Просмотр содержимого документа
«Безграмотность-духовное несовершеннолетие»
Неграмотность как духовное несовершеннолетие.
Безграмотность в мире
Безграмотность - характеристика общего уровня развития человека, выражающегося в неумении читать, писать, плохом владении законами, незнание буквенной и цифровой грамоты.
Это же понятие характеризует человека мало читающего, не разбирающегося в предмете беседы или взятой на себя работы.
Уровень безграмотности в России
Среди населения в возрасте от 15 до 17 лет почти 700 тыс. малограмотных и неграмотных, что составляет до 14,7% от общего их числа. Около 600 тыс. имеют начальное общее образование, а более 37 тыс. человек даже не окончили школу.
Россия ( конец 19 века)
На данный момент в России , неграмотными остаются более 2 000 000 подростков. Согласно докладу ЮНЕСКО: «Сегодня в мире насчитывается 774 млнвзрослых людей, не умеющих читать и писать.»
Часто допускаемые ошибки на письме и в устной речи Пиши правильно : Говори правильно : при Й ти, а НЕ при д ти звон И т, а НЕ зв О нит симп А тичный, а НЕ симп о тичный катал О г, а НЕ кат А лог аген Т ство, а НЕ аге нс тво кварт А л, а НЕ кв А ртал с КРУ пулезный, а НЕ с курп улезный опт О вый, а НЕ О птовый чере С чур, а НЕ чере з ч ур танц О вщица, а НЕ танцовщ И ца в и н е гр е т, а НЕ в е н и грет, в е н е грет щав Е ль, а НЕ щ А вель
Ликбе́з ( ЛИК вида́ция БЕЗ гра́мотности) — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в Советской России и СССР.
Причины
Основной причиной являлась низкая грамотность населения в Российской Империи. По данным на 1914 год уровень грамотности составлял 35-38% от ВСЕГО населения
Методы Открытие ликпунктов
Каждый населённый пункт должен был иметь школу грамоты (ликпункт)
Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца Программа обучения включала в себя чтение, письмо и счёт
Учебно-методическая база
С 1920-х годов начали издаваться массовые буквари для взрослых. В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других (всего около 40) языках.
Агитационные плакаты
К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. По данным переписки 1939-го года грамотность населения приближалась к 90%
Итоги
Основные причины снижения уровня грамотности 1. Интернет- сленг 2. Низкий процент читающих людей 3. Недостаток образования, полученного в школе 4. Недостаток грамотного общения
Влияние сленга на грамотность в общении
Также отрицательное влияние на культуру языка и на грамотное общение оказывает сленг.
Люди ищут альтернативы словам и выражениям, что приводит к тому, что большинство забывает литературный язык, начинает говорить неграмотно.
В результате анкетирования выяснилось, что:
76% респондентов используют жаргонные слова при общении со сверстниками;
78% употребляют сленг;
79% считают сленг антинормой.
Словарь современного молодёжного сленга
Молодёжный сленг
Юноша
Что означает
Девушка
Чувак, чел
Чикса, чувиха, тёлка
Родители
Предки, родаки
Хорошо
Бесплатно
Чётко, зашибись
Деньги
Халява
Капуста, бабки
Алкоголь
Синька, бухло
Милиционер
Мусор
Друг
Кент, братан
Снижение процента читающих
людей
Результатом исследований по проблемам чтения проведенных в 2008г стали такие данные: постоянно книги читаю 16% из взрослых Россиян, от случая к случаю — 36%, никогда не читают 46%.
Россия стремительно теряет свои позиции по уровню образования. Потеря интереса к книге уже приобрела массовый характер.
Снижение уровня читающих людей
Прогресс или регресс?
Регресс или прогресс?
В советские времена наша страна была самой читающей в мире.
Абсолютное большинство российских семей сегодня не имеют домашних библиотек: 34% не имеют книг вообще, а 36% имеют только до 100 книг, где, совершенно очевидно, художественных книг – лишь единицы. Кому-то даже эти мизерные библиотечки достались по наследству, и в них очень мало новых изданий.
В Советское время известны случаи дефицита книг. Только в России в конце 1980-х годов издавалось 1 млрд 900 млн книг и они раскупались населением. ( Для сравнения в 2005г было выпущено лишь 650 млн. книг)
Лишь в 7% российских семей детям читают книги. Для сравнения, в 1970-х годах этот показатель составлял 80%
19
35
Образование в настоящее время полностью разрушено. Грамотные математики и физики разъехались по разным странам, гуманитарная сфера деградировала, а детей учат маркетингу, менеджменту, рекламе.
Признаки духовного упадка, потери инициативы к образованию и чтению очевидны
Причины
Детям перестали прививать интерес к чтению. Соответственно литература постепенно перестала быть любимым предметом, и родители не стали больше думать о необходимости воспитывать в детях любовь к книге.
Снижение престижности чтения.
Люди стали больше заботиться о материальном благополучии, чем о духовном наполнении.
Дороговизна печатной продукции.
Развитие информационных технологий.
Появление альтернативных способов получения нужной информации и времяпровождения.
Слишком интенсивная трудовая и образовательная деятельность не оставляющая времени для личного чтения.
Утрата роли духовного развития в современном обществе.
Недочёты в системе образования
Программа нацелена на сдачу обучающимися единого государственного экзамена и только. Большинство обучающихся вне стен учебных заведений и по выпуску из них не видят необходимости в грамотном общении. Очень популярна среди молодёжи фраза: «Зачем мне грамотно говорить? Мы не на экзамене».
Недостаток грамотного общения
Недостаток грамотного общения наблюдается в совершенно разных сферах общества, начиная от общения в соц. сетях и заканчивая профессиональным жаргоном. И причины у него совершенно разные.
Уровень безработицы в России
ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ ЩЕ´РБА
(1880–1944)
В истории лингвистики известен прежде всего как выдающийся специалист по фонетике и фонологии. Внёс значительный вклад в общую лингвистику, лексикологию, лексикографию и теорию письма.
В своей статье «Безграмотность и ее причины» он выделяет 3 основные причины, служащие понижению грамотности. Статья написана давно, но актуальна и по сей день.
Анализируя ошибки современных школьников, приходит к заключению, что многие из них являются результатом распущенности. И с этим надо безусловно согласиться. Хорошая тетрадь, грамотное письмо, четкий почерк возможны лишь при большой внутренней дисциплине и подтянутости.
Одной из серьезных причин, являются «новые методы». В каждом новом методе есть нечто ценное, чем надо воспользоваться; но едва ли в истории можно найти случаи, когда новые методы целиком могли бы быть с пользой применены в жизни. Между тем наши педагоги часто в погоне за новыми методами забывают о своих обязанностях перед детьми и обществом.
Немаловажным является и вопрос о книгах. Совершенно очевидно, что дети, которые должны овладеть литературным языком, должны читать наших классиков. Отчасти здесь может быть вина и школы, которая не умеет организовать этого чтения; но главную роль играет большой недостаток книг, особенно в провинции.