«Юськасинская средняя общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики
Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский -М.:Просвещение,2008.
Ф.И.О. учителя (преподавателя),
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, программы средней общеобразовательных учреждений « Русский язык. 5-9 классы» Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский–М:Просвещение,
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы и средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств. Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо. Развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения.Использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста. Информационная переработка текста.Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы, их особенности.Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме). Культура публичной речи. Культура разговорной речи.
Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка. Наука о языке. Место лингвистики в кругу научных дисциплин. Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (просторечие, народные говоры, профессиональные языки, арго). Литературный язык и его нормы, их применение в речевой практике. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Литературный язык и язык художественной литературы. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Соблюдение норм речевого этикета в различных сферах общения.
С целью подготовки учащихся к ГИА продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.
Курс также включает региональный компонент, позволяющий анализировать окружающую языковую среду с точки зрения разграничения в ней нормативного литературного языка и диалектной речи, формирующий умение отличать диалектные единицы фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического уровней от литературных, находить в собственной речи и речи других учащихся акцентологические, орфоэпические, словообразовательные, грамматические, лексические ошибки, вызванные влиянием кубанских говоров, и исправлять их.
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
• адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
№ урока | Тема урока | Планируемый результат | Вид контроля | Дата план. | Фактическая дата |
1. | Русский язык в современном мире | Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа. Уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом. | Словарный диктант | | |
2. | Повторение Пунктуация и орфография | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. | тест | | |
3 | Повторение. Знаки препинания в сложном предложении | Знать знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения Уметь находить границу простых предложений в составе сложного. | диктант | | |
4. | Повторение. Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | Знать правило правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Уметь применять правило на письме. | тест | | |
5. | Повторение. Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий (продолжение темы) | Знать правило правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Уметь применять правило на письме. | тест | | |
6. | Р/р Изложение с грамматическим задание по упр. 26-27 | Знать основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка. Уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста | Составление плана текста | | |
7. | Р/р Написание изложения | Знать алгоритм работы с изложением. Уметь писать изложение. | изложение | | |
8. | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь определять условия выбора нужной орфограммы; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. | тест | | |
| |
9. | Контрольный диктант «Повторение» | Знать теоретический материал 5-7 класса. Уметь соблюдать основные правила орфографии, применять теоретические знания на практике. | Контрольный диктант | | |
10. | Основные единицы синтаксиса | Знать основные разделы русского языка; основные единицы синтаксиса. Уметь вычленять синтаксические единицы в тексте. | | | |
11. | Текст как единица синтаксиса | Знать признаки и строение текста, виды и способы связи предложений в тексте Уметь анализировать и строить различные типы текстов, различать типы текстов и стили речи. | Комплексный анализ текста | | |
12. | Предложение как единица синтаксиса | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. | | | |
13 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний | Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний | тест | | |
14. | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний | Знать основные единицы синтаксиса, их признаки; виды подчинительной связи. Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; конструировать и производить устный и письменный разбор словосочетаний. | тест | | |
15. | Грамматическая основа предложения | Знать виды предложений по наличию главных членов: односоставные и двусоставные. Уметь находить грамматическую основу предложения. | Выборочный диктант | | |
16 | Порядок слов в предложении. Интонация | Знать понятие об интонации, прямом и обратном порядке слов в предложении, логическом ударении. Уметь выразительно читать текст, соблюдая интонацию. | Анализ предложений | | |
17. | Р/р Описание памятника культуры | Знать творчество художников С.А.Баулина, И.С.Герасимова, Уметь работать над картиной, писать сочинения по ней | пересказ | | |
18 | Подлежащее. | Знать главные члены предложения, их признаки. Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым. | Синтаксический разбор | | |
19. | Простое глагольное сказуемое | Знать основные признаки выражения сказуемого. Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; | Выборочный диктант | | |
20. | Составное глагольное сказуемое | Знать основные признаки выражения сказуемого. Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; | тест | | |
