kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фонетика: система понятий (теоретическо-практические материалы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Фонетика. Система понятий (теоретическо-практические материалы)" может использоваться на уроках повторения и обобщения знаний по теме "Фонетика" на уроках в 5-9 классах. Презентация работает содержит следующие разделы (переход между разделами осуществляется через гиперссылки):

1.Фонетика. Предмет изучения фонетики.

2.Звуки русского языка и их классификация.

–Классификация гласных звуков

–Классификация согласных звуков

3.  Фонетическая транскрипция.

4.  Изменение звуков в речевом потоке.

5.  Русское ударение. Функции и особенности русского ударения.

6.  Секреты звучащего слова.

Цель: повторить и обобщить материал,  изученный в 5-9 классах.

Задачи:

1)     образовательные- проверить и  оценить  знания   учащихся  по  фонетике, орфоэпии,  акцентологические навыки (умение выполнять  фонетический  разбор  и  транскрипцию); 

2)     развивающие- способствовать развитию  логического  мышления ( умение сравнивать и анализировать  фонетические  единицы  и  явления, выделять  главное);

3)  воспитательные- воспитывать  интерес  к  изучению  русского  языка и   самостоятельную  активность  учащихся 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фонетика: система понятий (теоретическо-практические материалы) »

Выполнила преподаватель русского языка МАОУ «Гимназия №33» Давлетшина И.О.

Выполнила

преподаватель

русского языка

МАОУ «Гимназия №33»

Давлетшина И.О.

Цель:  повторить и обобщить материал,  изученный в 5-9 классах. Задачи: 1)      образовательные-  проверить и  оценить  знания   учащихся  по  фонетике, орфоэпии,  акцентологические навыки (умение выполнять  фонетический  разбор  и  транскрипцию);  2)      развивающие-  способствовать развитию  логического  мышления ( умение сравнивать и анализировать  фонетические  единицы  и  явления, выделять  главное); 3 )  воспитательные-  воспитывать  интерес  к  изучению  русского  языка и   самостоятельную  активность  учащихся

Цель:  повторить и обобщить материал,  изученный в 5-9 классах.

Задачи:

1)      образовательные-  проверить и  оценить  знания   учащихся  по  фонетике, орфоэпии,  акцентологические навыки (умение выполнять  фонетический  разбор  и  транскрипцию); 

2)      развивающие-  способствовать развитию  логического  мышления ( умение сравнивать и анализировать  фонетические  единицы  и  явления, выделять  главное);

3 )  воспитательные-  воспитывать  интерес  к  изучению  русского  языка и   самостоятельную  активность  учащихся

Фонетика. Предмет изучения фонетики. Звуки русского языка и их классификация . Классификация гласных звуков Классификация согласных звуков Классификация гласных звуков Классификация согласных звуков
  • Фонетика. Предмет изучения фонетики.
  • Звуки русского языка и их классификация .
  • Классификация гласных звуков Классификация согласных звуков
  • Классификация гласных звуков
  • Классификация согласных звуков

3. Фонетическая транскрипция.

4. Изменение звуков в речевом потоке .

5. Русское ударение. Функции и особенности русского ударения.

6 . Секреты звучащего слова.

изучает фонетическую систему языка в определённый период её развития занимается изучением звуковой системы конкретного языка изучает общие закономерности частная и общая Описательная и историческая изучает изменения, происходившие в звуковой системе языка на протяжении всей её истории ФОНЕТИКА социофонетика сопоставительная изучает особенности произношения отдельных групп населения изучает фонетический строй нескольких языков фоносемантика экспериментальная изучает символику звуков речи изучает язык с помощью экспериментов

изучает фонетическую

систему языка

в определённый период

её развития

занимается

изучением

звуковой системы

конкретного языка

изучает общие

закономерности

частная и общая

Описательная и историческая

изучает изменения,

происходившие в звуковой

системе языка

на протяжении всей

её истории

ФОНЕТИКА

социофонетика

сопоставительная

изучает особенности произношения отдельных групп населения

изучает фонетический строй нескольких языков

фоносемантика

экспериментальная

изучает символику

звуков речи

изучает язык с помощью экспериментов

Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку). Речевой звук  — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).
  • Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
  • Речевой звук  — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).
звуки речи,
  • звуки речи,

состоящие только из шума

или из голоса и шума,

которые образуются

в полости рта, где выдыхаемая

из легких струя воздуха

встречает различные преграды

это звуки речи,

при образовании которых

выходящая струя воздуха

не встречает препятствий

в полости рта

В чем отличие между гласными и согласными звуками?

Как образуются звуки?

Проверь себя!

Проверь себя!

[б]      [б'] [п]      [п'] [в]      [в'] [ф]      [ф'] [д]      [д']  [т]      [т'] [л]        [л'] [м]      [м'] [н]      [н']  [р]      [р'] [с]      [с']  [г]      [г'] [х]      [х'] [к]      [к' ] Проверь себя!

[б] [б']

[п] [п']

[в] [в']

[ф] [ф']

[д] [д']

[т] [т']

[л]   [л']

[м] [м']

[н] [н']

[р] [р']

[с] [с']

[г] [г']

[х] [х']

[к] [к' ]

Проверь себя!

[ б]      [п] [б']      [п'] [в]      [ф] [в']      [ф']  [д]      [т]  [д']      [т']  [з]      [с]  [з']      [с']  [ж]      [ш]  [г]      [к]  [г']      [к']  Проверь себя!

[ б] [п]

[б'] [п']

[в] [ф]

[в'] [ф']

[д] [т]

[д'] [т']

[з] [с]

[з'] [с']

[ж] [ш]

[г] [к]

[г'] [к']

Проверь себя!

Гласные звуки в зависимости от положения в слове испытывают большие изменения в звучании – подвергаются редукции Проверь себя!

Гласные звуки в зависимости от положения в слове испытывают большие изменения в звучании – подвергаются редукции

Проверь себя!

Транскрипция (от лат. transcription – переписывание) – специальный вид письма, с помощью которого фиксируется на бумаге звучащая речь

Транскрипция (от лат. transcription – переписывание) – специальный вид письма, с помощью которого фиксируется на бумаге звучащая речь

    Орфографическое письмо не отражает живых звуковых процессов, происходящих в потоке речи, не отражает изменений в звуковой системе языка, а покоится на традициях. Фонетическая транскрипция отражает изменение звуков,  возникающие в зависимости от позиции и от окружения. 2. Чтобы научиться слышать родную речь  и показать нормы литературного произношения. 3. При обучении иностранному языку, особенно если орфография не дает возможности судить о произношении. Например, в английском языке. 4. Транскрипция используется для записи бесписьменного языка или диалектной речи.

 

  • Орфографическое письмо не отражает живых звуковых процессов, происходящих в потоке речи, не отражает изменений в звуковой системе языка, а покоится на традициях. Фонетическая транскрипция отражает изменение звуков,  возникающие в зависимости от позиции и от окружения.

2. Чтобы научиться слышать родную речь  и показать нормы литературного произношения.

3. При обучении иностранному языку, особенно если орфография не дает возможности судить о произношении. Например, в английском языке.

4. Транскрипция используется для записи бесписьменного языка или диалектной речи.

Звук, слово, часть слова или отрезок речи заключается в квадратные скобки – [   ] . Текст записывается так, как он слышится. Не употребляются прописные буквы. Не действуют правила пунктуации, знаки препинания заменяются паузами: небольшая пауза обозначается одной вертикальной чертой – / ; фразы друг от друга отделяются двумя чертами – // , обозначающими большую паузу. Каждый знак употребляется для обозначения одного звука.
  • Звук, слово, часть слова или отрезок речи заключается в квадратные скобки – [   ] .
  • Текст записывается так, как он слышится.
  • Не употребляются прописные буквы.
  • Не действуют правила пунктуации, знаки препинания заменяются паузами: небольшая пауза обозначается одной вертикальной чертой – / ; фразы друг от друга отделяются двумя чертами – // , обозначающими большую паузу.
  • Каждый знак употребляется для обозначения одного звука.
Использование диакритических знаков (греч. diakritikos - отличительный) обязательным является  постановка ударения: основное – знаком акут  ́ , побочное знаком гравис   `  Например, во̀донепроница́емый

Использование диакритических знаков

(греч. diakritikos - отличительный)

  • обязательным является  постановка ударения: основное – знаком акут  ́ , побочное знаком гравис   `

Например, во̀донепроница́емый

  • прямая черта над буквой указывает на долготу согласного [ с ]
  • мягкость согласного обозначается апострофом – [ м' ]
  • служебные слова, произносящиеся вместе со знаменательным, соединяются каморой –  [ ] Например, [в   л'э ́ с];
  • для обозначения йот используют j
Проверь себя!

Проверь себя!

В каком слове звуков больше, чем букв?

В каком слове звуков больше, чем букв?

  • Ель
  • Рассвет
  • Ясно
  • Паяльник
  • Войдешь
  • Вьюнок
  • Январский
  • Подальше
В конце слова [ло́ п / но́ ш / са́ т / с'н'э́ к ]; свис т нуть - [с'в'и́снут'], прелес т ный - [пр'л'э́сны i ], В середине слова [ло́ т къ / но́ ш къ / про п къ]; [про́ з 'бъ ва г за́л  мъла д 'ба́];

В конце слова

[ло́ п / но́ ш / са́ т / с'н'э́ к ];

свис т нуть - [с'в'и́снут'],

прелес т ный - [пр'л'э́сны i ],

В середине слова

[ло́ т къ / но́ ш къ / про п къ];

[про́ з 'бъ

ва г за́л

мъла д 'ба́];

Словесное ударение – это особое выделение одного из слогов слова  Логическое ударение выделяет не слоги, а целые слова в предложении. Эмфатическое ударение служит для подчеркивания эмоциональной стороны слова. Достигается это обычно долгим произношением ударного гласного, иногда и протяжным произношением согласного.
  • Словесное ударение это особое выделение одного из слогов слова
  • Логическое ударение выделяет не слоги, а целые слова в предложении.
  • Эмфатическое ударение служит для подчеркивания эмоциональной стороны слова. Достигается это обычно долгим произношением ударного гласного, иногда и протяжным произношением согласного.

Что такое побочное ударение?

Проверь себя!

Каждое самостоятельное слово имеет, как правило, одно ударение, но в некоторых сложных по морфологическому составу, больших по объему словах возможно и второе, побочное ударение а) в сложных словах: во̀донепроница́емый, высоко̀производи́тельный, а̀эрофо̀тосъёмка; б) в словах с иноязычными приставками: су̀перобло́жка, ко̀нтруда́р, мѐжконтинента́льный; в) в некоторых сложносокращенных словах: пѐдинститу́т, спо̀ртинвента́рь; г) в некоторых двусложных и трехсложных предлогах и союзах: о̀коло до́ма, когда̀ прие́дешь; потому̀ что хо́лодно.

Каждое самостоятельное слово имеет, как правило, одно ударение, но в некоторых сложных по морфологическому составу, больших по объему словах возможно и второе, побочное ударение

а) в сложных словах: во̀донепроница́емый, высоко̀производи́тельный, а̀эрофо̀тосъёмка;

б) в словах с иноязычными приставками: су̀перобло́жка, ко̀нтруда́р, мѐжконтинента́льный;

в) в некоторых сложносокращенных словах: пѐдинститу́т, спо̀ртинвента́рь;

г) в некоторых двусложных и трехсложных предлогах и союзах: о̀коло до́ма, когда̀ прие́дешь; потому̀ что хо́лодно.

Словесное ударение в русском языке может различать: а) смысл слова: хло́пок – хлопо́к, бе́лка – белка́, пи́ща – пища́; б) формы одного и того же слова: хо́дите – ходи́те, насы́пать – насыпа́ть, о́кна – окна́; в ) варианты слов: добы́ча ( общеупотр.) – до́быча (проф.); ди́кий (лит.)- дико́й (диал.); краси́вее – красиве́е (прост.), му́зыка (нейтр.)- музы́ка (уст.) Какими признаками обладает русское ударение?

Словесное ударение в русском языке может различать:

а) смысл слова: хло́пок – хлопо́к, бе́лка – белка́, пи́ща – пища́;

б) формы одного и того же слова: хо́дите – ходи́те, насы́пать – насыпа́ть, о́кна – окна́;

в ) варианты слов: добы́ча ( общеупотр.) – до́быча (проф.); ди́кий (лит.)- дико́й (диал.); краси́вее – красиве́е (прост.), му́зыка (нейтр.)- музы́ка (уст.)

Какими признаками обладает русское ударение?

Я хочу учиться. Я хочу учиться.  Я хочу учиться .
  • Я хочу учиться.
  • Я хочу учиться.
  • Я хочу учиться .
Петенька, милый, голубчик, приезжа-ай, соску-училась … А ну, гляди сюда,  каш –шеваррр!

Петенька, милый, голубчик, приезжа-ай, соску-училась

А ну, гляди сюда,

каш –шеваррр!

Какими признаками характеризуется русское словесное ударение?

Какими признаками характеризуется русское словесное ударение?

  • Русское словесное ударение является свободным ( разноместным ) и может падать на любой слог слова и на разные морфемы: ра́дуга, рука́, розова́тый, передава́ть и т.д .
  • Ударение в одних словах может быть неподвижным (при склонении и спряжении ударение в словоформах остается на одном и том же слоге: дрожу́, дрожи́шь, дрожи́м…, заво́д, заво́да …), в других – подвижным (при склонении и спряжении ударение в его формах оказывается на разных слогах: голова́, го́ловы, голо́в…; пишу́, пи́шешь… ).
ЯДРИЦА ФЕНОМЕН ЕРЕТИК ЗНАМЕНИЕ ДОСУГ НЕВРОЛОГ РЕФЛЕКСИЯ АСТРОЛОГ АСТРОНОМ ИНСТРУМЕНТ ХОДАТАЙСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЕ УКРАИНСКИЙ ФЕТИШ ИСКРА ДРЕМОТА ЗЕВОТА БЮРОКРАТИЯ ВОЗВЕЛИЧЕНИЕ ОЗВУЧЕНИЕ ДОНЕЛЬЗЯ ЗАДОЛГО СОСРЕДОТОЧЕНИЕ УПРОЧЕНИЕ

ЯДРИЦА

ФЕНОМЕН

ЕРЕТИК

ЗНАМЕНИЕ

ДОСУГ

НЕВРОЛОГ

РЕФЛЕКСИЯ

АСТРОЛОГ

АСТРОНОМ

ИНСТРУМЕНТ

ХОДАТАЙСТВО

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УКРАИНСКИЙ

ФЕТИШ

ИСКРА

ДРЕМОТА

ЗЕВОТА

БЮРОКРАТИЯ

ВОЗВЕЛИЧЕНИЕ

ОЗВУЧЕНИЕ

ДОНЕЛЬЗЯ

ЗАДОЛГО

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ

УПРОЧЕНИЕ

Закончите фразы.

Закончите фразы.

  • Фонетика изучает …
  • Е,ё,ю,я,а,о,у,и,ы,э - …
  • Согласные звуки бывают … или …, … или …, … или … .
  • Гласные звуки бывают … или … .
  • Всегда звонкие звуки …
  • [ ч ’] , [ щ ’ ] , [ й ’] – …
  • [ ж ] , [ ш ] , [ ц ] - …
  • Всегда глухие звуки - …
  • Озвончение – это …
  • Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда …
  • Сторож, рыбка, включить, повадки – во всех этих словах …
  • Сделал, время, ель, дорога – во всех этих словах …
  • В слове НЕНАСТНЫЙ шестой звук –
  • Бровь, физика, тюфяк, расправьте – во всех этих словах встречается звук …
Фонетика изучает ЗВУКИ РЕЧИ Е,ё,ю,я,а,о,у,и,ы,э – ГЛАСНЫЕ БУКВЫ Согласные звуки бывают ГЛУХИЕ или ЗВОНКИЕ , ПАРНЫЕ или НЕПАРНЫЕ , ТВЁРДЫЕ или МЯГКИЕ . Гласные звуки бывают УДАРНЫЕ или БЕЗУДАРНЫЕ . Всегда звонкие звуки [ Л ] [ Л ’] [ Н ] [ Н ’] [ М ] [ М ’]  [ Р ] [ Р ’] [ Й ’] [ ч ’] , [ щ ’  ] , [ й ’] – ВСЕГДА МЯГКИЕ [ ж ] , [ ш ] , [ ц ] – ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ Всегда глухие звуки - [ Х ] [ Х ’] [ Ч ’] [ Щ ’] [ Ц ] Озвончение – это УПОТРЕБЛЕНИЕ НА МЕСТЕ ГЛУХОГО ЗВУКА ЗВУКА ЗВОНКОГО, НАПРИМЕР, [ ПРОЗ ’ БА ] Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда СТОЯТ В НАЧАЛЕ СЛОВА, ПОСЛЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ъ И Ь, ПОСЛЕ ГЛАСНОГО. Сторож, рыбка, включить, повадки – во всех этих словах ПРОИСХОДИТ ОГЛУШЕНИЕ Сделал, время, ель, дорога – во всех этих словах ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ЗВОНКИЕ; КОЛИЧЕСТВО ЗВУКОВ И БУКВ СОВПАДАЕТ. В слове НЕНАСТНЫЙ шестой звук – [ Н ] . Бровь, физика, тюфяк, расправьте – во всех этих словах встречается звук [ Ф ’]
  • Фонетика изучает ЗВУКИ РЕЧИ
  • Е,ё,ю,я,а,о,у,и,ы,э – ГЛАСНЫЕ БУКВЫ
  • Согласные звуки бывают ГЛУХИЕ или ЗВОНКИЕ , ПАРНЫЕ или НЕПАРНЫЕ , ТВЁРДЫЕ или МЯГКИЕ .
  • Гласные звуки бывают УДАРНЫЕ или БЕЗУДАРНЫЕ .
  • Всегда звонкие звуки [ Л ] [ Л ’] [ Н ] [ Н ’] [ М ] [ М ’] [ Р ] [ Р ’] [ Й ’]
  • [ ч ’] , [ щ ’ ] , [ й ’] – ВСЕГДА МЯГКИЕ
  • [ ж ] , [ ш ] , [ ц ] – ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ
  • Всегда глухие звуки - [ Х ] [ Х ’] [ Ч ’] [ Щ ’] [ Ц ]
  • Озвончение – это УПОТРЕБЛЕНИЕ НА МЕСТЕ ГЛУХОГО ЗВУКА ЗВУКА ЗВОНКОГО, НАПРИМЕР, [ ПРОЗ БА ]
  • Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, когда СТОЯТ В НАЧАЛЕ СЛОВА, ПОСЛЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ъ И Ь, ПОСЛЕ ГЛАСНОГО.
  • Сторож, рыбка, включить, повадки – во всех этих словах ПРОИСХОДИТ ОГЛУШЕНИЕ
  • Сделал, время, ель, дорога – во всех этих словах ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ЗВОНКИЕ; КОЛИЧЕСТВО ЗВУКОВ И БУКВ СОВПАДАЕТ.
  • В слове НЕНАСТНЫЙ шестой звук – [ Н ] .
  • Бровь, физика, тюфяк, расправьте – во всех этих словах встречается звук [ Ф ’]
«Звуки речи не безразличны для поэта. Это не пустые места в художественном произведении, не беспорядочные шумы, сопровождающие течение поэтических образов, а существенные средства художественной выразительности. Звуки поэтического языка упорядочены и организованы; особый выбор звуков и особое их расположение отличают поэтическую речь от прозаической»        В.Жирмунский   Фонетический облик рекламы. Эксперименты со звуком

«Звуки речи не безразличны для поэта. Это не пустые места в художественном произведении, не беспорядочные шумы, сопровождающие течение поэтических образов, а существенные средства художественной выразительности. Звуки поэтического языка упорядочены и организованы; особый выбор звуков и особое их расположение отличают поэтическую речь от прозаической» В.Жирмунский

Фонетический облик рекламы.

Эксперименты со звуком

Ученые проводят интересные эксперименты, стараясь понять, какие образы возникают у людей при восприятии звуков речи. Перед вами результаты одного из экспериментов, в котором ученикам начальных классов предложили нарисовать… звук А как бы вы отразили в рисунке свои ощущения?

Ученые проводят интересные эксперименты, стараясь понять, какие образы возникают у людей при восприятии звуков речи. Перед вами результаты одного из экспериментов, в котором ученикам начальных классов предложили нарисовать… звук

А как бы вы отразили в рисунке свои ощущения?

Слышат шорох тихих теней:  В час полуночных видений,  В дыме облака, толпой,  Прах оставя гробовой  С поздним месяца восходом,  Легким, светлым хороводом  В цепь воздушную свились... повторение согласных звуков В. Жуковский «Людмила» Проверь себя! О чем говорят согласные звуки?

Слышат шорох тихих теней: В час полуночных видений, В дыме облака, толпой, Прах оставя гробовой С поздним месяца восходом, Легким, светлым хороводом В цепь воздушную свились...

повторение согласных звуков

В. Жуковский «Людмила»

Проверь себя!

О чем говорят согласные звуки?

«Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое и цветовое значение. Но Р ясно мне говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Звук Л - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи…Звуки Л и Т – о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом. Звук М – о милом, о мягком, о матери, о море… » Е.И.Замятин

«Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое и цветовое значение. Но Р ясно мне говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Звук Л - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи…Звуки Л и Т – о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом. Звук М – о милом, о мягком, о матери, о море… »

Е.И.Замятин

повторение гласных звуков У наших у шки на мак у шке, Ч у ть у тро осветило п у шки И леса синие верх у шки — Франц у зы т у т как т у т. М.Ю. Лермонтов «Бородино» О чем говорят гласные звуки? Проверь себя!

повторение гласных звуков

У наших у шки на мак у шке,

Ч у ть у тро осветило п у шки

И леса синие верх у шки —

Франц у зы т у т как т у т.

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

О чем говорят гласные звуки?

Проверь себя!

« О – звук восторга, торжествующее пространство есть О : поле, море, простор. Все огромное проявляется через О , хотя бы и темное: - стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром… Запоет, заноет, как колокол… Высокий взвод взнесенного собора. Бездонное О ». Отрывок из книги К.Бальмонта  «Поэзия как волшебство»

« О – звук восторга, торжествующее пространство есть О : поле, море, простор. Все огромное проявляется через О , хотя бы и темное: - стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром… Запоет, заноет, как колокол… Высокий взвод взнесенного собора. Бездонное О ».

Отрывок из книги К.Бальмонта

«Поэзия как волшебство»

Попробуйте найти приемы звукописи в стихотворении К.Бальмонта  Полночной порою в болотной глуши  Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.   О чем они шепчут? О чем говорят?  Зачем огоньки между ними горят?   Мелькают, мигают - и снова их нет.  И снова забрезжил блуждающий свет.   Полночной порой камыши шелестят.  В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.   В болоте дрожит умирающий лик.  То месяц багровый печально поник.   И тиной запахло. И сырость ползет.  Трясина заманит, сожмет, засосет.

Попробуйте найти приемы звукописи в стихотворении К.Бальмонта

Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чем они шепчут? О чем говорят? Зачем огоньки между ними горят? Мелькают, мигают - и снова их нет. И снова забрезжил блуждающий свет. Полночной порой камыши шелестят. В них жабы гнездятся, в них змеи свистят. В болоте дрожит умирающий лик. То месяц багровый печально поник. И тиной запахло. И сырость ползет. Трясина заманит, сожмет, засосет. "Кого? Для чего? - камыши говорят,- Зачем огоньки между нами горят?" Но месяц печальный безмолвно поник. Не знает. Склоняет все ниже свой лик. И, вздох повторяя погибшей души, Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.

Попробуйте найти приемы звукописи в стихотворении Н. Заболоцкого И первая пела сирена: «Ко мне, господин Одиссей! Я вас исцелю несомненно Усердной любовью моей!» Вторая богатство сулила: «Ко мне, корабельщик, ко мне!»... А третья сулила забвенье И кубок вздымала вина: «Испей — и найдешь исцеленье В объятьях волшебного сна!»

Попробуйте найти приемы звукописи в стихотворении Н. Заболоцкого

И первая пела сирена:

«Ко мне, господин Одиссей!

Я вас исцелю несомненно

Усердной любовью моей!»

Вторая богатство сулила:

«Ко мне, корабельщик, ко мне!»...

А третья сулила забвенье

И кубок вздымала вина:

«Испей — и найдешь исцеленье

В объятьях волшебного сна!»

Слоган -(англ., девиз, лозунг, призыв, рекламная формула) – это постоянный рекламный девиз фирмы, который используется почти так же часто, как и товарный знак, а в звуковой рекламе заменяет его.  Слоган легко запоминается, так как воздействует не только на зрение, не только на слух и эмоциональную сферу человека, как название или цвет, но и на сознание, разум Каким должен быть слоган? Проверь себя!

Слоган -(англ., девиз, лозунг, призыв, рекламная формула) – это постоянный рекламный девиз фирмы, который используется почти так же часто, как и товарный знак, а в звуковой рекламе заменяет его.

Слоган легко запоминается, так как воздействует не только на зрение, не только на слух и эмоциональную сферу человека, как название или цвет, но и на сознание, разум

Каким должен быть слоган?

Проверь себя!

1. Слоган должен отражать особенности имиджа и предложений фирмы, вызывать ассоциации с названием. 2. Слоган должен быть кратким, звучным, динамичным, правильным с точки зрения фонетики, то есть без неблагозвучных и трудных для произношения звукосочетаний, чтобы его легко можно было запомнить. 3. Слоган не должен допускать двоякого толкования – он должен ясно и однозначно восприниматься на слух с первого раза. 4. Слоган не должен быть слишком сложным, замысловатым и сверхоригинальным.

1. Слоган должен отражать особенности имиджа и предложений фирмы, вызывать ассоциации с названием.

2. Слоган должен быть кратким, звучным, динамичным, правильным с точки зрения фонетики, то есть без неблагозвучных и трудных для произношения звукосочетаний, чтобы его легко можно было запомнить.

3. Слоган не должен допускать двоякого толкования – он должен ясно и однозначно восприниматься на слух с первого раза.

4. Слоган не должен быть слишком сложным, замысловатым и сверхоригинальным.

Попробуйте проанализировать следующие слоганы с точки зрения фонетики. Насколько они удачны?

Попробуйте проанализировать следующие слоганы с точки зрения фонетики. Насколько они удачны?

  • Есть идея - есть IKEA
  • Ммм… Данон
  • Не тормози – снигерсни
  • Ням-ням-ням. Покупайте Микоян
  • Вольному - Volvo
  • Red Bull окрыляяяяеееет
  • Клинекс - мягкий словно бархат!
  • Knorr - вкусен и скорр!
  • Gallina Blanka - буль-буль


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Фонетика: система понятий (теоретическо-практические материалы)

Автор: Давлетшина Ирина Олеговна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166556


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства