kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование ключевых компетенций -одна из главных задач школы в условиях перехода на ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность заявленной обусловлена современной стратегией обновления образования, направленной на реализацию основных идей ФГОС.

Современному обществу необходимы такие специалисты, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными компетенциями.

     Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося  позволяет компетентностно-ориентированное образование.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций -одна из главных задач школы в условиях перехода на ФГОС ООО »

Формирование ключевых компетенций-одна из главных задач школы в условиях перехода на ФГОС ООО Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ Морткинская СОШ Землякова Н.А.

Формирование ключевых компетенций-одна из главных задач школы в условиях перехода на ФГОС ООО

Автор:

учитель русского языка и литературы МБОУ Морткинская СОШ

Землякова Н.А.

Актуальность   Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования, направленной на реализацию основных идей ФГОС. Современному обществу необходимы такие специалисты, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными компетенциями.   Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося  позволяет компетентностно-ориентированное образование. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.   Поэтому задача формирования ключевых компетенций является в настоящее время одной из главных задач школы и ,в первую очередь, уроков русского языка и литературы

Актуальность

Актуальность заявленной темы обусловлена современной стратегией обновления образования, направленной на реализацию основных идей ФГОС.

  • Современному обществу необходимы такие специалисты, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными компетенциями.
  •   Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося  позволяет компетентностно-ориентированное образование.
  • В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

Поэтому задача формирования ключевых компетенций является в настоящее время одной из главных задач школы и ,в первую очередь, уроков русского языка и литературы

Анкетирование  2 Экспертная оценка 3 Диагностирование   4 Диагностика эффективности педагогического  проекта Качество знаний  6 Результаты олимпиад, конкурсов 5   Групповые и индивидуальные творческие  работы   1

Анкетирование

2

Экспертная

оценка

3

Диагностирование

4

Диагностика

эффективности

педагогического

проекта

Качество знаний

6

Результаты

олимпиад,

конкурсов

5

Групповые и

индивидуальные

творческие

работы

1

Невысокий уровень  сформированности у школьников ключевых компетентностей  Неумение применить полученные  знания в жизни Перегруженность содержания  школьного образования проблемы Неумение выражать свои  чувства и представления  о мире различными способами,  направлять творческие возможности на  решение различных  задач  Сохранение и укрепление здоровья школьников с учетом их возрастных  особенностей

Невысокий уровень

сформированности

у школьников

ключевых компетентностей

Неумение

применить полученные

знания в жизни

Перегруженность

содержания

школьного

образования

проблемы

Неумение

выражать свои

чувства и представления

о мире различными

способами,

направлять творческие

возможности на

решение различных

задач

Сохранение и укрепление

здоровья школьников

с учетом их

возрастных

особенностей

Научные идеи компетентностного подхода:    

Научные идеи компетентностного подхода:   

  •    необходимость соединения интеллектуальной и навыковой составляющей;
  •      интерпретация содержания образования по критериям результативности;
  •   интеграция учений и знаний, относящихся к разным сферам деятельности.
Цель педагога

Цель педагога

  • моделирование системы работы учителя словесника, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием возможностей современных образовательных технологий.
Гипотеза:   Если целенаправленно и систематически использовать возможности русского языка и литературы для формирования у обучающихся ключевых компетенций, то это позволит им значительно повысить качество знаний по русскому языку и литературе; использовать индивидуальные навыки для эффективной коммуникации и преодоления конфликтов в групповой и коллективной деятельности; проявлять высокую творческую активность не только в учебной, но и в общественной деятельности.

Гипотеза:

Если целенаправленно и систематически использовать возможности русского языка и литературы для формирования у обучающихся ключевых компетенций, то это позволит им

  • значительно повысить качество знаний по русскому языку и литературе;
  • использовать индивидуальные навыки для эффективной коммуникации и преодоления конфликтов в групповой и коллективной деятельности;
  • проявлять высокую творческую активность не только в учебной, но и в общественной деятельности.

Ожидаемые результаты: повышение уровня сформированности ключевых компетенций;  повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;  прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;  умение применить полученные знания в жизни, направлять творческие возможности на решение различных задач

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня сформированности ключевых компетенций;
  • повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;
  • прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;

  • умение применить полученные знания в жизни, направлять творческие возможности на решение различных задач

Основные составляющие компетентности

Основные составляющие компетентности

  •       во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности;
  •         во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания;
  •      в-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования.
Формула компетентности компетентность Мобильность знаний Гибкость метода Критичность мышления

Формула компетентности

компетентность

Мобильность знаний

Гибкость метода

Критичность мышления

Формирование ключевых компетентностей Социально-трудовая Учебно-познавательная Информационно - методическая Ценностно - смысловая Коммуникативная общекультурная

Формирование ключевых компетентностей

Социально-трудовая

Учебно-познавательная

Информационно - методическая

Ценностно - смысловая

Коммуникативная

общекультурная

Методологические основы компетентностного подхода      Современные теории:

Методологические основы компетентностного подхода

     Современные теории:

  • психология личности (В.В.Давыдов, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, С.А.Рубинштейн, Э.Шпрангер, К.Юнг и др.);
  • структурно-системный подход (Ю.К.Бабанский, Ю.А.Конаржевский, Г.Н.Сериков и др.);
  • формирование личности (П.К.Анохин, А.Г.Асмолов, Н.Н.Нечаев, А.Е.Одинцова, А.И.Щербаков, и др.);
  • развитие интеллектуальных способностей учащихся (Т.Я.Гальперин, И.Я.Лернер, С.А.Репин, А.В.Усова, П.И.Чернецов и др.).
Основные компоненты Способы реализации Кластер Коммуникативно - ориентированные задания Современные  образовательные  технологии Выделение главных мыслей текста Технология развития критического мышления Информационные технологии Прогнозирование Диалог с текстом Технология  развивающего  обучения Включение воображения Исследовательская  деятельность Работа над сочинением Технология деятельностного  метода Драматизация Личностно- ориентиоранный  подход  Словесное рисование

Основные компоненты

Способы реализации

Кластер

Коммуникативно -

ориентированные задания

Современные

образовательные

технологии

Выделение главных

мыслей текста

Технология

развития

критического

мышления

Информационные

технологии

Прогнозирование

Диалог с текстом

Технология

развивающего

обучения

Включение воображения

Исследовательская

деятельность

Работа над сочинением

Технология

деятельностного

метода

Драматизация

Личностно-

ориентиоранный

подход

Словесное рисование

Педагогическая идея инновационного компетентностного подхода

Педагогическая идея инновационного компетентностного подхода

  •    разумное сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию русского языка и литературы позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и, в конечном счёте,   повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности.
Выводы:    Апробированные при реализации компетентностного подхода методы и технологии развития у обучающихся ключевых компетенций  способствуют  повышению уровня сформированности ключевых компетенций; затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза; позволяют проявить обучающимся его личные качества, направленность ума, воли, чувств; повышают мотивацию к учению; развивают познавательную активность; вызывают интерес к предмету; дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве; способствуют повышению качества знаний.

Выводы:

Апробированные при реализации компетентностного подхода методы и технологии развития у обучающихся ключевых компетенций

  • способствуют повышению уровня сформированности ключевых компетенций;
  • затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;
  • позволяют проявить обучающимся его личные качества, направленность ума, воли, чувств;
  • повышают мотивацию к учению;
  • развивают познавательную активность;
  • вызывают интерес к предмету;
  • дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве;
  • способствуют повышению качества знаний.

Информационные ресурсы:

  • Борзова В.А. развитие творческих способностей у детей: учебно-методическое пособие для учителей. Самарский дом печати,1994
  • Выгодский Л.С. Психология развития ребенка/ М,2006
  • .Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий –М,2005.
  • .  Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. – 240 с.
  • «Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.  
  • Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – 95 с.
  • Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
  • Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
  • Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Землякова Наталья Анатольевна

Дата: 12.10.2015

Номер свидетельства: 238870


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства