kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование словарного запаса у обучающихся с ОВЗ (легкой степенью умственной отсталости) как способ социализации и адаптации в обществе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная задача школы для обучающихся с умственной отсталостью–максимальное преодоление дефектов развития школьников, подготовка их к посильному участию в производственном труде и общественной жизни.

           Наряду с другими нарушениями у умственно отсталых детей значительно чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, встречаются различные недостатки речи, в частности, бедный словарный запас.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование словарного запаса у обучающихся с ОВЗ (легкой степенью умственной отсталости) как способ социализации и адаптации в обществе.»

Формирование словарного запаса у обучающихся с ОВЗ (легкой степенью умственной отсталости) как способ социализации и адаптации в обществе.  Составила: Югова Н.И .

Формирование словарного запаса у обучающихся с ОВЗ (легкой степенью умственной отсталости) как способ социализации и адаптации в обществе.

Составила: Югова Н.И .

Основная задача школы для обучающихся с умственной отсталостью –максимальное преодоление дефектов развития школьников, подготовка их к посильному участию в производственном труде и общественной жизни.
  • Основная задача школы для обучающихся с умственной отсталостью –максимальное преодоление дефектов развития школьников, подготовка их к посильному участию в производственном труде и общественной жизни.

  Наряду с другими нарушениями у умственно отсталых детей значительно чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, встречаются различные недостатки речи, в частности, бедный словарный запас.

Несформированность словарного запаса отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности и поведении умственно отсталых детей, затрудняют общение ребенка с окружающими людьми, вызывают у него отрицательные переживания, осложняют процесс обучения и жизнь в обществе, ведут к речевой замкнутости, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов.

Несформированность словарного запаса отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности и поведении умственно отсталых детей, затрудняют общение ребенка с окружающими людьми, вызывают у него отрицательные переживания, осложняют процесс обучения и жизнь в обществе, ведут к речевой замкнутости, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов.

Из основных видов речи для умственно отсталого ребенка наиболее доступна речь диалогическая, разговорно-бытовая, ситуативная. Переход от диалогической к монологической речи дается умственно отсталым с большим трудом. Разговаривая между собой, ребята не стремятся сделать свою речь понятной для собеседника, часто прерывают общение, перестают слушать, забывают, о чем с ними говорили, не умеют актуализировать имеющиеся знания.

Из основных видов речи для умственно отсталого ребенка наиболее доступна речь диалогическая, разговорно-бытовая, ситуативная. Переход от диалогической к монологической речи дается умственно отсталым с большим трудом. Разговаривая между собой, ребята не стремятся сделать свою речь понятной для собеседника, часто прерывают общение, перестают слушать, забывают, о чем с ними говорили, не умеют актуализировать имеющиеся знания.

К старшим классам словарный запас школьников значительно обогащается. Этому способствует специальное обучение, расширение жизненного опыта, общение со взрослыми и детьми и др. Однако дефицит слов, определяющих свойства человеческой личности, сохраняется, а используемые предложения остаются преимущественно простыми и по своему построению не всегда соответствуют общепринятым нормам.

К старшим классам словарный запас школьников значительно обогащается. Этому способствует специальное обучение, расширение жизненного опыта, общение со взрослыми и детьми и др. Однако дефицит слов, определяющих свойства человеческой личности, сохраняется, а используемые предложения остаются преимущественно простыми и по своему построению не всегда соответствуют общепринятым нормам.

В процессе их социализации специалисты фиксируют у них неумение самостоятельно налаживать и поддерживать контакты с разными людьми. Это обуславливает наличие неадекватных коммуникативных реакций, неспособность осознать характер своих отношений с окружающими людьми.

В процессе их социализации специалисты фиксируют у них неумение самостоятельно налаживать и поддерживать контакты с разными людьми. Это обуславливает наличие неадекватных коммуникативных реакций, неспособность осознать характер своих отношений с окружающими людьми.

Таким образом, речь с богатым словарным запасом, выступая как средство общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта. Поэтому развитие речи, в частности, словарного запаса, у таких детей являются одной из актуальных проблем олигофренопедагогики.

Таким образом, речь с богатым словарным запасом, выступая как средство общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта. Поэтому развитие речи, в частности, словарного запаса, у таких детей являются одной из актуальных проблем олигофренопедагогики.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи по развитию словарного запаса:  1.Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.  Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми, поэтому нужно каждое новое слово провести через сознание ребенка несколько раз и в разных контекстах.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи по развитию словарного запаса:

1.Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.

Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми, поэтому нужно каждое новое слово провести через сознание ребенка несколько раз и в разных контекстах.

2.  Уточнение и закрепление словаря  – углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений.

2.  Уточнение и закрепление словаря  – углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений.

3. Активизация словаря  – включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах.

3. Активизация словаря  – включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах.

4.  Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные), употребляемых детьми, исправление ошибочных ударений и произношений.

4.  Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные), употребляемых детьми, исправление ошибочных ударений и произношений.

Для коррекционного воздействия важно ознакомление учащихся с определённым минимумом отвлеченной лексики, вызывающей у них наибольшие трудности в понимании, в вычленении тех свойств и отношений, которые выражаются словами, связанными не только с жизненным опытом, но и с деятельностью.

Для коррекционного воздействия важно ознакомление учащихся с определённым минимумом отвлеченной лексики, вызывающей у них наибольшие трудности в понимании, в вычленении тех свойств и отношений, которые выражаются словами, связанными не только с жизненным опытом, но и с деятельностью.

Умственно отсталым учащимся присуще системное недоразвитие речи, что сказывается и на процессе обучения математике. Раскрывая содержание новых вопросов, обсуждая с учениками приёмы вычислений, способы решения арифметических задач,  геометрических построений, учитель широко пользуется математическими терминами, специфическими словосочетаниями, синтаксическими конструкциями, которые на других уроках и в обычной жизни редко употребляются.

Умственно отсталым учащимся присуще системное недоразвитие речи, что сказывается и на процессе обучения математике. Раскрывая содержание новых вопросов, обсуждая с учениками приёмы вычислений, способы решения арифметических задач,

геометрических построений, учитель широко пользуется математическими терминами, специфическими словосочетаниями, синтаксическими конструкциями, которые на других уроках и в обычной жизни редко употребляются.

Для УО система математических рассуждений является непривычной. Математические высказывания относятся к объектам отвлечённым, символическим, и, так как они опираются на обобщённый опыт, умственно отсталые дети испытывают значительные трудности и в понимании обращённой речи, и в формулировании собственных высказываний.

Для УО система математических рассуждений является непривычной. Математические высказывания относятся к объектам отвлечённым, символическим, и, так как они опираются на обобщённый опыт, умственно отсталые дети испытывают значительные трудности и в понимании обращённой речи, и в формулировании собственных высказываний.

При изучении геометрического материала , надо работать над терминологией и символикой. В старших классах словарь терминов пополняется, понятия углубляются. Учитель должен чаще употреблять новые термины. Заставлять учеников проговаривать эти слова. Надо проводить геометрические диктанты, которые проверяют и закрепляют знания учащихся

При изучении геометрического материала , надо работать над терминологией и символикой. В старших классах словарь терминов пополняется, понятия углубляются. Учитель должен чаще употреблять новые термины. Заставлять учеников проговаривать эти слова. Надо проводить геометрические диктанты, которые проверяют и закрепляют знания учащихся

Ученикам старших классов можно дать происхождение того или иного термина или знака. Это вызывает интерес у учащихся. Например, знак сложения (+) произошёл от латинского PLUS, что означает больше. Радиус – спица в колесе, периметр – измерение вокруг, диаметр – поперечник, хорда – струна.

Ученикам старших классов можно дать происхождение того или иного термина или знака. Это вызывает интерес у учащихся. Например, знак сложения (+) произошёл от латинского PLUS, что означает больше. Радиус – спица в колесе, периметр – измерение вокруг, диаметр – поперечник, хорда – струна.

Речь учащихся на уроке математики и на уроках других учебных дисциплин. должна быть подчинена тем же правилам, которые изучаются на уроках русского языка. Надо следить, чтобы учащиеся правильно употребляли падежи, не пропускали союзов, правильно расставляли слова в предложениях, ударения в словах.

Речь учащихся на уроке математики и на уроках других учебных дисциплин. должна быть подчинена тем же правилам, которые изучаются на уроках русского языка. Надо следить, чтобы учащиеся правильно употребляли падежи, не пропускали союзов, правильно расставляли слова в предложениях, ударения в словах.

Работа с правилами, определениями ученикам приходится заучивать довольно большое количество правил, определений. Даётся это с большим трудом. Многие ученики делают это чисто механически, а потому забыв одно слово, они не могут досказать правила. Надо так подать материал, чтобы ученики сами или с помощью учителя могли сделать вывод и выразить его своими словами, а затем прочитать это правило или вывод по учебнику и дать его заучить.  Письменная речь : На уроке необходимо вырабатывать правильную письменную речь. Умение записывать дату, тему урока, умение списывать с доски, умение записывать вопросы, ответы на них, умение работать с тестами. Осуществляя работу по коррекции и развитию словарного запаса умственно отсталых школьников надо понимать, что пробелы в развитии речи ребенок самостоятельно не восполнит, он их не замечает, и пока его не научили, он не знает как надо в том или ином случае строить своё высказывание.

Работа с правилами, определениями ученикам приходится заучивать довольно большое количество правил, определений. Даётся это с большим трудом. Многие ученики делают это чисто механически, а потому забыв одно слово, они не могут досказать правила. Надо так подать материал, чтобы ученики сами или с помощью учителя могли сделать вывод и выразить его своими словами, а затем прочитать это правило или вывод по учебнику и дать его заучить.

Письменная речь : На уроке необходимо вырабатывать правильную письменную речь. Умение записывать дату, тему урока, умение списывать с доски, умение записывать вопросы, ответы на них, умение работать с тестами. Осуществляя работу по коррекции и развитию словарного запаса умственно отсталых школьников надо понимать, что пробелы в развитии речи ребенок самостоятельно не восполнит, он их не замечает, и пока его не научили, он не знает как надо в том или ином случае строить своё высказывание.

Обогащение словарного запаса  (работа со словами)

Обогащение словарного запаса

(работа со словами)

  • Давать полное объяснение новым словам и словам, употребляемым ребенком.
  • Подбирать слова в смысловой ряд.
  • Называть признаки предмета, обобщающее слово.
  • Делить слова на слоги с выделением ударного слога.
  • Подбирать родственные слова к данному слову.
Е . . . .  Обогащение словаря новыми  словами  1. - Вы сможете определить новое слово, если распределите прямоугольники по степени увеличения точек в каждом из них  ( адрес , 5 класс).  С. . . . . Д . . Р. . . А .

Е . . . .

Обогащение словаря новыми словами

1. - Вы сможете определить новое слово, если распределите прямоугольники по степени увеличения точек в каждом из них ( адрес , 5 класс).

С. . . . .

Д . .

Р. . .

А .

2. Вы сможете назвать новое слово, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв слова.   ( космонавт)  Т В А О Н М С О К

2. Вы сможете назвать новое слово, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв слова.

( космонавт)

Т

В

А

О

Н

М

С

О

К

4. -Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел. Какие это слова? 1-е слово: 6, 1, 9, 3, 2, 4,  8 (пациент) 2-е слово:  5, 6, 2, 7, 1, 9, 3, 10 (операция ) Каждому числу соответствует определенная буква. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А Е И Н О П Р Т Ц Я

4. -Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел. Какие это слова?

1-е слово: 6, 1, 9, 3, 2, 4, 8 (пациент)

2-е слово: 5, 6, 2, 7, 1, 9, 3, 10 (операция )

Каждому числу соответствует определенная буква.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

А Е И Н О П Р Т Ц Я

5.- Внимательно посмотрите на данный шифр:   3 4 5 6 7 8 9 10 1 . А П Ч О В М Г Е  2. Д С И Ш Л Н У Т   и ключ к нему:   2-3, 1-6, 2-7, 1-6, 2-10, 1-6 Разгадав ключ данного шифра, вы сможете назвать слово, с которым мы познакомимся на уроке  (долото)

5.- Внимательно посмотрите на данный шифр:

3 4 5 6 7 8 9 10

1 . А П Ч О В М Г Е

2. Д С И Ш Л Н У Т

и ключ к нему:

2-3, 1-6, 2-7, 1-6, 2-10, 1-6

Разгадав ключ данного шифра, вы сможете назвать слово, с которым мы познакомимся на уроке

(долото)

8.Вставьте в слова пропущенные буквы и из них составьте новое слово охр.нять  А сол.це  Н   радос.ный Т пе.рон Р зн.чение А  галсту. К  жу.кий Т  (антракт)

8.Вставьте в слова пропущенные буквы и из них составьте новое слово

охр.нять А

сол.це Н

радос.ный Т

пе.рон Р

зн.чение А

галсту. К

жу.кий Т

(антракт)

9.Учащимся предлагаются словосочетания:  скалистая местность, обтачная ткань, ледниковая гора, дорогое украшение, акварельная краска, тревожная ночь. - Напишите словосочетания. Соедините первые буквы прилагательных женского рода,  (солдат).

9.Учащимся предлагаются словосочетания:

скалистая местность, обтачная ткань, ледниковая гора, дорогое украшение, акварельная краска, тревожная ночь.

- Напишите словосочетания. Соедините первые буквы прилагательных женского рода,

(солдат).

10.- Выполните задания и определите буквы искомого слова : 1. Первая буква слова является согласной 2-го слога в слове ТРОТУАР . 2. Вторая буква является последней согласной в слове ТЕЛЕВИЗОР . 3.Третья буква является непроверяемой безударной гласной в слове МЕТРО . 4. Четвертая буква является первой согласной в слове НАСЕКОМОЕ . 5.Пятая буква является безударной гласной в корне слова ВЕСНА . 6. Шестая буква является третьей согласной в слове  АВТОРИТЕТ . ( тренер )

10.- Выполните задания и определите буквы искомого слова :

1. Первая буква слова является согласной 2-го слога в слове ТРОТУАР .

2. Вторая буква является последней согласной в слове ТЕЛЕВИЗОР .

3.Третья буква является непроверяемой безударной гласной в слове МЕТРО .

4. Четвертая буква является первой согласной в слове НАСЕКОМОЕ .

5.Пятая буква является безударной гласной в корне слова ВЕСНА .

6. Шестая буква является третьей согласной в слове АВТОРИТЕТ .

( тренер )

11.Задание, предусматривающее использование первичных знаний по геометрии. Даем установку: -Внимательно посмотрите на фигуры, изображенные на доске, и на буквы в каждой из них. Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы. Затем показываются геометрические фигуры без букв в той последовательности, в какой расположены буквы в слове. Ученики должны вспомнить, какие буквы находились в геометрических фигурах, и составить слово. (добыча)   Д А Б Ы О Ч

11.Задание, предусматривающее использование первичных знаний по геометрии. Даем установку:

-Внимательно посмотрите на фигуры, изображенные на доске, и на буквы в каждой из них. Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы.

Затем показываются геометрические фигуры без букв в той последовательности, в какой расположены буквы в слове. Ученики должны вспомнить, какие буквы находились в геометрических фигурах, и составить слово. (добыча)

Д

А

Б

Ы

О

Ч

12.Задание на использование знаний по изобразительной деятельности. На доске изображены квадраты разных цветов.       Г О Д О О В Р  - Расположите квадраты по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы и назовите слово ( договор ).

12.Задание на использование знаний по изобразительной деятельности. На доске изображены квадраты разных цветов.

Г О Д О О В Р

- Расположите квадраты по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы и назовите слово ( договор ).

Задание  «Четвертый лишний». 13.-Перед вами четыре слова. Три из них объединены общим признаком, четвертое к ним не относится.  - благодарю, конверт, до свидания, здравствуй  ( конверт , 5 класс) -продавец, слесарь, манекен, хирург ( манекен , 7 класс)  -бандероль, почтамт, телеграф, гарнитур  ( гарнитур , 8 класс) - Составьте с ним предложение.

Задание «Четвертый лишний».

13.-Перед вами четыре слова. Три из них объединены общим признаком, четвертое к ним не относится.

- благодарю, конверт, до свидания, здравствуй

( конверт , 5 класс)

-продавец, слесарь, манекен, хирург

( манекен , 7 класс)

-бандероль, почтамт, телеграф, гарнитур

( гарнитур , 8 класс)

- Составьте с ним предложение.

Задание «Вставь букву» 14 .-Между словами пропущены одно или две буквы (в скобках), которыми заканчивается первое словарное слово и начинается второе. Подумай, что это за слова и вставь буквы. верев (КА) никулы клиен (Т) елеграф болот (О) тряд граждани (Н) ациональность програм (МА) некен  администрат (ОР) ганизация сантиме (ТР) енер издательст (ВО) сстание

Задание «Вставь букву»

14 .-Между словами пропущены одно или две буквы (в скобках), которыми заканчивается первое словарное слово и начинается второе. Подумай, что это за слова и вставь буквы.

верев (КА) никулы

клиен (Т) елеграф

болот (О) тряд

граждани (Н) ациональность

програм (МА) некен

администрат (ОР) ганизация

сантиме (ТР) енер

издательст (ВО) сстание

Ребусы: + ИЦА  Т = Л ОБЫ +   О = А  А = Е  , , , ИЯ

Ребусы:

+ ИЦА

Т = Л

ОБЫ +

О = А

А = Е

, , , ИЯ

Ь Б 1 2 Б Я 3 Б Я 4 Б А 5 Б Н  Кроссворд «Лесенка». Данный прием возможно использовать в качестве домашнего задания. Учащиеся составляют кроссворды со словарными словами, а затем на уроке обмениваются ими, таким образом, закрепляя знания правописания словарных слов.   1.благодарность  2. библиография  3. биография  4. былина  5. бетон  

Ь

Б

1

2

Б

Я

3

Б

Я

4

Б

А

5

Б

Н

Кроссворд «Лесенка».

Данный прием возможно использовать в качестве домашнего задания. Учащиеся составляют кроссворды со словарными словами, а затем на уроке обмениваются ими, таким образом, закрепляя знания правописания словарных слов.

1.благодарность

2. библиография

3. биография

4. былина

5. бетон

 

Задание «Составь рассказ». Ученикам предлагается объединить слова в тематические группы. Из слов составить связный рассказ, сюжет которого бы разворачивался от слова к слову.  Например, предложены слова: география, горизонт, граница, запад, компас.  Дети представляют свои рассказы.

Задание «Составь рассказ».

Ученикам предлагается объединить слова в тематические группы. Из слов составить связный рассказ, сюжет которого бы разворачивался от слова к слову.

Например, предложены слова:

география, горизонт, граница, запад, компас.

Дети представляют свои рассказы.

Вышеперечисленные задания дают возможность поднять на новый уровень эффективность работы по развитию словарного запаса учащихся, которая представляет учителю обширное поле для изучения их индивидуальных особенностей, учета их знаний и навыков, темпа работы, уровня мыслительной деятельности, их общего развития.

Вышеперечисленные задания дают возможность поднять на новый уровень эффективность работы по развитию словарного запаса учащихся, которая представляет учителю обширное поле для изучения их индивидуальных особенностей, учета их знаний и навыков, темпа работы, уровня мыслительной деятельности, их общего развития.

Ожидаемые результаты Расширение словарного запаса учащихся. Учащиеся используют новые усвоенные слова в собственных высказываниях. Из активного словаря учащихся устранены диалектные, вульгарные слова. У учащихся сформированы такие компетенции как:  -умение использовать различные источники информации;

Ожидаемые результаты

  • Расширение словарного запаса учащихся.
  • Учащиеся используют новые усвоенные слова в собственных высказываниях.
  • Из активного словаря учащихся устранены диалектные, вульгарные слова.
  • У учащихся сформированы такие компетенции как:

-умение использовать различные источники информации;

  • коммуникативные и адаптивные качества;
  • умения работать в сотрудничестве;
  • Самоорганизация.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Югова Наталья Ивановна

Дата: 13.01.2019

Номер свидетельства: 495024


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства