Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Фонетика »
ФОНЕТИКА
ЗАДАНИЕ ТИПАА4
Автор презентации:
Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку в 9 классе;
отрабатывать навык выполнения задания типа А4;
систематизировать знания о фонетическом составе слова.
Задания по данной теме в КИМах
сформулированы следующим образом:
А 4. Укажите ошибочное суждение.
1. В слове ЯРОСТНЫЙ букв больше, чем звуков
2. В слове ПОДКОПАЛИ нет звука [Т]
3.В слове ВСКОЛЬЗЬ есть звук [Ф]
4. В слове ЖМУТСЯ все согласные твердые
Чтобы выполнить задание А 4,
НЕОБХОДИМО ВСПОМНИТЬ
звуки и буквы, глухие и звонкие согласные звуки;
твердые и мягкие согласные звуки;
дво ц ная роль букв Е, Ё, Ю, Я;
способы обозначения мягкости согласных на письме;
оглушение и озвончение согласных звуков;
сочетания букв, имеющих
непроизносимый согласный;
соотношение букв и звуков,
фонетический анализ слов.
й
Все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза:
ФОКА,ХОЧЕШЬПОЕСТЬЩЕЦ?
Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только глухие согласные звуки (за искл. зв. [ Й ' ] в слове «поесть»)
Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить другая фраза:
ОЙ,МЫЖЕНЕЗАБЫВАЛИ ОДРУГЕ!
Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только звонкие со гласные звуки.
Парные согласные звуки
звонкие
Непарные согласные
глухие
[Б]-[Б']
[В]-[В']
[Г]-[Г']
[Д]-[Д']
[Ж]
[3]-[3']
только звонкие
[П]-[П']
[Ф]-[Ф']
[К]-[К']
[Т]-[Т']
[Ш]
[С]-[С']
только
глухие
[й']
[Л]-[Л']
[М]-[М']
[Н]-[Н']
[Р]-[Р']
[X]-[X']
[Щ']
[Ц],
[Ч']
СогласныеР, Л, М, Н, Йназываютсясонорными.
Все только звонкие непарные согласные помогает запомнить фразаЛИМОН-РАЙ!
Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только
звонкие непарные согласные звуки.
1) звонкий согласный на конце слова или перед глухим согласным произносится как глухой. Такой фонетический процесс называетсяоглушением.
ДУБ: звонкий согласный Б на конце слова произносится как глухой звук [П];
СКАЗКА: звонкий согласный 3 перед глухим согласным К произносится как глухой звук [С].
ВСЕГДА: звонкий согласный В перед глухим согласным С произносится как глухой звук[Ф'].
2)глухой согласный перед звонким согласным произносится как звонкий. Такой фонетический процесс называетсяозвончением.
ПРОСЬБА: глухой согласный С перед звонким согласным Б произносится как звонкий звук [3'].
Примечание:
озвончение или оглушение наблюдается в тех словах, в которых подряд идут два со гласных : глухой + звонкий = озвончение; звонкий + глухой = оглушение ;
оглушение происходит в тех словах, на конце которых стоит звонкий согласный и после него нет гласного.
Парные согласные
по твердости / мягкости
твердые
Непарные согласные
по твердости / мягкости
мягкие
[ Б ]
[В]
[Д]
[Г]
[3]
[К]
[Л]
[М]
[Н]
[П]
[Р]
[С]
[Т]
[Ф]
[X]
только твердые
[Б']
[В']
[Д']
[Г']
[3']
[К']
[Л']
[М']
[Н']
[П']
[Р']
[С']
[Т']
[Ф']
[X']
только мягкие
[Ж]
[Ш]
[Ц]
[Ч']
[Й']
[Щ']
Запомните :
[Ч']а[Щ']е[Й']:
Ч а щ е й , чащей ты иди, мягких звуков только три.
1)согласная буква + Е, Ё, Ю, Я: бе лый, пе нал, лё д, лю стра, тяне т, дядя , сини й, зи ма, зе ркало.
2)согласная буква (кроме шипящих Ж, Ш, Ч, Щ) + Ь: со ль , се мь , морко вь ю.
Примечание:
буква Ь после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ указывает не на их мягкость, а является показателем определенной грамматической формы;
буквы Ъ и Ь звуков не обозначают .
Е, Ё, Ю, Я
обозначают один звук
[Э], [О], [У ] , [А]
Е, Ё, Ю, Я
обозначают два звука
[Й'Э], [Й'О], [Й'У], [Й'А]
после мягких согласных
(ЛЕС, ЛЁН, ЛЮК, МЯЧ)
в начале слова
(ЯМА, ЁЖИК)
после гласных (СИЯТЬ, БОЕЦ)
после Ъ и Ь
(ПЬЁШЬ, ПОДЪЕЗД)
С Т Н = [ сн ]: гру стн ый
З Д Н = [ зн ]: звё здн ый
Р Д Ц = [ рц ]: се рдц е
Л НЦ = [ нц ]: со лнц е
В окончаниях -ОГО- (-ЕГО-)
имён прилагательных, причастий и местоимений произносится
согласный звук [В]:
прекрасного, летящего, своего .
[В]
[В]
[В]
ЧН — [ШН] в словах: ску чн о, коне чн о, скворе чн ик, яи чн ица, пустя чн ый, Ильини чн а и др.
ЧТ = [ШТ] в словах: чт о, чт обы, чт о-либо, кое- чт о и др.
СЧ, ЖЧ, СЩ, ЗЩ, 34 = [Щ']: ра сч еска, перебе жч ик, рас щ едриться, бе з щ етки, бе з ч асов и др.
СШ, ЗШ = [Ш]: бе сш умный, бе з ш арфика и др.
ТС(я), ТЬС(я), ДС, ТЦ = [Ц]: учи тс я, учи тьс я, уро дс тво, бра тц ы и др.
ГК = [ХК], [Х'К']: ле гк ий и др.
ГЧ = [XX']: ле гч е и др.
Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Вы должны выбрать один правильный.
2. Если вы выбрали правильный ответ, он остаётся на экране, появляется значок «молодцы».
3. Если вы выбрали неверный ответ, он исчезает с экрана.
4. Переход к следующему заданию осуществляется щелчком мыши.
А 4. Укажите ошибочное суждение.
1. В слове ВСМОТРЕТЬСЯ 11 букв и 9 звуков
2. В словеПИШИТЕ всесогласные звуки мягкие
3.В слове ЮНОСТЬ первый звук [Й‘]
4. В слове ЧЕРЕЗ последний согласный звук[С]
А 4. Укажите ошибочное суждение.
1.В слове СЕРДЦЕ звуков меньше, чем букв
2. В слове ВЫРУБКА буквой Б обозначен звук [П]
3. Вслове УГОЛ два слога
4. В слове ЖУТКИЕ все согласные звуки имеют
пару по твёрдости /мягкости.
А 4. Укажите ошибочное суждение.
1. В слове ПОДВИГ последний звук [К]
2.В слове МАЯ четыре звука
3. В слове ДВОРЦУ все согласные парные по мягкости
4. В слове ШКОЛЬНИКОВ мягкость согласного [Л’]
на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак)
А 4. Укажите ошибочное суждение.
1.В слове ЛЁН буква Ё обозначает один звук
2. В слове ПАСТУШАТ все согласные звуки глухие
3.В слове ЧАЮ два слога
4. В слове РУШНИК все согласные звуки имеют
пару по твёрдости /мягкости
А 4. Укажите ошибочное суждение.
1. В слове ЩЕНКОМ все согласные звуки твёрдые
2. В слове ПРОВАЛИТЬСЯ 11 букв и 9 звуков
3.В слове ВЫХОДКИ буква Д обозначает звук [Т]
4. В словеOХОТНИК 3 слога
А 4. Укажите ошибочное суждение.
1. В слове ГЛАЗА все согласные звуки звонкие
2. В слове ОПЯТА количество звуков и букв совпадает
3.В слове СКАЗАЛ все согласные звуки твердые
4. В слове СТРОИТЕЛЬ происходит оглушение
согласного
А 4. Укажите ошибочное суждение.
1. В слове СНАЧАЛА все согласные звуки твёрдые
2. В слове ЯКОРЯ – два слога
3.В слове ЯХТОЧКА буква Я обозначает два звука
4. В слове ОПЯТЬ количество звуков и букв не
совпадает.
А 4. Укажите ошибочное суждение.
1. В слове МОТОЦИКЛ все согласные звуки твёрдые
2. В слове МЕШКА все согласные звуки имеют пару
по твёрдости – мягкости
3.В слове ДАЛЬНИЙ все согласные звуки звонкие
4. АТЕЛЬЕ количество звуков и букв совпадает
А 4. Укажите ошибочное суждение.
1. В слове БЫВАЕТ все согласные звуки твёрдые
2. В слове ВСЕХ все согласные звуки глухие
3.В слове ВПЕРВЫЕ есть звук [Ф]
4. В слове ТРЕТЬЕМУ количество звуков и букв
совпадает
А 4. Укажите ошибочное суждение.
1. В слове ОТОЙДИ три слога
2.В слове ДОРОЖЕ все согласные звуки твёрдые
3. В словеТОННАколичество букв и звуков совпадает
4. В слове ЛЕСТНИЦА семь звуков
А 4. Укажите ошибочное суждение.
1. В слове ИЮНЯ три слога
2.В слове БАБУШКА все согласные звуки твёрдые
3. В слове СДАЁТ количество букв и звуков совпадает
4. В слове ГОРЕСТНО семь звуков
А 4. Укажите ошибочное суждение.
1. В слове ТЕПЕРЬ все согласные звуки мягкие
2. В слове ДАЮТ звуков больше, чем букв
3.В слове СЛЕГКА буква Г обозначает звук [Х]
4. В слове МЫШЬ буква Ь указывает на мягкость
А 4. Укажите ошибочное суждение.
1. В слове СДАВАТЬСЯ есть звук [З]
2. В слове СТРАСТНОЕ звуков больше, чем букв
3.В слове ЧУЖОГО есть звук [В]
4. В слове ЧАСИКИ все согласные звуки являются
мягкими
А 4. Укажите ошибочное суждение.
1. В слове ПОЁТ все согласные звуки глухие
2. В слове ЛЕТЯЩЕГО есть звук [В]
3.В слове БЕЛЕЮТ звуков больше, чем букв
4. В слове ВСЕГДА первый звук [Ф]
Было много ошибок:
нужно повторить правило
Знания прочные:
можно работать с тестом
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
МОЛОДЦЫ!
Драбкина С.В. , Субботина Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. – М.: Интеллект-Центр, 2013.
2. Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.
3. Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.
4. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014.
5. Федеральный институт педагогических измерений:http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/5?page=1