Выступление на заочной научно -практической конференции " Формирование патриотизма через внеурочную деятельность обучающихся"
Выступление на заочной научно -практической конференции " Формирование патриотизма через внеурочную деятельность обучающихся"
У каждого человека существует собственное понимание и отношение к патриотизму. Для меня патриотизм - это осознанное и добровольное посвящение результатов своей ежедневной работы стране, в которой живешь и называешь Родиной. Быть патриотом, значит с полной отдачей заниматься любимым делом, которое получается у тебя лучше всего. Именно так каждый человек может выразить свою любовь к Отечеству
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на заочной научно -практической конференции " Формирование патриотизма через внеурочную деятельность обучающихся"»
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам.
У каждого человека существует собственное понимание и отношение к патриотизму. Для меня патриотизм - это осознанное и добровольное посвящение результатов своей ежедневной работы стране, в которой живешь и называешь Родиной. Быть патриотом, значит с полной отдачей заниматься любимым делом, которое получается у тебя лучше всего. Именно так каждый человек может выразить свою любовь к Отечеству. Моей профессией и любимым делом стала школа и дети. Добиваться высочайших результатов в своей любимой работе – стало основной идеей для меня и моего педагогического коллектива. Организуемые в рамках месячника , посвященного 70-летию Сталинградской битвы, специальные мероприятия позволят каждому участнику образовательного процесса – учителям, учащимся, воспитанникам и родителям, из задействованных в них лиц и организаций внести свой посильный вклад в общее дело патриотического воспитания граждан нашей великой страны.
1.2 Актуальность разработки.
Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школьников.
1.3 Обоснование новизны методической разработки.
Разработка представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Новизна данной разработки заключается в применении различных методов и приемов педагогических методик, большой охват учащихся, а результаты реализации видны незамедлительно, что позволяет сделать выводы о целесообразности ее внедрения.
1.4.Теоретическое и методическое обоснование разработки.
В современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно. Поэтому каждому учителю и воспитателю, целесообразно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине. В ее основу можно положить примерно следующие размышления.
Сам воспитатель должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности. Учитель — первый патриот в щколе. Если этого условия нет, то за воспитание патриотизма лучше не браться.
Любовь к Родине — чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни по. любить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.
Россия — страна, сотканная из противоречий. В ней много прекрасного и немало безобразного. Но Родину, как и родителей, не выбирают. Отсюда следует всегда помнить мысль: хороша ли, плоха, но это моя Родина. И другой у меня не будет.
Необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой — через ее историю, третий — через религиозную веру, а кто-то только через службу в армии. Наверное, сколько людей — столько путей. Трудно, но учитель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм — это благороднейшее чувство. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа...». Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека. Чем выше культурный уровень ребенка, тем богаче чувство патриотизма. Понятно, что эти размышления лишь общая нить, канва. Они могут быть развиты и дополнены каждым учителем используя следующие элементы
Язык. Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. В семье должен царить культ родного языка: все основные семейные события, праздники, большие обмены мнений должны протекать по-русски;
Песня - ребенок должен слышать русскую песню еще в колыбели. Пение принесет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими... Русская песня глубока как человеческое страдание; искренна, как молитва; сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она даст детской душе исход из грозящего озлобления и окаменения. Надо завести русский песенник и постоянно обогащать детскую душу русскими мелодиями — наигрывая, напевая, заставляя подпевать и петь хором.
Молитва - Молитва есть сосредоточенная и страстная обращенность души к богу... Молитва даст ему (ребенку) духовную гармонию; пусть он переживает ее по-русски. Молитва даст ему источник духовной силы — русской силы. Молитва научит его сосредоточивать чувство и волю на совершенном — по-русски... Ребенок, научившийся молиться, сам пойдет в церковь и станет ее опорой, русской опорой русской церкви.
Сказка - Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического — чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды и кривды ..
Жития святых и героев. Чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, тем лучше для него... Образы героизма пробудят в нем самом волю к доблестям, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться; а русскость героя — даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это вместе взятое, есть настоящая школа русского национального характера.
Поэзия- ...Как только ребенок начнет говорить и читать, так классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему все свои сокровища. Сначала пусть слушает; потом пусть читает сам, учит наизусть, пытается декламировать — искренно, прочувственно и осмысленно. Русский народ имеет единственную в своем роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой. Русский поэт одновременно — национальный пророк и национальный музыкант.
История - Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету... Мы должны прочувствовать окрыленные слова Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
Армия - Армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства; оплот моей Родины; воплощенная храбрость моего народа; организация чести, самоотверженности и служения — вот чувство, которое должно быть передано ребенку его национальным воспитателем. Ребенок должен научиться переживать успех своей национальной армии как свой личный успех; его сердце должно сжиматься от ее неудачи; ее вожди должны быть его героями; ее знамена — его святынею. Сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации, чью армию он считает своей...
Территория- Российский ребенок должен увидеть воображением пространственный простор своей страны, это национально-государственное наследие России... Он должен почувствовать, что русская национальная территория добыта кровью и трудом, волею и духом, что она не только завоевана и заселена, но что она уже освоена и еще недостаточно освоена русским народом... Русский человек должен знать и любить просторы своей страны: ее жителей, ее богатства, ее климат, ее возможности, — так, как человек знает свое тело, так, как музыкант любит свой инструмент, так, как крестьянин знает и любит свою землю.
Хозяйство - Ребенок должен с раннего детства почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почетность, его смысл.
1.5 Цели и задачи методической разработки :
^Цель данной работы - описать современные методы, приемы, подходы, используемые в учебно- воспитательной работе по формированию патриотического сознания школьников через внеурочную деятельность .
Задачи: - выявить методы и приемы патриотического воспитания школьников; - показать эффективные формы воспитания патриотизма в школе;
активизировать деятельность учителей, учеников и воспитателей в школе; создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина-патриота;
- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
- формирование внутренней потребности личности в постоянном самосовершенствовании;
-- обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
Объект исследования – процесс патриотического воспитания школьников, во внеурочной деятельности Предмет исследования – педагогические условия работы по патриотическому воспитанию школьников.
1.6 Оценка эффективности реализации разработки.
Оценка результативности реализации разработки осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
-умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
-права и свободы человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации.
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к самой школе, к учителю, классу, совместным делам).
3. Наличие(отсутствие) детей с девиантным поведением;
4. Деятельность Школы юнг;
5. Увеличение(уменьшение) количества участий в конкурсах по патриотической тематике;
6. Проведение мероприятий.
2.Теоретическая и методическая часть разработки.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.