Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Бажуковская основная общеобразовательная школа» Тематическое планирование кружковой работы 9 класс «Учимся писать сочинение-рассуждение» 70 часов Учитель Назмуханова Гульфия Азьмулловна 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Обоснование актуальности, новизны и значимости программы В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения. Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания .Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался. Новизна программы: - в логике построения учебного материала для формирования навыков лингвистического анализа; - в определенном планировании занятий (но вовсе не обязательном), так как распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся; - в предоставлении большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся; - в акцентировании внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов; - в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста. Значимость данной программы в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, в формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями Государственного Стандарта общего образования. Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи. Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределён таким образом, что практически не требуется домашней подготовки. С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат: перед ними сформулированы цели курса Цели и задачи образовательной области и учебного курса Теоретические: • освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности. Развивающие: • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления; • развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку. Практические: • совершенствование коммуникативных умений; • овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; • поддерживать беседу, вести спор; • адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; • логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; • совершенствовать и редактировать текст; • применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией. Воспитательные: • воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; • воспитание интереса и любви к русскому языку; • воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи; • воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни; • воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке. Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить подростка размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки. Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность: - работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, -составление текстов типа рассуждения); - самостоятельная работа; - работа в группах, парах; - индивидуальная работа. Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности. Методическая часть Принципы, на которых базируется программа: - учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся; - уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью; - комплексный подход при разработке занятий; - вариативность содержания и форм проведения занятий; - научность, связь теории и практики; - преемственность;- наглядность; - систематичность и последовательность; - прочность полученных знаний; - активность и сознательность обучения. - здоровьесбережение.
Литература для учащихся: Александров В.Н. и др. Русский язык: Сочинение-рассуждение - Челябинск, «Взгляд», 2006 Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007 Павлова Т.И., Раннева Н.А.Сочинение- рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.- Издательство «Легион», ростов-на-Дону,2009.
Дополнительная литература Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002. Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991. Тематическое планирование Функционально- смысловой тип речи: рассуждение. Лингводидактический аспект разграничения функционально- смысловых типов речи…………………………………………………………………………………….2 часа Стили речи. Типы речи………………………………………………………… 8 часов Тип речи- рассуждение и его отличительные особенности. Практическая работа……………………………………………………………………………..4 часа Композиция текста рассуждения. Типичные и специфические ошибки построения риторического жанра рассуждения……………………………………………..2 часа Практические занятия…………………………………………………………….4 часа Сочинение рассуждение на лингвистическую тему……………………………2 часа Практические занятия…………………………………………………………….4 часа Виды рассуждения. Их особенности и языковые средства оформления. Рассуждение- доказательство…………………………………………………………………….3 часа Практическое занятие…………………………………………………………….2 часа Рассуждение- объяснение……………………………………………………… 2 часа Практическое занятие…………………………………………………………….4 часа Рассуждение- размыщление………………………………………………………2 часа Практическое занятие……………………………………………………………..4 часа Проблема текста. Приёмы формирования навыка понимания текста…………4 часа Практическое занятие. Аналитические упражнения: проблемные вопросы общего типа и индивидуального характера………………………………………………………..8 часов Практическое занятие: вопросы индивидуального (личностного) характера………………………………………………………………………… 3часа Практическое занятие. Творческие упражнения: ситуативные,пересказ, восстанавление……………………………………………………………………..3 часа Ключевые слова текста…………………………………………………………….1 час Повторение.Работа над сочинением- рассуждением по заданиям ГИА.………………………………………………………………………….8 часов
|