kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Cложносочиненные предложения 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложносочиненные предложения  
9 класс

СШ №26 им.Жамбыла
Учитель Кылышбаева Н.К.

Проверка домашнего задания:

1.Назовите основные виды сложного предложения.

2.Какими способами соединяются  простые предложения в составе сложного?

3.Дать понятие союзам.

4.Какое значение имеют ССП с противительными  союзами?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Cложносочиненные предложения 9 класс »

Сложносочиненные предложения    9 класс   СШ №26 им.Жамбыла  Учитель Кылышбаева Н.К.

Сложносочиненные предложения   9 класс СШ №26 им.Жамбыла Учитель Кылышбаева Н.К.

Проверка домашнего задания: Назовите основные виды сложного предложения. Какими способами соединяются  простые предложения в составе сложного? Дать понятие союзам. Какое значение имеют ССП с противительными союзами?

Проверка домашнего задания:

  • Назовите основные виды сложного предложения.
  • Какими способами соединяются  простые предложения в составе сложного?
  • Дать понятие союзам.
  • Какое значение имеют ССП с противительными союзами?

Таблица.   Сложные предложения по типу связи Союзные Бессоюзные Части относительно автономны и связаны по смыслу и интонационно; на письме связь отражена при помощи знаков препинания Сложносочиненные Сложноподчиненные Части относительно автономны и связаны сочинительными союзами Части зависят одна от другой и связаны подчинительными союзами и союзными словами Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Не место красит человека, а человек место. Не стыдно не знать – стыдно не учиться.

Таблица.

Сложные предложения по типу связи

Союзные

Бессоюзные

Части относительно автономны и связаны по смыслу и интонационно; на письме связь отражена при помощи знаков препинания

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

Части относительно автономны и связаны сочинительными союзами

Части зависят одна от другой и связаны подчинительными союзами и союзными словами

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Не место красит человека, а человек место.

Не стыдно не знать – стыдно не учиться.

Тема: Сложносочиненные предложения  с соединительными союзами. и, да = и, тоже, ни….ни

Тема: Сложносочиненные предложения  с соединительными союзами.

и, да = и, тоже, ни….ни

Работа над новым материалом  1. Вводная  беседа Какие предложения называются сложносочиненными? Какие сочинительные союзы вы знаете? На какие группы делятся сложносочиненные предложения?

Работа над новым материалом 1. Вводная  беседа

  • Какие предложения называются сложносочиненными?
  • Какие сочинительные союзы вы знаете?
  • На какие группы делятся сложносочиненные предложения?

Сложное предложение, в котором два или более простых предложений равноправны, связаны сочинительными союзами и интонацией называется сложносочиненным. Сочинительные союзы бывают соединительные,  разделительные и противительные. По аналогии с сочинительными союзами  ССП делятся на 3 группы.
  • Сложное предложение, в котором два или более простых предложений равноправны, связаны сочинительными союзами и интонацией называется сложносочиненным.
  • Сочинительные союзы бывают соединительные, разделительные и противительные.
  • По аналогии с сочинительными союзами  ССП делятся на 3 группы.

Каждая группа предложений  отличается значениями, которые может передавать.

Практическая работа. Жизнь дается один раз, и хочется прожить её осмысленно, бодро, красиво.  [ - = ], и [ = ]. Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде. Ни [ - ], ни [ - ].  Сыпались звёзды, да иглы звенели.  [ - = ], да [ - = ]. Сегодня было ясно и солнечно, завтра тоже ожидается хорошая погода.  [ = ], тоже [ = - ].  

Практическая работа.

  • Жизнь дается один раз, и хочется прожить её осмысленно, бодро, красиво.

[ - = ], и [ = ].

  • Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде. Ни [ - ], ни [ - ].

  • Сыпались звёзды, да иглы звенели.

[ - = ], да [ - = ].

  • Сегодня было ясно и солнечно, завтра тоже ожидается хорошая погода.

[ = ], тоже [ = - ].  

Какой вывод вы можете сделать?    Какие союзы относятся к соединительным? - Какое значение имеют ССП с соединительными предложениями? Вывод. Союзы и, да (=и), ни…ни, тоже, также соединительные союзы.  ССП с соединительными союзами выражают одновременность  и последовательность, а также причинно-следственные отношения

Какой вывод вы можете сделать?

  • Какие союзы относятся к соединительным?
  • - Какое значение имеют ССП с соединительными предложениями?

Вывод.

Союзы и, да (=и), ни…ни, тоже, также соединительные союзы.

ССП с соединительными союзами выражают одновременность  и последовательность, а также причинно-следственные отношения

Сделайте синтаксический анализ этих предложений, определите главные и второстепенные  члены предложения. Скрипнула дверь, и кто-то прошёл по коридору .  (последовательность) Антон ударил по лошадям, и они выехали со двора. (А.С. Пушкин)   (причинно-следственная связь)   - Почему между двумя предложениями нет никакого знака препинания? У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и   щука  оторвала удочку. (последовательность) У кого сорвалась рыба? У кого щука оторвала удочку?   Ночью  долго бушевала гроза  и дождь лил как из ведра.   ( одновременность) Когда бушевала гроза? Когда лил дождь?  
  • Сделайте синтаксический анализ этих предложений, определите главные и второстепенные  члены предложения.
  • Скрипнула дверь, и кто-то прошёл по коридору .

(последовательность)

Антон ударил по лошадям, и они выехали со двора. (А.С. Пушкин)   (причинно-следственная связь)

- Почему между двумя предложениями нет никакого знака препинания?

  • У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и   щука  оторвала удочку. (последовательность)
  • У кого сорвалась рыба? У кого щука оторвала удочку?  
  • Ночью  долго бушевала гроза  и дождь лил как из ведра.   ( одновременность)
  • Когда бушевала гроза? Когда лил дождь?  
Какой вывод мы можем сделать?  ЗАПЯТАЯ между частями сложносочинённого предложения не ставится, если предложения имеют: 1.общий второстепенный член Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.  2. общее вводное слово или предложение По словам охотников , зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.

Какой вывод мы можем сделать?

ЗАПЯТАЯ между частями сложносочинённого предложения не ставится, если предложения имеют:

  • 1.общий второстепенный член

Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

2. общее вводное слово или предложение

По словам охотников , зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.

Следует различать Простые предложения с однородными членами ССП с союзом и Скрипнула дверь, и кто-то прошёл по коридору.  [ - =], и [ - =].   В лесу было темно и прохладно.  и = = Солнце выглянуло и пригрело землю.   и   Весна пришла, и снег начал таять. [ - =], и [ - =]. Пришла осень, и начались проливные дожди. = =

Следует различать

Простые предложения с однородными членами

ССП с союзом и

Скрипнула дверь, и кто-то прошёл по коридору.

[ - =], и [ - =].

В лесу было темно и прохладно.

и

=

=

Солнце выглянуло и пригрело землю.

и

Весна пришла, и снег начал таять.

[ - =], и [ - =].

Пришла осень, и начались проливные дожди.

=

=

Какой вывод мы можем сделать? Следует различать сложносочиненные предложения от простых предложений с однородными членами.   Солнце село и спряталось за горизонт.    и .  Солнце садилось, и медленно наступали сумерки.  [ - =], и [ - =]. = =

Какой вывод мы можем сделать?

  • Следует различать сложносочиненные предложения от простых предложений с однородными членами.

Солнце село и спряталось за горизонт.

и .

Солнце садилось, и медленно наступали сумерки.

[ - =], и [ - =].

=

=

Орфографическая минутка.    Ласт…чка, в…рона, скв…рец, жав…ронок, сол…вей, вор…бей, голуб…, журавл…, сн…гирь, сок…л,  с… рока, ор…л, берк…т, с…ница, к…кушка, ф…лин. Ласт о чка, в о рона, скв о рец, жав о ронок, сол о вей, вор о бей, голуб ь , журавл ь , сн е гирь, сок о л, с о рока, ор ё л, берк у т, с и ница, к у кушка, ф и лин.

Орфографическая минутка.

Ласт…чка, в…рона, скв…рец, жав…ронок, сол…вей, вор…бей, голуб…, журавл…, сн…гирь, сок…л,

с… рока, ор…л, берк…т, с…ница, к…кушка, ф…лин.

Ласт о чка, в о рона, скв о рец, жав о ронок, сол о вей, вор о бей, голуб ь , журавл ь , сн е гирь, сок о л, с о рока, ор ё л, берк у т, с и ница, к у кушка, ф и лин.

Закрепление Упражнение 48. Выпишите сначала простые предложения, а затем сложные. Вставьте знаки препинания. Весной вернулись грачи, и зазвенели птичьи голоса. Пингвины замечательно ныряют и плавают. Мы вышли из дома на рассвете и вернулись поздно. Лебедь опустился на воду и сложил крылья. На востоке заалело, а звёзды стали бледнеть. Стали птицы песни петь, и зацвёл подснежник. Скоро осень проснётся, и от птичьего крика в сердце только грустнее.

Закрепление

Упражнение 48.

Выпишите сначала простые предложения, а затем сложные. Вставьте знаки препинания.

Весной вернулись грачи, и зазвенели птичьи голоса.

Пингвины замечательно ныряют и плавают.

Мы вышли из дома на рассвете и вернулись поздно.

Лебедь опустился на воду и сложил крылья.

На востоке заалело, а звёзды стали бледнеть.

Стали птицы песни петь, и зацвёл подснежник.

Скоро осень проснётся, и от птичьего крика в сердце только грустнее.

Выпишите из стихотворения ССП с соединительными союзами, определите их   значения.     Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной, Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной.   Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождём осенним тлея, Чернеет тёмная листва.

Выпишите из стихотворения ССП с соединительными союзами, определите их   значения.  

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной,

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

 

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождём осенним тлея,

Чернеет тёмная листва.

Переведите на русский язык. Күн шықты да, аспан ашылды. Взошло солнце, и небо прояснилось. Есік ашылды да, үйге бір бейтаныс адам кіріп келді. Открылась дверь, и в дом вошёл незнакомый человек Қоңырау соғылды, балалар да кідірмей сыныптан шықты. Прозвенел звонок, и дети не торопясь вышли из класса.

Переведите на русский язык.

  • Күн шықты да, аспан ашылды.
  • Взошло солнце, и небо прояснилось.
  • Есік ашылды да, үйге бір бейтаныс адам кіріп келді.
  • Открылась дверь, и в дом вошёл незнакомый человек
  • Қоңырау соғылды, балалар да кідірмей сыныптан шықты.
  • Прозвенел звонок, и дети не торопясь вышли из класса.

Работа с текстом. «Юрта в саду» Высоко в горах находится наш аул. Но когда попадёшь в него, то не почувствуешь, что ты в горах. По одну сторону аула тянется большое, ровное, как стол, поле. За полем лес, настоящий лиственный. Растут там и клёны, и тополя, и ольха, и берёза, и рябина. С другой стороны – тоже поля: пшеничные, кукурузные, маковые. А вокруг темнеют высокие гряды гор.  Улицы аула ровные. И дома на них стоят ровно вряд, как школьники на линейке. Дома из глины. Есть старые, а есть и новые. Новые дома побелены, и крыши на них железные или черепичные, и окна в них светлые. Дома окружены невысокими глиняными дувалами. У всех в ауле есть дома, да не все в них жить привыкли. Возле некоторых домов стоят юрты. Дома хороши, а старикам в юрте лучше.

Работа с текстом. «Юрта в саду»

  • Высоко в горах находится наш аул. Но когда попадёшь в него, то не почувствуешь, что ты в горах. По одну сторону аула тянется большое, ровное, как стол, поле. За полем лес, настоящий лиственный. Растут там и клёны, и тополя, и ольха, и берёза, и рябина. С другой стороны – тоже поля: пшеничные, кукурузные, маковые. А вокруг темнеют высокие гряды гор.

Улицы аула ровные. И дома на них стоят ровно вряд, как школьники на линейке. Дома из глины. Есть старые, а есть и новые. Новые дома побелены, и крыши на них железные или черепичные, и окна в них светлые. Дома окружены невысокими глиняными дувалами. У всех в ауле есть дома, да не все в них жить привыкли. Возле некоторых домов стоят юрты. Дома хороши, а старикам в юрте лучше.

Проверьте! Новые дома побелены, и крыши на них железные или черепичные, и окна в них светлые. (ССП с соединительным союзом)  У всех в ауле есть дома, да не все в них жить привыкли.  (ССП с противительным союзом)  Дома хороши, а старикам в юрте лучше.  (ССП с противительным союзом)

Проверьте!

  • Новые дома побелены, и крыши на них железные или черепичные, и окна в них светлые. (ССП с соединительным союзом)

  • У всех в ауле есть дома, да не все в них жить привыкли. (ССП с противительным союзом)

  • Дома хороши, а старикам в юрте лучше.

(ССП с противительным союзом)

Рефлексия. Что вы узнали на уроке?  Какие значения могут иметь сложносочиненные предложения?   В каком случае  запятая между предложениями в ССП не ставится?   Какими могут быть простые предложения в составе сложного предложения?

Рефлексия.

  • Что вы узнали на уроке?

  • Какие значения могут иметь сложносочиненные предложения?

  • В каком случае  запятая между предложениями в ССП не ставится?
  •   Какими могут быть простые предложения в составе сложного предложения?

Итог урока. Оценивание. Домашнее задание Правила со стр. 44 §7  Упр.43 стр.45  Из данных простых предложений составить ССП с соединительными союзами.

Итог урока. Оценивание.

  • Домашнее задание
  • Правила со стр. 44 §7

Упр.43 стр.45

Из данных простых предложений составить ССП с соединительными союзами.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Cложносочиненные предложения 9 класс

Автор: Кылышбаева Нуржамал Куанышбаевна

Дата: 04.04.2015

Номер свидетельства: 196918


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства