Формирование универсальных учебных действий у учащихся 5 -х классов средствами учебника «русский язык» умк под редакцией м.м. разумовской и п.а.
Формирование универсальных учебных действий у учащихся 5 -х классов средствами учебника «русский язык» умк под редакцией м.м. разумовской и п.а.
Методический аппарат учебника «Русский язык»УМК под редакциейМ.М. Разумовской, П.А. Леканта создает условия для формирования коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий, для чего используются различные виды заданий
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий у учащихся 5 -х классов средствами учебника «русский язык» умк под редакцией м.м. разумовской и п.а.»
Формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 5 -х классов средствами учебника «Русский язык» УМК под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта .
Результаты международного исследования Programme for International Student Assessment-PISA
PISA — международная программа по оценке образовательных достижений учащихся
По данным тестов по читательской грамотности Россия заняла 41 - 43-е место из 65.
Причина: российские школьники не смогли использовать информацию из только что прочитанной газетной статьи.
Не умеют выделить главное, отбросить второстепенное, проанализировать и дать оценку.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
под редакцией М. М. Разумовской
Учебники рекомендованы Министерствомобразования и науки РФ и включены вФедеральный перечень
Учебник
Рабочая программа
Рабочая тетрадь
Тетрадь для оценки качества знаний
Методические рекомендации
Книга для учителя
Электронное приложение
3
универсальные учебные действия
схемы
связные тексты
ТЕКСТ -
предмет изучения и единица обучения
таблицы
памятки-инструкции
формулировки заданий к упражнениям
словарные статьи
оглавление учебника
планы (текста, устного высказывания, языкового разбора)
афоризмы
эпиграфы к главам и параграфам учебника
3
Результаты работы с текстом
Вид работы
Познавательные УУД
работа со значением слова и внимание к его контекстному окружению;
осмысление функциональной роли языковых единиц разных уровней языковой системы;
построение логических схем;
конструирование вопросов;
приёмы редактирования текста;
владение приёмами свёртывания и разворачивания содержания;
владение приёмами стилевой, жанровой, графической ,знаково-символьной трансформации текста,
выявление темы, микротемы, логических связей в тексте,
соотнесение заголовка и текста, подбор эпиграфа
составление текста по вопросам или плану
составление текстов разных видов (описательного, объяснительного, научного, художественного и др.)
2) анализировать связи между объектами и явлениями 3)анализировать, систематизировать и структурировать информацию 4)переводить информацию из одного вида в другой 5)классифицировать информацию;
6) выявлять причинно-следственные связи;
7) сравнивать объекты, явления,
8) высказывать суждения, подтверждая их фактами;
Изучение теоретического материала
Работа с текстом лингвистического содержания
Текст членится на микротемы (абзацы)
1. О чём говорится в каждом абзаце? (уточняем значения незнакомых слов)
2. Выпишите предложение, передающее главную мысль.
3. Составьте план по абзацам.
4. Приведите свои примеры.
5. Выпишите новые термины.
6. Перескажите.
Умение работать с текстом- самый главный интегративный продукт
3
Учебник нацеливает не на заучивание правил, а на их понимание и свободное практическое применение
(овладение способом действия)
3
Тесты лингвистического содержанияРубрики
правила русского языка не даются в готовом виде, а выводятся школьниками в процессе логических операций с учебным материалом, представленном в виде текста.
часто вместо правила учащимся предлагается научный способ действия – это образец рассуждения, схема, таблица и пр.
Учимся читать и понимать лингвистический текст»,
«Учимся употреблять языковые средства с учетом речевой ситуации»,
«Учимся определять стиль по речевой ситуации»,
«Учимся пересказывать текст, сохраняя особенности стиля речи»,
«Создаем текст определенного типа речи»,
«Учимся говорить на лингвистическую тему»
«Понаблюдаем»,
«Читаем, наблюдаем и делаем выводы»
познавательные универсальные учебные действия
Рубрика «Понаблюдайте»
Рубрика «Наблюдаем и делаем выводы
упр. 191. Прочитайте эпиграф. Устно объясните, как вы понимаете высказывание Н.В.Гоголя
Упр.188.Читая текст, соотнесите его содержание со схемой «Согласные звуки».Есть ли в тексте новая для вас информация?
Учебник 5 класса содержит задания, направленные на формирование и развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы
регулятивные универсальные учебные действия
1.Самопроверка и самооценка
(диктант на диске, написанный в индивидуально подобранном темпе с последующей самопроверкой;
работа со словарём- орфоэпическим, толковым, упражнения, проверяющие знание тематического блока;
таблица как форма самоанализа (произношу я - произносят другие - словарь);
Инструкции-памятки (как составить план, как подготовиться к написанию изложения и пр.).
2.Взаимопроверка и взаимооценка
(работа в группе: диктант со взаимопроверкой (ЗСП);
соревнование (работа со словарём)
регулятивные универсальные учебные действия
упр. 546 Самостоятельно проверьте, как вы усвоили тему «Синтаксис». Для этого обратитесь к мультимедийному приложению. Оцените работу,
упр. 63. Попробуйте самостоятельно написать диктант и проверить свою работу…(мультимедийное приложене). Сверьте написанный текст с образцом. Поставьте себе оценку .
обучение самоорганизации, проверке и оценке своей самостоятельной работы
+
учёт индивидуальных особенностей и успешность продвижения пятиклассника,
коммуникативные универсальные учебные действия
Учебное сотрудничество
рубрика «Учимся читать…»,
«Учимся проводить анализ….»
Учимся понимать…»,
«Создаём текст…»,
«Пробуем редактировать…» «Совершенствуем текст…»
рубрика ЗСП(значение , структура, правописание) Продиктуйте друг другу слова. Затем проверьте работы друг друга--работа в парах
Установка на сотрудничество
Упр.Представьте,что вы только что посмотрели фильм, По дороге домой вы встречаете товарища поиделитесь с ним своими впечатлениями…
Выражение своих мыслей в соответствии с задачами коммуникации
Владение монологической и диалогической формами речи
Вывод: Задания и упражнения учебникапозволяют формироватьуниверсальные учебных действия
комплексная работа с текстом;
задания , требующие продуктивных действий с учебным материалом, развивающих исследовательские умения;
задания , в основе которых лежат наблюдение, сравнение, аналогии, синтез, установление причинно-следственных связей, выстраивание понятийного аппарата, эксперимент;
задания на знаково-символическую трансформацию, работа с таблицами, схемами ;