Фонетика: система понятий (теоретическо-практические материалы)
Фонетика: система понятий (теоретическо-практические материалы)
Презентация "Фонетика. Система понятий (теоретическо-практические материалы)" может использоваться на уроках повторения и обобщения знаний по теме "Фонетика" на уроках в 5-9 классах. Презентация работает содержит следующие разделы (переход между разделами осуществляется через гиперссылки):
1.Фонетика. Предмет изучения фонетики.
2.Звуки русского языка и их классификация.
–Классификация гласных звуков
–Классификация согласных звуков
3. Фонетическая транскрипция.
4. Изменение звуков в речевом потоке.
5. Русское ударение. Функции и особенности русского ударения.
6. Секреты звучащего слова.
Цель: повторить и обобщить материал, изученный в 5-9 классах.
Задачи:
1) образовательные- проверить и оценить знания учащихся по фонетике, орфоэпии, акцентологические навыки (умение выполнять фонетический разбор и транскрипцию);
2) развивающие- способствовать развитию логического мышления ( умение сравнивать и анализировать фонетические единицы и явления, выделять главное);
3) воспитательные- воспитывать интерес к изучению русского языка и самостоятельную активность учащихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фонетика: система понятий (теоретическо-практические материалы) »
Выполнила
преподаватель
русского языка
МАОУ «Гимназия №33»
Давлетшина И.О.
Цель: повторить и обобщить материал, изученный в 5-9 классах.
Задачи:
1) образовательные- проверить и оценить знания учащихся по фонетике, орфоэпии, акцентологические навыки (умение выполнять фонетический разбор и транскрипцию);
2) развивающие- способствовать развитию логического мышления ( умение сравнивать и анализировать фонетические единицы и явления, выделять главное);
3 ) воспитательные- воспитывать интерес к изучению русского языка и самостоятельную активность учащихся
5.Русское ударение. Функции и особенности русского ударения.
6.Секреты звучащего слова.
изучает фонетическую
систему языка
в определённый период
её развития
занимается
изучением
звуковой системы
конкретного языка
изучает общие
закономерности
частная и общая
Описательная и историческая
изучает изменения,
происходившие в звуковой
системе языка
на протяжении всей
её истории
ФОНЕТИКА
социофонетика
сопоставительная
изучает особенности произношения отдельных групп населения
изучает фонетический строй нескольких языков
фоносемантика
экспериментальная
изучает символику
звуков речи
изучает язык с помощью экспериментов
Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).
звуки речи,
состоящие только из шума
или из голоса и шума,
которые образуются
в полости рта, где выдыхаемая
из легких струя воздуха
встречает различные преграды
–это звуки речи,
при образовании которых
выходящая струя воздуха
не встречает препятствий
в полости рта
В чем отличие между гласными и согласными звуками?
Как образуются звуки?
Проверь себя!
[б][б']
[п][п']
[в][в']
[ф][ф']
[д][д']
[т][т']
[л] [л']
[м][м']
[н][н']
[р][р']
[с][с']
[г][г']
[х][х']
[к][к' ]
Проверь себя!
[ б][п]
[б'][п']
[в][ф]
[в'][ф']
[д][т]
[д'][т']
[з][с]
[з'][с']
[ж][ш]
[г][к]
[г'][к']
Проверь себя!
Гласные звуки в зависимости от положения в слове испытывают большие изменения в звучании – подвергаются редукции
Проверь себя!
Транскрипция (от лат. transcription – переписывание) – специальный вид письма, с помощью которого фиксируется на бумаге звучащая речь
Орфографическое письмо не отражает живых звуковых процессов, происходящих в потоке речи, не отражает изменений в звуковой системе языка, а покоится на традициях. Фонетическая транскрипция отражает изменение звуков, возникающие в зависимости от позиции и от окружения.
2. Чтобы научиться слышать родную речь и показать нормы литературного произношения.
3. При обучении иностранному языку, особенно если орфография не дает возможности судить о произношении. Например, в английском языке.
4. Транскрипция используется для записи бесписьменного языка или диалектной речи.
Звук, слово, часть слова или отрезок речи заключается в квадратные скобки – [ ] .
Текст записывается так, как он слышится.
Не употребляются прописные буквы.
Не действуют правила пунктуации, знаки препинания заменяются паузами: небольшая пауза обозначается одной вертикальной чертой – / ; фразы друг от друга отделяются двумя чертами – // , обозначающими большую паузу.
Каждый знак употребляется для обозначения одного звука.
Использование диакритических знаков
(греч. diakritikos - отличительный)
обязательным является постановка ударения: основное – знаком акут ́ , побочное знаком гравис`
Например, во̀донепроница́емый
прямая черта над буквой указывает на долготу согласного – [ с ]
служебные слова, произносящиеся вместе со знаменательным, соединяются каморой– [] Например, [в л'э ́ с];
для обозначения йот используют j
Проверь себя!
В каком слове звуков больше, чем букв?
Ель
Рассвет
Ясно
Паяльник
Войдешь
Вьюнок
Январский
Подальше
В конце слова
[ло́ п / но́ ш / са́ т / с'н'э́ к ];
свис т нуть - [с'в'и́снут'],
прелес т ный - [пр'л'э́сны i ],
В середине слова
[ло́ т къ / но́ ш къ / про п къ];
[про́ з 'бъ
ва г за́л
мъла д 'ба́];
Словесное ударение– это особое выделение одного из слогов слова
Логическое ударение выделяет не слоги, а целые слова в предложении.
Эмфатическое ударение служит для подчеркивания эмоциональной стороны слова. Достигается это обычно долгим произношением ударного гласного, иногда и протяжным произношением согласного.
Что такое побочное ударение?
Проверь себя!
Каждое самостоятельное слово имеет, как правило, одно ударение, но в некоторых сложных по морфологическому составу, больших по объему словах возможно и второе,побочное ударение
а) в сложных словах: во̀донепроница́емый, высоко̀производи́тельный, а̀эрофо̀тосъёмка;
б) в словах с иноязычными приставками: су̀перобло́жка, ко̀нтруда́р, мѐжконтинента́льный;
в) в некоторых сложносокращенных словах: пѐдинститу́т, спо̀ртинвента́рь;
г) в некоторых двусложных и трехсложных предлогах и союзах: о̀коло до́ма, когда̀ прие́дешь; потому̀ что хо́лодно.
Словесное ударение в русском языке может различать:
Какими признаками характеризуется русское словесное ударение?
Русское словесное ударение является свободным ( разноместным ) и может падать на любой слог слова и на разные морфемы: ра́дуга, рука́, розова́тый, передава́ть и т.д .
Ударение в одних словах может быть неподвижным (при склонении и спряжении ударение в словоформах остается на одном и том же слоге: дрожу́, дрожи́шь, дрожи́м…, заво́д, заво́да …), в других – подвижным (при склонении и спряжении ударение в его формах оказывается на разных слогах: голова́, го́ловы, голо́в…; пишу́, пи́шешь…).
ЯДРИЦА
ФЕНОМЕН
ЕРЕТИК
ЗНАМЕНИЕ
ДОСУГ
НЕВРОЛОГ
РЕФЛЕКСИЯ
АСТРОЛОГ
АСТРОНОМ
ИНСТРУМЕНТ
ХОДАТАЙСТВО
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УКРАИНСКИЙ
ФЕТИШ
ИСКРА
ДРЕМОТА
ЗЕВОТА
БЮРОКРАТИЯ
ВОЗВЕЛИЧЕНИЕ
ОЗВУЧЕНИЕ
ДОНЕЛЬЗЯ
ЗАДОЛГО
СОСРЕДОТОЧЕНИЕ
УПРОЧЕНИЕ
Закончите фразы.
Фонетика изучает …
Е,ё,ю,я,а,о,у,и,ы,э - …
Согласные звуки бывают … или …, … или …, … или … .
Гласные звуки бывают … или … .
Всегда звонкие звуки …
[ ч ’] , [ щ ’ ] , [ й ’] – …
[ ж ] , [ ш ] , [ ц ] - …
Всегда глухие звуки - …
Озвончение – это …
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда …
Сторож, рыбка, включить, повадки – во всех этих словах …
Сделал, время, ель, дорога – во всех этих словах …
В слове НЕНАСТНЫЙ шестой звук –
Бровь, физика, тюфяк, расправьте – во всех этих словах встречается звук …
Фонетика изучает ЗВУКИ РЕЧИ
Е,ё,ю,я,а,о,у,и,ы,э – ГЛАСНЫЕ БУКВЫ
Согласные звуки бывают ГЛУХИЕ или ЗВОНКИЕ , ПАРНЫЕ или НЕПАРНЫЕ , ТВЁРДЫЕ или МЯГКИЕ .
Гласные звуки бывают УДАРНЫЕ или БЕЗУДАРНЫЕ .
Всегда звонкие звуки [ Л ] [ Л ’] [ Н ] [ Н ’] [ М ] [ М ’] [ Р ] [ Р ’] [ Й ’]
[ ч ’] , [ щ ’ ] , [ й ’] – ВСЕГДА МЯГКИЕ
[ ж ] , [ ш ] , [ ц ] – ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ
Всегда глухие звуки - [ Х ] [ Х ’] [ Ч ’] [ Щ ’] [ Ц ]
Озвончение – это УПОТРЕБЛЕНИЕ НА МЕСТЕ ГЛУХОГО ЗВУКА ЗВУКА ЗВОНКОГО, НАПРИМЕР, [ПРОЗ’БА]
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда СТОЯТ В НАЧАЛЕ СЛОВА, ПОСЛЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ъ И Ь, ПОСЛЕ ГЛАСНОГО.
Сторож, рыбка, включить, повадки – во всех этих словах ПРОИСХОДИТ ОГЛУШЕНИЕ
Сделал, время, ель, дорога – во всех этих словах ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ЗВОНКИЕ; КОЛИЧЕСТВО ЗВУКОВ И БУКВ СОВПАДАЕТ.
В слове НЕНАСТНЫЙ шестой звук – [ Н ] .
Бровь, физика, тюфяк, расправьте – во всех этих словах встречается звук [ Ф ’]
«Звуки речи не безразличны для поэта. Это не пустые места в художественном произведении, не беспорядочные шумы, сопровождающие течение поэтических образов, а существенные средства художественной выразительности. Звуки поэтического языка упорядочены и организованы; особый выбор звуков и особое их расположение отличают поэтическую речь от прозаической»В.Жирмунский
Фонетический облик рекламы.
Эксперименты со звуком
Ученые проводят интересные эксперименты, стараясь понять, какие образы возникают у людей при восприятии звуков речи. Перед вами результаты одного из экспериментов, в котором ученикам начальных классов предложили нарисовать… звук
А как бы вы отразили в рисунке свои ощущения?
Слышат шорох тихих теней:В час полуночных видений,В дыме облака, толпой,Прах оставя гробовойС поздним месяца восходом,Легким, светлым хороводомВ цепь воздушную свились...
повторение согласных звуков
В. Жуковский «Людмила»
Проверь себя!
О чем говорят согласные звуки?
«Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое и цветовое значение. Но Р ясно мне говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Звук Л - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи…Звуки Л и Т – о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом. Звук М – о милом, о мягком, о матери, о море… »
Е.И.Замятин
повторение гласных звуков
Унашихушки на макушке,
Чутьутро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
О чем говорят гласные звуки?
Проверь себя!
« О – звук восторга, торжествующее пространство есть О : поле, море, простор. Все огромное проявляется через О , хотя бы и темное: - стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром… Запоет, заноет, как колокол… Высокий взвод взнесенного собора. Бездонное О ».
Отрывок из книги К.Бальмонта
«Поэзия как волшебство»
Попробуйте найти приемы звукописи в стихотворении К.Бальмонта
Полночной порою в болотной глушиЧуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.О чем они шепчут? О чем говорят?Зачем огоньки между ними горят?Мелькают, мигают - и снова их нет.И снова забрезжил блуждающий свет.Полночной порой камыши шелестят.В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.В болоте дрожит умирающий лик.То месяц багровый печально поник.И тиной запахло. И сырость ползет.Трясина заманит, сожмет, засосет."Кого? Для чего? - камыши говорят,-Зачем огоньки между нами горят?"Но месяц печальный безмолвно поник.Не знает. Склоняет все ниже свой лик.И, вздох повторяя погибшей души,Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.
Попробуйте найти приемы звукописи в стихотворении Н. Заболоцкого
И первая пела сирена:
«Ко мне, господин Одиссей!
Я вас исцелю несомненно
Усердной любовью моей!»
Вторая богатство сулила:
«Ко мне, корабельщик, ко мне!»...
А третья сулила забвенье
И кубок вздымала вина:
«Испей — и найдешь исцеленье
В объятьях волшебного сна!»
Слоган -(англ., девиз, лозунг, призыв, рекламная формула) – это постоянный рекламный девиз фирмы, который используется почти так же часто, как и товарный знак, а в звуковой рекламе заменяет его.
Слоган легко запоминается, так как воздействует не только на зрение, не только на слух и эмоциональную сферу человека, как название или цвет, но и на сознание, разум
Каким должен быть слоган?
Проверь себя!
1. Слоган должен отражать особенности имиджа и предложений фирмы, вызывать ассоциации с названием.
2. Слоган должен быть кратким, звучным, динамичным, правильным с точки зрения фонетики, то есть без неблагозвучных и трудных для произношения звукосочетаний, чтобы его легко можно было запомнить.
3. Слоган не должен допускать двоякого толкования – он должен ясно и однозначно восприниматься на слух с первого раза.
4. Слоган не должен быть слишком сложным, замысловатым и сверхоригинальным.
Попробуйте проанализировать следующие слоганы с точки зрения фонетики. Насколько они удачны?