Просмотр содержимого документа
«7 класс. Указательным местоимееия. Н. Заболоцкий "Не позволяй душе лениться".»
Указательные местоимения
Н. А. Заболоцкий «Не позволяй душе
лениться».
Этот, тот, такой– указательные местоимения.Местоименияэтот, тот,помимо указания на близость – дальность,обозначают определённость.Например:этот человек – тот человек.этот дом? –Нет, тот.Указательные местоимения имеютрод, число, падеж.
Падежи
Единственное
И.п.
число
Мужской и
тот, этот
средний род
Р. П.
Женский
Множественное
журнал, то,
род
того, этого жур-
число
та, эта
Д. п.
Для всех родов
тому, этому
это письмо
нала, письма
те, эти книги
книга
В.п.
той, этой
Т.п.
тот, этот
журналу,
той, этой
книги
тех, этих книг
журнал, то,
Т. тем, этим жур-
П.п
книге
тем, этим
письму
ту, эту
налом, письмом
П. о том, об этом
книгу
это письмо
книгам
той, этой
те, эти книги
журнале,
о той, об этой
теми, этими
книгой
книгами
письме
книге
о тех, об этих
книгах
Указательные местоимения в пред- ложении обычно являются определением. Например: не тот(который?)богатырь, кто гириподнимает, а тот(который?), кто врага одолевает.
ВСПОМНИТЕ!Определение– это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопроскакой? чей? который?
Фразеологизм – это устойчивое словосочетание. Например: Держать в чёрном теле ( строго) ;толочь воду в ступе( стоять на одном месте) .
Классная работа.Задание.Выучите пословицы о труде. Вдумайтесь в их смысл. Найдите и запишите указательные местоимения.1. По труду и честь. 2. Кто не работает, тот не ест. 3. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. 4. Тот, кто трудится, всё у него сбудется. 5. Время и труд всёперетрут.
Задание8. стр.197.Выучите пословицы о труде. Вдумайтесь в их смысл. Найдите и запишите указательные местоимения.1. По труду и честь. 2. Кто не работает, тот не ест. 3. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. 4. Тот, кто трудится, всё у него сбудется. 5. Время и труд всёперетрут.
Задание9. стр.197.Спишите. Укажите род и падеж указательныхместоимений.1. Этот (тот) труд прославил его. 2. Эти (те) стихи Заболоцкого напечатаны в учебнике. 3. В этой (той) книге много стихов о труде. 4. В этом (том) городе естькрасивые парки с фонтанами. 5. Об этом (том) герое писали во всех газетах и журналах.
Задание9. стр.197.Спишите. Укажите род и падеж указательных местоимений.1. Этот (тот) труд прославил его.(и.п., м.р).2. Эти (те) стихи Заболоцкого напечатаны в учебнике. 3. В этой (той) книге много стихов о труде. 4. В этом (том) городе естькрасивые парки с фонтанами. 5. Об этом (том) герое писали во всех газетах и журналах.
Задание9. стр.197.Спишите. Укажите род и падеж указательных местоимений.1. Этот (тот) труд прославил его.(и.п., м.р).2. Эти (те) стихи Заболоцкого напечатаны в учебнике.(и.п., мн.ч).3. В этой (той) книге много стихов о труде.4. В этом (том) городе естькрасивые парки с фонтанами. 5. Об этом (том) герое писали во всех газетах и журналах.
Задание.Спишите. Укажите род и падеж указательныхместоимений.1. Этот (тот) труд прославил его.(и.п., м.р).2. Эти (те) стихи Заболоцкого напечатаны в учебнике.(и.п., мн.ч).3. В этой (той) книге много стихов о труде.(д.п., ж.р).4. В этом (том) городе есть красивые парки с фонтанами. 5. Об этом (том) герое писали во всех газетах и журналах.
Задание .Спишите. Укажите род и падеж указательныхместоимений.1. Этот (тот) труд прославил его.(и.п., м.р).2. Эти (те) стихи Заболоцкого напечатаны в учебнике.(и.п., мн.ч).3. В этой (той) книге много стихов о труде.(д.п., ж.р).4. В этом (том) городе есть красивые парки с фонтанами.(д.п., м.р).5. Об этом (том) герое писали во всех газетах и журналах.
Задание.Спишите. Укажите род и падеж указательных местоимений.1. Этот (тот) труд прославил его.(и.п., м.р).2. Эти (те) стихи Заболоцкого напечатаны в учебнике.(и.п., мн.ч).3. В этой (той) книге много стихов о труде.(д.п., ж.р).4. В этом (том) городе есть красивые парки с фонтанами.(д.п., м.р).5. Об этом (том) герое писали во всех газетах и журналах.(п.п., м.р).
Николай Алексеевич Заболоцкий – известныйпоэт-лирик и переводчик. Много стихотворений онпосвятил природе. В своих стихах он прославлял че-ловека, труд и разум. «Работа, дело, творчество – этовеликая самодисциплина. Важно знать, что ты хо-чешь и к чему стремишься», – писал сам Заболоцкий. Ведь правильно выбранное дело даёт чувство полноты жизни. Человек, работающий, делающий добро, – интересен и красив.«Стихи о труде – это стихи о главном в нашейжизни», – говорил Н. А. Заболоцкий.
Не позволяй душе лениться
Коль дать ей вздумаешь поблажку,Освобождая от работ,Она последнюю рубашкуС тебя бессовестно сорвётА ты хватай её за плечиУчи и мучай до темна,Чтоб жить с тобой по-человечьиУчилась заново она.Она рабыня и царицаОна работница и дочь,Она обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь!
Не позволяй душе лениться,чтоб в ступе воду не толочь.Душа обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь!Гони её от дома к дому,Тащи с этапа на этап,По пустырю и бурелому,Через сугроб, через ухаб!Не разрешай ей спать в постелиПри свете утренней звезды.Держи лентяйку в чёрном телеИ не снимай с неё узды!
Домашняя работа. Просклоняйте словосочетания:тот край, тастрана,те поля, эти розы.