kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ статьи Зудиной Т.В. РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Одной из основной задач современной школы в нашем стремительно развивающемся обществе становится подготовка думающего человека высокой гуманитарной культуры. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Остро встает проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ статьи Зудиной Т.В. РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ »


Министерство образования и науки РБ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения














Выступление на заседании ШМО

Учителей русского языка и литературы.
Анализ статьи
Зудиной Т. В.









Подготовил: Эрдынеева И.Д.,

учитель русского языка и илитературы








Улан-Удэ

2013


Выступление на заседании ШМО учителей

русского языка и литературы ГБОУ РЦПМСС, Октябрь, 2013 г.


Анализ статьи Зудиной Т.В. РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. 

Из материалов Зональной научно-практической конференции педагогов Южного Подмосковья

"ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И

 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ

РАЗВИТИЯ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА"


Одной из основной задач современной школы в нашем стремительно развивающемся обществе становится подготовка думающего человека высокой гуманитарной культуры. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Остро встает проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Анализ состояния преподавания русского языка и литературы  показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе, не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. А это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена. Один из путей решения данной проблемы - формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку и  литературе.

Актуальность заявленной темы  обусловлена тем, что процесс создания текста (высказывания) является большой трудностью для современного школьника.

В своей статье Зудина Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5", г. Серпухо, делится бесценным опытом работы вовлечения ученика в интереснейшую аналитическую работу над развитием монологической и диалогической речи..

Необходимо прежде всего научить школьника решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию.

В соответствии с этим внедряемые в последнее время методики включают следующие виды работ на уроках по развитию коммуникативных умений:

  1. Работа со зрительной опорой. В качестве зрительной опоры используются картины, фотографии.  (Устный диалог, в котором ученик играет роль одного из персонажей картинки; устный рассказ).

  2. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений (музыкальные впечатления; читательские впечатления; жизненные впечатления; фантазийные впечатления; устные дискуссии; устная и (или) письменная газета; языковые игры; лингвистическая работа с опорой (опорным сигналом или опорным конспектом); доклады и сообщения; пересказ художественного текста с различными заданиями: от имени героя, участника какого-либо события и т. п.; издание литературно-публицистического альманаха).

Все эти виды работ могут использоваться на каждом уроке русского языка наряду с обычным тренингом орфографических и пунктуационных навыков и лингвистической работой, однако развитие речи не должно восприниматься детьми только как довесок к обычной работе и не должно отделяться от других видов учебной работы.

Использование перечисленных видов работ  на уроках русского языка на рпактике Зудиной Т.В. показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями.

Её приёмы ненавязчиво обращают внимание ученика к тексту. Тем самым учитель заинтересовывает работой над текстом весь класс и потому все ученики создают, читают изучаемые произведения и готовят домашнее задание.

Поэтому, на мой взгляд, система работы над произведением представляет огромный интерес для всех учителей русского языка и литературы.

Методическое решение, предложенное автором статьи, эффективно для формирования и совершенствования у учащихся следующих предметных компетенций:

-Читательская (чтение, восприятие текста, способность к творческому чтению, освоение произведения на личностном уровне, умение в диалог «автор-читатель»);

-Речевая (владение основными видами речевой деятельности, способность к написанию творческих работ);

-Литературоведческая (умение видеть изобразительно-выразительные средства и объяснять их функционирование).

Также развиваются такие ключевые компетенции, как:

    • Организационная (формирование готовности ученика к самостоятельной познавательной деятельности);

    • Информационная (поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача);

    • Коммуникативная (взаимодействие с другими, умение выступать с докладом, умение сформулировать вопрос и задать, вести диалог, находить компромиссы);

    • Оценочная (личностное самосовершенствование).

Метод предварительного анкетирования, блиц-опроса позволяет учителю выявить уровень восприятия текста, начать анализ произведения, подготовить учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, тем самым реализуется организаторская компетенции.

Метод составления схем, таблиц, опорных конспектов формирует у учащихся информационную компетенцию, т.к. Они в ходе работы учатся анализировать, отбирать необходимую информацию. Преобразовывать и сохранять.

Приём интересных вопросов друг другу и учителю помогает реализовывать коммуникативную компетенцию, т.к. Учащиеся участвуют в диалоге.

Оценочная компетенция формируется на протяжении всех уроков, поскольку учитель умело направляет учащихся на пути духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции.

Таким образом,Зудина Т.В. использует приёмы погружения в текст, чтобы ученики не только читали первоисточник, но и самостоятельно мыслили, анализировали, искали ответы на вопросы, оформляли свои наблюдения в произвольной форме и наглядно.

Ведущими ключевыми компетенциями являются:

    • Организаторская;

    • Информационная;

    • Коммуникативная.

Предложенный опыт, несомненно будет использован в моей практике. Поскольку позволяет сделать уроки литературы интересными для всего класса, заинтересовать ребят первоисточниками, обратить их внимание к тексту неоднократно, реализовать все вышеперечисленные компетенции.


Литература:

http://pedagogie.ru/stati/prepodavanie-otdelnyh-predmetov/razvitie-monologicheskoi-i-dialogicheskoi-rechi-uchaschihsja-kak-sredstvo-formirovanija-komunikativnyh-kompetencii-na-urokah-ruskogo-jazyka-i-literatury.html



  1. Александрова, О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3. – С. 4-6.

  2. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1991. – 166 с.

  3.  Львов, М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000. – 232 с.

  4. Никитина, Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М.Просвещение, 1991.- 130 с.

  5. Филичева, Т.Б, Т.В.Туманова. Совершенствование связной речи - М., 1994. - 154 с.

  6. Федеральная целевая программа «Русский язык» // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». 1996. 8 августа.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Анализ статьи Зудиной Т.В. РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Автор: Эрдынеева Ирина Дашадондоковна

Дата: 15.04.2015

Номер свидетельства: 201481


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства