kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ эпизода из романа Ф.И.Достоевского "Преступление и наказание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи в 10 классе "Анализ эпизода из романа Ф.И.Достоевского "Преступление и наказание"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ эпизода из романа Ф.И.Достоевского "Преступление и наказание"»

Урок развития речи. 10 класс. Тема урока: «АНАЛИЗ ЭПИЗОДА  ИЗ РОМАНА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО « ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Урок развития речи. 10 класс.

Тема урока:

«АНАЛИЗ ЭПИЗОДА

ИЗ РОМАНА Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО

« ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Цель урока:  учить анализу эпизода;  развивать умение выделять ключевые слова и выражения, определяющие основную мысль; повторить орфографию и пунктуацию; развивать навыки монологической речи; подготовить к сочинению «связь эпизода с дальнейшим развитием сюжета».

Цель урока:

учить анализу эпизода;

развивать умение выделять ключевые слова и выражения, определяющие основную мысль; повторить орфографию и пунктуацию; развивать навыки монологической речи; подготовить к сочинению «связь эпизода с дальнейшим развитием сюжета».

Какое значение имеет слово «гуманистический»?  Гуманист - деятель или сторонник гуманизма; гуманный человек.  Прил. гуманистический.   Гуманный - человечный, отзывчивый, отличающийся любовью к людям.  В литературе 19 века слово гуманный получает распространение благодаря Белинскому, встречается и в форме гуманистический. Определите значение данных слов. Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие по значению). Употребите данные слова в речи. Гуманистический пафос, гуманный поступок.

Какое значение имеет слово «гуманистический»?

Гуманист - деятель или сторонник гуманизма; гуманный человек.

Прил. гуманистический.

Гуманный - человечный, отзывчивый, отличающийся любовью к людям.

В литературе 19 века слово гуманный получает распространение благодаря Белинскому, встречается и в форме гуманистический.

Определите значение данных слов.

Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие по значению).

Употребите данные слова в речи.

Гуманистический пафос, гуманный поступок.

Работа с текстом.

Работа с текстом.

- Позволь, я тебе серьезный вопрос задать хочу, - загорячился студент. –Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бе...смысле(н,нн)ая, ничтожная, злая, больная старуш..нка, (ни)кому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама (не)знает, для чего живет, и которая, завтра(же) сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

- Ну, понимаю, - отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

- Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержк.., и это тысяч..ми, и это всюду! Сто тысячу добрых дел и начинаний которые можно устроить и поправить на старухины деньги обрече(н,нн)ые в м...настырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направле(н,нн)ых на дорогу; десятки семейств, спасе(н,нн)ых от нищеты, от разл..жений, от гибели, от разрыва, от венерических больниц,- все это на деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посв..тить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаеш.., не загладится(ли) одно крошечное преступленьице тысяч..ми добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасе(н,нн)ых от гниения и разл..жения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старуш..нки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старуш..нка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть(чуть) (не)отрезали!

- Конечно, она не достойна жить, - заметил офицер, - но ведь тут природа.

- Эх, брат, да ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось (бы) потонуть в предрассудках. Без этого ни одного(бы) великого человека (не)было. Говорят: «долг, совесть», - я ничего (не)хочу говорить против долга и совести, - но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай!

- Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!

- Ну!

- Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?

- Разумеется, нет! Я для справедливости… Не во мне тут и дело…

- А (по)моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости! Пойдем еще партию!

Орфографический разбор. Объясните орфограммы на месте пропусков

Орфографический разбор.

Объясните орфограммы на месте пропусков

Пунктуационный разбор. Объясните постановку знаков препинания в предложении: «Сто тысячу добрых дел и начинаний которые можно устроить и поправить на старухины деньги обрече(н,нн)ые в м...настырь!». 2. Составьте схему предложения . 3. Охарактеризуйте предложение. 4. Докажите необходимость постановки двоеточия в следующих  предложениях: «- Я сейчас, конечно, пошутил… » и  «Она чужую жизнь заедает… » 5. Докажите необходимость постановки тире в предложении «Одна смерть…». 6. Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста.

Пунктуационный разбор.

  • Объясните постановку знаков препинания в предложении:

«Сто тысячу добрых дел и начинаний которые можно устроить и поправить на старухины деньги обрече(н,нн)ые в м...настырь!».

2. Составьте схему предложения .

3. Охарактеризуйте предложение.

4. Докажите необходимость постановки двоеточия в следующих

предложениях: «- Я сейчас, конечно, пошутил… » и

«Она чужую жизнь заедает… »

5. Докажите необходимость постановки тире в предложении «Одна смерть…».

6. Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста.

Анализ эпизода. 1.Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста. 2. В какой форме построен текст? 3.Что такое диалог? 4. О какой арифметике идет речь в этом диалоге? 5. Правильно ли ставить на общие весы жизни людей таким образом? 6. Кто вправе распоряжаться жизнями людей? 7. Чей образ является ключевым в данном эпизоде?   8.Какие эпитеты употребляет Достоевский, говоря о старушонке? 9. Каким образом Достоевский располагает эти эпитеты, назовите литературный прием, который лежит в основе?

Анализ эпизода.

1.Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста.

2. В какой форме построен текст?

3.Что такое диалог?

4. О какой арифметике идет речь в этом диалоге?

5. Правильно ли ставить на общие весы жизни людей таким образом?

6. Кто вправе распоряжаться жизнями людей?

7. Чей образ является ключевым в данном эпизоде?

  8.Какие эпитеты употребляет Достоевский, говоря о старушонке?

9. Каким образом Достоевский располагает эти эпитеты, назовите литературный прием, который лежит в основе?

Чей образ является ключевым в данном эпизоде? (Образ старушонки). Какие эпитеты употребляет Достоевский, говоря о старушонке?  (Глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная).   Каким образом Достоевский располагает эти эпитеты, назовите литературный прием, который лежит в основе? (Градация. Обратите внимание, к одному существительному столько определений-эпитетов).   Обратите внимание на речь студента. Какая она? (Эмоциональная, он возбужден, старается говорить быстро, т.к. спешит высказаться). Подтвердите словами текста.  (Понимаешь, с одной стороны, с другой стороны, сотни, тысячи, т. е. он торопится, видимо, такие мысли посещали его не раз).  

Чей образ является ключевым в данном эпизоде?

(Образ старушонки).

Какие эпитеты употребляет Достоевский, говоря о старушонке?

(Глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная).

  Каким образом Достоевский располагает эти эпитеты, назовите литературный прием, который лежит в основе?

(Градация. Обратите внимание, к одному существительному столько определений-эпитетов).

  Обратите внимание на речь студента. Какая она?

(Эмоциональная, он возбужден, старается говорить быстро, т.к. спешит высказаться).

Подтвердите словами текста.

(Понимаешь, с одной стороны, с другой стороны, сотни, тысячи, т. е. он торопится, видимо, такие мысли посещали его не раз).

 

Какой литературный прием лежит в основе композиции (построения текста)?  (Антитеза. Все построено на антитезе.)  Текст насыщен вводными конструкциями, найдите их и определите значение.  (С  одной стороны, с другой стороны).   Подтвердите примерами, найдите противопоставления.  (С одной стороны С другой стороны  глупая старуха молодые свежие силы  крошечное преступленьице тысячи добрых дел  за одну жизнь тысячи жизней  одна смерть сто жизней  старушонка великий человек)    

Какой литературный прием лежит в основе композиции (построения текста)?

(Антитеза. Все построено на антитезе.)

Текст насыщен вводными конструкциями, найдите их и определите значение.

одной стороны, с другой стороны).

 

Подтвердите примерами, найдите противопоставления.

(С одной стороны С другой стороны

глупая старуха молодые свежие силы

крошечное преступленьице тысячи добрых дел

за одну жизнь тысячи жизней

одна смерть сто жизней

старушонка великий человек)

 

 

О каком великом человеке идет речь?  ( О Наполеоне Бонапарте). Почему о нем?  ( Он был кумиром молодежи 19 века, т.к в молодые годы сумел сделать карьеру, прошел путь от капрала до генерала). Какие предложения преобладают в тексте с точки зрения синтаксиса? (Вопросительные и восклицательные, предложения с вводными словами и обособленными определениями). Обратите внимание на глаголы. В каком наклонении они употребляются?  ( В повелительном наклонении «убей, слушай»). Какой тип речи?  (Рассуждение, а для рассуждения характерны все эти признаки). Как заканчивается этот диалог? Зачитайте. (Вот ты теперь…).

О каком великом человеке идет речь?

( О Наполеоне Бонапарте).

Почему о нем?

( Он был кумиром молодежи 19 века, т.к в молодые годы сумел

сделать карьеру, прошел путь от капрала до генерала).

Какие предложения преобладают в тексте с точки зрения синтаксиса?

(Вопросительные и восклицательные, предложения с вводными словами и обособленными определениями).

Обратите внимание на глаголы. В каком наклонении они

употребляются?

( В повелительном наклонении «убей, слушай»).

Какой тип речи?

(Рассуждение, а для рассуждения характерны все эти признаки).

Как заканчивается этот диалог? Зачитайте.

(Вот ты теперь…).

Обратите внимание на реплики офицера, как он ведет себя во время диалога?  (Сначала он был в тени, внимательно слушал, об этом  свидетельствуют его односложные реплики: «Ну!»  Потом он начинает горячиться:    -  Стой! Слушай!  - Нет, ты стой! Слушай! Т.е. все внимание уже переходит на офицера, его эмоциональность усиливается, и он задает самый  главный вопрос: « А сам ты сможешь?» )   Почему слово «сам» выделено курсивом? (Курсив – это средство, при помощи которого выделяется самое важное, главное. У них эта теория не является руководством к действию, а Раскольников решает проверить эту теорию на практике,  поэтому и выделяется слово « сам» .  Одно дело рассуждать, а другое делать) .

Обратите внимание на реплики офицера, как он ведет себя во время диалога?

(Сначала он был в тени, внимательно слушал, об этом

свидетельствуют его односложные реплики: «Ну!»

Потом он начинает горячиться:

- Стой! Слушай!

- Нет, ты стой! Слушай! Т.е. все внимание уже переходит на офицера, его эмоциональность усиливается, и он задает самый главный вопрос: « А сам ты сможешь?» )

 

Почему слово «сам» выделено курсивом?

(Курсив – это средство, при помощи которого выделяется самое

важное, главное.

У них эта теория не является руководством к действию,

а Раскольников решает проверить эту теорию на практике, поэтому и выделяется слово « сам» . Одно дело рассуждать, а другое делать) .

Как вы считаете, случайно ли Раскольников оказался в этом трактире и выслушал спор молодых людей? (Случайно, но в его голове зрели такие мысли. А выслушал еще и потому, что услышал знакомые имена, они говорили о Лизавете).   Какую роль играет этот эпизод в композиционной структуре романа? (Является мотивом, подвигающим Раскольникова к совершению преступления ).  

Как вы считаете, случайно ли Раскольников оказался в этом трактире и выслушал спор молодых людей?

(Случайно, но в его голове зрели такие мысли.

А выслушал еще и потому, что услышал знакомые имена, они говорили о Лизавете).

 

Какую роль играет этот эпизод в композиционной структуре романа?

(Является мотивом, подвигающим Раскольникова к совершению преступления ).

 

Домашнее задание Написать сочинение «Связь эпизода с дальнейшим развитием сюжета».

Домашнее задание

Написать сочинение

«Связь эпизода с дальнейшим развитием сюжета».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Анализ эпизода из романа Ф.И.Достоевского "Преступление и наказание"

Автор: Гумерова Елена Владимировна

Дата: 19.04.2020

Номер свидетельства: 547173


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства