Цель даннного урока дать представление о функционально-смысловых типах речи. Познакомить учащихся с композиционными и языковыми особенностями типов речи.
Дети должны научиться различать типы речи. Знать повествование, описание и рассуждение. Я построила презентацию так, чтобы учащимся было легче понять учебный материал. Каждому типу речи подобрана картина.
Придумала интересное домашнее задание: создать тексты разных типов на одну тему или подобрать из разных источников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Функционально-смысловые типы речи»
Функционально-смысловые типы речи
МКОУ«Антипаютинская школа-интернат среднего общего образования» учитель Ружбеляева Л.С. 2015
Цели и задачи:
Дать представление о функционально-смысловых типах речи
Познакомить с композиционными и языковыми особенностями типов речи
Функционально-смысловые типы речи
Повествование
Описание
Рассуждение
Повествование
Пример:
В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты; правый фланг шведской пехоты бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Велики, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.
Тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности
Повествование
Композиционные особенности:
В структуре повествования выделяют: экспозицию, завязку, развитие действия, развязку
События передаются в прямой ил обратной хронологической последовательности
Повествование ведется от 1 или 3 лица
Языковые особенности :
Ведущая часть речи – глагол:
Глаголы сов. вида передают смену событий, их последовательность.
Глаголы несов. вида прош. времени подчеркивают длительность действия
Формы буд. времени сов. вида с частицей КАК передают неожиданность действия
Использование слов и выражений со значением времени
Описание
Тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений животных, человека
Пример:
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Старые деревья облетели, и только молодые березки сохраняют еще свои увядшие листья, блистающие золотом. Устлана земля сухими и разноцветными листьями.
Описание
Языковые особенности :
Ведущие части речи – имена существительные и прилагательные
Употребляются глаголы несов. вида в форме наст. времени, это придает описанию особую выразительность и «приближает» объект описания к предмету.
Используются выразительные средства языка( эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения…)
Композиция:
Общее представление о предмете
Его характерные признаки
Авторская оценка предмета
Рассуждение
Тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, понятие, факт.
Пример:
Странная вещь – книга. Есть в ней что-то загадочное, даже мистическое. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берете ее в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и…все? А разве в вас что-то не переменилось? Разве после прочтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка? Книга… Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.
Рассуждение
Композиция:
Языковые особенности:
Тезис (мысль, требующая доказательств)
Аргументы (доказательства или опровержения)
Вывод (заключение по поводу тезиса)
Использование отвлеченных существительных
Употребление вводных слов с порядковым и итоговым значением (во-первых, итак, следовательно…)
Использование предложений с противительными, следственными союзами(но, однако, так как потому что…); местоимениями, указывающими на причину, следствие или итог(потому, поэтому…)
Вывод:
Сегодня мы познакомились с типами речи.
В будущем на практике вы должны показать умения различать типы речи на основе языковых и композиционных особенностей.
Домашнее задание
Создайте тексты разных типов на одну тему или подберите из разных источников.
Например, сочинения-миниатюры на тему «Гроза», «Черный лебедь», «Ландыши».