kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Функционально-смысловые типы речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель даннного урока дать представление о функционально-смысловых типах речи.  Познакомить учащихся с композиционными и языковыми особенностями типов речи.

Дети должны научиться различать типы речи. Знать повествование, описание и рассуждение. Я построила презентацию так, чтобы учащимся было легче понять учебный материал. Каждому типу речи подобрана картина.

Придумала интересное домашнее задание: создать тексты разных типов на одну тему или подобрать из разных источников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Функционально-смысловые типы речи»

Функционально-смысловые типы речи МКОУ«Антипаютинская школа-интернат среднего общего образования» учитель Ружбеляева Л.С.  2015

Функционально-смысловые типы речи

МКОУ«Антипаютинская школа-интернат среднего общего образования» учитель Ружбеляева Л.С. 2015

Цели и задачи:

Цели и задачи:

  • Дать представление о функционально-смысловых типах речи
  • Познакомить с композиционными и языковыми особенностями типов речи
Функционально-смысловые  типы речи

Функционально-смысловые типы речи

  • Повествование
  • Описание
  • Рассуждение
Повествование Пример: В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты; правый фланг шведской пехоты бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Велики, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля. Тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности

Повествование

Пример:

В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты; правый фланг шведской пехоты бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Велики, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.

Тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности

Повествование Композиционные особенности: В структуре повествования выделяют: экспозицию, завязку, развитие действия, развязку События передаются в прямой ил обратной хронологической последовательности Повествование ведется от 1 или 3 лица Языковые особенности :

Повествование

Композиционные особенности:

  • В структуре повествования выделяют: экспозицию, завязку, развитие действия, развязку
  • События передаются в прямой ил обратной хронологической последовательности
  • Повествование ведется от 1 или 3 лица

Языковые особенности :

  • Ведущая часть речи – глагол:
  • Глаголы сов. вида передают смену событий, их последовательность.
  • Глаголы несов. вида прош. времени подчеркивают длительность действия
  • Формы буд. времени сов. вида с частицей КАК передают неожиданность действия
  • Использование слов и выражений со значением времени
Описание Тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений животных, человека Пример: Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Старые деревья облетели, и только молодые березки сохраняют еще свои увядшие листья, блистающие золотом. Устлана земля сухими и разноцветными листьями.

Описание

Тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений животных, человека

Пример:

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Старые деревья облетели, и только молодые березки сохраняют еще свои увядшие листья, блистающие золотом. Устлана земля сухими и разноцветными листьями.

Описание Языковые особенности : Ведущие части речи – имена существительные и прилагательные Употребляются глаголы несов. вида в форме наст. времени, это придает описанию особую выразительность и «приближает» объект описания к предмету. Используются выразительные средства языка( эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения…) Композиция:

Описание

Языковые особенности :

  • Ведущие части речи – имена существительные и прилагательные
  • Употребляются глаголы несов. вида в форме наст. времени, это придает описанию особую выразительность и «приближает» объект описания к предмету.
  • Используются выразительные средства языка( эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения…)

Композиция:

  • Общее представление о предмете
  • Его характерные признаки
  • Авторская оценка предмета
Рассуждение Тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, понятие, факт. Пример: Странная вещь – книга. Есть в ней что-то загадочное, даже мистическое. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берете ее в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и…все? А разве в вас что-то не переменилось? Разве после прочтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка? Книга… Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.

Рассуждение

Тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, понятие, факт.

Пример:

Странная вещь – книга. Есть в ней что-то загадочное, даже мистическое. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берете ее в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и…все? А разве в вас что-то не переменилось? Разве после прочтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка? Книга… Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.

Рассуждение Композиция: Языковые особенности:

Рассуждение

Композиция:

Языковые особенности:

  • Тезис (мысль, требующая доказательств)
  • Аргументы (доказательства или опровержения)
  • Вывод (заключение по поводу тезиса)
  • Использование отвлеченных существительных
  • Употребление вводных слов с порядковым и итоговым значением (во-первых, итак, следовательно…)
  • Использование предложений с противительными, следственными союзами(но, однако, так как потому что…); местоимениями, указывающими на причину, следствие или итог(потому, поэтому…)
Вывод:

Вывод:

  • Сегодня мы познакомились с типами речи.
  • В будущем на практике вы должны показать умения различать типы речи на основе языковых и композиционных особенностей.
Домашнее задание Создайте тексты разных типов на одну тему или подберите из разных источников. Например, сочинения-миниатюры на тему «Гроза», «Черный лебедь», «Ландыши». Желаем вам успехов в работе!

Домашнее задание

  • Создайте тексты разных типов на одну тему или подберите из разных источников.
  • Например, сочинения-миниатюры на тему «Гроза», «Черный лебедь», «Ландыши».

Желаем вам успехов в работе!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Функционально-смысловые типы речи

Автор: Ружбеляева Людмила Степановна

Дата: 17.12.2015

Номер свидетельства: 267195


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства