Готовимся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Правописание приставок
Готовимся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Правописание приставок
Цель данного учебного тренажера помочь ученикам продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку в 9 классе; обобщить и систематизировать свои знания о правописании приставок; правильно аргументировать выбор орфограммы в приставках, отрабатывать навык выполнения задания подобного типа
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Пишутся в зависимости от значения , которое придаётся слову прибавлением приставки
Приставка С- не изменяется независимо от того, перед глухим или звонким согласным она находится Приставки З- в русском языке нет:
сшить, сбить, сдержать, сдача
В некоторых словах начальная З входит в состав корня:
здесь, здание, здоровье,
роз- ( рос- ) – под ударением
раз гада ´ ть
рас трево ´ жить
о слабть
до бежать
на рисовать
над писать
про гулять
пред ставить
с бить
со рвать
за бить
пре- :
ро´з дых
ро´с сыпь
высокая степень качества или действия (= слову очень, весьма, крайне): пре увеличить
2. значение, близкое приставке пере- :
пре ступление
при-:
1. приближение, присоединение : при лететь, при шить
2. расположение вблизи:
при морский
3. Неполное действие : при открыть
ПРИ
ПРЕ
приготовить
приспособить
приобрести
пригодиться
привыкать
присмотреться
приказать
пригласить
присутствовать
привет
пример
природа
причина
приключение
прилежный
приятный
прекратить
преобразовать
превратить
преодолеть
препятствие
претендовать
преследователь
препарат
премьера
президиум
прельстить
преткновение
НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИСТАВОК
притворить (дверь)
прибывать (приближаться)
приёмник (радио)
придать (значение)
приступить (начать)
притворить (дверь)
приходящий (человек)
призирать (приютить, присматривать)
приклонить
(прислонить к чему-нибудь)
претворить (мечту в жизнь)
пребывать (находиться)
преемник (преследователь)
предать (друга)
преступить (закон)
претворить (воплотить)
преходящий (временный)
презирать (относитьсяпренебрежительно)
преклонить
(почтительно склонить)
А6. Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. На нём крупно было написано: «Зарабатываю на скрипку».
А6.В каком слове правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»?
1)принаряженных
2)преображение
3)провести
4)перечёркнуты
А6. Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
На свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда – хорошее и плохое не жалко, а хорошего не вернёшь.
А6. Из данных предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении завершённости действия».
Шли дни, месяцы. В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мёрзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестрёнке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.
А6.В каком слове приставка всегда пишется одинаково, независимо от произношения?
1)расцвеченные
2)перехватывал
3)взгляд
4)исправленные
А6.Из данных предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРИ- , если используется в значении присоединения к чему-либо».
Он шёл прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запёкшаяся, как печать из сургуча. В руке он держал верёвку, к которой была привязана серая тряпка.
А6. Из данных предложений выпишите слово, в котором выбор начальной гласной корня зависит от приставки.
Воспользовавшись наивностью этого тихони, троица друзей решила отыграться на нём за свои неудачи, постигшие их в отношениях со старшеклассниками. Чего только не вытерпел бедолага, пока судьба не столкнула его с Санькой. Все беды разом закончились, и началась новая страница его жизни.
А6.В каком слове написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-?
1) присмотревшись
2) притронулся
3) прервал
4)пребольно
А6.Из данных предложений выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание приставки определяется правилом: «Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на -з (-с) и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от произношения».
Случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называли «сном наяву». Просто это мне, должно быть, привиделось.
А6.Из данных предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом : «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении приближения к чему- либо».
Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил. И, снова впрягаясь в плуг. Они говорили: «У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом». Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне… И так продолжалось долго. Из других деревень приходили почитать Настасьино письмо.
А6.В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?
1)развалины
2)сжигали
3)беспамятство
4)взрывы
А6. Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке отрицательных местоимений зависит от ударения.
Чайковский вспыхнул, покраснел – он не мог принять по отношению к себе это высокое слово – и резко ответил: «В чём тайна? В работе. И никакой тайны вообще нет. Я сажусь за рояль, как сапожник садится тачать сапоги».
А6. Из данныхпредложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Пишется приставка ПРЕ-, если имеет значение высокой степени действия или качества».
«Прелестно», – иронически подумал я и на перемене окликнул его.
– Зачем ты записался во все кружки? – спросил я.
– Мне надо, – ответил он.
– Может быть, ты не знаешь, что увлекает тебя больше всего?
– Нет, я знаю, упрямо ответил он. – Но мне надо. Это моя тайна.
– Тайна это или не тайна, – сказал я, но на занятии физического кружка можешь не приходить. Ты преувеличиваешь свои возможности.
А6. В каком слове приставка пишется через дефис?
1) жизнь-то
2) по-настоящему
3) из-за
4) всё-таки
А6.Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».
Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки.
А6. Из данныхпредложений выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим. И мне вдруг расхотелось пускать с балкона голубков.
Я сделал последнего и – сам не знаю почему –нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек.
А6. В каком слове приставка всегда пишется одинаково, независимо от произношения?
1)расцвеченные
2)отдавал
3)взгляд
4)исправленные
А6. Из данных предложений выпишите слово, в котором приставка имеет значение неполноты действия.
На груди его покоилась скрипка, длинная палочка-смычок была зажата в правой руке. Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.
– Сыграйте, дяденька, ещё.
– Что тебе, мальчик, сыграть?
– Что хотите, дяденька.
Вася сел на топчане, повертел деревянные штырёчки скрипки, потрогал смычком струны. Потом он вскинул к плечу скрипку и заиграл.
А6. Из данных предложений выпишите слово, в приставке которого пишется буква О, так как она стоит под ударением.
Мама работала педиатром и весь день по вызовам оказывала помощь на дому, а в Первую мировую она сопровождала санитарный поезд. Тетя училась в художественном училище – по росписи фарфора. Происходящие в стране события они воспринимали как-то спокойно, без нервов. Только бабушка однажды дала понять свое ироническое отношение к действительности.
А6. Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения.
Я готов был сгореть со стыда, но всё-таки взглянул на Нинку: она смотрела в сторону. Мне стало горько.
Протарахтел в коридоре звонок, и начался урок, а я всё не мог прийти в себя. Было так хорошо, и вот…
А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными – С»?
1)рассказал
2)спрятал
3)стереть
4)вскоре
А6. Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
Но если в последний миг можно улизнуть, то отчего же не воспользоваться случаем? И дремлет, слегка покрякивая, кряква: лисица к этой кочке уже не придёт.А значит, можно ещё ей, глупой крякве, жить.
А6. Из данных предложений выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении парный глухой согласный уподобляется следующему после приставки звонкому согласному звуку (происходит озвончение).
Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.
Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка.
А6.Из данных предложений выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении парный глухой согласный уподобляется следующему после приставки звонкому согласному звуку (происходит озвончение).
Прошло лет десять. За это время я не только слышал, но и видел не раз, как поёт соловей. Он никогда не помещается на ветке дерева, а непременно в кусте, невысоко от земли, сидит, как бы несколько сгорбившись, распустив крылья.
А6.Из данных предложений выпишите слово, в котором выбор начальной гласной корня зависит от приставки.
Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас.
Выполнено всё это было предельно безыскусно, но как-то удивительно… Я даже не мог понять, в чём тут секрет.
А6.В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?
1) бескорыстных
2) разговор
3) открытый
4) испуганно
А6.Из данных предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом : «Пишется приставка ПРИ-, если используется в значении близости к чему- либо».
Однажды вечером я маялся на маленькой станции в ожидании пригородного поезда. Бесчисленные лягушки надсадно кричали над рекой. И этот квакающий хор, и душный воздух прожжённой за день солнцем станции, и скука ожидания – всё сливалось в тягостное впечатление безнадёжной тоски.
А6. Из данныхпредложений выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от её значения.
У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова. И она прислала записку. Просит нас помочь. Надо их убрать, потому что в прошлый раз дрова растащили. Сами понимаете, время-то военное.
А6. Изданных предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется значением: «выпасть на долю».
Техника сделала могущественными каждое государство в целом и человечество в целом. И человечество, если пришлось бы отбиваться, ну хоть от марсиан, встретило бы их не так, как два или три века назад. Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека?
А6. Из данных предложений выпишите слово, в котором выбор начальной гласной корня зависит от приставки.
Позже мы с Енчо Гергановым, одним из моих лучших учеников, не раз вспоминали эту сцену, ибо у встречи нашей была предыстория, притом у каждого из нас – своя. Примерно за полтора года до описанного выше эпизода мне позвонил известный болгарский ученый Мирослав Янакиев и спросил, можно ли ко мне прислать кого-либо для учёбы в аспирантуре.
А6.Из данных предложений выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит уподобление конечного парного по глухости/звонкости согласного последующему звуку (озвончение).
– Ты взгляни, взгляни, Елена!.. Какая неожиданная удача... Бабушка Колкина отдала нам картину. Чудная, милая, восхитительная бабушка Колкина!
А6. В каком слове приставка пишется через дефис?
1) бело-розовыми
2) какой-то
3) огненно-серые
4) по-старчески
А6. Из данных предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется значением указания на превосходную степень состояния.
Боль путала сознание, но я понимал, что, если я лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
А6. Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке отрицательных местоимений зависит от ударения.
Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, хорошего тона. Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека. Придерживаясь их, человек ведёт себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице и дома. Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила.
Было много ошибок:
нужно повторить правило
Знания прочные:
можно работать с тестом
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
МОЛОДЦЫ!
Драбкина С.В. , Субботина Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. – М.: Интеллект-Центр, 2013.
2. Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.
3. Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.
4. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014.
5. Федеральный институт педагогических измерений:http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/6?page=1