Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по русскому языку по теме "Повторение"»
Урок – игра по теме «Повторение»
Цель:
привить любовь к великому русскому языку,
повысить общую языковую культуру.
Задачи:
углубить знания учащихся по жанрам фольклора;
обогатить словарный запас учащихся;
развивать устную и письменную речь учащихся;
развить интерес к русскому языку как учебному предмету.
Оборудование: компьютер, принтер, экран
Ход игры
Вступительное слово учителя. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. Мы вырастаем, идём учиться в школу. Целое море слов целый океан речи подхватывает нас.
“Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь”.
И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык.
Приветствие команд.
Оценивается название команды, эмблема, девиз.
Разминка.
Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.
(Вопросы задаются командам по очереди.)
Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)
Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)
Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)
Используйте слово “язык” в разных смысловых сочетаниях. (“Длинный” язык, язык Пушкина, вареный язык.)
Киргизская: “Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда”. (Что посеешь, то и пожнешь.)
Таджикская: “Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда”. (Без труда не вытянешь рыбку из труда.)
Следующее задание – подобрать окончания к поговоркам.
Сам пропадай – …(а товарища выручай).
По одежке встречают – …(по уму провожают).
Семь раз отмерь – …(один раз отрежь).
Глаза боятся – …(а руки делают).
С кем поведешься – …(от того наберешься).
Любишь кататься – …(люби и саночки возить).
Конкурс знатоков фразеологии.
Давайте вспомним удивительные легенды Древней Греции. Ведь именно мифы Древней Греции и подарили нашему языку много ярких и удивительных словосочетаний. Что же означают некоторые из них? Нить Ариадны (способ выйти из затруднительного положения).
Сизифов труд (бесполезный, напрасный труд).
Авгиевы конюшни (очень загрязненное место).
Ахиллесова пята (слабое, уязвимое место).
Конкурс знатоков грамматики.
Грамматика, грамматика – наука очень строгая. Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я. Она трудна, но без неё плохое было бы житьё! Не составить телеграмму и открытку не отправить, Даже собственную маму с Днем рожденья не поздравить!
Вас ждут грамматические загадки.
Первая цифра стоит в середине, Буква с начала и буква с конца. А в целом – леса, города и равнины. К целому полны любовью сердца. (Р-один-а).
Корень извлечь из начинки несложно, Приставка в сосуде хранится надежно. Суффикс в гудении явно услышишь, Вместе – на темы различные пишешь. (Со-чин-ени-е).
Игра “Четвертое лишнее”.
А. подлежащее Б. глагол В. дополнение Г. определение
А. существительное Б. наречие В. сказуемое Г. глагол
Викторина.
Кто был создателем первого славянского алфавита?
А. Кирилл и Мефодий Б. Борис и Глеб В. Афанасий Никитин Г.Минин и Пожарский
Кто составил “Толковый словарь живого великорусского языка”?
А. Ожегов Б. Эфрон В. Даль Г.Чуковский
– Какое крылатое выражение означает несуществующий в природе продукт, нечто неслыханное, невозможное, предел желаний?
А. птичье молоко Б. разбитое корыто В. рог изобилия Г.журавль в небе
– Как называется искусство красивого письма?
А. пиктография Б. каллиграфия В. скоропись Г. клинопись
Заслушаем небольшие рассказы, в которых слова начинаются с одной буквы “П”.
Подведение итогов.
Жюри подводит итоги игры. Награждение.
Заключительное слово учителя.
Мы сегодня вспомнили образные слова и выражения. Но это только капля в море слов. Возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.