21. | Составное именное сказуемое | Знать основные признаки выражения сказуемого. Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого. | тест | | |
22. | Р/р Изложение с элементами сочинения «Троице-Сергиева Лавра зимой» | Знать алгоритм работы с изложением с элементами сочинения Уметь писать изложение с элементами сочинения. | Пересказ, изложение с творческим заданием | | |
23. | Тире между подлежащим и сказуемым | Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними. | тест | | |
24. | Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения | Знать изученный материал. Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме. | Контрольный диктант | | |
25. | Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. | Знать роль второстепенных членов предложения, прямое и косвенное дополнение. Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении. | Синтаксический разбор предложений | | |
26. | Определение | Знать определение. Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи определения для характеристики предмета, явления. | тест | | |
27. | Приложение. Знаки препинания при нем. | Знать приложение. Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при приложении. | тест | | |
28. | Обстоятельство | Знать виды обстоятельств. Уметь находить обстоятельство в тексте предложения, ставить вопросы, определять виды обстоятельств | тест | | |
29. | Синтаксический разбор двусоставного предложения | Знать синтаксический разбор простого двусоставного предложения. Уметь выполнять письменно и устно синтаксический разбор простого двусоставного предложения. | Синтаксический разбор предложений | | |
30. | Р/р Характеристика человека (устно) | Знать виды характеристик человека. Уметь характеризовать человека с точки зрения поступков, поведения, характера, применять умение работать с текстом, лингвистическую и коммуникативно-правописную компетенции, орфографическую зоркость. | Составление характеристики | | |
31 | Повторение по теме «Двусоставное предложение» | Знать изученный материал. Применять на практике полученные знания о простом двусоставном предложении | Контрольные вопросы.тест | | |
32. | Контрольный диктант по теме «Двусоставное предложение | Знать основные нормы русского литературного языка (орфография, пунктуация). Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме. | Контрольный диктант | | |
33. | Односоставное предложение. Главный член односоставного предложения. | Знать односоставное предложение. Главный член односоставного предложения. Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа; уметь различать виды односоставных предложений. | тест | | |
34. | Назывные предложения | Знать различие между типами односоставных предложений; признаки назывных предложений. Уметь находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках; пользоваться в описании для обозначения места и времени. | тест | | |
35. | Определенно-личные предложения | Знать различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки определенно-личных предложений. Уметь находить определенно-личные предложения в тексте; использовать определенно-личные предложения в различных стилях речи; | тест | | |
36. | Неопределенно-личные | Знать различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки неопределенно-личных предложений. Уметь находить неопределенно-личные предложения в тексте; использовать неопределенно-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определенно-личными. | диктант | | |
37. | Р/р Инструкция (устно) | Знать план написания инструкции. Уметь писать инструкции. | План инструкции | | |
38. | Безличные предложения | Знать различие между типами односоставных предложений; признаки безличного предложения. Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными. | | | |
39. | Р/р Рассуждение | Знать типы текста, рассуждение как один из типов текста. Уметь писать сочинения –рассуждения, выделять главную мысль рассуждения. | Сочинение-рассуждение | | |
40. | Неполные предложения | Знать особенности и функции неполных предложений. Уметь находить их в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными, различать назывные предложения и неполные двусоставные предложения; проводить синтаксический и пунктуационный разборы предложений. | Синтаксический разбор предложений | | |
41. | Синтаксический разбор односоставного предложения | Знать порядок синтаксического разбора односоставных предложений. Уметь проводить синтаксический и пунктуационный разборы односоставных предложений. | Синтаксический разбор предложений | | |
42. | Повторение по теме «Односоставные и неполные предложения» | Знать различие между типами односоставных предложений; признаки каждого из них. Уметь определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам. | Контрольные вопросы.тест | | |
43. | | Знать изученный материал. Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить грамматические ошибки. | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» | | |
44. | Понятие об осложненном предложении | Знать способы осложнения предложения. Уметь определять способы осложнения предложения; правильно ставить знаки препинания. | Анализ предложений. Составление схем | | |
45. | Понятие об однородных членах предложения | Знать способы выражения однородных членов предложения, средствами связи между ними. Уметь находить однородные члены предложения, средствами связи между ними | | | |
46. | Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и знаки препинания при них | Знать правило постановки знаков препинания между однородными членами предложения, связанными только перечислительной интонацией. Уметь правильно расставлять знаки препинания между однородными членами предложения, связанными только перечислительной интонацией. | диктант | | |
47. | Р/р Изложение по упражнению 242 | Знать алгоритм написания сравнительной характеристики. Уметь письменно излагать прочитанный и услышанный текст, сохраняя авторские средства выразительности, подготовить к написанию изложения по прочитанному тексту, научить составлять сравнительную характеристику. | изложение | | |
48. | Р/р Написание изложения по упражнению 242 | Знать алгоритм написания сравнительной характеристики. Уметь письменно излагать прочитанный и услышанный текст, сохраняя авторские средства выразительности, подготовить к написанию изложения по прочитанному тексту, научить составлять сравнительную характеристику. | | | |
49. | Однородные и неоднородные определения | Знать правила постановки знаков препинания между однородными и неоднородными определениями и отсутствие знаков при неоднородных определениях. Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения. | Схемы предложений | | |
50. | Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и знаки препинания при них | Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанные союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами. | тест | | |
51. | Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и знаки препинания при них (продолжение) | Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанные союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами. | диктант | | |
52. | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами. Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми. | составлять схемы предложений | | |
53. | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них (продолжение) | Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами. Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми. | тест | | |
54. | Синтаксический разбор предложения с однородными членами предложения | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с однородными членами, выполнять синтаксический разбор. | Синтаксический разбор предложения | | |
55. | Пунктуационный разбор предложения с однородными членами | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с однородными членами, выполнять пунктуационный разбор. | Пунктуационный разбор предложения | | |
56. | Повторение по теме «Однородные члены предложения» | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с однородными членами. | тестирование | | |
57. | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения | Знать изученный материал. Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить в работе грамматические ошибки. | Контрольный диктант | | |
58. | Понятие об обособлении | Знать понятие об обособлении Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; выделять интонационно обособленные члены | | | |
59. | Обособленные определения. Выделительные знаки при них | Знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений. Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов. | Анализ предложений. Схемы предложений | | |
60. | Обособленные определения. Выделительные знаки при них (продолжение) | Знать правила обособления определений с обстоятельственным оттенком и несогласованных определений. Уметь выявлять условия обособления; правильно обособлять интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов. | тест | | |
61. | Тест по теме «Обособленные определения» | Знать понятие об обособлении Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; выделять интонационно обособленные члены. | Тест | | |
62. | Р/р Сочинение на тему «Рассуждение на дискуссионную тему» | Знать алгоритм написания сочинения-рассуждения на дискуссионную тему. Уметь писать сочинения-рассуждения на дискуссионную тему. | Сочинение-рассуждение | | |
63. | Р/р Написание сочинения на дискуссионную тему | Знать алгоритм написания сочинения-рассуждения на дискуссионную тему. Уметь писать сочинения-рассуждения на дискуссионную тему. | | | |
64. | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | Знать правила обособления приложений. Уметь выявлять условия обособления; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных членов предложения; выразительно читать предложения с обособленными членами. | тест | | |
65. | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение) | Знать правила обособления приложений. Уметь выявлять условия обособления; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных членов предложения; выразительно читать предложения с обособленными членами. | Схемы предложений | | |
66. | Обобщение и повторение изученного материала по теме «Обособленные приложения» | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы; находить в тексте, графически обозначать условия обособления. | Контрольные вопросы | | |
67. | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | Знать правила обособления обстоятельств, выраженных ДО и деепричастиями. Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств. | диктант | | |
68. | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них(продолжение) | Знать правила обособления обстоятельств, выраженных ДО и деепричастиями. Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств. | тест | | |
69. | Обобщение и повторение изученного материала по теме «Обособленные обстоятельства» | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы; находить в тексте, графически обозначать условия обособления. | тест | | |
70. | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них | Знать правила обособления уточняющих членов предложения. Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами | Выборочный диктант | | |
71. | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение) | Знать правила обособления уточняющих членов предложения. Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами | тест | | |
72. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Обособленные уточняющие члены предложения» | Знать изученного материала по теме «Обособленные уточняющие члены предложения». Уметь на практике применять полученные знания. | Контрольные вопросы, тест | | |
73. | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | Знать порядок синтаксического разбора предложения с обособленными членами. Уметь делать синтаксический разбор предложения с обособленными членами. | Синтаксический разбор предложения.тест | | |
74. | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | Знать порядок пунктуационного разбора предложения с обособленными членами. Уметь делать пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | Пунктуационный разбор предложения, тест | | |
75. | Повторение по теме «Обособленные члены предложения» | Знать изученный материал. Уметь применять его на практике. | Выборочный диктант | | |
76. | Контрольный диктант | Знать изученный материал Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки. | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения» | | |
77. | Назначение обращений. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при них | Знать способы выражения обращения, его роль в предложении. Уметь находить обращения в тексте, определять способ его выражения, отличать обращение и подлежащее. | тест | | |
78. | Употребление обращений | Знать способы выражения обращения, его роль в предложении. Уметь находить обращения в тексте, определять способ его выражения, отличать обращение и подлежащее, применять в письменной и устной речи. | Объяснительный диктант | | |
79. | Р/р Составление делового письма | Знать признаки официально-делового стиля. Уметь составлять текст, в котором содержится обращение к официальному лицу. | Составить деловое письмо | | |
80. | Вводные конструкции Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению | Знать вводные слова и вводные сочетания слов.. Уметь находить и выделять интонационно в устной речи и знаками препинания в письменной речи. | тест | | |
81. | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | Знать вводные предложения. Уметь находить и выделять интонационно в устной речи и знаками препинания в письменной речи. | диктант | | |
82. | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях (продолжение) | Знать вводные слова, вводные сочетания слов и предложения. Уметь находить и выделять интонационно в устной речи и знаками препинания в письменной речи. | тест | | |
83 | Вставные слова, словосочетания и предложения | Знать вставные слова, вставные конструкции. Уметь находить и выделять интонационно в устной речи и знаками препинания в письменной речи. | тест | | |
84 | Р/р Публичное выступление (устно) | Знать признаки публицистического стиля, приемы публичного выступления. Уметь высказываться публично, используя самые различные доказательства: факты, примеры, ссылки на авторитет, цитаты. | Устное выступление | | |
85 | Междометия в предложении | Знать междометие, основные группы междометий. Уметь находить междометия в тексте, правильно расставлять знаки препинания, научить различать употребление междометия Опри обращении и без обращения., развивать пунктуационные навыки, воспитывать ответственность в работе. | тест | | |
86 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | Знать порядок синтаксического и пунктуационного разборов предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения . Уметь делать синтаксический разбор и пунктуационный разборы предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | Синтаксический и пунктуационный разборы предложений | | |
87 | Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» | Знать изученный материал. Уметь применять полученные знания на практике. | Контрольные вопросы, Синтаксический разбор | | |
88 | Контрольный диктант | Знать изученный материал Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки. | Контрольный диктант | | |
89 | Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь | Знать способы передачи чужой речи , структуру предложения с чужой речью. Уметь составлять схемы предложений с прямой речью, находить предложения с косвенной речью, заменять прямую речь косвенной. | Тест. Составление схем | | |
90 | Прямая речь. | Знать способы передачи чужой речи , структуру предложения с прямой речью. Уметь составлять схемы предложений с прямой речью. | диктант | | |
91 | Диалог | Знать правила постановки знаков препинания при диалоге. Уметь составлять схему диалога, правильно строить диалог и оформлять его на письме. | Составление диалога | | |
92 | Р/р Рассказ (устно) по упр. 419 | Знать особенности рассказа. Уметь правильно строить высказывание, писать эмоциональные, оригинальные, интересные рассказы. | пересказ | | |
93 | Цитата | Знать понятие цитаты как особой формы чужой речи. Уметь правильно цитировать устно и письменно. | Комплексный анализ текста | | |
94 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь» | Знать изученный материал. Уметь применять полученные знания на практике. | Комплексный анализ текста | | |
95 | Контрольный диктант по теме «Чужая речь» | Знать изученный материал Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки. | Контрольный диктант по теме «Чужая речь» | | |
96-97 | Повторение по теме «Синтаксис и морфология» | Знать изученный материал. Уметь применять полученные знания на практике. | тест | | |
98-99 | Повторение по теме « Синтаксис и пунктуация» | Знать изученный материал. Уметь применять полученные знания на практике. | Тест. Синтаксический разбор | | |
100 | Повторение по теме «Синтаксис и культура речи» | Знать изученный материал. Уметь применять полученные знания на практике. | Комплексный анализ текста | | |
101 | Повторение по теме «Синтаксис и орфография» | Знать изученный материал. Уметь применять полученные знания на практике. | тест | | |
102 | Итоговый контрольный диктант | Знать изученный материал Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки. | контрольный диктант | | |