Просмотр содержимого документа
«"Замена прямой речи косвенной".Урок русского языка 9 класс»
Урок русского языка
9 «А» класс
Благодарная СШ
Проверила:
Краткосрочное планирование урока русского языка
Учитель Дарибай Р.М.
Предмет:
Русский язык
17.04.2019
Класс 9 «А»
Тема урока
Замена прямой речи косвенной
Цели урока
Научиться заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания. Уметь пользоваться косвенной речью в жизни.
Развивать функциональную грамотность, умение работать самостоятельно и в коллективе по изучению новой темы; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Воспитывать внимание, наблюдательность, нравственность, доброе отношение к окружающим, привить прилежание к изучению других языков
Результаты обучения для учащихся
1.Учащиеся познакомятся со способом передачи чужой мысли – косвенной речью; заменят прямую речь косвенной;
2. Закрепят навыки самостоятельной работы над темой; будут рассуждать,
анализировать.
3. Поймут значимость самоанализа, самоконтроля при выполнении групповых и индивидуальных заданий; примут активное участие в обсуждении общих заданий; задумаются о внимательном отношении к слову, о важности трехъязычия
Задания
Время
Чем будет заниматься учитель
Чем будут заниматься ученики
1.Организационный момент
1 мин.
Эмоциональный настрой на урок. Орг. момент.
Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
Дети встали, подравнялись.
- Учащимся раздаются таблицы «Критерии оценок», учитель разъясняет суть выставления оценок для того, чтобы они могли выставить себе оценки в конце урока.
2.Вызов
5 мин.
Актуализация опорных знаний. Стратегия «Мозговой штурм» -Какая речь называется прямой? -Какие знаки препинания ставятся при прямой речи?
Учащиеся отвечают на вопросы
Изучение нового материала
4. Проверка домашней работы:
5.Осмысление
20 мин.
3 мин.
3 мин.
5 мин.
Ребята,у нас в школе проходит Неделя русского языка.Какому событию посвящена Неделя?
Переход к теме урока. 1) Прочитайте эпиграф урока:«Пушкин был поистине солнцем русской поэзии, распространившим свои лучи на громадное расстояние и вызвавшим к жизни бесконечное количество больших и малых спутников».
Что было задано на дом? (перевести на русский язык,сохраняя прямую речь) Цифровой диктант(определить предложения с прямой речью)
1.Ветер завыл; сделалась метель.2. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. 3.Все исчезло. 4.«Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»...
5.Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. 6.Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали.
7.«Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением. 8.«Да что ехать? — отвечал он, слезая с облучка, — невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом».
-Кто автор и из какого произведения эти предложения?
Графический диктант(составляют схемы предложений)
1.«Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»
2. «Авдотья Васильевна, сколько лет Петруше?»-вдруг он обратился к матушке.
3. Савельич дергал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь, приехали».
- Чем осложнена прямая речь в этих предложениях?
-Как передается прямая речь?( Прямая речь передается от имени того, кому принадлежит речь.)
-Можно ли прямую речь передать от себя?
-Как называется такая речь?
-Прочитайте правило параграфа 32(стр.214 старый учебник)
- Какая речь называется косвенной?(Косвенная речь передается от имени того, кто передает речь.)( Речь передается от имени того, кто ее произносит.)
-Форму какого предложения имеет косвенная речь?
-Какие случаи различаются при замене прямой речи косвенной?
Ученики делятся на три группы, готовят проект презентацию:1 группа –Прямая речь- повествовательное предложение; 2 группа-побудительное предложение;3 группа- вопросительное
Стратегия «Замени».
Нужно заменить предложения с прямой речью на предложения с косвенной речью. Задание для всех. Работа в тетрадях.
3) Стратегия «Три пальмы» Выходят три учащихся. Учитель объясняет правила игры: Первый ученик задает вопрос, второй передает прямую речь, третий заменяет прямую речь косвенной.
Учащиеся читают домашнюю работу, объясняют знаки препинания
Цифровой диктант: предложения с прямой речью 4,7,8
3.Стратегия «Замени».
1.Ямщик закричал барину,что беда,что буран.
2.Отец заметил Маше,что она бледна,что ее перепугали.
3.Вдруг он обратился к матушке Авдотье Васильевне, спрашивая сколько лет Петруше .
4.Савельич дергал его за руку, говоря,чтобы тот выходил. 4. Выполняют синтаксический разбор: Президент отметил, что внутренннее единство государства чрезвычайно важно при нынешней ситуации), морфологический разбор сущ.(языке), по составу (пронесли).
«П,-а,-п!»
«П?»-а.
А: «П».
3)Стратегия «Три пальмы» Первый задает вопрос (Останешься ли ты в десятом классе?), второй должен озвучить прямую речь (Она сказала: «Останешься ли ты в десятом классе?»), третий учащийся переделает в прямую речь в косвенную (Она спросила о том, останусь ли я в десятом классе.)
І Я хочу изучить английский язык. ІІ Алибек сказал: «Я хочу изучить английский язык.» ІІІ Алибек сказал, что хочет изучить английский язык.
6. Рефлексия
3 мин.
Рефлексия. -Что нового мы узнали на уроке? -Можно ли заменить прямую речь косвенной? -Какие получаются при этом предложения?
Стратегия «Синквейн» Верно или неверно:
1.Он сказал, я ничего не могу обещать.(н)
2.Максим заметил, что это их с сестрой собака(в)
3.Вовочка попросил, что бабушка, принеси мне варенья.(н)
4.Полицейских спросили, смогут ли они поймать преступника.(в)
Учащиеся пишут пятистишие по стратегии «Синквейн»
1.Пушкин
2.великий,известный
3.Написал,сыграл,возвеличил 4.А.С.Пушкин- солнце русской поэзии. 5.поэт
7. Оценивание
2 мин.
Учащимся заранее раздали таблицу «Критерии выставления оценок», они заполняют ее, оценивая себя, а учитель озвучивает оценки.
заполняют «Таблицу критерии оценок»
7. Д/З
2 мин.
Домашняя работа: выписать высказывания поэтов,писателей об А.С.Пушкине; выучить правило «Замена прямой речи косвенной»;повторить правила: «Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при них».
Записывают в дневник
8. Оборудование
Учебник по русскому языку для 9 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения, презентация,маркеры, листы формат –А3, учебник, тетради
Самооценивание: заполните таблицу критерии оценок
Виды работ
Баллы
Оценки
1.Домашнее задание
2.«Мозговой штурм»
3.Цифровой диктант
4.Графический диктант
5.Защита проекта
6.«Замени»
7.«Три пальмы»
8. «Синквейн»
9. «Верно – неверно»
Итог: 7-9 баллов –5 4-6 баллов-4 1-3 балла-3
Тема урока: «Замена прямой речи косвенной. Несобственно-прямая речь».
Цель: повторить способы передачи чужой речи; закрепить умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; научиться заменять прямую речь косвенной, использовать несобственно прямую речь; воспитывать языковое чутье
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
3. Объявление темы и целей урока
4. Изучение нового материала
Сегодня мы будем передавать чужую речь разными способами.
Мы уже говорили о том, что речь часто приходится передавать в письменной форме. Так, если знакомая попросила нас передать, что учитель сказал о ее проекте – что же мы предпримем?
Как можно передать на письме чужую речь?
Мы уже говорили о том, что речь часто приходится передавать в письменной форме
Мы знаем такие способы передачи чужой речи, как прямая и косвенная речь.
Прямая речь передается от имени того, кому принадлежит речь.
Учитель сказал: «О! Проект Ани сделан очень старательно!». Речь передается от имени учителя.
Косвенная речь передается от имени того, кто передает речь.
Учитель сказал, что проект Ани сделан очень старательно. Речь передается от имени того, кто ее произносит.
При прямой речи высказывание передается дословно, с сохранением лексики, грамматики, стилистики, интонации сообщения. При косвенной речи передается содержание речи, стилистика и интонация не сохраняются.
Посмотрите, как передается знакомое нам высказывание при прямой и при косвенной речи. Во втором случае теряется междометие О, выражающее эмоции.
Прямая речь заключается в кавычки. При этом между авторской и прямой речью ставится двоеточие или тире.
Посмотрите на наше предложение с прямой речью. В кавычки заключено высказывание. От слов автора прямая речь отделяется при помощи тире.
Косвенная речь передается в форме сложноподчиненного предложения.
При этом главной частью предложения является речь автора, а чужая речь передается в придаточной части.
Создадим небольшой переводчик, которым будем пользоваться для перевода прямой речи в косвенную. И рассмотрим некоторые особенности такого перевода.
«По моему мнению, эта работа сложная», - сказала Аня.
Переведем это предложение в косвенную речь.
Аня сказала, что, по ее мнению, эта работа сложная. Что изменилось? Посмотрите на местоимения. Личное местоимение первого лица моему становится личным местоимением третьего лица её.
Итак, личные местоимения первого лица заменяются личными местоимениями третьего лица.
Неправильным будет такой вариант: Аня сказала, что, по моему мнению, эта работа сложная.
Обратите внимание!Сочетание по моему в данном случае пишется раздельно, потому что перед нами предлог с местоимением.
«Я ничего не могу обещать», - сказал он.
При переводе в косвенную речь предложение будет звучать так: «Он сказал, что ничего не может обещать». Здесь личное местоимение первого лица я должно было измениться на личное местоимение третьего лица он. Но вместо этого в высказывании вообще исчезло местоимение.
В косвенной речи личные местоимения третьего лица могут не употребляться.
Неверным будет вариант: Он сказал, я ничего не могу обещать.
Максим заметил: «Это наша с сестрой собака!»
Переведем в косвенную речь: «Максим заметил, что это их с сестрой собака». Здесь изменилось притяжательное местоимение.
При переводе прямой речи в косвенную изменения касаются не только личных, но и притяжательных местоимений.
Неверным будет такой вариант: Максим заметил, что это наша с сестрой собака.
Олег спросил: «Когда я еду на рыбалку?»
Переведем в косвенную речь. Олег спросил, когда он едет на рыбалку.
Обратите внимание!Изменилось не только личное местоимение, но и форма глагола: вместо формы первого лица мы видим форму третьего лица.
Значит, формы глаголов также преобразуются соответствующим образом.
Неверным будет такой вариант, как: «Олег спросил, когда я еду на рыбалку». Значение предложения в этом случае изменится.
Переведем в косвенную речь. У нас получилось: Кондуктор закричала пассажирам, чтобы они оплатили проезд.
На этот раз у нас изменена не только форма повелительного наклонения глагола, но и еще кое-что.
В косвенной речи не употребляются обращения.
Неверной будет фраза: Кондуктор закричала, что пассажиры, оплачивайте проезд.
«Кошмар, я разлила весь суп!» - воскликнула Катя.
Заменим прямую речь косвенной. Катя воскликнула, что разлила весь суп. Что потерялось при переводе в косвенную речь? Конечно же, междометие.
Междометия в косвенной речи не употребляются.
Неправильным будет предложение: Катя воскликнула, что кошмар, она разлила весь суп.
Из-за того, что косвенная речь менее эмоциональна, некоторые высказывания могут переводиться только приблизительно.
«Если бы вы знали, сколько у меня врагов!» - сказал бунтовщик.
Мы не можем дословно перевести в косвенной речи начало этого высказывания, потому что оно передает эмоции.
Бунтовщик сказал, что у него много врагов. Это самая точная возможность такого перевода.
Неправильной будет являться фраза «Бунтовщик сказал, что если бы мы знали, сколько у него врагов».
Рассмотрим высказывание, где прямая речь состоит из нескольких предложений.
Мальчик спросил Марию Петровну:«Прошу прощения, это не ваша сумка? Я взял ее по ошибке. Видите, она похожа на мою. Не сердитесь, пожалуйста!»
Во всех этих предложений слишком много выражений эмоций, а потому наш перевод из прямой речи в косвенную будет звучать так:
Мальчик вежливо спросил Марию Петровну, не ее ли эта сумка, объяснил, что взял сумку по ошибке, потому что она очень похожа на его собственную, и просил не сердиться.
Третий способ называется несобственно-прямой речью.
Несобственно-прямая речь похожа как на прямую, так и на косвенную.
Посмотрим, какие черты в ней от прямой, а какие – от косвенной речи.
С прямой речью несобственно-прямую роднит то, что речь передается дословно.
Сохраняется также и интонация высказывания: междометия, например.
На косвенную речь несобственно-прямая похожа тем, что не заключается в кавычки, при ней не стоит тире и двоеточие.
При несобственно-прямой речи также изменяются личные местоимения и глаголы.
При замене прямой речи косвенной необходимо помнить следующие правила:
5. Закрепление знаний.
Работа с карточками.
Карточка 1
1. Укажите правильный вариант оформления предложения с прямой речью.
А. «Приезжайте еще»,- кричали нам вдогонку дети!
Б. «Приезжайте еще» - кричали нам вдогонку дети.
В. «Приезжайте еще!»- кричали нам вдогонку дети.
2. Составьте предложение по схеме: А:«П!»
Замените прямую речь косвенной. Хозяйка приветливо сказала: «Проходите в гостиную».
Переставьте слова автора в середину прямой речи. Поставьте знаки препинания.
Пословица гласит Грязной кастрюле не следует смеяться над закопченной сковородкой.
Карточка 2
1. Укажите правильный вариант оформления предложения с прямой речью.
А. «Дедушку знаешь, мамаша?» - Матери сын говорит.
Б. «Дедушку знаешь, мамаша?» - матери сын говорит.
В. «Дедушку знаешь, мамаша» - матери сын говорит?
2. Составьте предложение по схеме: А: «П?»
Замените прямую речь косвенной. «Придется заночевать здесь»,- устало сказал отец.
Переставьте слова автора в середину прямой речи. Поставьте знаки препинания.
Пословица гласит У х..зяйстве..ого человека всякий инструмент найдет..ся.
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание.
Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»...
Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали.
«Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? — отвечал он, слезая с облучка, — невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом».
Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Савельич ворчал; я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели... Вдруг увидел я что-то черное. «Эй, ямщик! — закричал я, — смотри: что там такое чернеется?» Ямщик стал всматриваться. «А бог знает, барин, — сказал он, садясь на свое место, — воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек».
Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу. Через две минуты мы поравнялись с человеком.
— Гей, добрый человек! — закричал ему ямщик. — Скажи, не знаешь ли где дорога?
— Дорога-то здесь; я стою на твердой полосе, — отвечал дорожный, — да что толку?
— Послушай, мужичок, — сказал я ему, — знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли ты довести меня до ночлега?
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Графический диктант. Не записывая предложений, составить их схемы.
1. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»
2. «Ты бледна, Маша, - заметил ей отец, - тебя перепугали».
3. Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, сколько лет Петруше?»
4. Савельич дергал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь, приехали».
- Чем осложнена прямая речь в этих предложениях? (обращением)
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ предложения с прямой речью.
М.Горький писал: «Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя».
- Чем осложнено это предложение?
- Перестройте предложение, чтобы слова автора стояли после прямой речи.
«Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя», - писал М.Горький
- Попробуйте передать слова М.Горького не дословно, при помощи косвенной речи, при помощи вводных слов.
М.Горький писал, что цель литературы – помогать человеку понимать самого себя.
По словам М.Горького, цель литературы – помогать человеку понимать самого себя.
Вывод: все это различные способы передачи чужой речи.
2. Повторение теоретического материала.
Прямая речь - это дословная передача чужого высказывания, сопровождаемая словами автора. В прямой речи высказывание сохраняет свои лексические, синтаксические и стилистические особенности. Прямая речь самостоятельна, она связана со словами автора только по смыслу и интонационно. Например, Он сказал: «Завтра выезжаем рано утором».
Косвенная речь - это способ передачи чужой речи, при котором воспроизводится только содержание высказывания, без сохранения его лексических, синтаксических и стилистических особенностей. Синтаксически косвенная речь представляет собой сложноподчиненное предложение, где в главном предложении передаются слова автора, а в придаточном - само высказывание. Например, Он сказал, что завтра мы выезжаем рано утором.
Если при передачи чужой слов в прямой речи обращения, междометия, вводные слова сохраняются, то в косвенной речи они опускаются. (Ср.: «Алена, подойди сюда!» - крикнул он. - Он крикнул Алене, чтобы она подошла к нему.)
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
1) Знаю что вы небогаты сказала императрица но я в долгу перед дочерью капитана Миронова.
2) Батюшка сказал мне Прощай Петр служи верно, кому присягнешь.
3) Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами о том кто мои родители где живут и каково их состояние.
4) Бога ты не боишься разбойник отвечал ему Савельич сердитым голосом.
5) Старый комендант перекрестил ее трижды и сказал ей изменившимся голосом Ну Маша будь счастлива. Молись богу: он тебя не оставит потом поцеловал ее и отвернулся.
2. Запишите предложения с прямой речью, поставив слова автора в середине прямой речи
1. Уже маленькая победа над собой делает человека намного сильнее (писал М Горький).
2. Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью (советовал Л.Толстой)
3. Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг (говорил К. Паустовский)
3. Дополните предложения прямой речью.
1. Увидев белку, сидящую на сучке, шепчу в восторге…
2. …удивленно сказал охотник, разглядывая на лапке птицы кольцо.
3. Остановив ребят, направляющихся в сторону болота, старик предупредил…
4. Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной
1. Летчик спросил: « Маша Климова здесь работает?»
2. «По правде говоря, - признался мальчик, - мне очень хочется стать программистом».
3. «Не опаздывайте к обеду!»- крикнула нам вслед Клавдия Ивановна.
4) В виде предложения с дополнением, выраженным сущ. в пpeдложном падеже с предлогом о.
Культура речи. Исправить ошибки, допущенные при замене прямой речи косвенной.
1. Андрей пообещал учителю, что я не буду больше опаздывать.
2. Девочка закричала, что не надо меня перебинтовывать, мне больно.
3. Ребята спросили у директора, почему мы снова должны работать на участке.
4. Малыш попросил маму, чтобы мне купили игрушку
Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью
1. Шофер хмуро спросил: «Все сели?»
2. Дед предложил гостю: «А ты выйди и погляди на зайца».
3. Женщина сказала шоферу: «Вы хороший человек».
4. Шофер продолжал рассказывать: «Оглянулся и увидел, что за мной целый поезд машин»
Цифровой диктант. Не записывая, определить вид предложений, содержание которых передается косвенной речью.
повествовательные- 1,5
вопросительные -3, 6
побудительные- 2, 4
1. Она пообещала, что принесет им молока.
2. Алеша уговаривал старушку, чтобы она не беспокоилась.
3. Дядя Леша сомневался, согласится ли его старуха готовить им.
4. Лесник попросил, чтобы его слова передали деду.
5. Лесник уверенно сказал, что пропадет лес без него.
6. Девушка поинтересовалась, не опоздают ли они к поезду.
Подготовка к ЕНТ: анализ тестовых заданий
V. Этап информации о домашнем задании
- повторить теоретический материал
- анализ тестовых заданий.
VI. Подведение итогов урока
VII. Этап рефлексии
Упражнения по теме «Способы передачи чужой речи»
Упражнение 1.
Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются?
1) По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки. 2) «Завтра возможны осадки», — сообщили по радио. 3) По радио сообщили о возможных осадках. 4) Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки. 5) Завтра, по мнению моего соседа, возможны осадки.
Упражнение 2.
Запишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию в предложениях с прямой речью.
Как-то я спросил ребят на одной заставе, можно ли определить, сколько времени прошло с тех пор, как оставлены следы. И сразу кто-то из мальчишек засмеялся: здесь нужен самый точный пограничный прибор! Какой спросил я.
Собака! почти хором крикнули мальчишки. Ни один прибор не может так провести по следу, как собака! сказал мне и лейтенант Виталий Гуров. (В. Коржиков)
Как можно расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, если их представить как диалог автора с ребятами? Найдите в тексте предложения с косвенной речью.
Упражнение 3.
Запишите предложения так, чтобы слова автора разрывали прямую речь. Для слов автора используйте слова для справок.
Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Любу. Извините за беспокойство. Не могли бы вы сказать, как проехать к Белорусскому вокзалу? Добрый вечер! Давайте знакомиться. Меня зовут Иван Фёдорович.
Слова для справок: 1. Произнёс незнакомый голос. 2. Обратился ко мне прохожий. 3. Сказал, улыбаясь, мой сосед по купе
Упражнение 4.
Дополните предложения, включив в них прямую речь и расставив недостающие знаки препинания.
1) ... ! — прорывались сквозь аплодисменты крики зрителей, покорённых игрой актрисы. — ... ! 2) ... , — убеждённо говорил капитан нашей команды. — .... 3) ... ? — вежливо спросил прохожий. — ... ?
Упражнение 5.
Перестройте данные предложения, поставив слова автора после или перед прямой речью. В каждом предложении замените глагол, вводящий прямую речь, подходящим синонимом. Как изменился при этом смысл предложения с прямой речью? Укажите способы передачи чужой речи в данных предложениях.
1) Художник Александр Дейнека говорил, что он любит спорт. Часами, по его словам, он мог любоваться бегунами, пятиборцами, пловцами, лыжниками. 2) Мой попутчик-художник рассказал, что он едет под город Тихвин, где есть у него приятель-лесник, будет жить у него на кордоне и писать осень.
Упражнение 6.
Придумайте авторскую речь и присоедините к ней данную прямую речь. Постарайтесь составить предложения так, чтобы авторская речь стояла в начале, середине и в конце предложений.
1) «За рулем надо быть предельно внимательным: в ущелье дорога вьется по самому краю обрыва». 2) «Это не голубой туман, это с горной высоты открылся вид на море». 3) «Зимой мы вывешиваем кормушку для птиц». 4.) «Радуют глаз первоцветами лесные опушки». 5) «Через два часа начнется пурга».
Упражнение 7.
Составьте схемы следующих предложений c прямой речью.
1) Все чаще вспоминались слова: «И может быть — на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной» (П.). 2) «Идите за мной», — сказала она, взяв меня за руку (Л.). 3) «Позвольте... — прошептал Эмиль трепетным голосом, — позвольте мне ехать с вами». 4) «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даете билетов?» (Пауст.). 5) «Ну уж это положительно интересно, — трясясь от хохота, проговорил профессор, — что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (Булг.). 6) Он сказал: «Я это уже слышал!» — и попросил больше не повторяться.
Упражнение 8.
Перепишите, расставляя знаки препинания и заменяя, где необходимо, строчные буквы прописными. Границы прямой речи обозначены //...//.
1) А где мой товарищ// промолвил Олег// скажите где конь мой ретивый (П.) 2) А что же вы понимаете в этом разрешите спросить// сказал он голосом показавшимся противным ему самому// что вы находите в этой мазне (Пауст.) 3) Да...// сказал он и резко повернулся ко мне// да... ну что ж посмотрим (Пауст.) 4) Вы знаете// перебил хозяин взволнованно// я из-за него сижу на полу Вот-с полюбуйтесь ну что он понимает в журналистике// хозяин ухватил Короткова за пуговицу// будьте добры скажите что он понимает (Булг.) 5) Господи господи// бурно зарыдал Коротков// опять он да что же это (Булг.) 6) Нет ох нет товарищ// выговорил ошеломленный Коротков и шагнул к сетке// не задерживайте меня (Булг.) 7) Один мой знакомый который хорошо знает арабский язык так он сравнивал арабские поговорки с русскими и получались прелюбопытнейшие параллели. Например арабы говорят// честь это алмаз который делает нищего равным султану// а по-русски выходит// что за честь коли нечего есть// то же насчет гостеприимства арабская пословица говорит// Воскресенский вдруг встал (Купр.) 8) Подожди-ка малость Сергей// окликнул он мальчика// никак там люди шевелятся вот так история (Купр.) 9) Противный ты человек Михаленко// сказал он равнодушно (Купр.) 10) Ромашов насторожился и глядя не на Петерсона а на председателя ответил грубовато// да бывал но я не понимаю какое это отношение имеет к делу (Купр.) 11) И говорю ей// как вы милы// но мыслю// как тебя люблю (П.) 12) Какая крикливая книга// говорил он и морщился// в ней люди невыносимо орут спорят плачут нет сил разобраться в этом вопле (Пауст.) 13) Ночь уже достаточно темна// сказал он// чтобы смотреть античные статуи (Пауст.)
Упражнение 9.
Перепишите предложения с прямой речью, расставляя знаки препинания.
1) Замолчи строго сказал Красильщиков. 2) Я хочу послезавтра пообедать с вами в «Праге» сказала она Никогда там не была и вообще очень неопытна Воображаю что вы обо мне думаете А на самом деле вы моя первая любовь. 3) Вы со мной говорите уже на «вы» задыхаясь сказал я вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на «ты» Почему спросила она подняв брови. 4) Наконец Соня говорила Ну спать и простясь с ними я шел к себе... 5) Когда я подбежал к ним он взглянув на меня успел весело крикнуть А доктор здравствуйте в то время как она побледнела до гробовой синевы... 6.) Как блестят глаза сказал он Тебе не холодно.
Упражнение 10.
Прочитайте отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Какое средство использует автор, чтобы подчеркнуть напряжённость изображаемого момента? Какова роль диалога в отрывке? Поясните знаки препинания при использовании диалога.
Приятели называли его «тюфяком». За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Внимание «тюфяка» привлекли крики, которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег. Там он увидел Димку Ковалёва, который размахивал руками и кричал: Тонет! Тонет! Кто тонет? — не спеша спросил «тюфяк». Не видишь, что ли? — огрызнулся Димка. — Пацан тонет. Под лёд провалился. Что стоишь?! Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был «тюфяк» и не догадался этого сделать. «Тюфяк» был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд.
Упражнение 11.
Укажите прямую и авторскую речь и слова, вводящие прямую речь. Как прямая речь отделена от авторской? Из скольких предложений состоит прямая речь?
1) Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, — сказал он,— благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было бы и сытнее и теплее». 2) «Итак, все кончено, — сказал он сам себе, — еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты». 3) «Максимыч! — сказала ему капитанша. — Отведи господину офицеру квартиру, да почище».(А Пушкин.)
Упражнение 12.
Найдите прямую и авторскую речь. Расставьте знаки препинания в тексте.
1) Господин прапорщик сказал я как можно строже Разве вы не видите что я к вам пришел? 2) Лошади измучились мы продро¬гли; метель гудела сильнее и сильнее точно наша родимая север¬ная только ее дикие напевы были печальнее заунывнее. И ты изгнанница думал я плачешь о своих широких раздольных степях! Там есть где развернуть холодные крылья а здесь тебе душно и тесно как орлу, который с криком бьется о решетку железной своей клетки. 3) Мы взяли человек пять солдат и уехали рано утром. До десяти часов шныряли по камышам и по лесу нет зверя. Эй не воротиться ли говорил я К чему упрямиться Уж видно какой задался несчастный день. (М. Лермонтов.)
Упражнение 13.
Рассмотрите, как оформлена прямая речь. Поставьте недостающие знаки препинания.
1) «Мы решили продолжал заседатель с вашего дозволения остаться здесь ночевать а то уж темно и ваши мужики могут напасть на нас по дороге. Сделайте такую милость прикажите постлать нам хоть сена в гостиной чем свет мы отправимся восвсяси» — Делайте что хотите отвечал им сухо Дубровский я здесь уже не хозяин С этим словом он удалился в комнату отца своего и запер за собою дверь. (А Пушкин.)
2) - ...Исправьте общество и болезней не будет. Базаров говорил все это с таким видом как будто в то же время думал про себя «Верь мне или не верь это мне все едино!» Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам а глаза его бегали по углам. — И вы полагаете промолвила Анна Сергеевна что когда общество исправится уже не будет ни глупых ни злых людей? (И. Тургенев.)
Упражнение 14.
Писатель А. Платонов в рассказе «Никита» представил деревенского мальчика-фантазера. Прочитайте текст. Почему прямая речь в нем оформлена то кавычками, то тире?
Оставшись один, Никита обошел всю тихую избу: горницу, затем другую комнату, где стояла русская печь, — и вышел в сени. В сенях жужжали большие толстые мухи, паук дремал в углу посреди паутины, воробей пришел пеший через порог и искал себе зернышко в жилой земле избы. Всех их знал Никита: и воробья, и пауков, и мух, и кур во дворе; они ему уже надоели, и от них ему было скучно. Он хотел теперь узнать то, чего он не знал. Поэтому Никита пошел далее во двор и пришел в сарай где в темноте пустая бочка. В ней, наверно, кто-нибудь жил, какой нибудь маленький человек; днём он спал, а ночью выходил наружу, ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал.
— Я тебя знаю, ты там живешь, — приподнявшись на ногах, сказал Никита сверху в темную гулкую бочку, а потом вдобавок постучал по ней кулаком. — Вставай, не спи, лодырь! Что зимой есть будешь? Иди просо полоть, тебе трудодень дадут! Никита прислушался. В бочке было тихо. «Помер он что ль!» - подумал Никита. Но какой он был — тот, кто жил в бочке? У матери недавно пропали ножницы. Это он, должно быть, взял ножницы чтобы обрезать себе бороду. — Отдай ножницы! — тихо попросил Никита. — Отец придет с войны — все одно отымет, он тебя не боится. Отдай! Бочка молчала. Никита выбежал из сарая во двор. На небе светило доброе солце... и Никита в испуге поглядел на солнце, чтобы оно защитило его. — Там житель в бочке живет! — сказал Никита, смотря в небо.
Упражнение 15.
Проанализируйте диалоги. Как прямая речь связана с авторской речью? Как прямая речь отграничена от авторской речи? Объясните расстановку знаков препинания.
1. Однажды я проходил по лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела: — Откуда же это в лесу взялся хлеб? — Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста! — Заячья... — А хлеб — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть. — Хороший лисичкин хлеб! (М. Пришвин.)
2. Виленька, как сквозь туман, видел вокруг себя синие мундирчики школьников, их красные воротники. И, словно издали, доносились до него их веселые голоса, певшие хором: — Вильгельм, прочти свои стихи, Чтоб мне заснуть скорее! Но тут белая рубашка появилась среди синих мундирчиков. Пушкин, вскочив с постели, подбежал к другу. — Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? — воскликнул он. — Ну, говори! Что же ты молчишь? О, как я себя презираю! Что я должен сделать? Глаза Пушкина горели. Маленькими руками он сжимал рубашку на широкой груди. Видно было, что он готов на все. — Что я должен сделать? Ну, говори! — Я тебя прощу, если ты... — Ну? — Если ты... — Ну, говори! — Если ты еще раз прочтешь это дивное стихотворение! Ах, Пушкин, Пушкин... И Виленька обнял друга. (Ю. Олеша.)
3. На следующий год я поселился у Пожалостиных. Я снял у старух старую баню в саду. Однажды ко мне в баню зашла старуха в поневе — принесла продавать сметану. — Ежели тебе еще сметанка потребуется, — сказала она ласково, — так ты приходи ко мне. У меня есть. Спросишь у церкви, где живет Татьяна Есенина. Тебе всякий покажет. — Есенин Сергей не твой родственник? — Поэт? — Да, поэт. — Племянничек мой, — вздохнула бабка и вытерла рот концом платка. — Был он поэт хороший, только больно чумовой. Так ежели сметанка потребуется, ты заходи ко мне, милый. (К. Паустовский.)
Упражнение 16.
Прочтите предложения, выделяя реплики участников. Что выделено кавычками? Что выделено тире? Какие жанры речи отражены в этом отрывке?
1. Владимир кипел от негодования. «Позвольте узнать, что это значит», — спросил он с притворным хладнокровием у веселого исправника. — «А это то значит, — отвечал замысловатый чиновник, — что мы приехали вводить во владение сего Кирила Петровича Троекурова и просить иных прочих убираться подобру-поздорову». — «Но вы могли бы, кажется, отнестися ко мне, прежде чем к моим крестьянам, и объявить помещику отрешение от власти...» — «А ты кто такой, — сказал Шабашкин с дерзким вызовом. — Бывший помещик Андрей Гаврилов сын Дубровский волею Божию помре, мы вас не знаем, да и знать не хотим». — Владимир Андреевич наш молодой барин, — сказал голос из толпы. (А Пушкин.)
2. Из отворенной двери вышел какой-то человек, принадлежавший к разряду заказчиков. Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог не обратить на нее внимания. Он нагнулся к ней и спросил: — Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О, бедная, бедная... Ну, не сердись, не сердись... Виноват. (А Чехов.)
Упражнение 17.
Запишите диалог, расставляя пропущенные знаки препинания. Какие ответы великого художника произвели на вас наибольшее впечатление?
10 января 189_ года «Петербургская газета» обратилась к великому русскому художнику ивану ивановичу Шишкину с просьбой ответить на ряд вопросов: Какова главная черта Вашего характера // Прямота простота // откровенно ответил художник // Какое достоинство предпочитаете Вы у мужчины // мужество, ум // Какое достоинство предпочитаете Вы у женщины // честность // Ваше главное достоинство // Откровенность // Ваш главный недостаток // Подозрительность, мнительность // Каков Ваш идеал счастья // душевный мир // что было бы для Вас величайшим несчастьем // Одиночество // Кем бы Вы хотели быть // действительно великим // В какой стране Вы хотели бы всегда жить // Эта страна — мое отечество // назовите Ваших любимых прозаиков // Аксаков, Гоголь, Толстой // Кто Ваши любимые поэты // Пушкин, Кольцов, Некрасов // назовите Ваших любимых композиторов и художников // Шуман и Серов // Какие имена ваши любимые // имена моих детей // Как бы вы хотели умереть // Безболезненно и спокойно. Моментально // что Вас теперь больше всего интересует // Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда // Смерть застала художника за работой у мольберта. (Из «Воспоминаний современников об И. И. Шишкине»)
Упражнение 18.
Замените прямую речь косвенной речью.
1) Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!» 2) Учитель предупреждал: «Приходите заранее, потому что лекционный зал будет переполнен слушателями». 3) «В рисунках художника отражена вся история северного края», — отмечали посетители выставки. 4) «К месту приземления межпланетных кораблей на Памире можно пройти только по горным тропам», — утверждали местные жители. 5) Радиолокатор в рубке капитана показывал: «Впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие».
Упражнение 19.
Переведите прямые вопросы в косвенные.
1) На стадионе Нину спросили: «За сколько секунд ты пробегаешь стометровку?» 2) Мать спросила дочку: «Ты хочешь научиться печь пироги?» 3) Экскурсанты спрашивали: «Как раньше называлась эта улица?» 4) Отец спросил сына: «Нравится тебе работать в столярной мастерской?»
Упражнение 20.
Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.
1) Ваня подошел ко мне на переменке и тихо сказал: «Вы, Вера Матве¬евна, не задавали нам то, о чем спрашивали». 2) «Что-то случилось?» — спросила мать, как бы придерживая сердце рукой. 3) «Меня потрясает гнев человека, который гневается раз в году»,— сказал кто-то из тех, чьи изречения стоит запоминать. 4) «На две минуты… Остановитесь, пожалуйста»,— опять попросил я таксиста. 5) «Памятники надо ставить при жизни,— включился в разговор папа.— Пусть не из гранита, не из бронзы, пусть «нерукотворные»…но при жизни». 6) «Дешевое дороже обходится!» — оглядевшись по сторонам, открыл мне житейскую тайну Владик. 7) «Красивые лица для художника неинтересны,— ответила Оля.— А внутренней красоты я в Антонине не заметила». 8) Принц Датский подошел ко мне на перемене, сунул в руку листок и сказал: «Вот… пришло кое-что на ум. Может, тебе будет приятно?» (Из произведений А. Алексина).
Тесты по теме «Способы передачи чужой речи»
1. Предложение с косвенной речью представляют собой:
3. Укажите способ передачи чужой речи в предложении
По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.
1) Предложение с прямой речью; 2) предложение с косвенной речью; 3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения; 4) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.
4. При замене прямой речи косвенной в предложении«Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,— сказала Валя. необходимо употребить:
1) союз что; 2) союз-частицу ли; 3) союз чтобы.
5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.
1) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель. 2) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу. 3) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.
6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:
Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.
1) «П»,— а. 2) «П,— а.— П». 3) «П,— а,— п».
7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) В тишине раздалось: «За мной! В атаку!» 2) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в библиотеку». 3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». — подумал Павел. 4) «Ирина, ты опять плачешь», — начал с беспокойством Литвинов.
8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!» 2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея. 3)Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и ответственного дела». 4) «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением.
9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. 2) «Парю одиннадцатый год!» — сердито говорил папа. 3) «Говори что хочешь, Михаил, а я знаю одно», — твердила мать. 4) «Нам придется здесь ночевать. — сказал Максим Максимыч — в такую метель через горы не переедешь».
10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) «Трудами русских в историю исследования Севера вписаны важнейшие страницы», — сказал Г.Я. Седов. 2) «Делайте что хотите, — отвечал им сухо Дубровский, — я здесь больше не хозяин». 3) «Недаром на нем эта кольчуга, — подумал я — уж он, верно, что-нибудь замышляет». 4) Яшка-то напился да отцу и бухнул прямо в глаза: «Вор!»
11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»! 2) «В четыре руки жить захотел!» — клокотало в ней. 3) Сидя над чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы». 4) И боец сказал: «Понятно!»
12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) «И зачем вы взяли меня с собой!» — ныл всю дорогу Костик. 2) «Подумаешь, — сказал ехидно Илька, — у меня такие тоже есть, только еще лучше.» 3) «Никогда! — закричала Катя. — Никогда не делайте так!» 4) «Ну и что же у вас получилось?» — спросила Ольга.
13. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) «За все ответите!» — грозно сказала мать. 2) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?» 3) «Ужасная погода, — ворчала бабушка, — хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет». 4) «Уходите!», — твердо сказал Пашка.
14. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) «Ура!» — кричали люди на площади. 2) «Наконец-то весна, — подумала мама, — скоро сын вернется». 3) Ольга удивилась: «Неужели уже вечер? Ведь так еще светло!» 4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.»
15. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) Деревья шумят, точно шепчут друг другу: «Как страшно в саду!» 2) «Это что за птица?» — спросила Зиночка. 3) «Я могу читать, — заговорил Петрусь, — и скоро выучусь писать пером». 4) «Позвольте, — заметил один скептик, не от лимона ли этот ящик?»
16. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) Ты глянь-ка, — сказал он, — вот как разнесло!» 2) Павка сказал резко: «Ты потише!» 3) «Погоди... — крикнул Ленька. — Как ты говоришь? Пыль?» 4) «Нет, — промолвил Ермолай, — дело не ладно».
17. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту». 2) «Мадам, вам завернуть или так полетите?» — спросил продавец женщину, два с лишним часа выбиравшую в магазине метлу. 3) По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло». 4) «Талант! Талант! — говорил он. — Несомненный талант. Ты положительно будешь иметь успех!»
18. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) «Здор?во, парень, — сказала она печально. — Как живешь?» 2) Старик шел и, спотыкаясь о траву, повторял: «Какой аромат, граждане! Какой упоительный аромат!» 3) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь». 4) Он хотел узнать у кучера, куда они заехали.