Просмотр содержимого документа
«Брошюра. ГИА. Сочинение»
Пример сочинения-рассуждения
на лингвистическую тему
К.Г.Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста). Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства ………….., автор использует синонимы «………» (предложение ...), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «……» из предложения … . Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса … , который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
Задание С2
Сочинение-рассуждение
на лингвистическую тему
И
МОУ СОШ с. Варваровка
спользованы материалы сайта «Капканы ЕГЭ»
Используя прочитанный текст из части 2,
выполните на отдельном листе задание С2.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания NN «…………..».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами NN.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Что такое «сочинение
на лингвистическую тему»?
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) —
наука, изучающая языки.
Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Вам придется рассуждать о различных
лингвистических понятиях.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
С1К3
Смысловая целостность, речевая связность и последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью, и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушения абзацного членения текста
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки и/или имеется 2 случая абзацного членения текста
0
С1К4
Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет
2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, но допущена 1 ошибка в построении текста
1
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста
0
Максимальное количество баллов
за сочинение по критериям С1К1 – С1К4
9
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
С1К1
Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос
Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет.
2
Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса.
1
Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущены 2 и больше фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, или
тезис не доказан, или
дано рассуждение вне контекста задания, или
тезис доказан на бытовом уровне
0
С1К2
Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привел 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте.
3
Экзаменуемый привел 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, или
привел 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или
привел 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте.
2
Экзаменуемый привел 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте
1
Экзаменуемый не привел ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или
экзаменуемый привел пример-аргумент не из прочитанного текста.
0
10
9
Задание 1: определите, о каких языковых явлениях идёт речь в каждом высказывании. Запишите в скобках тематику сочинения на основе высказывания о языке. 4