kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Готовимся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Фонетика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация ставит своей целью 

•продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку в 9 классе;

•отрабатывать навык выполнения задания типа А4;

систематизировать знания о фонетическом составе слова

и поможет учителю подготовить девятиклассников к итоговой аттестации

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Фонетика »

ФОНЕТИКА  ЗАДАНИЕ ТИПА  А4 Автор презентации: Печказова Светлана Петровна , учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

ФОНЕТИКА

ЗАДАНИЕ ТИПА А4

Автор презентации:

Печказова Светлана Петровна ,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия

продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку в 9 классе; отрабатывать навык выполнения задания типа А4; систематизировать знания о фонетическом составе слова.
  • продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку в 9 классе;
  • отрабатывать навык выполнения задания типа А4;
  • систематизировать знания о фонетическом составе слова.
Задания по данной теме в КИМах сформулированы следующим образом:  А 4. Укажите  ошибочное  суждение. 1. В слове ЯРОСТНЫЙ букв больше, чем звуков 2. В слове ПОДКОПАЛИ нет звука [Т] 3. В слове ВСКОЛЬЗЬ есть звук [Ф] 4. В слове ЖМУТСЯ все согласные твердые

Задания по данной теме в КИМах

сформулированы следующим образом:

  • А 4. Укажите  ошибочное  суждение.

1. В слове ЯРОСТНЫЙ букв больше, чем звуков

2. В слове ПОДКОПАЛИ нет звука [Т]

3. В слове ВСКОЛЬЗЬ есть звук [Ф]

4. В слове ЖМУТСЯ все согласные твердые

Чтобы выполнить задание А 4, НЕОБХОДИМО ВСПОМНИТЬ  звуки и буквы, глухие и звонкие согласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки; дво ц ная роль букв Е, Ё, Ю, Я; способы обозначения мягкости согласных на письме; оглушение и озвончение согласных звуков; сочетания букв, имеющих непроизносимый согласный; соотношение букв и звуков, фонетический анализ слов. й

Чтобы выполнить задание А 4,

НЕОБХОДИМО ВСПОМНИТЬ

звуки и буквы, глухие и звонкие согласные звуки;

твердые и мягкие согласные звуки;

дво ц ная роль букв Е, Ё, Ю, Я;

способы обозначения мягкости согласных на письме;

оглушение и озвончение согласных звуков;

сочетания букв, имеющих

непроизносимый согласный;

соотношение букв и звуков,

фонетический анализ слов.

й

Все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза: Ф О К А, Х О Ч Е Ш Ь П ОЕ СТ Ь Щ Е Ц ? Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только глухие согласные звуки (за искл. зв. [ Й ' ] в слове «поесть») Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить другая фраза: О Й , М Ы Ж Е Н Е З А Б Ы В А Л И О ДР У Г Е! Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только звонкие со гласные звуки.
  • Все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза:

Ф О К А, Х О Ч Е Ш Ь П ОЕ СТ Ь Щ Е Ц ?

  • Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только глухие согласные звуки (за искл. зв. [ Й ' ] в слове «поесть»)
  • Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить другая фраза:

О Й , М Ы Ж Е Н Е З А Б Ы В А Л И О ДР У Г Е!

  • Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только звонкие со гласные звуки.
Парные согласные звуки звонкие Непарные согласные глухие [Б]-[Б'] [В]-[В'] [Г]-[Г'] [Д]-[Д'] [Ж] [3]-[3'] только звонкие [П]-[П'] [Ф]-[Ф'] [К]-[К'] [Т]-[Т'] [Ш] [С]-[С'] только глухие [й'] [Л]-[Л'] [М]-[М'] [Н]-[Н'] [Р]-[Р'] [X]-[X'] [Щ'] [Ц], [Ч'] Согласные Р, Л, М, Н, Й называются сонорными . Все только звонкие непарные согласные помогает запомнить фраза Л И М О Н - Р А Й ! Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только звонкие непарные согласные звуки.

Парные согласные звуки

звонкие

Непарные согласные

глухие

[Б]-[Б']

[В]-[В']

[Г]-[Г']

[Д]-[Д']

[Ж]

[3]-[3']

только звонкие

[П]-[П']

[Ф]-[Ф']

[К]-[К']

[Т]-[Т']

[Ш]

[С]-[С']

только

глухие

[й']

[Л]-[Л']

[М]-[М']

[Н]-[Н']

[Р]-[Р']

[X]-[X']

[Щ']

[Ц],

[Ч']

Согласные Р, Л, М, Н, Й называются сонорными .

Все только звонкие непарные согласные помогает запомнить фраза Л И М О Н - Р А Й !

Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только

звонкие непарные согласные звуки.

1) звонкий согласный на конце слова или перед глухим согласным произносится как глухой. Такой фонетический процесс называется оглушением .  ДУБ : звонкий согласный Б на конце слова произносится как глухой звук [П];  СКАЗКА : звонкий согласный 3 перед глухим согласным К произносится как глухой звук [С].  ВСЕГДА : звонкий согласный В перед глухим согласным С произносится как глухой звук[Ф']. 2)глухой согласный перед звонким согласным произносится как звонкий. Такой фонетический процесс называется озвончением.  ПРОСЬБА : глухой согласный С перед звонким согласным Б произносится как звонкий звук [3']. Примечание:

1) звонкий согласный на конце слова или перед глухим согласным произносится как глухой. Такой фонетический процесс называется оглушением .

ДУБ : звонкий согласный Б на конце слова произносится как глухой звук [П];

СКАЗКА : звонкий согласный 3 перед глухим согласным К произносится как глухой звук [С].

ВСЕГДА : звонкий согласный В перед глухим согласным С произносится как глухой звук[Ф'].

2)глухой согласный перед звонким согласным произносится как звонкий. Такой фонетический процесс называется озвончением.

ПРОСЬБА : глухой согласный С перед звонким согласным Б произносится как звонкий звук [3'].

Примечание:

  • озвончение или оглушение наблюдается в тех словах, в которых подряд идут два со гласныхглухой + звонкий = озвончение; звонкий + глухой = оглушение ;
  • оглушение происходит в тех словах, на конце которых стоит звонкий согласный и после него нет гласного.
Парные согласные по твердости / мягкости твердые Непарные согласные  по твердости / мягкости мягкие [ Б ] [В] [Д] [Г] [3] [К] [Л] [М] [Н] [П] [Р] [С] [Т] [Ф] [X] только твердые [Б'] [В'] [Д'] [Г'] [3'] [К'] [Л'] [М'] [Н'] [П'] [Р'] [С'] [Т'] [Ф'] [X'] только мягкие [Ж] [Ш] [Ц] [Ч'] [Й'] [Щ'] Запомните : [Ч']а[Щ']е[Й']: Ч а щ е й , чащей ты иди, мягких звуков только три.

Парные согласные

по твердости / мягкости

твердые

Непарные согласные

по твердости / мягкости

мягкие

[ Б ]

[В]

[Д]

[Г]

[3]

[К]

[Л]

[М]

[Н]

[П]

[Р]

[С]

[Т]

[Ф]

[X]

только твердые

[Б']

[В']

[Д']

[Г']

[3']

[К']

[Л']

[М']

[Н']

[П']

[Р']

[С']

[Т']

[Ф']

[X']

только мягкие

[Ж]

[Ш]

[Ц]

[Ч']

[Й']

[Щ']

Запомните :

[Ч']а[Щ']е[Й']:

Ч а щ е й , чащей ты иди, мягких звуков только три.

1)согласная буква + Е, Ё, Ю, Я:  бе лый, пе нал, лё д, лю стра, тяне т, дядя , сини й, зи ма, зе ркало. 2)согласная буква (кроме шипящих Ж, Ш, Ч, Щ) + Ь: со ль , се мь , морко вь ю. Примечание :

1)согласная буква + Е, Ё, Ю, Я:  бе лый, пе нал, лё д, лю стра, тяне т, дядя , сини й, зи ма, зе ркало.

2)согласная буква (кроме шипящих Ж, Ш, Ч, Щ) + Ь: со ль , се мь , морко вь ю.

Примечание :

  • буква Ь после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ указывает не на их мягкость, а является показателем определенной грамматической формы;
  • буквы Ъ и Ь звуков не обозначают .
Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук [Э], [О], [У ] , [А] Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука [Й'Э], [Й'О], [Й'У], [Й'А] после мягких согласных (ЛЕС, ЛЁН, ЛЮК, МЯЧ) в начале слова (ЯМА, ЁЖИК) после гласных (СИЯТЬ, БОЕЦ) после Ъ и Ь (ПЬЁШЬ, ПОДЪЕЗД)

Е, Ё, Ю, Я

обозначают один звук

[Э], [О], [У ] , [А]

Е, Ё, Ю, Я

обозначают два звука

[Й'Э], [Й'О], [Й'У], [Й'А]

после мягких согласных

(ЛЕС, ЛЁН, ЛЮК, МЯЧ)

в начале слова

(ЯМА, ЁЖИК)

после гласных (СИЯТЬ, БОЕЦ)

после Ъ и Ь

(ПЬЁШЬ, ПОДЪЕЗД)

С Т Н = [ сн ]: гру стн ый З Д Н = [ зн ]: звё здн ый Р Д Ц = [ рц ]: се рдц е Л НЦ = [ нц ]: со лнц е В окончаниях -ОГО- (-ЕГО-) имён прилагательных, причастий и местоимений произносится согласный звук [В]:   прекрасн ого , летящ его , сво его . [В] [В] [В]

С Т Н = [ сн ]: гру стн ый

З Д Н = [ зн ]: звё здн ый

Р Д Ц = [ рц ]: се рдц е

Л НЦ = [ нц ]: со лнц е

В окончаниях -ОГО- (-ЕГО-)

имён прилагательных, причастий и местоимений произносится

согласный звук [В]:  

прекрасн ого , летящ его , сво его .

[В]

[В]

[В]

ЧН — [ШН] в словах: ску чн о, коне чн о, скворе чн ик, яи чн ица, пустя чн ый, Ильини чн а и др. ЧТ = [ШТ] в словах:  чт о, чт обы, чт о-либо, кое- чт о и др. СЧ, ЖЧ, СЩ, ЗЩ, 34 = [Щ']:  ра сч еска, перебе жч ик, рас щ едриться, бе з щ етки, бе з  ч асов и др. СШ, ЗШ = [Ш]:  бе сш умный, бе з  ш арфика и др. ТС(я), ТЬС(я), ДС, ТЦ = [Ц]:  учи тс я, учи тьс я, уро дс тво, бра тц ы и др. ГК = [ХК], [Х'К']:  ле гк ий и др. ГЧ = [XX']:  ле гч е и др.

ЧН — [ШН] в словах: ску чн о, коне чн о, скворе чн ик, яи чн ица, пустя чн ый, Ильини чн а и др.

ЧТ = [ШТ] в словах:  чт о, чт обы, чт о-либо, кое- чт о и др.

СЧ, ЖЧ, СЩ, ЗЩ, 34 = [Щ']:  ра сч еска, перебе жч ик, рас щ едриться, бе з щ етки, бе з ч асов и др.

СШ, ЗШ = [Ш]:  бе сш умный, бе з ш арфика и др.

ТС(я), ТЬС(я), ДС, ТЦ = [Ц]:  учи тс я, учи тьс я, уро дс тво, бра тц ы и др.

ГК = [ХК], [Х'К']:  ле гк ий и др.

ГЧ = [XX']:  ле гч е и др.

Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Вы должны выбрать один правильный.
  • Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Вы должны выбрать один правильный.

2. Если вы выбрали правильный ответ, он остаётся на экране, появляется значок «молодцы».

3. Если вы выбрали неверный ответ, он исчезает с экрана.

4. Переход к следующему заданию осуществляется щелчком мыши.

А 4. Укажите  ошибочное  суждение. 1. В слове ВСМОТРЕТЬСЯ 11 букв и 9 звуков 2. В слове ПИШИТЕ все согласные звуки мягкие 3. В слове ЮНОСТЬ первый звук [Й‘] 4. В слове ЧЕРЕЗ последний согласный звук [С]

А 4. Укажите  ошибочное  суждение.

1. В слове ВСМОТРЕТЬСЯ 11 букв и 9 звуков

2. В слове ПИШИТЕ все согласные звуки мягкие

3. В слове ЮНОСТЬ первый звук [Й‘]

4. В слове ЧЕРЕЗ последний согласный звук [С]

А 4. Укажите  ошибочное   суждение. 1. В слове СЕРДЦЕ звуков меньше, чем букв 2. В слове ВЫРУБКА буквой Б  обозначен звук [П] 3. В слове УГОЛ два слога 4. В слове ЖУТКИЕ все согласные звуки имеют  пару по твёрдости /мягкости.

А 4. Укажите  ошибочное   суждение.

1. В слове СЕРДЦЕ звуков меньше, чем букв

2. В слове ВЫРУБКА буквой Б  обозначен звук [П]

3. В слове УГОЛ два слога

4. В слове ЖУТКИЕ все согласные звуки имеют

пару по твёрдости /мягкости.

А 4. Укажите  ошибочное  суждение. 1. В слове ПОДВИГ последний звук [К] 2. В слове МАЯ четыре звука 3. В слове ДВОРЦУ все согласные парные по мягкости 4. В слове ШКОЛЬНИКОВ мягкость согласного [Л’]  на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак)

А 4. Укажите  ошибочное  суждение.

1. В слове ПОДВИГ последний звук [К]

2. В слове МАЯ четыре звука

3. В слове ДВОРЦУ все согласные парные по мягкости

4. В слове ШКОЛЬНИКОВ мягкость согласного [Л’]

на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак)

А 4. Укажите  ошибочное  суждение. 1. В слове ЛЁН буква Ё обозначает один звук 2. В слове ПАСТУШАТ все согласные звуки глухие 3. В слове ЧАЮ два слога 4. В слове РУШНИК все согласные звуки имеют  пару по твёрдости /мягкости

А 4. Укажите  ошибочное  суждение.

1. В слове ЛЁН буква Ё обозначает один звук

2. В слове ПАСТУШАТ все согласные звуки глухие

3. В слове ЧАЮ два слога

4. В слове РУШНИК все согласные звуки имеют

пару по твёрдости /мягкости

А 4. Укажите  ошибочное  суждение. 1. В слове ЩЕНКОМ все согласные звуки твёрдые 2. В слове ПРОВАЛИТЬСЯ 11 букв и 9 звуков 3. В слове ВЫХОДКИ буква Д обозначает звук [Т] 4. В слове O ХОТНИК 3 слога

А 4. Укажите  ошибочное  суждение.

1. В слове ЩЕНКОМ все согласные звуки твёрдые

2. В слове ПРОВАЛИТЬСЯ 11 букв и 9 звуков

3. В слове ВЫХОДКИ буква Д обозначает звук [Т]

4. В слове O ХОТНИК 3 слога

А 4. Укажите  ошибочное  суждение. 1. В слове ГЛАЗА все согласные звуки звонкие 2. В слове ОПЯТА количество звуков и букв совпадает 3. В слове СКАЗАЛ все согласные звуки твердые 4. В слове СТРОИТЕЛЬ происходит оглушение  согласного

А 4. Укажите  ошибочное  суждение.

1. В слове ГЛАЗА все согласные звуки звонкие

2. В слове ОПЯТА количество звуков и букв совпадает

3. В слове СКАЗАЛ все согласные звуки твердые

4. В слове СТРОИТЕЛЬ происходит оглушение

согласного

А 4. Укажите  ошибочное  суждение. 1. В слове СНАЧАЛА все согласные звуки твёрдые 2. В слове ЯКОРЯ – два слога 3. В слове ЯХТОЧКА буква Я обозначает два звука 4. В слове ОПЯТЬ количество звуков и букв не  совпадает.

А 4. Укажите  ошибочное  суждение.

1. В слове СНАЧАЛА все согласные звуки твёрдые

2. В слове ЯКОРЯ – два слога

3. В слове ЯХТОЧКА буква Я обозначает два звука

4. В слове ОПЯТЬ количество звуков и букв не

совпадает.

А 4. Укажите  ошибочное  суждение. 1. В слове МОТОЦИКЛ все согласные звуки твёрдые 2. В слове МЕШКА все согласные звуки имеют пару  по твёрдости – мягкости 3. В слове ДАЛЬНИЙ все согласные звуки звонкие 4. АТЕЛЬЕ количество звуков и букв совпадает

А 4. Укажите  ошибочное  суждение.

1. В слове МОТОЦИКЛ все согласные звуки твёрдые

2. В слове МЕШКА все согласные звуки имеют пару

по твёрдости – мягкости

3. В слове ДАЛЬНИЙ все согласные звуки звонкие

4. АТЕЛЬЕ количество звуков и букв совпадает

А 4. Укажите  ошибочное  суждение. 1. В слове БЫВАЕТ все согласные звуки твёрдые 2. В слове ВСЕХ все согласные звуки глухие 3. В слове ВПЕРВЫЕ есть звук [Ф] 4. В слове ТРЕТЬЕМУ количество звуков и букв  совпадает

А 4. Укажите  ошибочное  суждение.

1. В слове БЫВАЕТ все согласные звуки твёрдые

2. В слове ВСЕХ все согласные звуки глухие

3. В слове ВПЕРВЫЕ есть звук [Ф]

4. В слове ТРЕТЬЕМУ количество звуков и букв

совпадает

А 4. Укажите  ошибочное  суждение. 1. В слове ОТОЙДИ три слога 2. В слове ДОРОЖЕ все согласные звуки твёрдые 3. В слове ТОННА количество букв и звуков совпадает 4. В слове ЛЕСТНИЦА семь звуков

А 4. Укажите  ошибочное  суждение.

1. В слове ОТОЙДИ три слога

2. В слове ДОРОЖЕ все согласные звуки твёрдые

3. В слове ТОННА количество букв и звуков совпадает

4. В слове ЛЕСТНИЦА семь звуков

А 4. Укажите  ошибочное  суждение. 1. В слове ИЮНЯ три слога 2. В слове БАБУШКА все согласные звуки твёрдые 3. В слове СДАЁТ количество букв и звуков совпадает 4. В слове ГОРЕСТНО семь звуков

А 4. Укажите  ошибочное  суждение.

1. В слове ИЮНЯ три слога

2. В слове БАБУШКА все согласные звуки твёрдые

3. В слове СДАЁТ количество букв и звуков совпадает

4. В слове ГОРЕСТНО семь звуков

А 4. Укажите  ошибочное  суждение. 1. В слове ТЕПЕРЬ все согласные звуки мягкие 2. В слове ДАЮТ звуков больше, чем букв 3. В слове СЛЕГКА буква Г обозначает звук [Х] 4. В слове МЫШЬ буква Ь указывает на мягкость

А 4. Укажите  ошибочное  суждение.

1. В слове ТЕПЕРЬ все согласные звуки мягкие

2. В слове ДАЮТ звуков больше, чем букв

3. В слове СЛЕГКА буква Г обозначает звук [Х]

4. В слове МЫШЬ буква Ь указывает на мягкость

А 4. Укажите  ошибочное  суждение. 1. В слове СДАВАТЬСЯ есть звук [З] 2. В слове СТРАСТНОЕ звуков больше, чем букв 3. В слове ЧУЖОГО есть звук [В] 4. В слове ЧАСИКИ все согласные звуки являются  мягкими

А 4. Укажите  ошибочное  суждение.

1. В слове СДАВАТЬСЯ есть звук [З]

2. В слове СТРАСТНОЕ звуков больше, чем букв

3. В слове ЧУЖОГО есть звук [В]

4. В слове ЧАСИКИ все согласные звуки являются

мягкими

А 4. Укажите  ошибочное  суждение. 1. В слове ПОЁТ все согласные звуки глухие 2. В слове ЛЕТЯЩЕГО есть звук [В ] 3. В слове БЕЛЕЮТ звуков больше, чем букв 4. В слове ВСЕГДА первый звук [Ф]

А 4. Укажите  ошибочное  суждение.

1. В слове ПОЁТ все согласные звуки глухие

2. В слове ЛЕТЯЩЕГО есть звук [В ]

3. В слове БЕЛЕЮТ звуков больше, чем букв

4. В слове ВСЕГДА первый звук [Ф]

Было много ошибок: нужно повторить правило Знания прочные: можно работать с тестом БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! МОЛОДЦЫ!

Было много ошибок:

нужно повторить правило

Знания прочные:

можно работать с тестом

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

МОЛОДЦЫ!

Драбкина С.В. , Субботина Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. – М.: Интеллект-Центр, 2013.
  • Драбкина С.В. , Субботина Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. – М.: Интеллект-Центр, 2013.

2. Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.

3. Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.

4. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014.

5. Федеральный институт педагогических измерений: http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/5?page=1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Готовимся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Фонетика

Автор: Печказова Светлана Петровна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 119002


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства