№ п/п | Название темы | Количество часов | Содержание учебного материала | Планируемые предметные результаты обучения | Планируемая деятельность учающихся | Дата |
Всего | К\р | Р\Р | научится | получит возможность научиться | | По плану | фактически |
1 | Слово — основная единица языка | | | | Слово как основная единица языка | Выделять основные разделы лингвистики, основные разделы языка и речи | Доказательно отвечать на вопросы учителя | Осознавать, что слово является основной единицей языка. Приводить соответствующие примеры | | |
2 | РР.Повторение изученного в 5 классе | | | | Повторение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Стили речи. Понятие о стилистически значимой речевой ситуации (где говорю? с кем? зачем?). Разговорный и художественный стили речи. Речь научно-деловая | Владеть понятием о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка; узнавать условия, необходимые для речевого общения. | Создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль | Распознавать стили речи на основе анализа речевой ситуации. Находить в текстах художественного и разговорного стилей характерные языковые средства. Интонационно выразительно читать тексты художественного и разговорного стилей | | |
3 | РР.Речь. Типы речи (повторение) | | | | Повествование, описание, рассуждение (повторение) | Узнавать , что такое монолог и диалоге, устную и письменную речь; роль устного и письменного общения в жизни человека | Доказательно отвечать на вопросы учителя | Распознавать типы речи и обосновывать свой ответ. Строить устный монологический ответ в форме рассуждения | | |
4,5,6 | Орфография и пунктуация | | | | Повторение изученного в 5 классе по орфографии пунктуации (общие сведения) | Владеть понятием орфограммы. Отрабатывать произношение, правописание и употребление терминов орфография, орфограмма. Обнаруживать орфограммы в процессе письма как условие успешного развития орфографической зоркости | Распознавать в словах орфограммы | Знать, что изучает орфография; владеть основными терминами. Знать этимологию слов с частями орфо, граф(о), грамм(а). Определять наличие орфограмм в конкретной морфеме. Знать (на основе изученного в 5 классе), когда ставятся запятая, тире, двоеточие; приводить примеры на все основные случаи постановки этих знаков препинания и безошибочно пунктуационно оформлять соответствующие синтаксические конструкции | | |
7 | Употребление прописных букв | | | | Повторение по данной теме | Воспринимать звучащий текст, звучащее слово на слух и пользоваться элементарными знаками фонетической транскрипции при передаче устной речи на письме. | Выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику, правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями | Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв. Иметь навыки постановки кавычек в наименованиях книг, газет, журналов, названий пароходов, спектаклей и т. п. | | |
8 | Буквы ь и ъ | | | | Повторение по данной теме | Правильно употреблять и ъ. | Распознавать в словах данную орфограмму | Знать и безошибочно употреблять ь как разделительный, как показатель грамматической формы (3-е скл., глаг., част., нареч.), для обозначения мягкости согласных; ъ как разделительный. Формировать способность определять, когда ставится разделительный знак, и дифференцировать условия употреблениями ь и ъ как разделительных | | |
9,10,11 | Орфограммы корня | | | | Повторение по данной теме | Различать проверяемые и непровер. Гласные(согласные в корне, непроизносимые удвоенные согл., ) в корне, подбирать однокоренные слова | Распознавать в словах данную орфограмму, пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста | Знать, что в корне могут быть разные орфограммы (их употребление регулируется разными правилами). Уметь различать орфограммы, опознавать их в тексте, приводить свои примеры, перечислять возможные орфограммы корня, знать способ определения написания для каждого вида орфограммы | | |
12,13 | Правописание окончаний слов | | | | Повторение по данной теме | Владеть представлением о морфеме как о части слова | Выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов | Опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённой частью речи. Знать способ определения написания и свободно им пользоваться | | |
14,15,16,17 | Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными | | | | Повторение по данным темам | Правильно писать не с глаголами. | Распознавать в глаголах данную орфограмму | Осознавать противопоставление «глаголы — существительные и прилагательные» | | |
18,19 | Контрольная работа № 1. Диктант и его анализ | | | | Контрольная работа | Проверияь и анализироватьсвои знания. | Проводить самоанализ | Выявить пробелы в знаниях и навыках | | |
20 | РР.Текст (повторение) | | | | Понятие текста; его основные признаки: тема и основная мысль, связь предложений, относительная законченность высказывания. Деление текста на абзацы. План текста | Владеть понятием о теме текста, узкой и широкой темы, уметь определять тему | Выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации | Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий: а) тему; б) основную мысль текста. Составлять план текста. Собирать и систематизировать материал к сочинению | | |
21,22 | РР.Контрольная работа ¹ 2. Сочинение | | | | Сочинение по летним впечатлениям. Анализ текста «Мало ли что можно делать в лесу!» (тема, основная мысль, типы речи, стиль речи, языковые средства). Анализ сочинения | Проверияь и анализироватьсвои знания. | Проводить самоанализ | Отталкиваясь от предложенной учителем основной мысли («Я часто бываю в лесу (на реке, в поле...), мне там никогда не бывает скучно»), уточнить тему, подобрать заголовок и написать сочинение по летним впечатлениям: а) последовательно раскрывая в нём основную мысль; б) соблюдая абзацное членение текста; в) используя необходимые типы речи; г) используя языковые средства (оценочные и изобразительные) | | |
23,24,25 | Части речи и члены предложения | | | | Морфология и синтаксис | Определять морфологические признаки им. сущ-х, прилаг., глаголов. Знать как они изменяются. | Различать части речи | Знать названия частей речи и членов предложения. Обобщить знания о значении и морфологических признаках имени существительного, имени прилагательного и глагола. Иметь представление о том, чем служебные части речи отличаются от самостоятельных, как отличить местоимение от других самостоятельных частей речи. Понимать разницу в значении терминов «часть речи», «член предложения «, знать и применять графическое обозначение членов предложения. Совершенствовать умение опознавать в речи существительные, прилагательные, глаголы и определять синтаксическую роль слов этих частей речи | | |
26 | Роль имени существительного в предложении | | | | Имя существительное как часть речи и член предложения | Объяснять грамматическое значение предметности имени существительного; владеть знанием ь, чем отличается имя существительное .от других частей речи. | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | Опознавать существительное как часть речи и член предложения. Правильно употреблять частотные имена существительные | | |
27,28,29,30 | Словообразование имён существительных | | | | Способы образования имён существительных. Типичные модели приставочно-суффиксального способа образования имён существительных. Сложение и его разновидности | Владеть знанием об образовании существительных.; уметь образовывать имена существительные .. | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | На основе обобщения сведений об изученных способах образования слов (суффиксальном, приставочном, сложении) разграничивать способы образования имён существительных. Понимать, какие смысловые и структурные изменения происходят при присоединении к исходной части слова словообразующего аффикса. Иметь представление о приставочно-суффиксальном способе образования имён существительных. Определять приставочно-суффиксальный способ образования имён существительных наиболее типичных моделей. Углубить знания о способе сложения слов, иметь представление о его разновидностях (сложение без соединительной гласной, сложение с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса). Иметь представление о сложносокращённых словах; учиться определять их значение и употреблять в речи. Совершенствовать умение морфемного разбора с опорой на семантический и словообразовательный анализ слова, предполагающий построение словообразовательной цепочки. Углубить представление о словообразовательной модели как структурно-семантической схеме построения слов, имеющих общность грамматических, лексических, словообразовательных признаков. Развивать умение определять по словообразовательной модели важные грамматические, лексические, словообразовательные, стилистические признаки слов, соответствующие этой модели | | |
31,32 | Правописание сложных имён существительных | | | | Орфографические правила по теме и их применение | Правильно писать сложные имена существительные | Правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи. | Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов (лесоруб, биосфера), дефисного (юго-запад, диван-кровать, Ростов-на-Дону), слов с начальной частью пол- (полшестого). Пользоваться орфографическим словарём | | |
33,34,35,36,37 | Употребление имён существительных в речи | | | | Роль имён существительных речи. Лингвистические словари и их роль | Рассматривать синтаксическую роль им. существительных.; формировать Уметь правильно употреблять имена существительные в речи. | Правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи. | Иметь представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи. Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов). Наблюдать за использованием имён существительных в создании фразеологизмов, а также метафор, сравнений в художественных текстах. Овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нём многозначных имён существительных, слов в переносном значении, синонимов, антонимов, именных фразеологизмов | | |
38,39 | Произношение имён существительных | | | | Орфоэпические нормы в области имён существительных и их применение | Пправильно произносить имена существительные | Правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи. | Правильно произносить существительные — термины лингвистики. Отрабатывать произношение употребительных имён существительных из орфоэпического словарика. Учиться ставить правильное ударение в существительных с предлогами; составлять и расшифровывать фонетические записи; выразительно читать текст, соблюдая нормы произношения. Пользоваться орфоэпическим словарём | | |
40 | Контрольная работа № 3 по грамматике (имя существительное) | | | | Проверка знаний по теме «Имя существительное» | Проверять знания | Проводить самоанализ | Проверить умения: 1) вычленять из текста (предложений) словосочетания; 2) определять части речи; 3) проводить морфологический разбор взятых из контекста имён существительных; 4) обнаруживать грамматические основы, определять члены предложения | | |
41 | РР.Стили речи. Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля | | | | Научный стиль, его характеристика: условия общения (официальная обстановка, 1 — много); задача речи (сообщить сведения, имеющие теоретическое значение); стилевые черты. Характерные языковые средства научного стиля | Владеть понятием о стилистике | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | Разграничивать научный и деловой стили речи, учитывая характер информации (познавательный или практический), а также отличать общее в них (речь информативная, неэмоциональная, книжная). Определять стиль речи (на основе анализа речевой ситуации). Осознанно читать тексты учебника; находить в них определение понятий и их классификацию. Анализировать структуру научных определений. «Читать» схемы, представляющие квалификацию понятий. Воспроизводить научные определения, пользуясь синонимическими средствами выражения их компонентов. Замечать в ответах товарищей недочёты в оформлении научных определений, в «чтении» схем | | |
42 | РР.Научное рассуждение | | | | Определение научного понятия. Научное рассуждение. Рассуждение-доказательство двух типов: подведение языкового материала под понятие и выведение следствия из понятия | Узнавать научно-деловую речь | Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением | Готовя домашнее задание или отвечая на уроке на вопросы учителя, использовать две разновидности рассуждения-доказательства (так как и поэтому) | | |
43 | РР.Контрольная работа № 4. Изложение учебно-научного текста «Связанные корни» | | | | Контрольная работа | Писать изложение | Проверять свои знания | Излагать близко к тексту научное рассуждение | | |
44 | РР.Определение научного понятия | | | | Структура логического определения: способы выражения родового понятия и видового признака | Узнавать научное понятие | Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением | Строить определения научных понятий | | |
45 | РР.Рассуждение-объяснение | | | | Рассуждение-объяснение: общий вопрос к тексту — ч т о э т о т а к о е? Задача высказывания — объяснение сути какого-либо явления | Составлять собственные тексты подобного типа | Владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета | Анализировать и пересказывать научные тексты типа рассуждения-объяснения | | |
46,47 | РР.Официально-деловой стиль речи | | | | Характеристика данного стиля речи: речевая ситуация, стилевые черты, специфические языковые средства | Узнавать официально-деловой стиль речи | Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением | Определять деловой стиль на основе речевой ситуации, «вычитанной» из текста. Анализировать тексты делового стиля, находить в них характерные языковые средства. Создавать небольшие тексты делового стиля: объявления, отчёты, инструкции | | |
48 | Роль имени прилагательного в предложении | | | | Окончания имён прилагательных, их разряды, полные и краткие формы слов данной части речи, синтаксическая роль | Владеть знанием определение им. прилагательного как части речи, уметь объяснять морфологические особенности качественных, относительных, притяжательных прилагательных | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | Распознавать имя прилагательное как часть речи и член предложения | | |
49,50,51,52 | Словообразование имён прилагательных | | | | Основные способы словообразования имён прилагательных (повторение). Словообразовательные цепочки. Имена прилагательные-паронимы. Словари-паронимов | Владеть знанием об образовании имен прилагательных | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | Повторить все известные способы морфологического образования слов на примере анализа имён прилагательных. Тренироваться в опознавании разных способов образования имён прилагательных и в определении словообразовательного значения словообразующих суффиксов. Учиться правильно употреблять в речи паронимы (без введения термина), учитывая их смысловые различия (соседний — соседский, дождливый — дождевой и т. д.). Совершенствовать умение работать с толковым словарём при определении лексического значения слов-паронимов. Строить словообразовательную цепочку и доказывать тем самым морфемное строение слова | | |
53,54 | Правописание сложных прилагательных | | | | Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных | Правильно писать сложные имена прилагательные | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило, пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста | Знать случаи употребления дефиса (уметь перечислить, привести примеры; слова типа машиностроительный и машинно-тракторный даются в сопоставлении) | | |
55 | Контрольная работа по грамматике № 5 (имя существительное, имя прилагательное) | | | | Проверка знаний, работа над ошибками | Проверять знания | Проводить самоанализ | Выделять в предложении словосочетания с прилагательными; определять часть речи; проводить морфологический разбор прилагательных; вычленять основу предложения; определять члены предложения, выраженные именами существительными и именами прилагательными | | |
56,57,58,59 | Правописанием н и нн в прилагательных, образованных от существительных | | | | Орфографические правила и исключения написания н и нн в прилагательных | Правильно писать н и нн в прилагательных, образованных от существительных | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | Иметь представление о тех группах слов, в которых есть суффиксы -ан- (-ян-), -онн- (-енн-), -ин-, -н-. Осмысливать значение этих суффиксов, дифференцировать их; сознательно употреблять при письме соответствующие слова. Использовать орфографический словарь | | |
60,61,62 | Употребление имён прилагательных в речи | | | | Роль прилагательных в достижении точности и выразительности речи. Прилагательные синонимы и антонимы. Переносное значение прилагательных в художественном тексте | Рассматривать синтаксическую роль им. прилагательных.; формировать Уметь правильно употреблять имена прилагательные в речи. | Правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи. | Иметь представление о роли имён прилагательных в достижении точности и выразительности речи. Наблюдать за использованием имён прилагательных в создании эпитетов. Тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учётом лексического значения многозначного имени прилагательного. Иметь представление о переходе некоторых имён прилагательных в разряд существительных (столовая, кладовая). Овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нём переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов. Использовать соответствующие словари | | |
63,64 | Произношение имён прилагательных | | | | Нормы произношения в области имён прилагательных | Правильно произносить имена прилагаельные | Правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи. | Учиться правильно произносить употребительные в речи прилагательные, особенно в краткой форме, усвоив конкретное правило. Отрабатывать правильное произношение прилагательных в форме сравнительной степени. Выразительно читать тексты, соблюдая нормы произношения. Использовать орфоэпический словарь | | |
65 | РР.Текст. Повторение: «данное» и «новое» в предложениях текста | | | | «Данное» и «новое» в предложениях текста (повторение). Способы развития мысли в тексте или способы связи предложений: последовательный (или цепной) и параллельный | Находить в предложениях «данное» и «новое» | Составлять предложения, используя «данное» и «новое» | Находить «данное» и «новое» в предложениях текста. Определять способ связи предложений во фрагментах текста | | |
66 | РР.Средства связи предложений в тексте | | | | Лексический повтор, местоимение, синоним как средства связи. Употребление последовательной связи в текстах разных стилей | Определять средства связи предложений в тексте | Создавать собственные тексты подобного типа | Находить в текстах научного, делового стилей группы предложений, связанных последовательной связью с повтором, в текстах художественного стиля — с повтором и местоимением. Составлять небольшие тексты с последовательной связью | | |
67 | РР.Употребление параллельной связи предложений в тексте с повтором | | | | Параллельная связь предложений в тексте. Лексический повтор при параллельной связи как стилистический приём, повышающий выразительность речи | Употреблять параллельной связи предложений в тексте с повтором | Создавать собственные тексты подобного типа | Замечать в исходном тексте и сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые и речевые средства, в частности параллельную связь с повтором | | |
68 | РР.Всё о повторе | | | | Повтор — норма (средство связи); повтор — стилистический приём; повтор — недочёт. Способы предупреждения повтора-недочёта | Составлять фрагменты текста с экспрессивным повтором. | Редактировать тексты с повтором-недочётом | Составлять фрагменты текста с экспрессивным повтором. Редактировать тексты с повтором-недочётом (анализ изложения) | | |
69 | РР.Контрольная работа № 6. Изложение текста с экспрессивным повтором «Тоска по Москве»; его анализ | | | | Контрольная работа | Писать изложение | Проверять свои знания | Излагать текст, сохраняя экспрессивный повтор. Проанализировать ошибки при изложении текста | | |
70,71 | Роль глагола в предложении | | | | Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол как части речи». Глагол в предложении и тексте. Употребление частотных глаголов в устной и письменной речи | Повторять основные сведения о частях речи. | Различать части речи | Обобщить, систематизировать знания о глаголе как части речи, тренироваться в распознавании слов этой части речи в предложении и тексте, в правильном и уместном употреблении некоторых частотных глагольных словоформ | | |
72,73,74 | Словообразование глаголов | | | | Основные морфологические способы образования глаголов. Словообразовательное значение приставок в глаголах, образованных приставочным способом. Морфемный разбор с опорой на семантико-словообразовательный анализ слова | Образовывать глаголы | Правильно указывать способ образования глаголов | Знать основные морфологические способы образования существительных, прилагательных и глаголов. Тренироваться в умении определять словообразовательное значение приставок в глаголах, образованных приставочным способом. Совершенствовать умение морфемного разбора с опорой на семантико-словообразовательный анализ слова | | |
75,76,77,78 | Правописание приставок пре- и при- | | | | Орфографические правила и исключения. Семантическая основа выбора написания данных приставок. Правописание слов с неясной этимологией и заимствованных слов | Владеть правописанием приставок пре- и при- | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | Понимать, что употребление приставок пре- или при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания). Учиться правильно писать слова с затемнённой этимологией и слова иноязычного происхождения. Использовать орфографический словарь | | |
79 | Буквы ы — и в корне после приставок | | | | Орфографические правила и исключения | Владеть правописанием корней с чередованием букв ы-и | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | Опознавать группу этих слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких — вместо и пишется буква ы. Использовать орфографический словарь | | |
80 | Контрольная работа ¹ 7 по словообразованию | | | | Проверка знаний | Проверять знания | Проводить самоанализ | Проверить знание основных способов образования существительных, прилагательных и глаголов; владение морфемно-словообразовательным анализом; способность соотносить словообразовательные модели с конкретными словами | | |
81,82,83 | Употребление глаголов в речи | | | | Роль глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи. Глагол в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи. Глаголы-синонимы в речи. Фразеологизмы с глаголами в переносном значении. Глаголы в настоящем времени при описании событий прошлого, а также будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего. Глаголы в этикетных формах выражения просьбы. Анализ художественного текста с выявлением особенностей употребления в нём глаголов в разных формах | Рассматривать синтаксическую роль глаголов. Уметь правильно употреблять глаголы в речи. | Правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи. | Иметь представление о роли глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи. Наблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значениях в разговорной и художественной речи. Тренироваться в уместном и точном использовании глаголов-синонимов в речи. Понимать значение наиболее употребительных фразеологизмов, в которых использован глагол в переносном значении; точно и уместно употреблять эти фразеологизмы в речи. Наблюдать за выразительным использованием глаголов в настоящем времени при описании событий прошлого, а также за употреблением будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего. Правильно употреблять глаголы в этикетных формах выражения просьбы. Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов). Тренироваться в уместном и точном использовании глаголов-синонимов в речи. Понимать значение наиболее употребительных фразеологизмов, в которых использован глагол в переносном значении; точно и уместно употреблять эти фразеологизмы в речи. Наблюдать за выразительным использованием глаголов в настоящем времени при описании событий прошлого, а также за употреблением будущего времени глагола вместо настоящего и прошедшего. Правильно употреблять глаголы в этикетных формах выражения просьбы. Совершенствовать умение работать с разными типами лингвистических словарей (толковым, синонимов, антонимов). Овладевать навыками анализа художественного текста, выявляя особенности употребления в нём глаголов в разных формах | | |
84.85 | Произношение глаголов | | | | Произношение глагольных форм. Ударение в глаголах | Правильно произносить глаголы | Правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи. | Уметь произносить употребительные глагольные словоформы. Использовать орфоэпический словарь | | |
86 | Контрольная работа ¹ 8 по орфоэпии | | | | Проверка знаний | Проверять знания | Проводить самоанализ | Проверяются основные умения в области орфоэпии (существительные, прилагательные, глаголы) | | |
87,88,89 | «Проверьте свою подготовку по орфографии» | | | | Правописание имён существительных, имён прилагательных и глаголов (обобщение и систематизация изученного) | Обнаруживать орфограммы в процессе письма как условие успешного развития орфографической зоркости | Распознавать в словах орфограммы | Обобщить и систематизировать знания по данному разделу, проверить уровень соответствующих умений и навыков | | |
90,91 | Контрольная работа № 9 — диктант и работа над ошибками | | | | Проверка знаний, работа над ошибками | Проверять знания | Проводить самоанализ | Проверить усвоение правописания приставок (особенно пре- и при-), а также ранее изученный материал по орфографии и пунктуации | | |
92,93 | Контрольная работа № 10 по лексике. Анализ работы | | | | Проверка знаний, работа над ошибками | Проверять знания | Проводить самоанализ | Проверить знания и умения по лексике и фразеологии; знание наизусть небольших отрывков из поэтических произведений; умение проводить орфоэпический анализ имён существительных и прилагательных | | |
94,95,96,97,98 | Что такое причастие | | | | Место причастия в системе частей речи. Причастие и его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Суффиксы причастий. Грамматические и семантические различия причастия и прилагательного | Повторять основные сведения о частях речи. | Различать части речи | Знать основные признаки причастия и его типичные суффиксы. Объяснять, какие языковые признаки глагола и прилагательного свойственны причастию. Определять глагол, от которого образовано причастие, выделять глагольный суффикс, а также суффикс причастия, окончание и возвратный суффикс -ся (-сь). Иметь представление о семантических различиях прилагательного и причастия (чёрный — чернеющий, черневший, старый — стареющий). Опознавать определяемое слово и причастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам. Тренироваться в синонимической замене причастия придаточным (который + глагол): поспевающий крыжовник — крыжовник, который поспевает; понимать, какое слово этого оборота передаёт признаки глагола, свойственные причастию, а какое слово передаёт признаки прилагательного, свойственные причастию. Правильно согласовывать причастие в словосочетаниях типа «прич. + сущ.»; употреблять на письме соответствующее окончание причастия | | |
99,100,101 | Причастный оборот | | | | Признаки причастного оборота. Определяемое слово и зависимые от причастия слова. Обособленные и необособленные определения, выраженные причастными оборотами | Различать определяемое слово и зависимые от причастия | Правильно употреблять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом | Знать языковые признаки причастного оборота. Различать определяемое слово и зависимые от причастия слова. Выделять в предложении словосочетания типа «прич. + @сущ.» и «@прич. + нареч.». Правильно употреблять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом | | |
102,103,104,105,106,107 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | | | | Действительные и страдательные причастия и их образование. Правописание суффиксов этих причастий | Владеть знанием об образовании причастий | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | Понимать смысловые, структурные и грамматические различия действительных и страдательных причастий. Знать, как образуются действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Объяснять, от основы какого глагола образовано причастие и с помощью какого суффикса. Объяснять правописание суффиксов причастий. По суффиксу определять морфологические признаки причастия и особенности его образования (спряжение глагола, возвратность и другие признаки). Совершенствовать умение безошибочно определять глагол, от которого образовано причастие | | |
108,109,110,111 | Полные и краткие причастия | | | | Сходство и различие полных и кратких причастий. Их синтаксические функции. Произношение полных и кратких причастий | Находить полные и краткие причастия в тексте. | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило, пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста | Понимать сходство и различие полных и кратких причастий. Знать, какую синтаксическую функцию выполняют краткие и полные причастия в предложении. Определять синтаксическую роль полных и кратких причастий. Используя орфоэпический словарь, определять правильное произношение полных и кратких причастий | | |
112 | Морфологический разбор причастий (закрепление) | | | | План, образцы и примеры устного и письменного морфологического разбора причастия | Рассказывать о причастии по предложенному план | Корректно квалифицировать причастный оборот как «обособленное определение, выраженное причастным оборотом» | Рассказывать о причастии по предложенному плану, определяя особенности образования причастия, постоянные и непостоянные морфологические признаки, его синтаксическую роль. Учиться корректно квалифицировать причастный оборот как «обособленное определение, выраженное причастным оборотом» | | |
113 | Контрольная работа ¹ 11 по морфологии | | | | Проверка знаний | Проверять знания | Проводить самоанализ | Проверить усвоение темы «Причастие» | | |
114,115,116,117 | Буквы н и нн, в причастиях | | | | Соответствующее орфографическое правило и его применение | Правильно писать н и нн в причастиях | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | Распознавать причастия, знать суффиксы причастий (-енн-, -нн-), различать полную и краткую формы причастий | | |
118,119,120 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | | | | Соответствующее орфографическое правило и его применение | Правильно писать не с причастиями | Распознавать в глаголах данную орфограмму | Сформировать навык определения зависимых от причастия слов и навык разграничения полной и краткой формы причастий, поскольку основа правила грамматическая | | |
121,122 | РР.Повествование художественного и разговорного стилей | | | | Детализация действия в художественном повествовании. Различные способы выражения действия (повторение изученного в 5 классе). Строение повествования с двумя (или несколькими) действующими лицами. Включение в повествовательный текст описательных и оценочных фрагментов для повышения выразительности и эмоциональности высказывания | Владеть знанием о повествовании, уметь определять данный тип речи. | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | Находить в текстах художественных произведений повествовательные фрагменты; анализировать способы выражения действия. Создавать и совершенствовать повествовательные тексты. Пересказывать (устно) повествовательные тексты разговорного или художественного стиля, сохраняя изобразительные и оценочные средства. Создавать устные и письменные тексты | | |
123 | РР.Рассказ как один из жанров художественного повествования | | | | Композиция рассказа: вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение | Составлять собственные тексты подобного типа | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | Проводить содержательно-композиционный анализ текста в жанре рассказа (определять тему, основную мысль, находить в тексте композиционные части: вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение) | | |
124,125 | РР.Контрольная работа № 12. Изложение текста по рассказу Б. Васильева «Как спасали крысу» | | | | Проверка знаний, работа над ошибками | Писать изложение | Проводить самоанализ | Уметь составлять план текста, отражая в нём композицию рассказа. Писать по плану изложение, сохраняя в нём характерные для художественного текста языковые средства | | |
126,127 | РР.Повествование делового и научного стилей | | | | Особенности строения инструктивного повествования: отсутствие указания на обобщённое лицо; употребление различных глагольных форм для выражения действия; использование при параллельном способе связи дополнительных языковых средств, подчёркивающих последовательность действий (затем, после этого и др.), а при последовательном способе связи с той же целью — деепричастных оборотов | Владеть знанием о повествовании делового и научного стилей , уметь определять данный тип речи. | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | Анализировать глагольные формы. Пересказывать (устно или письменно) повествовательный текст типа деловой инструкции с заменой формы глагола. Трансформировать художественное повествование в деловое. Создавать инструктивные тексты делового и научного стилей | | |
128 | РР.Контрольная работа № 13. Сочинение в жанре рассказа. Страничка в коллективный сборник под названием «Однажды...» или «Наши проделки». Анализ сочинения | | | | Сочинение | Писать сочинение | Составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма | Самостоятельно уточнять тему и основную мысль, строить текст, соблюдая композицию рассказа | | |
129,130 | Что такое деепричастие | | | | Основные признаки деепричастия. Глагольные и наречные признаки деепричастия. Суффиксы деепричастия. Опознавание деепричастий в предложении и в тексте | Повторять основные сведения о частях речи. | Различать части речи | Знать основные признаки деепричастия и его типичные суффиксы. Различать причастия и деепричастия. Объяснять, какие языковые признаки глагола и наречия свойственны деепричастию. Определять глагол, от которого образовано деепричастие, выделять глагольный суффикс, суффикс деепричастия, а также возвратный суффикс -ся (-сь). Опознавать деепричастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам | | |
131,132,133 | Деепричастный оборот | | | | Языковые признаки деепричастного оборота. Знаки препинания при деепричастном обороте. Различение деепричастных и причастных оборотов | Узнатваь языковые признаки деепричастного оборота. Опознавать деепричастный оборот | Правильно употреблять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом | Знать языковые признаки деепричастного оборота. Опознавать деепричастный оборот и уметь правильно употреблять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Различать деепричастный и причастный обороты. Учиться корректно квалифицировать деепричастный оборот как «обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом» | | |
134,135 | Правописание не с деепричастиями | | | | Не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами | Правильно писать не с деепричастиями | Распознавать в глаголах данную орфограмму | Осознавать общность правил правописания не с глаголами и деепричастиями | | |
136,137,138,139 | Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида | | | | Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида | Владеть знанием об образовании деепричастий | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | Понимать смысловые, структурные и грамматические различия деепричастий совершенного и несовершенного вида. Знать, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида. Объяснять, от основы какого глагола образовано деепричастие и с помощью какого суффикса. По суффиксу определять морфологические признаки деепричастия и особенности его образования. Рассказывать о деепричастии по предложенному плану, определяя особенности образования деепричастия, его постоянные признаки, синтаксическую роль. Понимать сходство и различия в образовании и морфологических признаках причастий и деепричастий. Совершенствовать умение различать причастия и деепричастия, а также отличать деепричастия от других частей речи (играя — молодая, устав (от устать) — военный устав) | | |
140 | Контрольная работа ¹ 14 — диктант | | | | Проверка знаний, работа над ошибками | Писать диктант | Проводить самоанализ | Проверить усвоение правописания не с разными частями речи, употребление н и нн в прилагательных и причастиях. Пунктуация в предложениях с причастными и деепричастными оборотами | | |
141,142,143,144 | Употребление причастий и деепричастий в речи | | | | Роль причастия и деепричастия и соответствующих оборотов в текстах. Причастия и отглагольные прилагательные. Деепричастия во фразеологизмах | Уметь правильно употреблять причастия и деепричастия в речи. | Правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи. | Иметь представление о роли причастий в текстах разных стилей. Понимать, что способность причастия передавать признак предмета как действие является выразительным средством в художественном тексте. Наблюдать за использованием причастий в художественных текстах. Иметь представление о переходе некоторых причастий в разряд прилагательных (рассеянный человек) и об использовании этих слов в составе фразеологических оборотов. Учиться правильно употреблять в речи однокоренные слова типа висящий — висячий, горящий — горячий. Понимать, что способность деепричастия «дорисовывать движение» является выразительным средством в художественном тексте. Тренироваться в точном и уместном употреблении фразеологизмов, имеющих в своём составе деепричастия. Совершенствовать навыки анализа художественного текста, выявляя особенности употребления в нём причастий и деепричастий | | |
145,146 | Произношение глаголов, причастий, деепричастий | | | | Нормы произношения в области глаголов, причастий, деепричастий | Правильно произносить глаголов, причастий, деепричастий | Правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи. | Отрабатывать правильное ударение в полных и кратких причастиях страдательного залога прошедшего времени. Совершенствовать умения выразительно читать художественные тексты с соблюдением норм орфоэпии. Использовать орфоэпический словарь | | |
147 | Контрольная работа ¹ 15 по орфоэпии | | | | Проверка знаний, работа над ошибками | Проверять знания | Проводить самоанализ | Проверить навыки правильного произношения глаголов, причастий и деепричастий | | |
148,149 | «Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации» | | | | Правописание причастий и деепричастий (закрепление) | Обнаруживать орфограммы в процессе письма как условие успешного развития орфографической зоркости | Распознавать в словах орфограммы | Обобщающе-закрепительные занятия, тренировочно-контрольные работы, позволяющие видеть, как усвоены правила употребления не с изученными частями речи | | |
150,151 | Контрольная работа № 16 по морфологии. Анализ работы | | | | Проверка знаний, работа над ошибками | Проверять знания | Проводить самоанализ | Проверяется усвоение темы «Причастие и деепричастие» | | |
152,153 | РР.Описание места | | | | Строение текста этого типа речи: Д — г д е? — Н — ч т о? Д = 0 (нулевое) — Н — ч т о? Способы связи предложений: последовательный и параллельный. Способы выражения «данного» — наречия и предложно-падежные конструкции со значением места. Предупреждение повтора глаголов стоит, находится. Способы правки неудачно построенного текста. Наличие определительных словосочетаний в «новом», в том числе выраженных причастными оборотами, как показатель изобразительности речи. Изменение порядка слов в текстах этого типа (Д — ч т о? — Н — г д е?) как средство перемещения акцента с предметов на их местоположение | Составлять собственные тексты подобного типа | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | Анализировать и характеризовать фрагменты текста типа «описание места». Строить фрагменты текста типа «описание места» с использованием последовательной и параллельной связи Редактировать текст с повтором-недочётом. Тренироваться в усилении изобразительности речи (заменять глаголы, вставлять определения-причастия и прилагательные). Создавать фрагменты текста со значением описания места | | |
154,155 | РР.Контрольная работа № 17. Соединение в тексте описания предмета и описания места. Сочинение по картине (фотографии) «Кабинет Пушкина (или Лермонтова)» | | | | Проверка знаний по теме «Типы речи» | Анализировать текст с разными типами речи | Прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника | Анализировать и создавать тексты с описанием места и предмета. Анализировать свои ошибки, совершенствовать тексты | | |
156 | Что обозначает имя числительное | | | | Имя числительное как часть речи. Культура речи. Количественные и порядковые числительные. Правильное построение и употребление словосочетаний с числительными типа пара, двое в устной и письменной речи. Трансформация чисел в слова на письме | Объяснять грамматическое значение предметности имени числительного; владеть знанием ь, чем отличается имя существительное .от других частей речи. | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | Иметь представление о понятии числа и научиться отличать имена числительные от других слов, связанных с понятием числа (например, пятак и пять). Знать: а) что обозначают количественные числительные, на какие разряды делятся; б) что обозначают порядковые числительные. Учиться правильно (с точки зрения культуры речи) строить словосочетания типа пара носков, двое чулок и т. д. Совершенствовать при этом умение пользоваться орфоэпическим словарём | | |
157,158,159 | Простые, сложные и составные числительные, их правописание | | | | Простые, сложные и составные числительные. Их отличительные особенности и правописание | Правильно писать сложные и составные имена числиельные | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило, пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста | Различать и правильно писать сложные и составные числительные. Совершенствовать умение правильно писать сложные слова, в состав которых входит числительное (например, двухкилограммовый) | | |
160,161,162 | Количественные числительные, их разряды, склонение, правописание | | | | Правописание и правильное произношение падежных форм количественных числительных в сочетании с существительными. Чтение текстов с числительными с точки зрения правильности и выразительности | Правильно писать количественные имена числительные | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило, пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста | Правильно склонять количественные числительные (в сочетании с существительными, которые к ним относятся). Совершенствовать умение правильно образовывать и писать сложные слова, в состав которых входит имя числительное. Читать правильно (с точки зрения грамматических норм) тексты с именами числительными. Пользоваться орфоэпическим словарём | | |
163,164 | Изменение порядковых числительных | | | | Склонение порядковых числительных в сочетании с существительными. Морфологический разбор имён числительных | Изменять порядковые числительные | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило, пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста | Правильно склонять порядковые числительные в сочетании с существительными, которые к ним относятся, в частности для обозначения дат | | |
165,166,167 | Употребление числительных в речи. Произношение числительных | | | | Правильное и уместное употребление числительных в речи | Правильно и уместно употреблять и произносить числительные в речи | Правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи | Правильно и уместно употреблять числительные в устной и письменной речи. Пользоваться словарями правильности русской речи | | |
168 | Контрольная работа № 18 по морфологии и орфоэпии | | | | Корнтрольная работа | Проверять знания | Проводить самоанализ деятельности | Проверяется умение устно и письменно употреблять числительные в речи | | |
169 | РР.Описание состояния окружающей среды | | | | Строение текста этого типа речи: Д — ч т о? — Н — в к а к о м с о с т о я н и и? Способы выражения состояния. Способ связи предложений | Составлять собственные тексты подобного типа | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | Анализировать фрагменты текста со значением состояния окружающей среды. Стилистическая трансформация текста; создание этюдов, лирических зарисовок | | |
170 | РР.Контрольная работа № 19. Соединение в тексте описания места и описания состояния окружающей среды. Сочинение по картине И. И. Левитана «Лесистый берег» | | | | Проверка знаний по теме «Типы речи» | Анализировать текст с разными типами речи | Прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника | Подбирать языковые средства, нужные для художественного описания состояния природы; систематизировать рабочие материалы и использовать их в своём сочинении | | |
171,172 | Какие слова называются местоимениями | | | | Местоимение как часть речи | Объяснять грамматическое значение местоимения, владеть знанием , чем отличается местоимение от других частей речи. | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | | |
173,174 | Разряды местоимений по значению | | | | 8 разрядов местоимений по значению | Владеть знанием о разрядах местоимений по значению. Уметь различать данные местоимения | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | | |
175 | Личные местоимения | | | | Личные местоимения и их характерные особенности. Местоимения 3-го лица в роли притяжательных с синтаксической ролью определений (ч е й?). Морфологический разбор местоимений | Владеть знанием о данном разряде местоимения по значению. Уметь различать данные местоимения | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | | |
176 | Возвратное местоимение себя | | | | | Владеть знанием о данном разряде местоимения по значению. Уметь различать данные местоимения | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | | |
177 | Притяжательные местоимения | | | | Притяжательные местоимения: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | Владеть знанием о данном разряде местоимения по значению. Уметь различать данные местоимения | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | | |
178 | Указательные местоимения | | | | Указательные местоимения: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | Владеть знанием о данном разряде местоимения по значению. Уметь различать данные местоимения | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | | |
179 | Определительные местоимения | | | | Определительные местоимения: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | Владеть знанием о данном разряде местоимения по значению. Уметь различать данные местоимения | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | | |
180 | Вопросительно-относительные местоимения | | | | Вопросительно-относительные местоимения: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | Владеть знанием о данном разряде местоимения по значению. Уметь различать данные местоимения | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | | |
181 | Отрицательные местоимения | | | | Отрицательные местоимения: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Правописание местоимений этой группы | Владеть знанием о данном разряде местоимения по значению. Уметь различать данные местоимения | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | | |
182,183,184 | Неопределённые местоимения | | | | Неопределённые местоимения: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Правописание данной группы слов | Владеть знанием о данном разряде местоимения по значению. Уметь различать данные местоимения | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | | |
185,186,187 | Употребление местоимений в речи. Произношение местоимений | | | | Местоимения в устной и письменной речи | Правильно и уместно употреблять в речи и произносить местоимения | Правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи | | |
188,189,190 | «Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации» | | | | Итоговое повторение и обобщение материала по орфографии и пунктуации 6 класса | Обнаруживать орфограммы в процессе письма как условие успешного развития орфографической зоркости | Распознавать в словах орфограммы | | |
191,192 | Контрольная работа № 20 — диктант и анализ ошибок | | | | Проверка знаний, работа над ошибками | Писать диктант | Проводить самоанализ | | |
193,194 | РР.Соединение разных типовых фрагментов в текстах | | | | Соединение разных типовых фрагментов в текстах о природе (повествования, рассуждения, описания места, предмета, состояния окружающей среды) | Соединять типы речи в одном тексте | Прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника | Сохранять в изложении типологическую структуру текста и наиболее выразительные языковые средства | | |
195,196 | РР.Контрольная работа № 21. Изложение «Речкино имя». Анализ изложения | | | | Проверяется умение сохранять при пересказе сложное типологическое строение текста, использовать изобразительные и выразительные языковые средства, встретившиеся в исходном тексте | Анализировать текст с разными типами речи | Прогнозировать содержание текста по заголовку | | | |
197,198,199,200,201,202,203,204 | Повторение | | | | Повторение изученного Повторять и закреплять материал за курс 6 класса | Проверять полученные знания Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | Самостоятельно подбирать примеры на изученное правило | Различать основные орфограммы: корень, приставки, н и нн в суффиксах прилагательных и причастий, правописание местоимений, не с разными частями речи | | |