kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе. Лексика. Стилистическая окраска слов. Стилистически нейтральные синонимы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация ставит своей целью систематизировать знания учащихся о стилистической окраске слов; учить различать нейтральную и стилистически окрашенную лексику; формировать умение синонимической замены слов в тексте; готовить к самостоятельному выполнению заданий  типа В1 в КИМах ГИА по русскому языку в 9 классе. Презентация содержит теоретические сведения и тренинговый материал, рекомендованный открытым банком заданий ФИПИ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе. Лексика. Стилистическая окраска слов. Стилистически нейтральные синонимы »

Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе ЗАДАНИЕ ТИПА В 1 Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе

ЗАДАНИЕ ТИПА В 1

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

систематизировать знания учащихся о  стилистической окраске слов;  учить различать нейтральную и стилистически  окрашенную лексику;  формировать умение синонимической замены слов  в тексте;  готовить к самостоятельному выполнению заданий
  • систематизировать знания учащихся о

стилистической окраске слов;

  • учить различать нейтральную и стилистически

окрашенную лексику;

  • формировать умение синонимической замены слов

в тексте;

  • готовить к самостоятельному выполнению заданий

типа В1 в КИМах ГИА по русскому языку в 9 классе

СТИЛИ РЕЧИ книжные разговорный официально- деловой научный художественный публицистический Стили речи – это деление внутри литературного языка, обусловленное целями и задачами общения. Форма высказываний человека зависит от того, где, с кем и зачем он говорит.

СТИЛИ РЕЧИ

книжные

разговорный

официально-

деловой

научный

художественный

публицистический

Стили речи – это деление внутри литературного языка,

обусловленное целями и задачами общения.

Форма высказываний человека зависит от того, где, с кем и зачем он говорит.

ОКРАСКА СЛОВ нейтральные слова  стилистически  окрашенные слова книжные разговорные просторечные

ОКРАСКА СЛОВ

нейтральные

слова

стилистически

окрашенные

слова

книжные

разговорные

просторечные

нейтральные слова стилистически  окрашенные слова       книжная лексика (слова, которым характерна торжественность, поэтич - ность, употребляющиеся пре - имущественно в ораторской и поэтической речи)  дерзание, отречься титанический, творец, отчизна, воспарить, дух, опус, и т.д. разговорная лексика (слова, слова, придающие речи оттенок непринуждён - ности, неофициальности; разговорная лексика не вы - ходит за пределы нормы русского литературного яз.)  чепуха, наобум, щуплый, халтурить, дрыгать, сподручней и т.д.  межстилевая лексика (слова, не закреплённые за каким-нибудь определённым стилем и употребляющиеся в любой ситуации, лишённые  особой экспрессии, эмоций)  вода, небо, кровать, спать, делать, большой, горячий, весело, трудно, и , если, из-за, под, и т.д.     просторечная лексика (слова, отличающиеся большей сте - пенью грубости, способные передавать отрицательное отношение говорящего к каким-либо явлениям; просторечная лексика выходит за пределы строго нормированной русской литературной речи) небось, отродясь, обормот, дрыхнуть, облапошить и т.д.

нейтральные

слова

стилистически

окрашенные

слова

книжная

лексика

(слова, которым характерна

торжественность, поэтич -

ность, употребляющиеся пре -

имущественно в ораторской

и поэтической речи)

дерзание, отречься титанический, творец, отчизна, воспарить, дух, опус, и т.д.

разговорная

лексика

(слова, слова, придающие

речи оттенок непринуждён -

ности, неофициальности;

разговорная лексика не вы -

ходит за пределы нормы

русского литературного яз.)

чепуха, наобум, щуплый, халтурить, дрыгать, сподручней и т.д.

межстилевая

лексика

(слова, не закреплённые за

каким-нибудь определённым

стилем и употребляющиеся в

любой ситуации, лишённые

особой экспрессии, эмоций)

вода, небо, кровать, спать, делать, большой, горячий, весело, трудно, и , если, из-за, под, и т.д.

просторечная лексика (слова, отличающиеся большей сте -

пенью грубости, способные передавать отрицательное отношение

говорящего к каким-либо явлениям; просторечная лексика выходит

за пределы строго нормированной русской литературной речи)

небось, отродясь, обормот, дрыхнуть, облапошить и т.д.

Определите стилистическую принадлежность слов: нейтральные слова стилистически  окрашенные слова руки (разг.) лапы С И Н О Н И М Ы (книжн.) прогресс улучшение плакать (разг.) реветь стезя путь (книжн.) дрыхнуть спать (прост.) драпать бежать (прост.) важничать форсить (прост.) болтовня разговор (разг.) спать, реветь, путь, стезя, руки, лапы, прогресс, улучшение, плакать, бежать, форсить, драпать, важничать, болтовня разговор, дрыхнуть, Какие пары образовали нейтральные и стилистически окрашенные слова?

Определите стилистическую принадлежность слов:

нейтральные

слова

стилистически

окрашенные

слова

руки

(разг.)

лапы

С

И

Н

О

Н

И

М

Ы

(книжн.)

прогресс

улучшение

плакать

(разг.)

реветь

стезя

путь

(книжн.)

дрыхнуть

спать

(прост.)

драпать

бежать

(прост.)

важничать

форсить

(прост.)

болтовня

разговор

(разг.)

спать,

реветь,

путь,

стезя,

руки,

лапы,

прогресс,

улучшение,

плакать,

бежать,

форсить,

драпать,

важничать,

болтовня

разговор,

дрыхнуть,

Какие пары образовали нейтральные и

стилистически окрашенные слова?

Что такое синонимы? Какую функцию выполняют синонимы в речи? Что означает понятие «стилистические синонимы»? Синонимы — это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое лексическое значение: кавалерия – конница, большой – огромный бояться – робеть Синонимы служат для уточнения мысли, для повышения образности и художественной выразительности речи, для избегания повторов Стилистические синонимы — это слова, тождественные по своему значению и различные по стилистической окраске или имеющие разную сферу употребления: глаза – очи (книжн.), зенки (прост.) обман– навет (книжн.), враки (разг.)

Что такое синонимы?

Какую функцию выполняют синонимы в речи?

Что означает понятие «стилистические синонимы»?

Синонимы — это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое лексическое значение:

кавалерия – конница, большой – огромный

бояться – робеть

Синонимы служат для уточнения мысли,

для повышения образности и художественной выразительности речи,

для избегания повторов

Стилистические синонимы — это слова, тождественные по своему значению и различные по стилистической окраске или имеющие разную сферу употребления:

глаза – очи (книжн.), зенки (прост.)

обман– навет (книжн.), враки (разг.)

Задания по данной теме в КИМах сформулированы следующим образом:

Задания по данной теме в КИМах

сформулированы следующим образом:

  • В1. Замените книжное /разговорное/просторечное слово «…» в предложении … стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Замените книжное слово  «отречься»  в предложении «Сабля, действительно, предрешила мою жизненную дорогу, но и от книжной премудрости я не отрёкся» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. ОТКАЗАТЬСЯ ОТРЕЧЬСЯ Замените разговорное слово  «парня»  в предложении «Однажды в театральном дворе Алиса увидела молодого парня и сразу поняла, что он не артист» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. ЮНОШУ ПАРНЯ

Замените книжное слово  «отречься»  в предложении

«Сабля, действительно, предрешила мою жизненную дорогу, но и от книжной премудрости я не отрёкся»

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

ОТКАЗАТЬСЯ

ОТРЕЧЬСЯ

Замените разговорное слово  «парня»  в предложении

«Однажды в театральном дворе Алиса увидела молодого парня и сразу поняла, что он не артист»

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

ЮНОШУ

ПАРНЯ

Замените просторечное слово  «поддал»  в предложении «Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько: ни одной краски мне не даёт» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. УДАРИЛ ПОДДАЛ Замените книжное слово  «спич»  в предложении «Все картинно встали на колени вокруг столба, а Сашка произнёс торжественный спич в честь Прометея, Яблочкова и чугунолитейного производства.» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. РЕЧЬ СПИЧ

Замените просторечное слово  «поддал»  в предложении

«Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько: ни одной краски мне не даёт»

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

УДАРИЛ

ПОДДАЛ

Замените книжное слово  «спич»  в предложении

«Все картинно встали на колени вокруг столба, а Сашка произнёс торжественный спич в честь Прометея, Яблочкова и чугунолитейного производства.»

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

РЕЧЬ

СПИЧ

Замените книжное слово  «воспарит»  в предложении «Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова – воспарит и умчится, как птица» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. ВЗЛЕТИТ ВОСПАРИТ Замените разговорное слово  «штуками»  в предложении «Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. ПРЕДМЕТАМИ ШТУКАМИ

Замените книжное слово  «воспарит»  в предложении

«Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова – воспарит и умчится, как птица»

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

ВЗЛЕТИТ

ВОСПАРИТ

Замените разговорное слово  «штуками»  в предложении

«Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо»

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

ПРЕДМЕТАМИ

ШТУКАМИ

Замените разговорное слово  «влип»  в предложении «Сергей понял, что на этот раз влип серьёзно» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. ПОПАЛСЯ ВЛИП Замените книжное слово  «надлежало»  в предложении «На столе в комнатушке лежали потрёпанные книги, и мне надлежало укреплять их корешок и обложку» стилистически нейтральным синонимическим выражением. Напишите это синонимическое выражение. НУЖНО БЫЛО НАДЛЕЖАЛО

Замените разговорное слово  «влип»  в предложении

«Сергей понял, что на этот раз влип серьёзно»

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

ПОПАЛСЯ

ВЛИП

Замените книжное слово  «надлежало»  в предложении

«На столе в комнатушке лежали потрёпанные книги, и мне надлежало укреплять их корешок и обложку»

стилистически нейтральным синонимическим выражением. Напишите это синонимическое выражение.

НУЖНО БЫЛО

НАДЛЕЖАЛО

Замените просторечное выражение   «страсть сколько»  в предложении «Идём на озеро раков ловить, их там страсть сколько» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. МНОГО СТРАСТЬ СКОЛЬКО Замените разговорное слово  «долговязый»  в предложении «Этот долговязый хмурый парень почему-то вызывал доверие, хотя был для нас совершенным незнакомцем» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. ВЫСОКИЙ ДОЛГОВЯЗЫЙ

Замените просторечное выражение   «страсть сколько»  в предложении

«Идём на озеро раков ловить, их там страсть сколько»

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

МНОГО

СТРАСТЬ СКОЛЬКО

Замените разговорное слово  «долговязый»  в предложении

«Этот долговязый хмурый парень почему-то вызывал доверие, хотя был для нас совершенным незнакомцем»

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

ВЫСОКИЙ

ДОЛГОВЯЗЫЙ

Замените книжное слово  «отныне»  в предложении «Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели странные речи, в которых незримо присутствовал Пушкин» стилистически нейтральным синонимичным словосочетанием. Напишите этот синонимичное словосочетание. С СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ ОТНЫНЕ Замените разговорное слово  «щуплый»  в предложении «Голос принадлежал щуплому невысокому человеку» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. ХУДОЙ, СЛАБОСИЛЬНЫЙ ЩУПЛЫЙ

Замените книжное слово  «отныне»  в предложении

«Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели странные речи, в которых незримо присутствовал Пушкин»

стилистически нейтральным синонимичным словосочетанием. Напишите этот синонимичное словосочетание.

С СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

ОТНЫНЕ

Замените разговорное слово  «щуплый»  в предложении

«Голос принадлежал щуплому невысокому человеку»

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

ХУДОЙ, СЛАБОСИЛЬНЫЙ

ЩУПЛЫЙ

Замените книжное слово  «живота»  в предложении «Русские солдаты, не щадя живота своего, днём и ночью гнали измученных французов» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. ЖИЗНИ ЖИВОТА Замените разговорное слово  «штуками»  в предложении «Ещё недавно Дубравка гоняла с мальчишками обшарпанный мячик, ходила в горы за кизилом» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. СТАРЫЙ, ОБОДРАННЫЙ ОБШАРПАННЫЙ

Замените книжное слово  «живота»  в предложении

«Русские солдаты, не щадя живота своего, днём и ночью гнали измученных французов»

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

ЖИЗНИ

ЖИВОТА

Замените разговорное слово  «штуками»  в предложении

«Ещё недавно Дубравка гоняла с мальчишками обшарпанный мячик, ходила в горы за кизилом»

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

СТАРЫЙ, ОБОДРАННЫЙ

ОБШАРПАННЫЙ

МОЛОДЕЦ! Знания прочные: можно работать с тестом БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Было много ошибок: необходимо повторить правило

МОЛОДЕЦ!

Знания прочные:

можно работать с тестом

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

Было много ошибок:

необходимо повторить правило

Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.  Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.
  • Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.
  • Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.

3. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014 .

4. Федеральный институт педагогических измерений: http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/ 2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Печказова Светлана Петровна

Дата: 23.06.2014

Номер свидетельства: 108010


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства