Отрабатываем трудную тему
«Приставки при - и пре - »
Электронное пособие для учителей
Работа
Репиной Екатерины Кирилловны,
учителя русского языка и литературы
ГБОУ «Школа № 600» (Москва)
Современный урок в свете ФГОС
При работе по данной теме учителю необходимо продемонстрировать методическое мастерство .
Учитель активизирует учащихся и применяет на уроках разнообразные виды деятельности и приёмы:
1.работа с опорными таблицами,
2.работа со словарями,
3.орфографические и лексические разминки;
4. грамматические турниры,
5 различные аукционы,
6 разнообразные тренинги;
7.словарные и объяснительные диктанты;
8.практикумы с разными творческими заданиями;
9.тематические тесты с разными заданиями;
10.работу по карточкам;
11.работу над ошибками и др.
Учитель демонстрирует методическое мастерство , применяя разнообразные приёмы
и технологии
Учитель активизирует учащихся , работает с учениками-помощниками, консультантами, экспертами, с группами, с парами, с классом, проводит индивидуальные консультации
Роль систематических разминок на уроке
На своих уроках систематически провожу различные виды разминок : орфоэпические,
орфографические, лексические, синтаксические . При этом мне помогают ученики-
помощники, ученики-консультанты и ученики-эксперты.
Такие разминки очень эффективно помогают отрабатывать трудные темы и задания по таким темам.
Целесообразно разнообразить эти разминки.Это даёт более эффективный результат,
если разминки проводятся в игровой форме , где каждый обучающийся получает
маршрутный лист, на котором сразу видны успехи и неудачи каждого участника
разминки. Игра выступает как средство пробуждения и стимулирования учащихся.
Это очень мотивирует учеников, и они проявляют большой интерес к разминке. Тема
каждой разминки объявляется заранее. Всё в руках учителя-творца!
Входной тест №1 по теме
Пр...одолевать пр...пятствия, непр...менное условие, непр...ступная крепость, пр...кринуть,
пр...озёрный край, пр...городные поезда, пр...ходящая медсестра, пр...станционный буфет,
пр...мерять костюм, пр...лежные ученики, пр...стижный район, пр...стегнуть ремни,
пр...ступить закон, пр...был на каникулы, пр...ступный мир, пр...крепить, пр...бывать в командировке,
Пр...амурский край,пр...ковылял, пр...усадебный участок, пр...станционный буфет,
непр...менное условие, непр...ятное известие, при...клеить, пр...ладит, непр...нуждённая
беседа, непр...ветливый взгляд, написать пр...амбулу, встреча с пр...фектом., выбираем
пр...зидента, пр...зидиум конференции, пр...задуматься, пр...лечь, пр...стегнуть ремень,
пр...влечённый,пр...украшенный, пр...свистнуть, пр...фектура, пр...лестное дитя, Пр...уралье,
пр...кратившееся общение, пр...влечённый к ответственности, непр...нуждённая беседа.
Входной тест №2 по теме
Непр...ступная крепость, пр...красный пейзаж, пр...нудительный труд,
премиальный фонд, непр...двиденные обстоятельства, пр...мечание, опытный пр...подаватель,
пр...нципиальное решение, преобразователь тока, пр...остановленный процесс,
пр...непр...ятное известие, пр...восходный результат, пр....ступить к работе,
пр...ступить границы дозволенного, пр...кратить переговоры, непр....двиденные обстоятельства,
пр...ращение скорости, пр...крыть окно, пр...творить план в жизнь, показывать пр...мер,
пр...одолеваешь пр...пятствие, пользуешься пр...вилегиями, беспр...дельная вышина, превосходить противника, пр...морский пр...чал, пр...стань,
пр...восходный результат, непр...кращающийся дождь, непр...взойдённый
рекорд, пр...лежные ученики, пр...дставление гостей, пр...спешник,
непр...менное условие, пр....возмочь усталость, пр...двинуть к стене.
Ваши помощники-словари, справочники и таблицы
Работа со словарями.Что даёт?
Систематическая работа
Развитие познавательной активности
со словарями
Развитие навыков устной и письменной речи
Повышение речевой культуры обучающихся
Словари-ваши друзья и помощники
Таблица по теме «Приставки при- и пре--»
Таблица по теме «Приставки при- и пре-»
Значения приставки ПРИ -
Приставка ПРИ-
приладить приковылятьпривстать
приозёрный приготовить причуда
Пространственная близость
Присоединение
Приближение
Законченное действие
Неполнота действия
Запомнить слова с неясным значением!
Работа над ошибками входного теста
Орфография по правилам и орфография без правил
1.Какие правила вы применяли?
2.Назовите эти орфограммы и найдите все примеры из теста.
3. Какие слова пишутся не по правилам?
4.Выпишите эти слова.
5.Какие слова у вас вызвали затруднения? Объясните их правописание с помощью ученика-консультанта, ученика-помощника учителя.
6. Нужна ли вам помощь учителя?
Орфографический практикум
Какие правила вы применяли ? Какие слова пишутся не по правилам? Знаете ли вы их лексические значения? 4. Что остаётся непонятным для вас?
Пр...пятствие, разные пр...баутки, пр...встать со стула, пр...клонный возраст, показываешь
пр...мер,пр...светлый образ, пр...ветливый взляд, пр...брежные заросли, камень пр...ткновения,
пр...мственность поколений, преемник поэта, пр...небрежительное отношение,новый пр...дел,
пр...бывать в командировку, пр...бываешь в командировке, пр...старелый возраст, пр...поднести
подарок, пр...дать блеск, пр...светлый образ,пр...сечь, пр...одолеть, пр...дел мечтаний, пр...дел в
храме, пр...мудрый старец, пр...творить дверь, пр...творить мечту, пр...ходяшая
няня, пр...емлемый вариант, пр...скорбный факт ,пригнуть, пр...вязал, пр...зидиум конгресса,
пр...зидент академии, пр...вилегии.
Парные слова . Выясняем лексическое значение .
пр и ёмник пр е емник
пр и творить пр е творить
пр и вратник пр е вратности
пр и бывать пр е бывать
пр и зирать пр е зирать
пр и ступить пр е ступить
пр и клонить пр е клонить
пр и дел пр е дел
пр и ходящий пр е ходящий
пр и дать пр е дать
пр и умножить пр е умножить
Учим слова наизусть. Обращаемся к словарю.
пр е амбула непр и стойный
пр е зидент непр и ступная
пр е фект непр е менное
пр е зидиум непр и тязательный
пр е фектура непр и нуждённый
пр и вилегия пр и оритет
Работаем с толковым словарём
Прелюдия- (ж.р.).Слово многозначное (2 значения).
1.Вступительная часть музыкального произведения. Прелюдия к романсу.
Прелюдия больших событий или к большим событиям (переносное значение слова).
2.Небольшое музыкальное произведение.
Прелюдия для фортепьяно.
Работам с толковым словарём
Пр е рогатива- (слово
книжное). Исключительное право, привилегия
государственного органа, должностного лица.
Пр е рогативы власти.
Работаем с толковым словарём
Пр е амбула- (ж.р.).Вводная часть международного догов О ра, закона или правового акта.
Составить пр е амбулу.
Отредактировать пр е амбулу.
Работаем с толковым словарём
Пр и вередливый- слишком разборчивый, с прихотями, капризами.
Пр и вередливый ребёнок.
Пр и вередлив в еде.
Пр и вередливое растение (переносное значение слова).
Работаем с толковым словарём
Пр и оритет - (м. р.).Первенство по времени в открытии изобретений чего-нибудь; вообще первенствующее положение.
Пр и оритет в изучении Антарктиды.
Работа с толковым словарём
Пр е льстить- (слово многозначное ,
2 значения ). 1.Возбудить в ком-нибудь влечение к себе, привлечь. Пр е льстить своими ласками.
2.Стать для кого-нибудь заманчивым, приятным. Пр е льстила перспектива путешествия.
Словарный диктант по теме
Отредактировать пр е амбулу, пр е рогатива, пр е мьер-министр, пр и норовиться к людям, пр и нципиальное решение, пр е мудрёная задача, пр е опасная ситуация, непр е менное условие, пр е огромная территория, пр и морский климат, пр е небрежительное отношение, пр е людия к романсу, пр и вередливый квартирант, пр е вратный смысл, пр и водной ремень, пр е пирательство, пр е ображённый край, пр е одолеваешь пр е пятствие, пр и открыть окно, пр е творить планы, пр е бывать в командировке, пр е льстить, пр и вилегированное положение, пр е рогатива власти, пр и наряженный гость.
Работа с фразеологическим словарём
Камень преткновения- из Библии.
Неразрешимые трудности, препятствия, возникающие во время какого-то дела.
Пример:Из общих предметов на младшем курсе для большинства пажей ... камнем преткновения были механика и химия.
Орфографический практикум
Какие правила вы применяли? Какие слова пишутся не по правилам. 3наете ли вы их лексические значения ? Неопр...одолимые пр...пятствия, пр...вратные пр...дставления, красивая пр...чёска,
пр...непр...ятное известие, пр...небрежительное отношение, пр...забавный малыш, пр...ручать,
пр...митивные взгляды, пр...смыкаться, пр...сказка, пр...слуга, прислониться, пр...имущество,
пр...седать, пр...гореть, пр...клонить колени, пр...клоняться перед ветеранами, пр...рогатива,
пр...мник учёного, радиопр...ёмник, пр...нимать гостей, пр...сесть ,написать пр...амбулу,
пр...ветственнная речь, пр...браться в квартире, пр...верженец старых взлядов, пр...емлемые
решения, пр...добрый человек, пр...мадонна, пр...крикнуть, пр...открыли, пр...сматривать,
пр...ломление, пр...валировать, пр...обладать, пр...двосхитить, пр...глушить мотор,
пр...подобный, пр...бывать в неведении, пр...влекательная картина.
Орфографический практикум
1. Какие вы применяли правила?
Какие слова пишутся не по правилам? Знаете ли вы их лексические значения ? Пр...нципиальное решение, английская пр...нцесса, пр...охотить к
чтению, пр...одолевать пр...пятствия, пр...волжские леса, пр...вилегированное
положение, пр...миальный фонд, пр...нудительный труд, пр... смотреться,
непр...косновенный запас, пр...милый ребёнок, пр...крыть калитку,
пр...даное невесты, пр..данья старины глубокой, препирательство,
пр...баутки, пр...одолеть все пр...пятствия, решить пр...меры, пр...мьер,
пр...чудливый, пр...чина, пр...вередливое растение оперная пр...мьера,
пр...лежные ученик, пр...мерный студент, пр...вилегии, пр...мудрости.
Работа с текстом произведения
Вставьте пропущенные буквы. Какие значения приставок вы увидели? Из какого произведения взяты предложения ? Назовите героев произведения . Домашнее задание-Выпишите из данного текста 10 предложений на эту тему. 1.Я решился сделать из неё змей и, пользуясь сном Бопре, пр...нялся за работу. 2. Батюшка вошёл в то самое время, как я пр...лаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды. 3.Батюшка за ворот пр...поднял его с кровати... 4.Батюшка у окна читал Пр...дворный календарь. 5.В ту же ночь пр...ехал я в Симбирск. 6.Он ахнул, увидя несомненные пр...знаки моего усердия к службе. 7. Размышления мои пр...рваны были Савельичем. 8.Но Савельича мудрено было унять, когда бывало пр...мется за проповедь 9.Дорожные размышления мои были не очень пр...ятны. 10. Барин, не пр...кажешь ли воротиться? 11. Я пр...казал ехать на незнакомый пр...дмет.
Выполняем тесты по теме .
Вставьте все пропущенные буквы.
Определите ряды, где пропущена одна и та же буква:
пр...тензия, пр...вычка, пр...косновение, пр...амбула, пр...видение
пр...бежал, пр...чуда, пр...ручить, пр...менение,пр...мерный
пр...стегнуться,пр...милый, пр...амбула, непр...взойдённый
пр...красный, пр...образить, пр...милый, пр..бывать в школе
пр...мчаться, непр...менный, пр...клоняться перед ветеранами
пр...мкнуть к движению, пр...крыть калитку, пр...лечь, пр...сесть
Пр...уралье, пр...лестный, пр...чудливый, пр...меним,
городские предместья, пр...городные поезда, пр...лестное созд ани е.
Объяснительный диктант
Он пр и дава л большое значение этому вопросу. Не пр е зирай совета ничьего. Во время своего пр е бывания в Петербурге мы посетили несколько музеев. Мы с радостью встретили брата, пр и бывшего на каникулы. Не хлопай дверью, пожалуйста, пр и твори её. Очень важно суметь пр е творить в жизнь свои планы. Поезда пр и бывают точно по расписанию. Отец пр е бывал в командировке весь месяц. Необходимо пр и зреть сироту. Я пр е зираю пр е дателей.
Лексический практикум.Синонимы .
Превозносить до небес- Придержать язык- Прирастать корнями- Камень преткновения- Предать анафеме- Прижать хвост- Попасть в преисподнюю – С тебя причитается-
Лексический практикум. Антонимы.
Подберите антонимы к словам: пребедный- превесёлый- презлой- прелюбезный- превысокий предобрый-
Индивидуальная карта ошибок
Какие ошибки я допускаю по данной теме?(выписываю все слова). На какие правила допущены мною ошибки?(работа с таблицей). Какие слова необходимо мне выучить наизусть?(составляю список и учу). Готовлюсь к зачёту с учеником-консультантом. Выполняю все задания на эту тему в сборниках И.П. Цыбулько, Н.Сениной и др. под руководством ученика-эксперта и учителя.
Контрольный тренинг по теме
Пр...мник поэта, камень пр...ткновения, пр...пираться из-за мелочей,
пр...амбула договора, пр...валирующие тенденции, пр...влекательная
картина, поразительная пр...способляемость, пр...ведите
пр...меры,пр...небрежение к труду в Обломовке, произнести
пр...говор, беспр...данница, гроза в пр...роде, пр...ём
контраста, пр...нимать меры, пр...рогатива, пр...людия, пр...тендент,
пр...нимать решение, пр...влекло внимание, пр...возмочь усталость,
пр...говорены к смертной казни, дурная пр...вычка, пр...ёмная
пр...зидента, пр...велигированные классы, пр...гласили в гости.
Синтаксический практикум
. Составьте словосочетания с данными словами
1.преамбула- 10. предпринять
2.прерогатива- 11.прекратить-
3.привилегия- 12.признание-
4.прелюдия- 13.причуда-
5.премьера- 14.премилый-
6.препятствие- 15. прелестный
7.президент- 16.прекрасно-
8.президиум- 17. преступный-
9.префект 18. притворить
Творческий практикум
Замените выделенные словосочетания словами с приставками пре- или при-: 1. Я постоянно покупаю газеты и журналы в киоске около вокзала .
2. Во время отдыха в Крыму мы часто завтракали в кафе около моря.
3. Семья моего брата живёт в посёлке, расположенном на границе .
4. Перед отъездом мы перекусили в буфете, находящимся в здании вокзала .
5. В дендрарии мы увидели растения , отличающиеся редкой красотой .
6. Во время отдыха водители постоянно обедают в кафе, расположенных у дороги .
Карточка по всей теме
Пр...остановиться на пути, пр... лежные ученики, необходимые
пр...параты, пр...следовать пр...ступника, пр...зреть
сироту, пр...верженец, пр...гожий, присмиревшие дети, пр...тенденты, пр...дъявлять пр...тензии, пр...видение в замке, пр...образовывать
пр...роду, пр...восходный результат, пр...амбула договора,выбираем
пр...зидента, пр...зидиум конгресса, пользуешься
пр...вилегиями, пр...вередливый квартирант, пр...добрый человек,
пр...лестный ребёнок, пр...озёрные луга, пр...мерять костюм,
пр...обретённый участок, пр...дмостное укрепление, пр...вратные представления.
Карточка по всей теме
Пр...осаниться перед зеркалом, пр...норовиться к
обстоятельствам, пр...лестная собачка, пр...успевать в делах, пр...людия к романсу, избираем пр...зидиум собрания,
пр...вилегированное сословие, пр...творить планы, пр...открыть
завесу, пр...следовать пр...ступника, непр...стойное поведение,
непр...ступная крепость, непр...взойдённые рекорды, пр...мчаться к
финишу, пр...валировать, пр...тенденты на пост пр...зидента, пр...обрели пр...усадебный участок,пр...вратности судьбы, камень
пр...ткновения, негде пр...тулиться, п...зреть сироту, пр...зирать
врага, пр...бывать в неведении, пр...клонение перед ветеранами.
Карточка по всей теме
Пр...восходный повар, пр...скорбный случай, пр...сутствие, пр...нёс
письмо, жду непр...менно, кричат непр...ятно, подумать о
пр...готовлениях к празднику, беспр...станно стучали,
пр...готовленный обед, пр...чинённый вред, пр...ниматься за
чтение, благопр...ятный ответ, пр...лив сил, пр...грешение,
пр...восходить противника, пр...образовать пр...усадебный участок,
отредактированная пр...амбула, пр...вышение скорости, явное
пр...восходство, пр...возносить до небес, пр...выше всего,
пр...людия к романсу, непр...одолимая пр...града, камень
пр...ткновения, пр...творяешься спящим, пр...смыкающееся.
Орфографический практикум.
Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова по значению приставок . Пр...ковылял, пр...видение, пр...вязанность, пр...шить, пр...стиж, пр...зидент, пр...фектура, пр...город, пр...крикнул, непр...ступная крепость, пр...отважный, пр...озёрный, пр...брежный, пр...ковыляли, пр...мерять, непр...взойдённый рекорд, непр...ятный разговор, пр...нять решение, пр...небрежительное отношение, пр...возмочь боль, пр...высить скорость, пр...чуды, пр...мьер-министр, пр...миальный фонд, пр...строиться, пр...ловчиться, пр...бой, пр...чал, непр...двиденные обстоятельства, пр...амбула договора, пр...рогатива власти, пр...вилегии, пр...чал, пр...людия к романсу, пр...водной ремень, пр...городные поезда, вредные пр...вычки, пр...выкать к требованиям, пр..добрый, пр...скучный, пр...дусмотреть всё, пр...мчаться к финишу, еле пр...ковылял.
Тест по всей теме
1.Вставьте все пропущенные буквы .
2.Определите ряды, в которых пропущена одна буква (Е или И).
1.невольное пр...грешение, пр...одолеть пр...пятствие, пр...ступник
2.пр...баутки, пр...сказки, пр...юты, пр...поны, пр...ступный мир,
3.пр...ступить к занятиям, при...мчаться к финишу, пр...ковылять
4.пр...творить мечту, пр...сыпать песком, пр...мудрый, пр...старелый
5.пр...ятное общение, пр...старелый, пр...добрый, пр...мерный
Ответ: в первом ряду - е , в третьем - и .
Решаем тесты по теме
Вставьте в слова пропущенные буквы. В каком варианте все слова со значением приставки очень. 1.пр...уменьшить, пр...добрый, пр...старелый, пр...увеличить, 2.пр...сытиться, пр...мчаться, пр...ютить, пр...добрый, пр...милый 3.пр...плыть, пр...чалить, пр...думать, пр...забавный, пр...смешной 4.пр...скакал, пр...тих, пр...мостился, пр...мерный, пр....ветливый 5.пр...скучный, пр...сильный, пр...красный, пр...злой, пр...ступник
Решаем тесты по теме
Вставьте пропущенные буквы . В каком ряду значение приставки равно пере? 1.пр...вскочить, пр...людия, пр...емьера, пр...зидент, пр...зидиум,
2.пр...града, пр...ступник, пр...мник поэта , пр...кратить,
3.пр...мирение, непр...ступный, непр...стойный, пр...чалить
4.пр...мьер-министр, пр...ткновение, пр...ткнуться, пр...браться
5.непр...ступная крепость, пр...ютить сироту, пр...оритеты
Ответ: во втором ряду.
Использованные источники
Сергей Иванович Ожегов. Толковый словарь русского языка.
С. В .Драбкина, Д. И. Субботин. Единый государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся.2-е издание, исправленное. М.,
«Интеллект-Центр»,2016.
www . idspektr . ru . Издательский Дом Спектр. Таблицы по русскому языку.6 класс. Воропаева Наталья Алексеевна. Интерактивное пособие по русскому языку по теме «Приставки при - и пре -» для учащихся 6 класса. Современный учительский портал.