Презентация предназначена для учителей русского языка и девятиклассников, которые готовятся к экзамену по русскому языку. Содержит описание приемов сжатия (компрессии) текста, примеры применения этих приемов, фрагменты текстов для выполнения самостоятельной работы по данной теме; памятку для подготовки к экзамену.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Готовимся к экзамену. Приёмы сжатия текста»
Готовимся к ОГЭ
Приемыкомпрессии текста
(пишем сжатое изложение)
Презентациювыполнила учитель русского языка
Бычкова Л.В.
Написание сжатого изложения исходного текста.
Максимум баллов за это задание ученик получает, если:
Основные приемы сжатия текста
Исключение
•предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.);
•предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.);
•предложений с описаниями и рассуждениями;
•повторов;
•одного или нескольких синонимов.
•предложений с описаниями и рассуждениями;•повторов;•одного или нескольких синонимов.
Основные приемы сжатия текста
Обобщение
• обобщить несколько однородных мелких (частных, единичных) вопросов, фактов, примеров. Например: В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары.)
•образовать сложное предложение путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.
Основные приемы сжатия текста
Упрощение
разбить сложное предложение на простые;
•заменить сложноподчинённое предложение простым;
•перевести диалог или прямую речь в косвенную;
•заменить фрагмент текста синонимичным выражением;
•формулировать мысли своими словами.
Работаем с текстом
Выделим микротемы.
1 абзац.
Доставшееся нам историческое и культурное наследие надо оберегать, но в памяти все же возникают горестные картины.
Работаем с текстом
Выделим микротемы.
2 абзац.
Взорвав чугунный памятник на могиле Багратиона, преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.
Работаем с текстом
Выделим микротемы.
3 абзац.
Путевой дворец Растрелли, стоявший недалеко от аэродрома Ленинграда, был разрушен во время войны немцами и до сих пор не восстановлен. Утрата любого памятника невосстановима.
Работаем с текстом
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные, горестные картины.
Использованные приёмы сжатия
Замена фрагмента текста
(доставшееся нам наследство – его).
Обобщение
(образование сложного предложения путем слияния двух смежных).
Исключение фрагментов предложения(жизненный опыт, а порой).
Исключение синонима
(грустные).
Работаем с текстом
Довелось мне как–то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми на этом месте благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.
Использованные приёмы сжатия
Исключениефрагментов предложения и переформули-рование мысли своими словами.
Заменафрагмента текста синонимичным выражением (сделавшие это совершили преступление - преступники запятнали);
Упрощение(замена имени и отчества инициалами, местоимением)
Исключениепредложения, содержащего второстепенные факты (Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!..)
Работаем с текстом
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, архитектура которого связана с именами Растрелли, Росси, Захарова. По дороге с аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли, разрушенный войной, но сохранённый нашими бойцами. Отреставрировать его – и какая праздничная увертюра к Ленинграду. Снесли!Теперь на этом месте пусто, пусто и в душе, потому что утрата любого памятника невосстановима.
Использованные приёмы сжатия
Образованиесложного предложения путем слияния двух смежных предложений, исключение синонимов, упрощение;
Самым значительным изобретением за всю историю человечества учёные из разных стран признали книгу, потому что благодаря этому изобретению стали возможны и многие другие.
Самостоятельная работа
2 абзац. Микротема.
Сегодня книга - по-прежнему самый надёжный и долговечный аккумулятор знаний, ведущий к добру.
Самостоятельная работа
3 абзац. Микротема.
Достоверным является лишь слово, закрепленное на бумаге, слово, услышанное и затем прочитанное, надолго сохраняется в памяти.