Просмотр содержимого документа
«Анализ эпизода из романа Ф.И.Достоевского "Преступление и наказание"»
Урок развития речи. 10 класс.
Тема урока:
«АНАЛИЗ ЭПИЗОДА
ИЗ РОМАНА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО
« ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Цель урока:
учить анализу эпизода;
развивать умение выделять ключевые слова и выражения, определяющие основную мысль; повторить орфографию и пунктуацию; развивать навыки монологической речи; подготовить к сочинению «связь эпизода с дальнейшим развитием сюжета».
Какое значение имеет слово «гуманистический»?
Гуманист - деятель или сторонник гуманизма; гуманный человек.
Прил. гуманистический.
Гуманный - человечный, отзывчивый, отличающийся любовью к людям.
В литературе 19 века слово гуманный получает распространение благодаря Белинскому, встречается и в форме гуманистический.
Определите значение данных слов.
Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие по значению).
Употребите данные слова в речи.
Гуманистический пафос, гуманный поступок.
Работа с текстом.
- Позволь, я тебе серьезный вопрос задать хочу, - загорячился студент. –Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бе...смысле(н,нн)ая, ничтожная, злая, больная старуш..нка, (ни)кому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама (не)знает, для чего живет, и которая, завтра(же) сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?
- Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержк.., и это тысяч..ми, и это всюду! Сто тысячу добрых дел и начинаний которые можно устроить и поправить на старухины деньги обрече(н,нн)ые в м...настырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направле(н,нн)ых на дорогу; десятки семейств, спасе(н,нн)ых от нищеты, от разл..жений, от гибели, от разрыва, от венерических больниц,- все это на деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посв..тить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаеш.., не загладится(ли) одно крошечное преступленьице тысяч..ми добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасе(н,нн)ых от гниения и разл..жения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старуш..нки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старуш..нка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть(чуть) (не)отрезали!
- Конечно, она не достойна жить, - заметил офицер, - но ведь тут природа.
- Эх, брат, да ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось (бы) потонуть в предрассудках. Без этого ни одного(бы) великого человека (не)было. Говорят: «долг, совесть», - я ничего (не)хочу говорить против долга и совести, - но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай!
- Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!
- Ну!
- Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?
- Разумеется, нет! Я для справедливости… Не во мне тут и дело…
- А (по)моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости! Пойдем еще партию!
Орфографический разбор.
Объясните орфограммы на месте пропусков
Пунктуационный разбор.
Объясните постановку знаков препинания в предложении:
«Сто тысячу добрых дел и начинаний которые можно устроить и поправить на старухины деньги обрече(н,нн)ые в м...настырь!».
2. Составьте схему предложения .
3. Охарактеризуйте предложение.
4. Докажите необходимость постановки двоеточия в следующих
предложениях:«- Я сейчас, конечно, пошутил… » и
«Она чужую жизнь заедает… »
5. Докажите необходимость постановки тире в предложении«Одна смерть…».
6. Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста.
Анализ эпизода.
1.Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста.
2. В какой форме построен текст?
3.Что такое диалог?
4. О какой арифметике идет речь в этом диалоге?
5. Правильно ли ставить на общие весы жизни людей таким образом?
6. Кто вправе распоряжаться жизнями людей?
7. Чей образ является ключевым в данном эпизоде?
8.Какие эпитеты употребляет Достоевский, говоря о старушонке?
9. Каким образом Достоевский располагает эти эпитеты, назовите литературный прием, который лежит в основе?
Чей образ является ключевым в данном эпизоде?
(Образ старушонки).
Какие эпитеты употребляет Достоевский, говоря о старушонке?
(Глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная).
Каким образом Достоевский располагает эти эпитеты, назовите литературный прием, который лежит в основе?
(Градация. Обратите внимание, к одному существительному столько определений-эпитетов).
Обратите внимание на речь студента. Какая она?
(Эмоциональная, он возбужден, старается говорить быстро, т.к. спешит высказаться).
Подтвердите словами текста.
(Понимаешь, с одной стороны, с другой стороны, сотни, тысячи, т. е. он торопится, видимо, такие мысли посещали его не раз).
Какой литературный прием лежит в основе композиции (построения текста)?
(Антитеза. Все построено на антитезе.)
Текст насыщен вводными конструкциями, найдите их и определите значение.
( Он был кумиром молодежи 19 века, т.к в молодые годы сумел
сделать карьеру, прошел путь от капрала до генерала).
Какие предложения преобладают в тексте с точки зрения синтаксиса?
(Вопросительные и восклицательные, предложения с вводными словами и обособленными определениями).
Обратите внимание на глаголы. В каком наклонении они
употребляются?
( В повелительном наклонении «убей, слушай»).
Какой тип речи?
(Рассуждение, а для рассуждения характерны все эти признаки).
Как заканчивается этот диалог? Зачитайте.
(Вот ты теперь…).
Обратите внимание на реплики офицера, как он ведет себя во время диалога?
(Сначала он был в тени, внимательно слушал, об этом
свидетельствуют его односложные реплики: «Ну!»
Потом он начинает горячиться:
-Стой! Слушай!
- Нет, ты стой! Слушай! Т.е. все внимание уже переходит на офицера, его эмоциональность усиливается, и он задает самыйглавный вопрос:« А сам ты сможешь?»)
Почему слово «сам» выделено курсивом?
(Курсив – это средство, при помощи которого выделяется самое
важное, главное.
У них эта теория не является руководством к действию,
а Раскольников решает проверить эту теорию на практике,поэтому и выделяется слово «сам».Одно дело рассуждать, а другое делать) .
Как вы считаете, случайно ли Раскольников оказался в этом трактире и выслушал спор молодых людей?
(Случайно, но в его голове зрели такие мысли.
А выслушал еще и потому, что услышал знакомые имена, они говорили о Лизавете).
Какую роль играет этот эпизод в композиционной структуре романа?
(Является мотивом, подвигающим Раскольникова к совершению преступления ).