kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для студентов, обучающихся по специальности 38.02.01 «Коммерция (по отраслям)».
  • Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности самостоятельной работы,  определении ее содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоятельной работы. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине ОГСЭ.05. Русский язык и культура речи»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕХНИКУМ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»



















МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ



К ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.05. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ





























































Нижний Новгород

2016

РАССМОТРЕНЫ

Методической комиссией

образовательных дисциплин

Протокол №_____

от ____________________

Председатель комиссии

_____________ Ю.А.Красильникова



Разработчик Батюмова М.С., преподаватель русского языка и литературы.





























































































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В учебном процессе профессиональных образовательных учреждений выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:

  • систематизации, закрепления, углубления и расширения полученных теоретических знаний и практических умений;

  • развития познавательных способностей, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, исследовательских умений обучающихся.

Самостоятельная работа выполняется обучающимся в произвольном режиме времени, в удобные для них часы вне аудитории. В процессе самостоятельной работы обучающему необходимо не только понять материал, разобраться в его сути, но и запомнить его.

Повышение эффективности самостоятельной работы обучающихся предполагает использование активных методов обучения. Одним из таких методов является решение практических задач.

Самостоятельное выполнение задач проводится в три этапа:

1. Подготовительный – обучающийся должен ознакомиться с теоретическим материалом;

2. Практический – обучающийся должен выполнять работу в соответствии с описанием, методическими указаниями.

3. Контрольный – проверка преподавателем выполненной работы и ее оценка.

Другим методом является выполнение творческого задания, как-то: реферат, сочинение и т.д.

Особенность данного направления самостоятельной работы является то, что возрастает роль самого обучающегося в определении содержания работы. Его ценность состоит в том, что оно требует от обучающегося высокого уровня самостоятельности. Выполнение задания формирует у обучающихся умение отбирать главное, логично располагать весь материал.



Темы внеаудиторных самостоятельных работ

по русскому языку и культуре речи



п/п

Тема

Количество часов

Самостоятельная работа обучающихся: конспект и подготовка сообщений.

Тематика сообщений: «Функциональные стили языка»

2

Самостоятельная работа обучающихся по теме:

«Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление».

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования

2

Самостоятельная работа обучающихся:

«Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий» (написание эссе на заданную тему с использованием причастий)

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений.

Синтаксис и пунктуация русского языка

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Принципы русской орфографии

2


ИТОГО

13



Внеаудиторная самостоятельная работа №1

Функциональные стили языка

Функциональные стили речи и их особенности

Задание 1. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на тему: «Функциональные стили речи и их особенности».

Время на выполнение задания: 40 мин.

Форма отчетности: конспект оформляется в рабочей тетради.

Методические рекомендации по составлению конспекта:

Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Инструкция по составлению конспекта:

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта.

  2. Выделите главное, составьте план.

  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора.

  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Критерии, используемые при оценивании конспекта

 

Критерий

Баллы

Составлен план материала

2

Выделение самого важного и необходимого

2

Краткий текст по каждому пункту

2

Маркировка текста

2

Логическая последовательность содержания

2

Оценивание конспекта

- 10 баллов – «отлично»;

- 8-9 баллов – «хорошо»;

- 6-7 баллов – «удовлетворительно;

- мене 6 баллов – «неудовлетворительно».

Задание 2. Подготовка сообщений на тему «Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования» или «Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.»

Время на выполнение задания: 1 час 20 мин.

Форма отчетности: сообщение предоставляется в компьютерном варианте на бумаге формата А4, в папке.

Методические рекомендации по подготовке сообщений:

Подготовка сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Последовательность подготовки сообщения:

  1. Изучить  литературу по теме.

  2. Выделить основные понятия.

  3. Подобрать  и ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения.

  4. Оформить сообщение письменно и проиллюстрировать компьютерной презентацией.

Оформление текстового материала.

Текстовая часть работы должна быть представлена  в компьютерном варианте на бумаге формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный интервал, выравнивание по ширине. Страницы должны иметь поля (рекомендуемые): нижнее – 2; верхнее – 2; левое – 3; правое – 1,5. Объем реферата – 15-20 страниц. Все страницы работы должны быть подсчитаны, начиная с титульного листа и заканчивая последним приложением. Титульный лист(Приложение 1). Нумерация страниц должна быть сквозная, начиная  с введения и заканчивая  последним приложением. Номер страницы ставится в правом углу нижнего поля.

Критерии и показатели, используемые при оценивании сообщения

 

Критерий

Баллы

Грамотность сообщения

1

Новизна материала

2

Степень раскрытия сущности проблемы. Владение терминологией

2

Актуальность материала

2

Наглядность

1

Краткие выводы из всего сказанного; список использованных источников

2

Оценивание сообщения

- 10 баллов – «отлично»;

- 8-9 баллов – «хорошо»;

- 6-7 баллов – «удовлетворительно»;

- меньше 6 баллов – «неудовлетворительно».



Внеаудиторная самостоятельная работа №2

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление.

Задание 1.Работа со словарями и справочниками.

Время на выполнение задания: 2 часа.

Форма отчетности: оформляется в рабочей тетради.

Методические рекомендации по выполнению задания:

1. Пользуясь толковым словарем, найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

Этот фильм – настоящий бестселлер.

- При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

- Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

-  Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

-  Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

2. Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)
а) (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

б) Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых  ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

3. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

а) Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

б) (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

4. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность

а) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.

б) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал.

в) Сергей – настоящий меломан пения и музыки.

г) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.

д) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.

е) Все гости получили памятные сувениры.

Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ.

5.Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами

а) Писатель писал роман в послевоенные годы.      

б) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.

в) Герои-подпольщики вели себя героически.

г) Илюша говорил, что случился этот случай на зимой.

д) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.

е) Активисты активно участвуют в работе.

Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ.

6. Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте

  1. На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить

  2. Бросились искать приезжего, а его и след ...

  3. У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ...

  4. Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ...

  5. Мы его расспрашиваем, а он словно воды ...

  6. Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как ...

7. Исправьте предложения, определите тип речевой ошибки.

а) Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.

б) Школьный стадион прислонился к старому парку.

в) В зале ожидания находилось много командировочных.

г) Хороший руководитель должен во всем показывать образецсвоим

д) Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес.

е) Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи.

ж) Наши воины свершили много геройских подвигов.

з) Эта выставка обогатит ваш кругозор.

 

Критерии и нормы оценок  самостоятельных письменных работ

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1) не более двух грубых ошибок;

2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3) или не более двух-трех негрубых ошибок;

4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2»ставится, если ученик:

1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2) или правильно выполнил менее половины работы.

Оценка «1» ставится, если ученик:

1) не приступал к выполнению работы;

2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий. 



Внеаудиторная самостоятельная работа №3

Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования

Задание 1.Выполнение упражнений.

Время на выполнение задания: 1 час 30 минут.

Форма отчетности:оформляется в рабочей тетради.

Методические рекомендации по выполнению упражнений:

Упражнение 1.

Сделайте письменный словообразовательный разбор слов.

Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.

Упражнение 2.

Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.

Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.

Упражнение 3.

Запишите несколько примеров слов, образованных:

а) приставочным способом;

б) суффиксальным способом;

в) приставочно-суффиксальным способом;

г) способом сложения.

Упражнение 4.

Прочитайте текст и выполните задания.

Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.

(Н. В. Гоголь)

Задания к упражнению 4

1. Из выделенного предложения выпишите:

а) слова, не имеющие окончания;

б) слова с нулевым окончанием;

2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.

Критерии и нормы оценок  самостоятельных письменных работ

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1) не более двух грубых ошибок;

2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3) или не более двух-трех негрубых ошибок;

4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2»ставится, если ученик:

1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2) или правильно выполнил менее половины работы.

Оценка «1» ставится, если ученик:

1) не приступал к выполнению работы;

2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Задание 2. Тест по теме «Способы словообразования».

Время на выполнение задания:  30 минут.

Форма отчетности: оформляется в рабочей тетради.

Методические рекомендации по выполнению теста:  

Внимательно прочитайте задания и ответьте на вопросы в виде таблицы:

 

ВОПРОСА

ОТВЕТ

1.

Б.

 

1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) приехать,

Б) читатель,   

В) неизбежный,   

Г) виднеться.

2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) восход 

Б) заповедник  

В) выполнение     

Г) насухо

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) по-хорошему,   

Б) новизна, 

В) охотник,  

Г) отнести.

4. Какое слово образовано суффиксальным способом?

А) прочитать,

Б) преодолеть,

В) походка,

Г) разрушение.

5. Какое слово образовано суффиксальным способом?       

А) сторожка, 

Б) нерешительный, 

В) по-зимнему, 

Г) полив.

6. Какое слово образовано приставочным способом?

А) купленный, 

Б) где-нибудь, 

В) доверху, 

Г) размешать.

7. Какое слово образовано приставочным способом? 

А) синь,

Б) управляемый,

В) распланировать,

Г) семилетка.

8. Какое слово образовано бессуффиксным способом?  

А) кожаный, 

Б) отлет, 

В) водолаз, 

Г) напольный.

9. Какое слово образовано бессуффиксным способом?

А) синеть,

Б) наладчик, 

В) лесоруб, 

Г) подъезд.

10.  Какое слово образовано способом сложения?

А) международный

Б) обороноспособный

В) перекресток

Г) сверхъестественный

11. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

А) пересчитать – приставочный, 

Б) разбег – бессуффиксный, 

В) лесоруб – бессуффиксный, 

Г) зевота – суффиксальный.

12. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

А) усиленно – приставочный, 

Б) пробежать – приставочный, 

В) выход – бессуффиксный, 

Г) горение – суффиксальный.

13. Укажите способ образования слова ПРИЗЫВ 

А) приставочный,

Б) суффиксальный,  

В) бессуффиксный,  

Г) переход

14. Укажите способ образования слова  ВОСХОД

А) приставочный,   

Б) бессуффиксный,  

В) суффиксальный,  

Г) переход

15. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?

А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.

Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.

В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.

Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

85%-100%

5

отлично

65%-85%

4

хорошо

50%-65%

3

удовлетворительно

менее 50%

2

неудовлетворительно
 




Внеаудиторная самостоятельная работа №4

Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий

Задание 1. Используя шаблон, напишите сочинение-эссе на одну из тем с обязательным употреблением причастий и причастных оборотов:

а) Как вы понимаете высказывание Н. В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».

б) Как вы понимаете высказывание А. Н. Толстого: «Обращаться с языком кое-как — значит, и мыслить кое-как:  приблизительно, неточно, неверно».

в) Как вы понимаете высказывание И.С. Тургенева: «Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Время на выполнение задания: 2 часа.

Форма отчетности: сочинение-эссе оформляется на отдельном двойном листке, объем сочинения – не менее 150 слов.

Методические рекомендации по написанию сочинения - эссе:

Эссе от французского «essai», англ. «essay», «assay» - попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» - взвешивание.Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т. д.

Структурная схема эссе

Введение - определение основного вопроса эссе.

Основная часть - ответ на поставленный вопрос. Она содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос.

Заключение - суммирование уже сделанных подвыводови окончательный ответ на вопрос эссе.

Техника доказательства приведенных в эссе высказываний.

Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Структура аргументации (доказательства)

Структура любого доказательства включает по меньшей мере три составляющие: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения:

  1. Тезис — это сужение, которое надо доказать.

  2. Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.

  3. Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов.

  4. Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

Памятка при написании эссе

Прежде чем приступить к написанию эссе:

1) Изучите теоретический материал;

2) Уясните особенности заявленной темы эссе;

3) Продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;

4) Выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;

5) Определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;

6) Составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

При написании эссе:

― напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;

― проанализируйте содержание написанного;

― проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;

― внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Шаблон написания сочинения

Известный писатель (поэт)-классик Ф. И. О. утверждал: «    ». Действительно,среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся…

И меня, жителя современного общества (современной России), этот вопрос не может не волновать.

Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

В качестве убедительного доказательства (аргумента) можно также привести судьбу героя известного произведения … классика отечественной (зарубежной) литературы… (Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении… Судьба героя (сюжет произведения) размышления писателя заставляют задуматься над… (прийти к выводу о том, что…)

Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует…

Познакомившись с данным высказыванием, я, может быть, впервые задумался о том, как важно…

Критерии, используемые при оценивании сочинения - эссе

Оценка «5» (отлично) выставляется в случае полного рассмотрения вопроса, аргументированного выражения своей позиции, отсутствия ошибок, грамотного текста, точность формулировок и т.д.;

Оценка «4» (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.;

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного рассмотрения проблемы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат;

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если тема не раскрыта, работа выполнена крайне небрежно.





Внеаудиторная самостоятельная работа №5

Принципы русской орфографии

Время на выполнение задания: 2 часа.

Форма отчетности: оформляется в рабочей тетради.

    1. Вставьте пропущенные буквы.

        З_р_сти тр_вой, д_ржать р_внен_е в р_дах, п_р_б_рать бумаги, сер_це зам_рло, туман стел_т_ся, п_др_внять вол_сы, по_ск_чить от не ожид_н_сти, п_ст_лить скат_рть, изл_гать мысли в слух, к_сат_ся темы, з_г_рать на б_р_гу, д_машн_я утв_рь, откл_нен_е в стор_ну, обм_кнуть кисть в краску, хоч_т р_сп_л_жит_ся на тр_ве, пр_к_сн_вен_е обж_га_т, пр_дп_л_жен_е отп_да_т, з_ря з_н_ма_т_ся, с_ч_тан_е т_ори_  с практ_к_й.

 

    2. Вставьте пропущенные буквы. В скобках напишите проверочное слово.

        Образец: д_ржаться (держит) на в_де (воды).

        Прим_рить одежду, посв_тить фон_рём, разв_ваться по ветру, сокр_щение дро-

би, зав_зать бант, спл_тить ед_номышленников, ув_дать от ж_ры, сл_пить гл_за, укр_щать ж_вотных, прекр_щать уч_бу, посв_тить пов_сть  _тцу, отв_рить двери, еле уг_в_рил, разв_ваться н_рмально, разр_дить ружьё, т_жёлое потр_сение, пере-

д_вать новости, прив_дение к общему знаменателю, см_риться с обст_ятельствами, нав_вать скуку.

  

    4. Прибавьте к данным словам приставки и напишите полученные слова.

        Без-   интересный, примерный, искусный, смертный, идейный, счётный, коры-

стный, сильный, спорный.

        С-      есть, экономить, бить, грызть, играть.

        Под-  искать, итожить, ехать, учить, играть, р_вняться, скакать, таять, точить.

        Раз-   таять, стрелять, учить, тереть, играть, смотреть, делать, просить, искать.

        Из-    расходовать, брать, ведать, поведать, гнать, ездить, искать, пить, явить.

 

    5. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните суффиксы.

        Пут_ные в_просы, л_кц_он_й м_т_р_ал, л_д_ной вет_р, д_р_вян_й дом, л_мо_-

ный сок, подл_н_е и_кус_во, увер_н_я поступь, подветр_н_я ст_р_на, песч_ая от-

мель, юн_й сп_ртсмен, рван_й тулуп, г_лубин_е гн_здо, в_тр_ная мел_н_ца, п_луд_-

ный зной, без_мян_е м_гилы, г_стин_й г_рн_тур, глин_ная п_суда, ст_рин_е ч_сы,

м_ч_ные ябл_ки, ран_ный в б_ю с_лдат.

 

    6. Расставьте знаки препинания.

        Лучшее наслаждение самая высокая радость в жизни чувствовать себя нужным людям. Страх не советчик. Равнодушие это паралич души. Мы кузнецы и дух наш молод. Сад степь двор всё было в холодной тени.

Теперь уже ни гор ни неба ни земли ничего не было видно.

 

    7. Впишите пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Восстановите текст.

        Часто осен_ю я прист_л_но сл_дил за оп_дающ_ми лист_ми что бы п_ймать ту не з_метн_ю долю с_кунды к_гда лист о_деля_т_ся от ветки и н_ч_на_т пад_ть. Я ч_тал в старых книг_х о том как шуршат пад_ющ_е лист_я но не слыш_л эт_го зву-

ка. Ш_р_х лист_ев к_зался мне т_ким же не пр_вд_п_добным как р_сказы о том что в_сной слышно как пр_р_ста_т тр_ва.

    Была т_кая ночь. Фонарь осв_щ_л не много старый к_лод_ц клён под з_бор_м и на п_ж_лтевш_й клумб_   куст н_стурц_и ра_трёп_ный ветр_м.

    Я п_см_трел на клён и увид_л как ост_рожно и медл_но о_д_лился от ветки крас-

ный лист вздрогнул на одно мгн_вен_е ост_н_вился в воздухе и косо нач_л пад_ть к м_им н_гам ш_л_стя и к_ча_сь.

    В п_рвые я услыш_л шел_ст пад_ющ_го л_ста не ясный звук п_хож_й на де_кий ш_п_т.

 

    8. Найдите речевые ошибки, исправьте и перепишите предложения в восстанов-

ленном виде.

        1. Нужно уметь н_х_дить и испол_з_вать скрытные р_зервы про_зво_ва. 2. Пр верка пр_в_дил_сь без с_гл_сов_н_сти с д_рект_р_м. 3. В оз_ре от_бр_жались пр_брежные д_рев_я и кустарн_ки. 4. У имп_р_триц_   Ек_т_рины есть Левицкий к_торый из_бр_зит её не «шве_кой кухарк_й», как невежа Рослин, а б_г_п_добн_й архи жриц_й Фемидой. 5. Стены побел_ны извёс_кой а с низу выкр_ш_ны к_ричн_в_й маслен_й краск_й. 6. Одев очки он долго ч_та_т р_сматр_ва_т бюл_тени р_спраш_-

ва_т о д_путате. 7. Рук_в_дители пре_пр_ятия по прежн_му наде_тся на рук_в_дя-

щие ук_зания м_н_стерства. 8. Всем пр_шлось р_ботать н_пр_ж_но что бы в срок вып_лнить срочную р_боту. 9. К_р_бли пр_бл_жались всё ближе и ближе к бер_гу.

 

Критерии и нормы оценок  самостоятельных письменных работ

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1) не более двух грубых ошибок;

2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3) или не более двух-трех негрубых ошибок;

4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2»ставится, если ученик:

1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2) или правильно выполнил менее половины работы.

Оценка «1» ставится, если ученик:

1) не приступал к выполнению работы;

2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий. 



Внеаудиторная самостоятельная работа №6

Синтаксис и пунктуация русского языка

Тема. Простое предложение

Задание 1. Составьте план и тезисы ответа, используя конспект лекции и дополнительную литературу.

Время на выполнение задания: 2 часа.

Форма отчетности: план оформляется в рабочей тетради.

Методические рекомендации по составлению плана:

Инструкция по составлению простого плана

ж) Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

з) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

и) Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

к) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

л) Запишите план.

м) Запомните требования к плану:

  1. план должен полностью охватывать содержание текста (темы);

  2. в заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Инструкция по составлению сложного плана

  1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.

  2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

  3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

  4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Тезисы– сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т.е. без использования прямого цитирования.

Тема. Осложненное простое предложение

Задание 1. Используя шаблон, напишите сочинение-эссе на одну из тем с обязательным  употреблением осложненных простых предложений:

― Как вы понимаете высказывание Л.Н. Толстого: «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».

― Как вы понимаете высказывание Н.Г. Чернышевского: «Важнейший капитал нации - нравственные качества народа».

Форма отчетности: сочинение-эссе оформляется на отдельном двойном листке, объем сочинения – не менее 150 слов.

Методические рекомендации по написанию сочинения - эссе:

Эссе от французского «essai», англ. «essay», «assay» - попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» - взвешивание. Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

Структурная схема эссе

Введение - определение основного вопроса эссе.

Основная часть - ответ на поставленный вопрос. Она содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично ответом на поставленный вопрос.

Заключение - суммирование уже сделанных подвыводови окончательный ответ на вопрос эссе.

Техника доказательства приведенных в эссе высказываний.

Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Структура аргументации (доказательства)

Структура любого доказательства включает по меньшей мере три составляющие: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения:

  1. Тезис — это сужение, которое надо доказать.

  2. Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.

  3. Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов.

  4. Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

Памятка при написании эссе

Прежде чем приступить к написанию эссе:

1) Изучите теоретический материал;

2) Уясните особенности заявленной темы эссе;

3) Продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;

4) Выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;

5) Определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;

6) Составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

При написании эссе:

― напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;

― проанализируйте содержание написанного;

― проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;

― внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Шаблон написания сочинения

Известный писатель (поэт)-классик  Ф.И.О. утверждал: «    ». Действительно,среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся…

И меня, жителя современного общества (современной России), этот вопрос не может не волновать.

Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

В качестве убедительного доказательства / аргумента можно также привести судьбу героя известного произведения … классика отечественной (зарубежной) литературы… (Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении… Судьба героя / сюжет произведения / размышления писателя заставляют задуматься над… / прийти к выводу о том, что…)

Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует…

Познакомившись с данным высказыванием, я, может быть, впервые задумался о том, как важно…

Критерии, используемые при оценивании сочинения - эссе

Оценка «5» (отлично) выставляется в случае полного рассмотрения вопроса, аргументированного выражения своей позиции, отсутствия ошибок, грамотного текста, точность формулировок и т.д.;

Оценка «4» (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.;

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного рассмотрения проблемы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат;

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если тема не раскрыта, работа выполнена крайне небрежно.     
Тема. Сложное предложение

Задание 1.Прочитайте представленные предложения (знаки препинания не расставлены) и заполните таблицу, указывая номер в соответствующей графе в столбик.

Время на выполнение задания: 1 час.

Форма отчетности: таблица оформляется в рабочих тетрадях.

Таблица 1

 

Простое предложение

Сложносочиненное предложение

Сложноподчиненное предложение

 

Сложное бессоюзное предложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пора друзья мои в поход!

  2. Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озера мало-помалу исчезали во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке.

  3. Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.

  4. Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.

  5. Ветер дул с моря и город обдавало запахом водорослей.

  6. На поле боя властвовала не логика военной тактики а личные качества воля, решимость, упорство.

  7. Летом когда я окончил девятый класс моя мечта неожиданно сбылась.

  8. Два дня пролетели в один миг мы ловили щук обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами.

  9. Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать Все, мужики, прекращаем бойню!

  10. Часто сбиваясь он тоненько по-женски ойкал и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка.

  11. Давайте вспомним античные мифы в которых аккумулируется древняя мудрость землян.

  12. В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях охотиться на бизонов ночевать в шалаше…

  13. У собак есть рыцарское правилом собаку на привязи или лежачую не трогают.

  14. Пройдет словно солнце осветит посмотрит рублем подарит.

  15. Глядя на окна, трудно понять: светит еще луна или нет.

  16. Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно показывая своим видом что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

За каждую выполненную задачу (заполнение столбца таблицы) ставится 4 балла, максимальное кол-во баллов - 16.

Оценивание таблицы:

- 15-16 баллов – «отлично»;

- 11-14 баллов – «хорошо»;

- 8-10 баллов – «удовлетворительно;

- мене 8 баллов – «неудовлетворительно».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Батюмова Марина Сергеевна

Дата: 26.04.2017

Номер свидетельства: 411770


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства