Анализ статьи Зудиной Т.В. РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Анализ статьи Зудиной Т.В. РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Одной из основной задач современной школы в нашем стремительно развивающемся обществе становится подготовка думающего человека высокой гуманитарной культуры. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Остро встает проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения
Выступление на заседании ШМО
Учителей русского языка и литературы. Анализ статьи Зудиной Т. В.
Подготовил: Эрдынеева И.Д.,
учитель русского языка и илитературы
Улан-Удэ
2013
Выступление на заседании ШМО учителей
русского языка и литературы ГБОУ РЦПМСС, Октябрь, 2013 г.
Анализ статьи Зудиной Т.В. РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
Из материалов Зональной научно-практической конференции педагогов Южного Подмосковья
"ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ
РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА"
Одной из основной задач современной школы в нашем стремительно развивающемся обществе становится подготовка думающего человека высокой гуманитарной культуры. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Остро встает проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Анализ состояния преподавания русского языка и литературы показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе, не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. А это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена. Один из путей решения данной проблемы - формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку и литературе.
Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что процесс создания текста (высказывания) является большой трудностью для современного школьника.
В своей статье Зудина Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5", г. Серпухо, делится бесценным опытом работы вовлечения ученика в интереснейшую аналитическую работу над развитием монологической и диалогической речи..
Необходимо прежде всего научить школьника решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию.
В соответствии с этим внедряемые в последнее время методики включают следующие виды работ на уроках по развитию коммуникативных умений:
Работа со зрительной опорой. В качестве зрительной опоры используются картины, фотографии. (Устный диалог, в котором ученик играет роль одного из персонажей картинки; устный рассказ).
Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений (музыкальные впечатления; читательские впечатления; жизненные впечатления; фантазийные впечатления; устные дискуссии; устная и (или) письменная газета; языковые игры; лингвистическая работа с опорой (опорным сигналом или опорным конспектом); доклады и сообщения; пересказ художественного текста с различными заданиями: от имени героя, участника какого-либо события и т. п.; издание литературно-публицистического альманаха).
Все эти виды работ могут использоваться на каждом уроке русского языка наряду с обычным тренингом орфографических и пунктуационных навыков и лингвистической работой, однако развитие речи не должно восприниматься детьми только как довесок к обычной работе и не должно отделяться от других видов учебной работы.
Использование перечисленных видов работ на уроках русского языка на рпактике Зудиной Т.В. показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями.
Её приёмы ненавязчиво обращают внимание ученика к тексту. Тем самым учитель заинтересовывает работой над текстом весь класс и потому все ученики создают, читают изучаемые произведения и готовят домашнее задание.
Поэтому, на мой взгляд, система работы над произведением представляет огромный интерес для всех учителей русского языка и литературы.
Методическое решение, предложенное автором статьи, эффективно для формирования и совершенствования у учащихся следующих предметных компетенций:
-Читательская (чтение, восприятие текста, способность к творческому чтению, освоение произведения на личностном уровне, умение в диалог «автор-читатель»);
-Речевая (владение основными видами речевой деятельности, способность к написанию творческих работ);
-Литературоведческая (умение видеть изобразительно-выразительные средства и объяснять их функционирование).
Также развиваются такие ключевые компетенции, как:
Организационная (формирование готовности ученика к самостоятельной познавательной деятельности);
Информационная (поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача);
Коммуникативная (взаимодействие с другими, умение выступать с докладом, умение сформулировать вопрос и задать, вести диалог, находить компромиссы);
Оценочная (личностное самосовершенствование).
Метод предварительного анкетирования, блиц-опроса позволяет учителю выявить уровень восприятия текста, начать анализ произведения, подготовить учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, тем самым реализуется организаторская компетенции.
Метод составления схем, таблиц, опорных конспектов формирует у учащихся информационную компетенцию, т.к. Они в ходе работы учатся анализировать, отбирать необходимую информацию. Преобразовывать и сохранять.
Приём интересных вопросов друг другу и учителю помогает реализовывать коммуникативную компетенцию, т.к. Учащиеся участвуют в диалоге.
Оценочная компетенция формируется на протяжении всех уроков, поскольку учитель умело направляет учащихся на пути духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции.
Таким образом,Зудина Т.В. использует приёмы погружения в текст, чтобы ученики не только читали первоисточник, но и самостоятельно мыслили, анализировали, искали ответы на вопросы, оформляли свои наблюдения в произвольной форме и наглядно.
Ведущими ключевыми компетенциями являются:
Организаторская;
Информационная;
Коммуникативная.
Предложенный опыт, несомненно будет использован в моей практике. Поскольку позволяет сделать уроки литературы интересными для всего класса, заинтересовать ребят первоисточниками, обратить их внимание к тексту неоднократно, реализовать все вышеперечисленные компетенции.