Выпишите сначала простые предложения, а затем сложные. Вставьте знаки препинания.
Весной вернулись грачи, и зазвенели птичьи голоса.
Пингвины замечательно ныряют и плавают.
Мы вышли из дома на рассвете и вернулись поздно.
Лебедь опустился на воду и сложил крылья.
На востоке заалело, а звёзды стали бледнеть.
Стали птицы песни петь, и зацвёл подснежник.
Скоро осень проснётся, и от птичьего крика в сердце только грустнее.
Выпишите из стихотворения ССП с соединительными союзами, определите их значения.
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной,
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождём осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.
Переведите на русский язык.
Күн шықты да, аспан ашылды.
Взошло солнце, и небо прояснилось.
Есік ашылды да, үйге бір бейтаныс адам кіріп келді.
Открылась дверь, и в дом вошёл незнакомый человек
Қоңырау соғылды, балалар да кідірмей сыныптан шықты.
Прозвенел звонок, и дети не торопясь вышли из класса.
Работа с текстом. «Юрта в саду»
Высоко в горах находится наш аул. Но когда попадёшь в него, то не почувствуешь, что ты в горах. По одну сторону аула тянется большое, ровное, как стол, поле. За полем лес, настоящий лиственный. Растут там и клёны, и тополя, и ольха, и берёза, и рябина. С другой стороны – тоже поля: пшеничные, кукурузные, маковые. А вокруг темнеют высокие гряды гор.
Улицы аула ровные. И дома на них стоят ровно вряд, как школьники на линейке. Дома из глины. Есть старые, а есть и новые. Новые дома побелены, и крыши на них железные или черепичные, и окна в них светлые. Дома окружены невысокими глиняными дувалами. У всех в ауле есть дома, да не все в них жить привыкли. Возле некоторых домов стоят юрты. Дома хороши, а старикам в юрте лучше.
Проверьте!
Новые дома побелены, и крыши на них железные или черепичные, и окна в них светлые.(ССП с соединительным союзом)
У всех в ауле есть дома, да не все в них жить привыкли.(ССП с противительным союзом)
Дома хороши, а старикам в юрте лучше.
(ССП с противительным союзом)
Рефлексия.
Что вы узнали на уроке?
Какие значения могут иметь сложносочиненные предложения?
В каком случае запятая между предложениями в ССП не ставится?
Какими могут быть простые предложения в составе сложного предложения?
Итог урока. Оценивание.
Домашнее задание
Правила со стр. 44§7
Упр.43 стр.45
Из данных простых предложений составить ССП с соединительными союзами.