«Юськасинская средняя общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики
 Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский -М.:Просвещение,2008.
 Ф.И.О. учителя (преподавателя), 
  Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, программы средней общеобразовательных учреждений « Русский язык. 5-9 классы» Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский–М:Просвещение,
  - соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
  - построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
  - обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
  Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы и средства обучения, календарно-тематическое планирование.
  Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
  Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств. Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо. Развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения.Использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста. Информационная переработка текста.Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы, их особенности.Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме). Культура публичной речи. Культура разговорной речи.
  Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка. Наука о языке. Место лингвистики в кругу научных дисциплин. Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (просторечие, народные говоры, профессиональные языки, арго). Литературный язык и его нормы, их применение в речевой практике. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Литературный язык и язык художественной литературы. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
  Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Соблюдение норм речевого этикета в различных сферах общения.
  С целью подготовки учащихся к ГИА продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.
  Курс также включает региональный компонент, позволяющий анализировать окружающую языковую среду с точки зрения разграничения в ней нормативного литературного языка и диалектной речи, формирующий умение отличать диалектные единицы фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического уровней от литературных, находить в собственной речи и речи других учащихся акцентологические, орфоэпические, словообразовательные, грамматические, лексические ошибки, вызванные влиянием кубанских говоров, и исправлять их.
  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
  • адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования. 
  Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: 
         |       № урока   |            Тема урока   |        Планируемый результат       |    Вид контроля   |    Дата план.   |    Фактическая дата   |  
  |   1.   |    Русский язык в современном мире   |     Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа.  Уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.   |    Словарный диктант   |         |         |  
  |   2.   |    Повторение Пунктуация и орфография   |     Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические     и орфографические).   Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.       |    тест   |         |         |  
  |   3   |     Повторение. Знаки препинания в сложном предложении       |    Знать знаки препинания:   знаки завершения, разделения, выделения  Уметь находить границу простых предложений в составе сложного.   |    диктант   |         |         |  
  |   4.   |    Повторение. Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий   |     Знать правило правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.  Уметь применять правило на письме.   |    тест   |         |         |  
  |   5.   |    Повторение. Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий (продолжение темы)   |     Знать правило правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.  Уметь применять правило на письме.   |    тест   |         |         |  
  |   6.   |    Р/р Изложение с грамматическим задание по упр. 26-27   |     Знать основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка.   Уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста                       |    Составление плана текста   |         |         |  
  |   7.   |    Р/р Написание изложения   |     Знать алгоритм работы с изложением.   Уметь писать изложение.       |    изложение   |         |         |  
  |   8.   |    Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи   |     Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические    и орфографические).   Уметь определять условия выбора нужной орфограммы; соблюдать в практике письма основные правила орфографии.                 |    тест   |         |         |  
  |        |         |  
  |   9.   |    Контрольный диктант «Повторение»   |     Знать теоретический материал 5-7 класса.  Уметь соблюдать основные правила орфографии, применять теоретические знания на практике.   |    Контрольный диктант    |         |         |  
  |   10.   |    Основные единицы синтаксиса   |     Знать основные разделы русского языка; основные единицы синтаксиса.  Уметь вычленять синтаксические единицы в тексте.   |         |         |         |  
  |   11.   |    Текст как единица синтаксиса   |     Знать признаки и строение текста, виды и способы связи предложений в тексте   Уметь анализировать и строить различные типы текстов, различать типы текстов и стили речи.            |    Комплексный анализ текста   |         |         |  
  |   12.   |    Предложение как единица синтаксиса   |     Знать основные единицы языка, их признаки.  Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания.   |         |         |         |  
  |   13   |    Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний   |     Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения.  Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний   |    тест   |         |         |  
  |   14.   |     Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний       |     Знать основные единицы синтаксиса, их признаки; виды подчинительной связи.   Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; конструировать и производить устный и письменный разбор словосочетаний.   |    тест   |         |         |  
  |   15.   |    Грамматическая основа предложения   |     Знать виды предложений по наличию главных членов: односоставные и двусоставные.  Уметь находить грамматическую основу предложения.   |    Выборочный диктант   |         |         |  
  |   16   |    Порядок слов в предложении. Интонация   |     Знать понятие об интонации, прямом и обратном порядке слов в предложении, логическом ударении.  Уметь выразительно читать текст, соблюдая интонацию.   |    Анализ предложений   |          |          |  
  |   17.    |    Р/р Описание памятника культуры   |     Знать творчество художников С.А.Баулина, И.С.Герасимова,  Уметь работать над картиной, писать сочинения по ней   |    пересказ   |         |         |  
  |   18   |    Подлежащее.    |     Знать главные члены предложения, их признаки.  Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым.   |     Синтаксический  разбор   |         |         |  
  |   19.   |    Простое глагольное сказуемое   |     Знать основные признаки выражения сказуемого.  Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые;    |    Выборочный диктант   |         |         |  
  |   20.   |    Составное глагольное сказуемое   |     Знать основные признаки выражения сказуемого.   Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений;             |    тест   |         |         |  
  |   21.    |    Составное именное сказуемое   |     Знать основные признаки выражения сказуемого.   Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.            |    тест   |         |         |  
  |   22.   |    Р/р Изложение с элементами сочинения «Троице-Сергиева Лавра зимой»   |     Знать алгоритм работы с изложением с элементами сочинения   Уметь писать изложение с элементами сочинения.       |    Пересказ, изложение с творческим заданием   |         |         |  
  |   23.   |    Тире между подлежащим и сказуемым   |     Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.  Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними.   |    тест   |         |         |  
  |   24.   |    Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения   |     Знать изученный материал.   Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме.   |    Контрольный диктант    |         |         |  
  |   25.   |     Роль второстепенных членов предложения. Дополнение.                 |     Знать роль второстепенных членов предложения, прямое и косвенное дополнение.   Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов   в предложении.   |    Синтаксический разбор предложений   |         |         |  
  |   26.   |    Определение    |     Знать определение.    Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи определения для характеристики предмета, явления.                  |    тест   |         |         |  
  |   27.   |     Приложение. Знаки препинания при нем.       |     Знать приложение.    Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при приложении.             |    тест   |         |         |  
  |   28.   |    Обстоятельство   |     Знать виды обстоятельств.   Уметь находить обстоятельство в тексте предложения, ставить вопросы, определять виды обстоятельств       |    тест   |         |         |  
  |   29.   |    Синтаксический разбор двусоставного предложения   |     Знать синтаксический разбор простого двусоставного предложения.   Уметь выполнять письменно и устно синтаксический разбор простого двусоставного предложения.       |    Синтаксический разбор предложений   |         |         |  
  |   30.   |    Р/р Характеристика человека (устно)    |     Знать виды характеристик человека.  Уметь характеризовать человека с точки зрения поступков, поведения, характера, применять умение работать с текстом, лингвистическую и коммуникативно-правописную компетенции, орфографическую зоркость.   |    Составление характеристики   |         |         |  
  |   31   |    Повторение по теме «Двусоставное предложение»   |     Знать изученный материал.  Применять на практике полученные знания о простом двусоставном предложении   |    Контрольные вопросы.тест   |         |         |  
  |   32.   |    Контрольный диктант по теме «Двусоставное предложение   |     Знать основные нормы русского литературного языка (орфография, пунктуация).   Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме.       |    Контрольный диктант   |         |         |  
  |   33.   |    Односоставное предложение. Главный член односоставного предложения.   |     Знать односоставное предложение. Главный член односоставного предложения.   Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа; уметь различать виды односоставных предложений.        |    тест   |         |         |  
  |   34.   |    Назывные предложения   |     Знать различие между типами односоставных предложений; признаки назывных предложений.   Уметь находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе,    в газетных и журнальных очерках; пользоваться в описании для обозначения места и времени.            |    тест   |         |         |  
  |   35.   |    Определенно-личные предложения   |     Знать различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки определенно-личных предложений.   Уметь находить определенно-личные предложения в тексте; использовать определенно-личные предложения в различных стилях речи;    |    тест   |         |         |  
  |   36.   |    Неопределенно-личные   |     Знать различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки неопределенно-личных предложений.   Уметь находить неопределенно-личные предложения в тексте; использовать неопределенно-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определенно-личными.             |    диктант   |         |         |  
  |   37.   |    Р/р Инструкция (устно)   |     Знать план написания инструкции.  Уметь писать инструкции.   |    План инструкции   |         |         |  
  |   38.    |     Безличные предложения       |     Знать различие между типами односоставных предложений; признаки безличного предложения.  Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными.   |         |         |         |  
  |   39.   |    Р/р Рассуждение    |     Знать типы текста, рассуждение как один из типов текста.  Уметь писать сочинения –рассуждения, выделять главную мысль рассуждения.   |    Сочинение-рассуждение   |         |         |  
  |   40.   |    Неполные предложения   |     Знать особенности и функции неполных предложений.  Уметь находить их в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными, различать назывные предложения и неполные двусоставные предложения; проводить синтаксический и пунктуационный разборы предложений.   |    Синтаксический разбор предложений   |         |         |  
  |   41.   |    Синтаксический разбор односоставного предложения   |     Знать порядок синтаксического разбора односоставных предложений.  Уметь проводить синтаксический и пунктуационный разборы односоставных предложений.   |    Синтаксический разбор предложений   |         |         |  
  |   42.   |    Повторение по теме «Односоставные и неполные предложения»   |     Знать различие между типами односоставных предложений; признаки каждого из них.  Уметь определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам.   |    Контрольные вопросы.тест   |         |         |  
  |   43.   |         |     Знать изученный материал.  Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить грамматические ошибки.   |    Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»   |         |         |  
  |   44.   |    Понятие об осложненном предложении   |     Знать способы осложнения предложения.  Уметь определять способы осложнения предложения; правильно ставить знаки препинания.   |    Анализ предложений. Составление схем   |         |         |  
  |   45.   |    Понятие об однородных членах предложения   |     Знать способы выражения однородных членов предложения, средствами связи между ними.  Уметь находить однородные члены предложения, средствами связи между ними   |         |         |         |  
  |   46.   |    Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и знаки препинания при них   |     Знать правило постановки знаков препинания между однородными членами предложения, связанными только перечислительной интонацией.  Уметь правильно расставлять знаки препинания между однородными членами предложения, связанными только перечислительной интонацией.   |    диктант   |         |         |  
  |   47.    |    Р/р Изложение по упражнению 242   |     Знать алгоритм написания сравнительной характеристики.   Уметь письменно излагать прочитанный и услышанный текст, сохраняя авторские средства выразительности, подготовить к написанию изложения по прочитанному тексту, научить составлять сравнительную характеристику.            |    изложение   |         |         |  
  |   48.   |    Р/р Написание изложения по упражнению 242   |     Знать алгоритм написания сравнительной характеристики.   Уметь письменно излагать прочитанный и услышанный текст, сохраняя авторские средства выразительности, подготовить к написанию изложения по прочитанному тексту, научить составлять сравнительную характеристику.       |         |         |         |  
  |   49.   |    Однородные и неоднородные определения   |     Знать правила постановки знаков препинания между однородными и неоднородными определениями и отсутствие знаков при неоднородных определениях.   Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения.            |    Схемы предложений   |         |         |  
  |   50.   |    Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и знаки препинания при них   |     Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.   Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанные союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами.            |    тест   |         |         |  
  |   51.   |    Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и знаки препинания при них (продолжение)   |     Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.   Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанные союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами.       |    диктант   |         |         |  
  |   52.   |    Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них   |     Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.   Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми.       |    составлять схемы предложений   |         |         |  
  |   53.   |    Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них (продолжение)   |     Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.  Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми.   |    тест   |         |         |  
  |   54.   |     Синтаксический разбор предложения с однородными членами предложения       |     Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.  Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с однородными членами, выполнять синтаксический разбор.   |    Синтаксический разбор предложения   |         |         |  
  |   55.   |    Пунктуационный разбор предложения с однородными членами   |     Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.  Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с однородными членами, выполнять пунктуационный разбор.   |    Пунктуационный разбор предложения   |         |         |  
  |   56.   |    Повторение по теме «Однородные члены предложения»   |     Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.  Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с однородными членами.     |    тестирование   |         |         |  
  |   57.   |    Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения   |     Знать изученный материал.  Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить в работе грамматические ошибки.   |    Контрольный диктант    |         |         |  
  |   58.   |    Понятие об обособлении   |     Знать понятие об обособлении  Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; выделять интонационно обособленные члены   |         |         |         |  
  |   59.   |    Обособленные определения. Выделительные знаки при них   |     Знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений.   Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов.            |    Анализ предложений. Схемы предложений   |         |         |  
  |   60.   |    Обособленные определения. Выделительные знаки при них (продолжение)   |     Знать правила обособления определений с обстоятельственным оттенком и несогласованных определений.   Уметь выявлять условия обособления; правильно обособлять интонационно    и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов.            |    тест   |         |         |  
  |   61.   |    Тест по теме «Обособленные определения»   |     Знать понятие об обособлении   Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; выделять интонационно обособленные члены.            |    Тест    |         |         |  
  |        62.   |    Р/р Сочинение на тему «Рассуждение на дискуссионную тему»    |     Знать алгоритм написания сочинения-рассуждения на дискуссионную тему.  Уметь писать сочинения-рассуждения на дискуссионную тему.   |    Сочинение-рассуждение   |         |         |  
  |   63.   |     Р/р Написание сочинения на дискуссионную тему       |     Знать алгоритм написания сочинения-рассуждения на дискуссионную тему.  Уметь писать сочинения-рассуждения на дискуссионную тему.   |         |         |         |  
  |   64.   |     Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них       |     Знать правила обособления приложений.  Уметь выявлять условия обособления; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных членов предложения; выразительно читать предложения с обособленными членами.   |    тест   |         |         |  
  |   65.   |    Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение)   |     Знать правила обособления приложений.  Уметь выявлять условия обособления; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных членов предложения; выразительно читать предложения с обособленными членами.   |    Схемы предложений   |         |         |  
  |   66.   |    Обобщение и повторение изученного материала по теме «Обособленные приложения»   |     Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами.   Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы; находить в тексте, графически обозначать условия обособления.            |    Контрольные вопросы   |         |         |  
  |   67.   |     Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них       |     Знать правила обособления обстоятельств, выраженных ДО и деепричастиями.   Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств.            |    диктант   |         |         |  
  |   68.   |     Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при    них(продолжение)       |     Знать правила обособления обстоятельств, выраженных ДО и деепричастиями.  Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств.   |    тест   |         |         |  
  |   69.   |    Обобщение и повторение изученного материала по теме «Обособленные обстоятельства»   |     Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами.  Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы; находить в тексте, графически обозначать условия обособления.   |    тест   |         |         |  
  |   70.   |     Обособленные уточняющие члены предложения.   Выделительные знаки препинания при них       |     Знать правила обособления уточняющих членов предложения.  Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами   |    Выборочный диктант   |         |         |  
  |   71.   |    Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение)   |     Знать правила обособления уточняющих членов предложения.  Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами   |    тест   |         |         |  
  |   72.   |     Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Обособленные уточняющие члены предложения»       |     Знать изученного материала по теме «Обособленные уточняющие члены предложения».  Уметь на практике применять полученные знания.   |    Контрольные вопросы, тест   |         |         |  
  |   73.   |    Синтаксический разбор предложения с обособленными членами   |     Знать порядок синтаксического разбора предложения с обособленными членами.  Уметь делать синтаксический разбор предложения с обособленными членами.   |    Синтаксический разбор предложения.тест   |         |         |  
  |   74.   |    Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами   |     Знать порядок пунктуационного разбора предложения с обособленными членами.  Уметь делать пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.   |    Пунктуационный разбор предложения, тест   |         |         |  
  |   75.   |    Повторение по теме «Обособленные члены предложения»   |     Знать изученный материал.  Уметь применять его на практике.   |    Выборочный диктант   |         |         |  
  |   76.   |    Контрольный диктант   |     Знать изученный материал   Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки.       |    Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»   |         |         |  
  |   77.   |    Назначение обращений. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при них   |     Знать способы выражения обращения, его роль в предложении.  Уметь находить обращения в тексте, определять способ его выражения, отличать обращение и подлежащее.   |    тест   |         |         |  
  |   78.   |    Употребление обращений   |     Знать способы выражения обращения, его роль в предложении.  Уметь находить обращения в тексте, определять способ его выражения, отличать обращение и подлежащее, применять в письменной и устной речи.   |    Объяснительный диктант   |         |         |  
  |   79.   |     Р/р Составление делового письма       |     Знать признаки официально-делового стиля.  Уметь составлять текст, в котором содержится обращение к официальному лицу.   |    Составить деловое письмо   |         |         |  
  |   80.   |    Вводные конструкции Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению   |     Знать вводные слова и вводные сочетания слов..  Уметь находить и выделять интонационно в устной речи и знаками препинания в письменной речи.   |    тест   |         |         |  
  |   81.   |    Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях   |     Знать вводные предложения.  Уметь находить и выделять интонационно в устной речи и знаками препинания в письменной речи.   |    диктант   |         |         |  
  |   82.   |    Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях (продолжение)    |     Знать вводные слова, вводные сочетания слов и предложения.  Уметь находить и выделять интонационно в устной речи и знаками препинания в письменной речи.   |    тест   |         |         |  
  |   83   |    Вставные слова, словосочетания и предложения   |     Знать вставные слова, вставные конструкции.  Уметь находить и выделять интонационно в устной речи и знаками препинания в письменной речи.   |    тест   |         |         |  
  |   84   |    Р/р Публичное выступление (устно)   |     Знать признаки публицистического стиля, приемы публичного выступления.   Уметь высказываться публично, используя самые различные доказательства: факты, примеры, ссылки на авторитет, цитаты.                      |    Устное выступление   |         |         |  
  |   85   |    Междометия в предложении   |     Знать междометие, основные группы междометий.   Уметь находить междометия в тексте, правильно расставлять знаки препинания, научить различать употребление междометия Опри обращении и без обращения., развивать пунктуационные навыки, воспитывать ответственность в работе.                      |    тест   |         |         |  
  |   86   |    Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения   |     Знать порядок синтаксического и пунктуационного разборов предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения .   Уметь делать синтаксический разбор и пунктуационный разборы предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.                      |    Синтаксический и пунктуационный разборы предложений    |         |         |  
  |   87   |     Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»            |     Знать изученный материал.  Уметь применять полученные знания на практике.   |    Контрольные вопросы, Синтаксический разбор   |         |         |  
  |   88   |    Контрольный диктант   |     Знать изученный материал   Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки.                 |    Контрольный диктант    |         |         |  
  |   89   |    Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь   |     Знать способы передачи чужой речи , структуру предложения с чужой речью.   Уметь составлять схемы предложений с прямой речью,   находить предложения с косвенной речью, заменять прямую речь косвенной.   |    Тест. Составление схем   |         |         |  
  |   90   |    Прямая речь.   |     Знать способы передачи чужой речи , структуру предложения с прямой речью.  Уметь составлять схемы предложений с прямой речью.   |    диктант   |         |         |  
  |   91   |    Диалог    |     Знать правила постановки знаков препинания при диалоге.  Уметь составлять схему диалога, правильно строить диалог и оформлять его на письме.   |    Составление диалога   |         |         |  
  |   92   |     Р/р Рассказ (устно)  по упр. 419   |     Знать особенности рассказа.   Уметь правильно строить высказывание, писать    эмоциональные, оригинальные, интересные рассказы.                 |    пересказ   |         |         |  
  |   93   |    Цитата    |     Знать понятие цитаты как особой формы чужой речи.  Уметь правильно цитировать устно и письменно.   |    Комплексный анализ текста   |         |         |  
  |   94   |    Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь»   |     Знать изученный материал.  Уметь применять полученные знания на практике.   |    Комплексный анализ текста   |         |         |  
  |        95   |    Контрольный диктант по теме «Чужая речь»   |     Знать изученный материал   Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки.       |    Контрольный диктант по теме «Чужая речь»   |         |         |  
  |   96-97   |    Повторение по теме «Синтаксис и морфология»   |     Знать изученный материал.   Уметь применять полученные знания на практике.       |    тест   |         |         |  
  |   98-99   |    Повторение по теме « Синтаксис и пунктуация»   |     Знать изученный материал.  Уметь применять полученные знания на практике.   |    Тест. Синтаксический разбор   |         |         |  
  |   100   |    Повторение по теме «Синтаксис и культура речи»   |     Знать изученный материал.   Уметь применять полученные знания на практике.       |    Комплексный анализ текста   |         |         |  
  |   101   |    Повторение по теме «Синтаксис и орфография»   |     Знать изученный материал.   Уметь применять полученные знания на практике.       |    тест   |         |         |  
  |   102   |    Итоговый контрольный диктант   |     Знать изученный материал   Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки.            |    контрольный диктант   |         |         |