИЕ дня появились кривоногая такса Фунтик и маленький пушистый щенок Бим.
  • 4)Ягод оказалось так много, что они всё время норовили сыпаться из корзины, (НЕ)СМОТРЯ на то что корзинка закрывалась (С)ВЕРХУ плетёной крышкой.
  • 5)(В)ВИДУ обледенения трассы все рейсы были отменены, и нам (НА)ПЕРЕКОР планам двое суток пришлось пережидать непогоду.
Практикум

Практикум

  • 4. Определите номера предложений, в которых оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО
  • 1)(НЕ)СМОТРЯ на то что поэма «Светлана» В. А. Жуковского является переводной, в ней мы видим ВСЁ(ТАКИ) прекрасный образ русской девушки.
  • 2)(В)СВЯЗИ с опозданием поезда стоянка была сокращена, (ПО)ЭТОМУ поводу пассажиры еще долго возмущались, что не удалось погулять по городу.
  • 3)(НА)КОНЕЦ занятия знаменитый лектор поблагодарил слушателей, и ТО(ЖЕ) самое сделали остальные докладчики.
  • 4)(НА)ВСТРЕЧУ нам (В)ДОЛЬ дороги брели, подоткнув полы мокрых плащей, грибники.
  • 5)ЧТО(БЫ) ни говорили о нас с братом, мы всегда с ним (ЗА)ОДНО.
Практикум 5 . Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.

Практикум

5 . Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.

  • ДАВНЫМ(ДАВНО), прибыв из Белграда в Берлин, Сеня пытался устроиться КУДА(ЛИБО), но не смог.
  • Я КОГДА(ТО) ТО(ЖЕ) был ребёнком и мечтал стать космонавтом.
  • (ПО)РАЗНОМУ можно относиться к творчеству А.П. Чехова, но, ЧТО(БЫ) понимать его, нужно быть талантливым читателем.
  • Он (ПО)ПРЕЖНЕМУ выглядел озабоченным, вроде рассерженным ЧЕМ(ТО).
  • В (ПОЛУ)РАЗРУШЕННОМ городе было пустынно, КАК(БУДТО) всех унёс с собой мощный ураган. 
ОТВЕТЫ к практикуму задания 14

ОТВЕТЫ к практикуму задания 14

  • 1. 23
  • 2. 145
  • 3. 45
  • 4. 23
  • 5. 14


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Березкина Ольга Германовна

Дата: 09.07.2024

Номер свидетельства: 654046


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства